план работы по безопасности
учебно-методический материал по обж
Предварительный просмотр:
План работы «Формирование основ безопасности
у детей дошкольного возраста»
составлен на основе материалов
(Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой)
Цель: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников посредством формирования у ребенка навыков адекватного безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Задачи:
1.Формирование ценностей здорового образа жизни.
2.Формирование основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
3.Формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Формы
- Основной формой реализации данной технологией является НОД (непосредственно образовательная деятельность, проводимая не реже 1 раза в месяц);
- Ситуации общения педагога и детей в режимных моментах;
- Совместная игровая деятельность воспитателя с детьми
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. Она даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми делают возможным освоение. Казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игра - моделирующая реальность, является эффективным средством её осознания. Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности широко используются мною в области обучения и образования.
Методы игрового обучения:
- моделирование игровых проблемно-практических ситуаций
- имитационно-игровые упражнения
- игровое моделирование
- тренинги и другие.
Тематические блоки по освоению детьми основ безопасности жизнедеятельности:
- «Ребёнок и его здоровье»;
- «Ребёнок и другие люди»;
- «Ребёнок на улицах города»;
- «Ребёнок дома»;
- «Ребёнок и природа».
В раздел «Ребенок и другие люди» включено особое содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни. Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т.д.). При этом детей учат приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (и отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. С детьми проводятся игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).
Раздел «Ребенок и природа» позволяет донести до детей представления о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на живой природе (уничтожаются леса, истребляются звери, птицы, рыбы, загрязняются вода и почва), а в свою очередь все это представляет определенную угрозу здоровью человека.
Раздел «Ребенок дома» раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей. Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и здоровья детей:
• Предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Это спички, газовая плита, печка, электрическая розетка, некоторые электроприборы, а также открытые окна и балконы. Ни при каких условиях ребенок не должен самостоятельно пользоваться этими предметами. Здесь уместны прямые запреты, дополняются они объяснениями последствий от неумелого обращения.
• Предметы (иголка, ножницы, нож, вилка), требующие в зависимости от возраста детей организации специального обучения и выработки навыка пользования.
• Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты. Правила хранения и недопустимость взаимодействия детей с этими предметами являются содержанием работы педагогов с родителями.
Раздел «Здоровье ребенка» направлен на формирование у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом, используя эмоционально увлекательные формы. Педагог должен способствовать формированию у детей понимания ценностей здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, о значении профилактики заболеваний, о различных видах закаливания и оздоровительных мероприятиях: дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витаминотерапии, гимнастике.
• доступной форме детям рассказывают о том, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма.
Педагог должен рассказать, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены (мыть руки после туалета, при кашле и чихании прикрывать рот и нос рукой или носовым платком).
Детям сообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях и их возбудителях. Предлагают под микроскопом рассмотреть капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Объясняют ребенку, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и выполнять все его предписания по приему лекарств.
Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах (порезах, ожогах, ссадинах, укусах и др.), объясняет, что при этом необходимо обратиться к взрослому за помощью и рассказать ему все, что произошло. Обсуждают с детьми, какую первую помощь каждый может оказать себе сам (растереть обмороженное место рукавичкой: пошевелить пальцами, попрыгать, если замерзли ноги: переодеться, если промок; приложить холодный компресс, если ушиб ногу, руку, и т.п.).
Основным условием работы по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка» авторы считают профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением.
Негативное влияние на эмоциональное состояние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже состояние оказаться в центре внимания и т.п.). Поэтому авторы программы ориентируют взрослых на внимательное отношение к этим явлениям у детей, предлагая им рассказать о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: весной ходить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном месте и т. д.
Важно научить детей способам выхода из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор и драк. Необходимо также создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций (использовать беседу, игру-драматизацию), научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.
Работа по разделу «Ребенок на улицах города» проводится через знакомство детей с правилами поведения на улицах города. Детям объясняют необходимость соблюдения правил и рассказывают об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими, что для этой цели существуют правила дорожного движения. Ими регулируется поведение пешеходов и водителей, объясняют, что дорожные знаки помогают и пешеходам, и водителям ориентироваться на улицах города. Ребят знакомят с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, предписывающими, информационно-указательными) и светофором, рассказывают об их назначении, учат ориентироваться на них при «движении» (в играх с макетом города, в игровых ситуациях-загадках, в самостоятельной игровой деятельности с использованием велосипеда, самоката, детского автомобиля).
Реализация содержания программы обеспечивается комплектом рабочих тетрадей с цветными иллюстрациями, разрезным материалом.
Ожидаемые результаты. Дети не только знают, рассказывают, как надо правильно себя вести в тех или иных ситуациях, но и стараются осознанно выполнять большинство правил безопасного поведения. Способом проверки усвоенного содержания программы является педагогическая диагностика 2 раза в год (начальная и итоговая), которая осуществляется методом наблюдения и беседы.
Подведение итогов реализации программы являются праздники и развлечения, которые организуются в детском саду по тематическим блокам, а также выставки рисунков на тему
«Безопасность».
Учебно-тематический план
Первая младшая группа
Тема | Количество | Пособие | |
/п | НОД | ||
1 | Предметы,требующие осторожного | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
обращения | методич. пособие. Стр. 26 | ||
2 | Контакты с животными | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 40 | |||
3 | Личная гигиена | 2 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 47 |
4 | Витамины и полезные продукты | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 49 | |||
5 | Конфликты между детьми | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 54 | |||
6 | Одежда и здоровье | 2 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 55 | |||
7 | Игры во дворе | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 59 | |||
ИТОГО: | 9 | ||
Вторая младшая группа |
№ | Тема | Количество | Пособие |
п/п | НОД | ||
1 | Опасные ситуации: Контакты с | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
незнакомыми людьми на улице | методич. пособие. Стр. 19 | ||
2 | Пожар | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 28 | |||
3 | Балкон, открытое окно и другие | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
бытовые опасности | методич. пособие. Стр. 31 | ||
4 | Будем беречь и охранять природу | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 35 | |||
5 | Конфликты между детьми | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 54 | |||
6 | В городском транспорте | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 56 |
7 | Дорожные знаки | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 57 | |||
8 | К кому можно обратиться за | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
помощью, если ты потерялся на улице. | методич. пособие. Стр. 63 | ||
9 | Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
живѐшь? | методич. пособие. Стр. 64 | ||
ИТОГО: | 9 |
Средняя группа | |||
№ | Тема | Количество | Пособие |
п/п | НОД | ||
1 | Внешность человека может быть | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
обманчива. | методич. пособие. Стр. 18 | ||
2 | Как вызвать милицию. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 29 | |||
3 | Использование и хранение опасных | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
предметов. | методич. пособие. Стр. 27 | ||
методич. пособие. Стр. 40 | |||
5 | Скорая помощь. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 30 | |||
6 | Микробы и вирусы. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 40 | |||
7 | Режим дня. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 52 | |||
8 | Опасные участки на пешеходной части | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
улицы | методич. пособие. Стр. | ||
9 | Игры во дворе. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 59 | |||
ИТОГО: | 9 |
Старшая группа | |||
№ | Тема | Количество | Пособие |
п/п | НОД | ||
1 | Предметы, требующие осторожного | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
обращения. | методич. пособие. Стр. 26 | ||
2 | Насильственные действия | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
незнакомого взрослого на улице. | методич. пособие. Стр. 22 | ||
3 | Ребѐнок и его старшие приятели. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
4 | Как устроено тело человека. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
5 | Здоровье и болезнь. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
6 | Пожар. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 28 | |||
7 | Здоровая пища. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 50 |
8 | Спорт. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 53 | |||
9 | Безопасное поведение на улице. | 1 | Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.- |
методич. пособие. Стр. 62 | |||
ИТОГО: | 9 |
Содержание работы
Первая младшая группа
Предметы, требующие осторожного обращения
Программное содержание: предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Контакты с животными
Программное содержание: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
Личная гигиена
Программное содержание: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Витамины и полезные продукты
Программное содержание: рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
Конфликты между детьми
Программное содержание: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерѐдность, извиниться).
Одежда и здоровье
Программное содержание: ребѐнок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.
Игры во дворе
Программное содержание: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.
Вторая младшая группа
Опасные ситуации: Контакты с незнакомыми людьми на улице
Программное содержание: рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
Пожар
Программное содержание: рассказать детям, как правильно себя вести в случае пожара.
Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности
Программное содержание: расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.
Будем беречь и охранять природу
Программное содержание: воспитывать у детей природоохранительное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят еѐ, а какие способствуют еѐ восстановлению.
Конфликты между детьми
Программное содержание: продолжать учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерѐдность, извиниться).
В городском транспорте
Программное содержание: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Дорожные знаки
Программное содержание: научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Учить правилам поведения пешеходов.
К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.
Программное содержание: дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живѐшь?
Программное содержание: дети должны запомнить и твѐрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).
Средняя группа
Внешность человека может быть обманчива.
Программное содержание: объяснить ребѐнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
Как вызвать милицию.
Программное содержание: научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции
«02» (запомнить номер).
Использование и хранение опасных предметов.
Программное содержание: рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведѐнных местах.
Контакты с животными.
Программное содержание: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
Скорая помощь.
Программное содержание: познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить своѐ имя, фамилию и домашний адрес).
Микробы и вирусы.
Программное содержание: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).
Режим дня.
Программное содержание: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения.
Опасные участки на пешеходной части улицы
Программное содержание: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара.
Игры во дворе.
Программное содержание: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.
Старшая группа
Предметы, требующие осторожного обращения.
Программное содержание: предложить детям запомнить основные предметы, опасные для жизни
- здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Насильственные действия незнакомого взрослого на улице.
Программное содержание: рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.
Ребѐнок и его старшие приятели.
Программное содержание: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
Как устроено тело человека.
Программное содержание: познакомить детей с тем, как устроено тело человека.
Здоровье и болезнь.
Программное содержание: научить детей заботиться о своѐм здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Пожар.
Программное содержание: познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.
Здоровая пища.
Программное содержание: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Спорт.
Программное содержание: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.
Безопасное поведение на улице.
Программное содержание: научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
Перечень просмотра мультфильмов
месяц | Тема | Название мультфильма |
Сентябрь | Внешность | « В лесной чаще» 1954г, «Аркадий Паровозов |
человека может | спешит на помощь» «Незнакомец – 1», | |
быть обманчива. | «Незнакомец – 2», | |
Съедобные и | «Смешарики» | |
несъедобные грибы | «Грибы и ягоды»» | |
и ягоды | ||
Октябрь | Как устроено тело | «Малышарики» |
человека. | «Части тела», «Фиксики» «Зубная щётка», | |
Здоровый организм | «Барбоскины» | |
«В здоровом теле здоровый дух» | ||
Ноябрь | Личная гигиена. | «Королева зубная щётка», |
Отношение к | «Уроки тётушки Совы» «Грязнуля», | |
больному | «Фиксики» «Микроволновка», «Спасик» | |
человеку. Бытовые | «Правила безопасного поведения в быту» | |
опасности | ||
Декабрь | Как вызвать | «Бегемот, который боялся прививок», |
милицию, скорую | «Слонёнок и письмо», «Как это случилось?», | |
помощь. Пожар | «Спасик» «Правила поведения при | |
пожаре»1973г., «Фиксики» «Гирлянда» | ||
Январь | Спорт. Игры во | «Приходи на каток», «Волшебная книга |
дворе. Одежда и | МЧС» «Зимний водоём», «Заюшкина | |
здоровье. | избушка», «Кот Леопольд» | |
Конфликты между | ||
детьми | ||
Февраль | Опасные предметы в доме. Опасности на дороге | «Опасная шалость» 1954г., «Смешарики» «Опасные игрушки», серия мультфильмов «Робокар Поли» «Правили ПДД» |
Март | Контакты с | «Верните Рекса» 1975г, «Фиксики» |
животными. | «Микробы» | |
Микробы и вирусы | «Уроки тётушки Совы» «Микробы», | |
«Бродячие животные» | ||
«Смешарики» «Скажи микробам нет» | ||
Апрель | Будем беречь и | «Да здравствует природа!», «На лесной |
охранять природу. | тропе»,«Беги ,ручеёк» 1963г, | |
Взаимодействие в | «Смешарики» «Воздух для вдохновения», | |
природе | «Тревога в лесу» 1990г., «Однажды в лесу» | |
Май | На воде, на солнце | «На воде»(1986г.), «Слонёнок», «Ивашка во |
дворце пионеров» 1981г., «Непослушный | ||
котёнок»1953г. «В синем море, в белой | ||
пене»1984 |
Перечень литературных произведений для чтения детям в течение года в ходе реализации Программы
П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке»,
О. Иоселиани «Пожарная команда»,
С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,
Д. Лапиня, П.Юрциньш «Не шали согнем!»,
Е. Новичихин «Ноль - один»,
М.Поцхишвили «Можно и нельзя»,
Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела».
О. Бедарев «Если бы...»,
Г. Георгиев «Светофор»
Б.Житков «Что я видел»,
Н. Кончаловская «Самокат», С. Маршак «В снег и дождь»,
С. Михалков «Светофор»
Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Посмотрите, постовой»,
Сорокин «Переход»,
В.Семернин «Запрещается разрешается»,
В. Суслов «Есть сигнал для всех закон».
В. Бондаренко «Язык и уши»,
А.Дмитриев «Незнакомая кошка»,
Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра»,
С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык»,
Г. Зайцев «Крепкие-крепкие зубы»,
Л. Зильберг «Полезные продукты»,
В. Левин «Глупая лошадь»,
C.Михалков «Про мимозу»,
И.Семенов «Как стать Неболейкой», К. Чуковский «Мойдодыр».
И. Лешкевич «Гололед»,
Е.Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?», «Находчивый Дима».
B. Берестов «Про машины»,
Б. Житков «Как в Москве на улице»,
Б.Заходер «Шофер»,
М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице»,
С.Михалков «Скверная история», «Моя улица»,
Н.Носов «Милиционер»,
Я.Пишумов «Дорожная азбука», «Азбука города»,
О.Бедарев «Азбука безопасности»,
А.Дорохов «Зеленый, желтый, красный»,
B.Кожевников «Светофор»,
Н.Кончаловская «Самокат»,
В.Семернин «Запрещается-разрешается».
Экологические познавательные сказки о локомотивчике Чох-Чу
Перечень дидактических игр в течение года в ходе реализации Программы
«Источники опасности»;
«Знаешь ли ты?»;
«О чём говорит светофор?»;
«Четвёртый лишний»;
«На прогулке»;
«Телефое»;
«Пожар»;
«Игра-дело серьёзное»;
«Тротуар и дети»;
«Кто больше назовёт действий»;
«Что?Где?Когда?»;
«Одень куклу»;
«Соедини по точкам»;
«Мы-спасатели»;
«Разложи по порядку»
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. «Безопасность». Рабочие тетради №№ 1, 2. - Спб.: «Детство-Пресс», 2002.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.:
«Детство-Пресс», 2009.
- «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице.. - Калининград, 1995.
- «Как обеспечить безопасность докшкольников». Конспекты занятий по соновам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.: Просвещение, 1998.
- «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; Под. Ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице». Для среднего и старшего дошкольного возраста. Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.Просвещение, 1998
Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).
Методика проведения диагностики:
1 Тема: «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;
обсуждение конкретных ситуаций;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
2 Тема: «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам;
наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды).
3 Тема: «Ребёнок один дома».
Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?», «Скорая помощь», «Помогите милиция!».
4 Тема: «Здоровье ребёнка».
Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),
«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши» (закаливание, ЗОЖ);
Занятия, беседы, наблюдения.
5 Тема: «Эмоции».
Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;
дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции», тесты.
6 Тема: «Ребёнок на улицах города».
Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и
пассажиры»;
дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки», «Найди ошибку».
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).
Высокий уровень с 16 – 18 баллов
Средний уровень с 13 – 15 баллов
Низкий уровень с 12 баллов
Количественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить
на идеальный балл.
Идеальный балл = количество детей умноженное на 3
Качественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех 3 в столбике умножить на 100 и разделить
на идеальный балл.
Мониторинг результатов освоения детьми образовательной области «Безопасность»
Лист оценки результатов освоения программы достаточный уровень
Ребёнок любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Ребёнок способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Близкий к достаточному уровню ребёнок активен, интересуется окружающим миром, вопросов не задаёт, во многих ситуациях не может самостоятельно действовать, использовать предметы по назначению, в случаях затруднения редко просит о помощи взрослого, иногда не соблюдает общепринятые нормы и правила поведения на улице и в общественных местах.
Недостаточный уровень: ребенок мало интересуется окружающим миром, безынициативен, взрослому вопросов не задаёт, ребёнок не контролирует своё поведение, не знает правил поведения на улице, в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЖ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
план работы гмо Безопасность
может пригодиться при планировании работы городского методобъединения. тема ОБЖ...
"Перспективный план работы по безопасному поведению детей среднего дошкольного возраста"
методический план на учебный год...
Перспективный план работы по безопасности в средней группе
В данной разработке представлен песпективный план обучению детей средней группы по правилам безопасного поведения на улице, природе и дома....
перспективный план работы пожарной безопасности группа среднего дошкольного возраста
перспективный план...
Перспективный план работы по безопасному поведению детей на водных объектах в средней группе
Данный материал содержит перспективный план мероприятий по профилактике безопасного поведения детей на водных объектах в средней группе....