Рабочая программа по изучению ПДД для детей от 2 до 6 лет «Азбука пешехода»
рабочая программа по обж
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изучению ПДД для детей от 2 до 6 лет «Азбука пешехода» | 85.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Сказка» муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детского сада «Колокольчик»
Кирсановского муниципального округа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Протокол педсовета № 1 от « 31 » августа 2023 г. | «Утверждаю» Заведующий МБДОУ д/с «Колокольчик» _________________/О.В. Харькова/ приказ № 181 от « 31 » августа 2023 г. |
Рабочая программа
для детей от 2 до 6 лет
«Азбука пешехода»
Составила: воспитатель Анникова Е.Н.
с. Калаис
2023 у.г.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Комплексно –тематическое планирование по обучению правилам дорожного движения.
- Первая младшая группа
- Вторая младшая группа.
- Средняя группа.
- Старшая группа.
Пояснительная записка.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
- создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц; развивающие, сюжетно-ролевые, подвижные игры; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения ит.д.
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 2-6 лет.
Первый этап работы – это уточнение представлений детей о ПДД, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей и уровень их возможностей.
Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. На основе этих результатов организуются групповые занятия, а при необходимости и индивидуальные.
Второй этап – это расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о ПДД, наблюдение за движением транспорта на улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.
Третий этап - формирование сознательного отношения к соблюдению Правил ДД, чувства ответственности. Внимательный и углубленный анализ в сочетании с беседами, наблюдениями должен приводить детей к мысли, насколько важно соблюдать ПДД.
Четвертый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам ДД эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.
Пятый этап – изучение полученных знаний и умений по ПДД проводится в конце года. Это необходимо для того, чтобы определить эффективность проведенной работы.
Комплексно-тематическое планирование по обучению правилам дорожного движения.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Содержание образовательного процесса
Задачи:
1. Учить детей различать грузовые и легковые автомобили.
2. Знакомить детей с автобусом и грузовым автомобилем. Дать представление о назначении автобуса и основных частях грузовика.
3. Давать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепить знание цветов: желтый, красный, зеленый.
4. Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней, стремление освоить ее основы.
Дети. Знакомы с видами транспорта (автобус, грузовик, трамвай, поезд, легковая машина); умеют называть и различать составные части транспорта (руль, колеса, кабина, кузов, двери, окна, вагоны). Имеют представления о том, для чего нужна грузовая машина («На ней перевозят песок, картошку, дрова, капусту») и легковая машина («На ней ездят люди»). Знают профессии людей, управляющих транспортом (машина, шофер). Имеют представления о том, что узкая дорожка для людей, широкая дорожка – дорога для транспорта. Знают цвета: красный, зеленый. Имеют представление о светофоре («Он стоит на дороге и помогает соблюдать порядок, если красный свет горит, «сердится» и не разрешает идти людям через большую дорогу, а зеленый свет горит, он «улыбается» и разрешает перейти дорогу, держа за руку маму или папу»). Дети ориентированы в пространственных отношениях – низ верх, близко, далеко. Знают, что поезд ходит по железной дороге (по рельсам). Имеют представление о скорости: машина едет быстро, машина едет медленно. Знают, как правильно себя вести при катании на санках в зимний период.
Воспитатели. Развивают у детей внимание на различение красного и зеленого цветов. Создают условия для развития у детей наблюдательности (за ездой машин по дороге на прогулке). Знакомят детей с общественными видами транспорта. Закрепляют у детей умения различать на светофоре красный свет, на который «мы стоим», зеленый свет, на который «мы идем». Создают предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с элементарными правилами поведения на дороге.
Родители. Принимают активное участие в закреплении знаний детей, полученных в детском саду. Знают сами, как правильно и безопасно вести себя на дороге. Знают, как правильно переводить ребенка через дорогу. Имеют представление о том, как доступно объяснить ребенку, чем опасна дорога.
Виды непосредственной организованной деятельности:
- рассматривание игрушки-машины;
- наблюдения за сюжетно-ролевой игрой;
- подвижные игры («Машины едут», «Воробышки и автомобиль», «Бегите ко мне» и др.);
- ситуации общения «Из чего состоят машины», Чем опасна дорога зимой»;
- дидактическия игра «Угадай, на чем повезешь»;
- конструирование, рисование «Широкая и узкая дорожки», «Дорога для машин» и пр.;
Сюжетная игра «Мы едем в автобусе» и пр.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Форма | Цели | Содержание | Оборудование | ||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Сентябрь | Вводное | Беседа | Выявлять у детей элементарные знания о ПДД | Педагог задает вопросы по таблице(см. приложения, стр. 145) и заполняет форму | График I года обучения | ||||
Октябрь | Принимаем в гостях куклу Машу | Занятие | Дать детям значение слов: машина, шофер; учить называть составные части машины: руль, колеса; развивать восприятие у детей предметов красного и зеленого цвета. | Педагог знакомит детей с частями машины, объясняет для чего нужен руль, колеса; предлагает выбрать автомобили разного цвета. | Маленькие машины красного и зеленого цвета (по количеству детей), большая машина, кукла. | ||||
Ноябрь | Грузовая машина | Занятие | Учить детей отличать грузовые машины от других; дать понятие, что у грузовой машины есть кузов, в котором можно перевозить песок, игрушки. | Педагог предлагает вспомнить, на какой машине приезжала в гости кукла Маша. Затем обращает внимание на машину груженую песком, предлагает отвезти песок на участок. | Грузовая машина с песком; игрушка заяц; грузовые и легковые автомобили. | ||||
Декабрь | Грузовик | Инсценировка | Развивать память. Воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к игре. | Педагог совместно с детьми проводит инсценировку стихотворения А. Барто | Игрушечный грузовик, кот-игрушка. | ||||
Январь | На чем ездят люди | Занятие | Закрепить знания о том, что на грузовых машинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки, а на легковых машинах ездят люди, дать понятие, что по широкой дороге ездят еще и автобусы, которые могут перевозить много людей. | Педагог показывает картинку, где изображена дорога, а по ней едут машины и автобус. Воспитатель подчеркивает, что по дороге ездят не только гр. И лег. машины, но и автобусы. Дети совместно с педагогом строят большой автобус, который будет перевозить много людей. | Куклы, грузовые и легковые машины; картинка с изображением дороги; конструктор. | ||||
Февраль | Автобус | Сюжетно-ролевая игра | Закрепить у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь. Воспитывать умение играть дружно. | Дети с воспитателем строят из стульчиков автобус. Ведущий ребенок – водитель, остальные – пассажиры. Автобус едет, пассажиры сидят. Автобус останавливается – пассажиры выходят, заходят в автобус и т.д. | Стульчики, игрушечный руль. | ||||
Март | Друг на дороге | Занятие | Знакомить детей с элементарными правилами ДД; познакомить детей со светофором; рассказать о назначении его цветов и светофора в целом, дать детям представления о пространственных отношениях вверху, внизу | Педагог показывает и рассказывает о светофоре. Затем в гости к детям приходит Светофорик , который предлагает поиграть в игру «Красный и зеленый» | Двухцветный светофор, маски светофора, автомобиля, животных на голову; кружочки отдельно с красным и зеленым цветом | ||||
Апрель | На машине | Инсценировка | Создавать у детей положительный эмоциональный настрой | Дети старшей группы показывают инсценировку сказки Н.Павлова «На машине» | Костюмы: заяц, волк, лиса, медведь; игрушечный руль. | ||||
Май | Итоговое | Беседа | Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения | Составление сводной таблицы, подведение итогов | График |
Диагностика достижений детьми планируемых результатов по ПДД
ü Низкий уровень. Дети знают, какой транспорт передвигается на дороге; знают его части; умеют ориентироваться в пространстве.
ü Средний уровень. Знают о назначении светофора в целом; знают, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знают составные части транспорта. Знакомы с работой шофера, машиниста.
ü Высокий уровень. Знают о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; знают назначение каждого цвета светофора. Имеют представление о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Знают, как правильно переходить дорогу.
Вторая младшая группа
Содержание образовательного процесса
Задачи:
1. Закреплять знания детей о пассажирском транспорте и правилах поведения в автобусе.
2. Дополнять представления об автобусе, легковом и грузовом автомобилях. Познакомить с машинами специального назначения.
3. Закреплять представления о сигналах светофора. Закрепить знание цветов: желтый, красный, зеленый.
4. Расширять представления детей о профессии водителя. Формировать интерес к ней, стремление освоить ее основы.
5. Давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.
6. Закреплять представления о правилах перехода через проезжую часть.
Дети. Имеют представления об ориентировке в пространстве. Понимают и употребляют понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Знают о назначении светофора в целом и всех его цветов: красного, желтого, зеленого. Ориентированы в том, чем различаются проезжая часть дороги и тротуар. Знают правила поведения на улице. У детей сформированы знания о том, какой транспорт передвигается по дороге (автобус, троллейбус, маршрутное такси), а какой по рельсам (трамвай), по железной дороге (поезд). Имеют представления, чем отличаются грузовые и легковые автомобили. Дети имеют знания о том, что есть специальные машины (пожарная, скорая, полицейская). Дети знают основные части транспорта (руль, кабина, колеса, кузов, вагоны). У детей имеются знания о работе шофера, машиниста). Дети ориентированы, как правильно вести себя в транспорте, на улице, на проезжей части, на зимней дороге, на тротуаре. Имеют представления о направлениях (вперед, назад, сзади, впереди, налево (слева), направо (справа)). Дети знают элементарные правила дорожного движения (переходить дорогу только на зеленый свет, переходить дорогу по пешеходному переходу). Дети знают, кто такие пешеходы, что им нужно знать при переходе улицы. Имеют представления «Пешеходный переход», «Осторожно: дети».
Воспитатели. Развивают у детей наблюдательность, внимание к движению на дороге. Закрепляют представления детей о правилах дорожного движения через целевые прогулки, осуществляют наблюдение за игрой старших детей. Совершенствуют предметно-развивающую среду, способствующую изучению и закреплению детьми правил дорожного движения.
Родители. Соблюдают правила дорожного движения, знают правила поведения в транспорте, на улице, дороге и закрепляют их с детьми. Владеют информацией о том, что должен знать ребенок о движении на дороге и как ему доступно рассказать. Помогают ребенку развивать внимание и наблюдательность на дороге. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через беседы, чтение художественной литературы, изобразительную деятельность.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема занятия | Форма | Цели | Содержание | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сентябрь | I | Диагностика | Занятие | Определить начальный уровень знаний и навыков по ПДД | Детям предлагается ответить на вопросы по ПДД | Опросник |
II | Какой бывает транспорт | Занятие | Формировать представление о транспорте (автобусе, маршрутном такси, трамвае, грузовых и легковых автомобилях); дать знания о правилах поведения в транспорте | В гости к детям приезжает медвежонок. Дети рассматривают машину и называют ее основные части. Затем медвежонок предлагает иллюстрации с изображением различного транспорта. Дети рассматривают и объясняют для чего он нужен. | Картинки с изображением транспорта, грузовая машина, медвежонок | |
III | Грузовой и легковой транспорт | Беседа | Закреплять умения различать и называть виды транспорта | Дети рассматривают иллюстрации с изображением грузового и легкового транспорта и находят отличия | Иллюстрации: «Грузовой транспорт», «Легковой транспорт» | |
IV | Воробышки и автомобиль | Подвижная игра | Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя | См. приложение | Модели с изображениями птиц, игрушечный руль. | |
Октябрь | I | Грузовая машина | Занятие | Учить детей отличать грузовые машины от других; дать понятие, что у грузовой машины есть кузов, в котором можно перевозить песок, игрушки. | Педагог предлагает вспомнить, на какой машине приезжала в гости кукла Маша. Затем обращает внимание на машину груженую песком, предлагает отвезти песок на участок. | Грузовая машина с песком; игрушка заяц; грузовые и легковые автомобили. |
II | Сложи грузовик из пазлов | Дид. игра | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания. | Дети собирают целую картинку из двух разных частей | Разрезные картинки с изображением грузовика | |
III | Транспорт | Чтение | Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знания о транспорте. | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем обсуждают прочитанное. | Книга М. Пожарского «Машины» | |
IV | Грузовик | Инсценировка | Развивать память. Воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к игре. | Педагог совместно с детьми проводит инсценировку стихотворения А. Барто | Игрушечный грузовик, кот-игрушка. | |
Ноябрь | I | На чем ездят люди | Занятие | Закрепить знания о том, что на грузовых машинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки, а на легковых машинах ездят люди, дать понятие, что по широкой дороге ездят еще и автобусы, которые могут перевозить много людей. | Педагог показывает картинку, где изображена дорога, а по ней едут машины и автобус. Воспитатель подчеркивает, что по дороге ездят не только гр. И лег. машины, но и автобусы. Дети совместно с педагогом строят большой автобус, который будет перевозить много людей. | Куклы, грузовые и легковые машины; картинка с изображением дороги; конструктор. |
II | Красный, зеленый. | Подвижная игра | Закреплять у детей умение различать цвета (красный, зеленый). Развивать умение ориентироваться в пространстве. | Дети – «автомобили». В руках у педагога два флажка. Если он поднимает красный – дети стоят, если зеленый – двигаются по всей группе. | Флажки – красный, зеленый, эмблемы – автомобили, рули. | |
III | Едем в автобусе | Беседа | Знакомить с транспортным средством: автобус. Уточнять представления о некоторых транспортных средствах. Развивать мышление. Воспитывать у детей умение слушать и воспроизводить рассказ педагога. | На столе игрушки – виды транспорта. Проблемная ситуация: на чем можно отправиться в путешествие? Педагог рассказывает об автобусе: «Автобус перевозит людей, водитель находится в кабине, люди в салоне; они – пассажиры». Дети рассматривают картинку и слушают рассказ педагога,.и отвечают с его помощью на вопросы. | Картинка, игрушки: грузовые, легковые машины и автобус. | |
IV | Автобус | Сюжетно-ролевая игра | Закрепить у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь. Воспитывать умение играть дружно. | Дети с воспитателем строят из стульчиков автобус. Ведущий ребенок – водитель, остальные – пассажиры. Автобус едет, пассажиры сидят. Автобус останавливается – пассажиры выходят, заходят в автобус и т.д. | Стульчики, игрушечный руль. | |
Декабрь | I | Знакомство с улицей | Занятие | Закрепить у детей знание о том, что для транспорта существует большая дорога, а для пешеходов-тротуар. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Знакомить с правилами поведения на улице | Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением улицы города и объясняет детям почему по широкой дороге ездят только, машины, а по узкой люди. Затем, используя картинки, знакомит детей с правилами поведения на улице. | Кртинки с изображением части города, светофор, картинки с изображением ситуаций. |
II | Узкая и широкая дороги на улице | Занятие | Дать понятие, что на улице есть дороги широкие, по которым ездят машины, и узкие, по которым ходят дети с папами и мамами; продолжать работу по закреплению умений воспринимать красный и зеленый цвета. | На ковре построены из конструктора широкая и узкая дороги. Педагог предлагает игру, мальчики будут шоферы, а девочки – мамы. Когда поднимает педагог красный кружок, стоят мамы , а когда зеленый - шоферы. | Конструктор, грузовые и легковые машины; куклы; большие круги красного и зеленого цвета. | |
III | Дорожные ситуации | Беседа | Закреплять у детей элементарные знания о поведении на улице. | Дети рассматривают плакаты и отвечают на вопросы: «Где можно играть детям? О чем забыли дети? Кто правильно выбрал место для игры?» | Плакаты с изображением различных дорожных ситуациях. | |
IV | Собери автомобиль | Дид. игра | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Дети собирают целое изображение по образцу из разрезных картинок. | Разрезные картинки с изображением транспорта | |
Январь | I | Как транспорт помогает людям | Беседа | Знакомить детей с видами специализированных машин ( снегоуборочная машина, скорая, пожарная); формировать представление о том, как машины людям помогают, закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешеходов и для шофера | Педагог предлагает назвать транспорт, изображенный на картинках. Затем уточняет и дополняет ответы детей. В заключении играют в игру с машинами Шоферы и пешеходы» | Иллюстрации специализированных машин. |
II | Осторожно, зимняя дорога! | Занятие | Закреплять у детей представления о том, как надо себя вести на проезжей части пешеходу; знакомить детей с правилами поведения на улице и дороге зимой; совершенствовать знания детей об особенностях работы шофера, дать понятие детям о дорожном знаке «Дети» | Педагог предлагает детям посмотреть на картину, с изображением зимней дороги с машинами и людьми. Знакомит с особенностями передвижения по зимней дороге. В гости к детям приходит ребенок старшей группы, одетый шофером и рассказывает о правилах поведения зимой на улице , показывает знак «Пешеходный переход», «Дети» | Картина с изображением зимней дороги, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Шоферы», дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход» | |
III | Гараж | Конструирование | Обучать детей умению создавать из строительного материала конструкции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания. | Дети рассматривают образец, рассказывают о его назначении, выделяют основные части. Педагог объясняет и показывает, как выполнять задание. Дети строят гараж и обыгрывают ситуацию с помощью игрушечной машины. | Строительный материал для конструирования, игрушечные машины. | |
IV | Труд водителя | Беседа | Знакомить детей с трудом водителя, показать его общественную значимость. Закреплять знания детей о грузовом, легковом и пассажирском транспорте. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Педагог: «Назовите машины, которые находятся на столе. Закройте глаза. Чего не стало? Кто управляет этими машинами? Профессия водителя важна и нужна людям. Он рано встает и отправляется на работу, возвращается поздно. Водитель управляет автомобилем, который привозит грузы, людей на работу и домой» | Игрушечные машины. | |
Февраль | I | Друг на дороге | Занятие | Знакомить детей с элементарными правилами ДД; познакомить детей со светофором; рассказать о назначении его цветов и светофора в целом, дать детям представления о пространственных отношениях вверху, внизу | Педагог показывает и рассказывает о светофоре. Затем в гости к детям приходит Светофорик , который предлагает поиграть в игру «Красный и зеленый» | Двухцветный светофор, маски светофора, автомобиля, животных на голову; кружочки отдельно с красным и зеленым цветом |
II | Светофор | Подвижная игра | Познакомить детей с правилами игры. Развивать внимание. | Ведущий поднимает зеленый круг, ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут. Когда поднят красный – тишина. | Макет светофора | |
III | Светофор | Чтение | Закрепить у детей знание о светофоре, его назначении. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать усидчивость, интерес к худ. литературе. | Педагог читает стих, дети слушают, а затем обсуждают прочитанное. | Стихотворение С. Михалкова «Скверная история» | |
IV | Узнай и назови | Дид. игра | Закреплять у детей знания о различных видах транспорта. | Педагог описывает автомобиль, ребенок должен узнать и показать его на картинке. | Иллюстрации – транспортные средства. | |
Март | I | Осторожно - дорога | Занятие | Закрепить знания детей о транспорте; продолжать учить элементарным правилам поведения на улице. | В гости к детям приходит Светофорик, который предлагает вспомнить правила поведения на улице: по улице ходить надо с мамой или папой за руку, не бегать на улице, дорогу переходить только со взрослыми, держась за руку; обращать внимание на цвет светофора. | Светофор, маска светофора, игрушки машины, конструктор. |
II | Дорога для автомобиля | Рисование | Учить детей регулировать силу нажима карандаша. Закреплять представление о том, что машины ездят по широкой дороге. Воспитывать отзывчивость. | Педагог создает проблемную ситуацию: много снега, снегоуборочная машина сломалась. Дети должны заштриховать дороги коричневым и черным карандашом, тогда автомобили смогут ехать. | Бумага, карандаши. | |
III | Моя улица | Беседа | Закреплять у детей знания об улице. Развивать зрительное восприятие. | Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы педагога. | Книга М Дружинина «Моя улица» | |
IV | Зажги свой огонек | Дид. игра | Закреплять у детей знания о светофоре, сигналах, их назначении | Педагог загадывает загадку о цвете светофора, дети «зажигают» этот огонек на своих светофорах. | Макет светофора на каждого ребенка. | |
Апрель | I | Светофор | Рисование | Учить детей рисовать круги красного, желтого и зеленого цветов. Закреплять знания о сигналах светофора. | Дети рассматривают светофор, а затем рисуют его цветными карандашами. | Бумага, карандаши, макет светофора. |
II | Вечер загадок | Развлечение | Обучать детей находить отгадку по описанию. Закреплять представления о грузовых, легковых машинах, автобусе, светофоре. Развивать слуховое восприятие. | Педагог загадывает загадки, дети отгадывают, показывают картинку. | Иллюстрации – легковые и грузовые машины, автобус, светофор. | |
III | Грамотный пешеход | Занятие | Закреплять представление о дорожном знаке «Пешеходный переход», учить правильно переходить улицу, закреплять представления о назначении светофора на дороге; формировать у детей представление об ориентировке на дороге (посмотри на лево, посмотри на право) | Беседа о правилах поведения на улице и дорожных знаках. Проигрывается ситуация: светофорик (игрушка) с ребенком показывают, как правильно переходить улицу и на зеленый свет светофора. | Машины, куклы, светофор, знак «Пешеходный переход», конструктор | |
IV | Мы - пассажиры | Сюжетно-ролевая игра | Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте | Дети строят из стульев автобус, поезд и отправляются в путь. | Стульчики, игрушечный руль. | |
Май | I | Разрешено и запрещено | Занятие | Закреплять знания детей о правилах поведения на дороге и улице, используя сюжетные картинки | В гости к детям приходит кукла и просит рассказать о ПДД. Дети с помощью педагога и сюжетных картинок объясняют как нужно вести себя на дороге и улице. | Сюжетные картинки, кукла. |
II | Сложи машину | Дид. игра | Обучать детей складывать предметы из геометрических фигур | Дети по образцу складывают машину. | Геометрические фигуры – прямоугольники, трапеция, треугольники, круги | |
III | Осторожно, дорога | Целевая прогулка | Учить детей применять полученные знания о правилах дорожного движения на практике, на транспортной площадке детского сада; закрепить правила поведения на дороге, на тротуаре, на улиые; знакомить детей с правилами передвижения на детских велосипедах по тротуару. | Педагог предлагает поиграть в игру «Пешеходы и шоферы». Шоферы на машинах и пешеходы передвигаются по дороге, проигрываются ситуации на каждый свет светофора. | Макеты домов, шапочки для шоферов, коляски с куклами, велосипеды, дорожные знаки, светофор. | |
IV | Итоговое | Диагностика | Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения | Составление сводной таблицы, подведение итогов | Опросник |
Диагностика достижений детьми планируемых результатов по ПДД
ü Низкий уровень. Дети знают, какой транспорт передвигается на дороге; знают его части; умеют ориентироваться в пространстве.
ü Средний уровень. Знают о назначении светофора в целом; знают, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знают составные части транспорта. Знакомы с работой шофера, машиниста.
ü Высокий уровень. Знают о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; знают назначение каждого цвета светофора. Имеют представление о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Знают, как правильно переходить дорогу.
Средняя группа
Содержание образовательного процесса
Задачи:
- Закреплять знания о пассажирском транспорте и правилах поведения в автобусе.
- Дополнять представление об улице новыми знаниями.
3. Формировать представление о том, что разные машины имеют разное предназначение. Познакомить с машинами специального назначения.
4. Добиваться от детей четкого выполнения правил при переходе через проезжую часть.
5. Знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход!, «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!».
Дети. Ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Дети хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперед, вверх, вниз. Имеют представления и видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, как отличить грузовой и легковой транспорт, имеют представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, полицейской машины, скорой помощи. Умеют себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге: переходить дорогу на зеленый свет, только по пешеходному переходу. Дети знают о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Имеют представления о том, люди каких профессий работают на машинах. Знают о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеют представление о его назначении. Имеют представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком и знают особенности движения общественного транспорта на перекрестке. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес. Знают безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двусторонне движение», «Дети».
Педагог. Создает условия в группе для изучения детьми правил дорожного движения через интеграцию всех видов образовательной деятельности. Закрепляет знания детей в дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных играх. Подбирает художественную литературу, видеотеку, которая способствует изучению и закреплению правил дорожного движения. Учит детей ориентироваться на дороге, используя транспортную площадку детского сада и макеты.
Родители. Знают и соблюдают правила дорожного движения. Принимают активное участие в проектной деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, участвуют в праздниках и развлечениях. Знакомят детей с адресом проживания, учат, как безопасно добраться от дома до детского сада. Имеют представления о том, что должен знать ребенок в его возрасте о правилах дорожного движения и знают, что ему рассказать. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема занятия | Форма | Цели | Содержание | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сентябрь | I | Вводное | Беседа | Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках | Диагностика знаний детьми ПДД | график обучения на год |
II | Правила поведения пешеходов | Беседа | Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитывать ответственность | Педагог задает детям вопросы: «кто является пешеходом? Где идут пешеходы? Какой стороны нужно придерживаться? Почему? Как нужно вести себя на улице? Кто на иллюстрации нарушает правила поведения? Как бы вы поступили на их месте?» | Иллюстрации – сюжетные картинки, изображающие пешеходов в различных дорожных ситуациях | |
III | Дорожная азбука | Экскурсия | Знакомить детей с дорожными знаками «Осторожно дети!», «Пункт медицинской помощи», !Телефон», «Пункт питания». Воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах | Педагог проводит экскурсию: «Улицы наши разговаривают, а помогают им в этом дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Какие знаки вы уже знаете? Это «Осторожно дети!» - он красного цвета, предупреждает водителей, чтобы были внимательны, рядом находится детское учреждение» | Два красных флажка | |
IV | Дорожный знак | Рисование | Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. | Дети выбирают любой знак, рисуют. Затем отвечают на вопросы педагога «Какой это знак? Что он обозначает?» | Нарисованные на плотном листе ватмана дорожные знаки, бумага, цветные карандаши | |
Октябрь | I | Доскажи словечко | Словесная игра | Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. Развивать слуховое восприятие | Педагог читает стихотворение, дети досказывают последнее слово | Т.И. Данилова Программа «Светофор», обучение детей дош. возраста ПДД, стр. 187, |
II | Школа пешеходных наук | Беседа | Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода | Педагог рассказывает детям о пешеходном светофоре: «На дорогах с давних пор есть хозяин – светофор. Это пешеходный светофор – у него 2 сигнала – красный и зеленый. Что делает красный человечек? Зеленый? На какой сигнал можно переходить дорогу?» | Два макета светофоров – транспортный и пешеходный | |
III | Три чудесных цвета | Инсценировка | Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Развивать выразительность речи | Дети – огоньки, инсценируют стихотворение «Три чудесных цвета» | Макет светофора, круги: красный, желтый, зеленый | |
IV | Дорожные нарушения | Беседа | Закреплять правила поведения на улице. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации | Дети рассматривают плакаты и отвечают на вопросы педагога: «О чем забыли звери? Почему? Как нужно поступить правильно, чтобы не попасть в беду? Для чего нужно соблюдать ПДД?» | Картинная галерея (плакаты) | |
Ноябрь | I | Мы идем через дорогу. Это должны знать дети | Практическая работа | Закреплять у детей знания Правил дорожного движения | Педагог предлагает детям на выбор две игры: 1. раскрась кружок в красный цвет около тех людей, которые неправильно переходят дорогу, в зеленый – около тех, кто поступает правильно. 2. положи фишку тому ребенку, кто правильно выбрал место для игры. Почему? | Перфокарты «Мы идем через дорогу», «Это должны знать все» |
II | Станция технического обслуживания | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о дорожном знаке «Станция технического обслуживания». Развивать умение складывать целое из частей | Дети складывают целую картинку из шести частей | Дидактическая игра «сложи машину» | |
III | Машины специального назначения | Рассказ педагога | Давать детям представление о машинах специального назначения | Примерный рассказ педагога: «назовите эти машины. Это машины специального назначения. Они оборудованы специальными звуковыми сигналами. На крыше кабины – специальный мигающий фонарь-маячок. эти машины едут на любой сигнал светофора, им все должны уступать дорогу. Куда же они спешат?» | Игрушечные машины специального назначения | |
IV | Угадай дорожный знак | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок | Педагог загадывает загадку, ребенок отгадывает, показывает отгадку, отвечает на вопросы: «Где он находится? О чем нам говорит?» | Иллюстрации – проезжая часть с дорожными знаками | |
Декабрь | I | Машины на нашей улице | Беседа | Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте | Педагог задает детям вопросы: «Назовите пассажирский транспорт. Где мы его ожидаем? Как определить нахождение остановки? Что общего между автобусом и троллейбусом? Чем трамвай отличается от автобуса и троллейбуса? Кем мы становимся, когда едем в автобусе?» | Иллюстрации – пассажирский транспорт |
II | Мы идем через дорогу | Практическая работа | Закреплять у детей знания правильного перехода через дорогу(как обходить автобус, троллейбус и трамвай) | Педагог предлагает детям раскрасить зеленым цветом стрелки, показывающие мальчику, как безопасно обойти автобус; девочке – трамвай, и объяснить свой выбор | Перфокарта «Мы идем через дорогу» | |
III | Водители, на старт! | Игра-соревнование | Развивать ловкость, смекалку, мелкую моторику рук | Задание: быстро намотать шнур на палочку | Игрушечная машина на шнуре, на конце шнура – палочка | |
IV | Собери автомобиль | Настольная игра | Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца | Дети по образцу собирают картинку | Пазлы: автомобиль, грузовик, мотоцикл | |
Январь | I | Умные машины | Настольная игра | Расширять у детей знания о водном, воздушном, наземном транспорте. Развивать речь | Один ребенок собирает вагончики с воздушным транспортом, второй -с водным, 3 – с пассажирским, 4 – с машинами специального назначения | Настольная игра: лото «Транспорт» - водители, дорожно-транспортные происшествия |
II | Труд водителя | Беседа | Расширять у детей знания о труде водителя и причинах дорожно-транспортных происшествий. Закреплять знания о сигналах светофора. Воспитывать уважение к труду взрослых | Педагог задает детям вопросы: «Кто управляет наземным транспортом? Водитель следит за обстановкой на дороге, сигналами светофора. Какие светофоры вы знаете? Водитель следит за дорожными знаками. Какие дорожные знаки вы знаете? Вы должны соблюдать Правила дорожного движения. Что произойдет, если Правила исчезнут?» | Иллюстрации – водители, дорожно-транспортные происшествия, макеты дорожных знаков, светофора | |
III | Считалка | Заучивание | Развивать умение четко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение, использовать считалку в игре | Педагог разучивает с детьми новую считалку: «Мы поехали на ралли, все машины обогнали: «Волгу», «Ниву», «Чайку», «ВАЗ», «Жигули», «Москвич», «КамАЗ». «Запорожец» - впереди, Я рулю, а ты води!» | ||
IV | Чего не стало | Дидактическая игра | Развивать у детей внимание | Дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку, дети угадывают, чего не стало | Игрушки: транспорт | |
Февраль | I | Служеб ные машины | Чтение | Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знание машин специального назначения | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем рассказывают о машинах специального назначения | Книга М.Дружинина «служебные машины» |
II | Улица большого города | Беседа | Расширять у детей знания об улице, ее особенностях. Закреплять знание о назначении тротуара, проезжей части. Воспитывать желание соблюдать Правила дорожного движения | Дети расставляют на макете дорожные знаки, транспорт и играют, соблюдая Правила дорожного движения | Макет улицы, макет домов и дорожных знаков | |
III | Грузовая машина | Аппликация | Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывая о последовательности их наклеивания. Воспитывать оценочное отношение к своим работам | Дети рассматривают игрушку – грузовик, вслух выделяют основные детали, их форму, вырезают части из цветной бумаги. В анализе дети рассказывают о своей работе | Бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеенки | |
IV | Набери правильно номер | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания номеров телефонов экстренных служб: пожарная охрана, скорая помощь, милиция. Развивать умение правильного набора номера на телефоне | Педагог предлагает детям набрать номер скорой помощи, милиции, пожарной охраны и рассказать о машинах специального назначения | Игрушечный телефон | |
Март | I | Твой приятель – светофор! | КВН | Закреплять у детей знания ПДД. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода | Дети делятся на две команды «Светофор» и «Сигнал». Выигрывает та команда, которая больше наберет очков | Т.И. Данилова Программа «Светофор», обучение детей дош. возраста ПДД, стр. 128 |
II | Пословицы | Разучивание | Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи | Тише едешь – дальше будешь и т.п. | Т.И. Данилова Программа «Светофор», обучение детей дош. возраста ПДД, стр. 186 | |
III | Домино. Дорожные знаки. Учим дорожные знаки | Игротека | Закреплять у детей знания о дорожных знаках. Развивать умение находить дорожный знак к дорожной ситуации. Воспитывать внимание | Дети подбирают к дорожному знаку карточку с изображением дорожной ситуации и наоборот | Настольные игры: домино «Правила дорожного движения»; лото «Транспорт» | |
IV | Моя улица | Конструирование | Развивать у детей воображение, фантазию, умение делать постройки домов, транспорта из разного строительного материала | Дети самостоятельно строят улицу на ковров группе и обыгрывают свою постройку с помощью машинок | Строительный материал из наборов для конструирования, игрушечные машины, макеты дорожных знаков, макеты светофоров | |
Апрель | I | История транспорта | Беседа | Расширять у детей знания об истории транспорта. Развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. Воспитывать чувство ответственности | Сюрпризный момент – появление бабушки. Она рассказывает о старинном транспорте в сравнении с настоящим, используя иллюстрации | Иллюстрации – старинный транспорт |
II | Умные зверюшки | Чтение | Обучать детей умению слушать и понимать содержание прочитанного. Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем беседуют о прочитанном: «Верно ли поступали звери? Почему? Как бы ты поступил на их месте?» | В.Лебедев-Кумач «Умные зверюшки» | |
III | Кто больше знает? | Загадки | Развивать у детей внимание, сообразительность, мышление | Педагог загадывает загадки. За правильный ответ – фишка. В конце игры педагог подводит итог, называет победителя | Т.И. Данилова Программа «Светофор», обучение детей дош. возраста ПДД, стр. 172 | |
IV | Дорожные ловушки | Беседа | Обучать детей соблюдать ПДД. Развивать умение ориентироваться в создавшейся ситуации | Дети решают проблемные ситуации: «Как бы ты повел себя в этой ситуации, будь ты на его месте? Почему?» | Перфокарты, плакаты | |
Май | I | Путешествие в стану Дорожных Знаков | Праздник | Создавать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызывать желание знать и соблюдать ПДД | Дорожные Знаки попали в беду, дети выручают их с помощью отгадывания загадок, пения, исполнения танцев, чтения стихов, игр и т.д. | Т.И. Данилова Программа «Светофор», обучение детей дош. возраста ПДД, стр. 110 |
II | Найди ошибку | Словесная игра | Обучать детей умению находить в предложении ошибку и исправлять ее. Развивать слуховое внимание | Пример словесной ошибки: «забибикала малина - у меня спустила шина | Книга М.Дружинина «Моя улица» | |
III | Мы _ пешеходы. Мы - водители | Игры в автогородке | Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире | Педагог распределяет роли – пешеходы, водители – и повторяет правила поведения пешеходов, водителей. Дети играют, педагог следит, чтобы дети соблюдали Правила дорожного движения, не нарушали их | Велосипеды, самокаты, макеты дорожных знаков, игрушечные рули | |
IV | итоговое | Беседа | Уточнять объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения | Составление свободной таблицы, подведение итогов года | График Т.И. Данилова Программа «Светофор», обучение детей дош. возраста ПДД, стр.145 |
Диагностика достижений детьми планируемых результатов по ПДД
ü Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге. Знает его части: умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.
ü Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.
ü Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, полицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».
Старшая группа
Содержание образовательного процесса
Задачи:
1. Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее.
2. Расширять знания детей о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице.
3. Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.
4. Закреплять правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.) Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
5. Углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора.
6. Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.
7. В увлекательной игровой форме убеждать детей соблюдать элементарные правила безопасности.
Дети. Ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знают о назначении светофора. Дети хорошо ориентируются в пространстве: справа, слева, вперед, назад, вверх, вниз. Имеют представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, как отличить грузовой и легковой транспорт, имеют представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, полицейской машины, скорой помощи. Умеют себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге: переходить дорогу на зеленый свет, только по пешеходному переходу. Дети знают о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Имеют представление о том, люди каких профессий работают на машинах. Знают о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеют представление о его назначении. Имеют представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком, и знают особенности движения общественного транспорта на перекрестке. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес. Знают безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».
Педагог. Создает условия в группе для изучения детьми правил дорожного движения через оформление предметно-развивающей среды и интеграцию всех видов образовательной и детской деятельности. Закрепляет знания детей в дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных играх. Подбирает художественную литературу и видеотеку, которые способствуют изучению и закреплению правил дорожного движения. Организует образовательный процесс по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через проблемные ситуации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые прогулки и наблюдения. Учит детей ориентироваться на дороге, используя транспортную площадку детского сада, макеты.
Родители. Знают и соблюдают правила дорожного движения. Принимают активное участие в проектной деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, участвуют в праздниках и развлечениях. Знакомят детей с адресом проживания, учат, как безопасно добраться от дома до детского сада. Имеют представление о том, что должен знать ребенок по возрасту о правилах дорожного движения, и знают, что ему рассказать. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема занятия | Форма | Цели | Содержание | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сентябрь | I | Вводное | Беседа | Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов и пассажиров, дорожных знаках | Педагог задает вопросы по таблице(см. приложения, стр. 145) и заполняет форму | График IV года обучения |
II | Строим улицу | Беседа | Закреплять и расширять у детей знания о профессии строителя. Закреплять знания о Правилах дорожного движения. Воспитывать любознательность и интерес окружающему миру | Педагог рассказывает детям о строительной технике, читает стихотворение А. Баруздина «Кто построил этот дом?», предлагает собрать машину из кусочков | Предметные карточки, игрушки | |
III | Выполним верно | Практическая работа | Закреплять у детей знания о различных видах транспорта. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги | Педагог предлагает задание: «Положи фишку красного цвета на автобус, синего – на грузовик, желтого – на мотоцикл, коричневого – на легковую машину» | Перфокарта «Выполни верно», фишки разного цвета | |
IV | Путешествие колобка по улице | Беседа | Давать представление об «Островке безопасности». Расширять у детей знания об улице, умение находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспитывать навыки правильного поведения на улице | Сюрпризный момент – появление Колобка. Он отправляет в гости к Маше, которая живет в городе, там его ожидают опасности, дети помогают ему | Макет улицы с «Островком безопасности», настольный театр «Колобок» | |
Октябрь | I | Объясни | Дидактическая игра | Развивать у детей мышление, знания ПДД | Дети отвечают на вопросы педагога: «Почему подъемный кран называют силачом? Почему трамвай ходит по рельсам, а троллейбус – по проводам? Почему все пропускают машины с сиренами? | |
II | Островок безопасности | Рисование | Закреплять у детей знания об «островке безопасности» через рисование. Развивать память, наблюдательность | Дети рассматривают макет улицы с «Островком безопасности», отвечают на вопросы: «Что такое «Островок безопасности», для чего он нужен?», а затем рисуют | Макет улицы с «Островком безопасности», бумага, цветные карандаши | |
III | Здравствуй, улица | Экскурсия | Давать детям представление о перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности | Педагог проводит экскурсию «В нашем городе улицы пересекаются между собой. Место пересечения улицы называется перекрестком. Одна улица пересекает другую - четырехсторонний перекресток. Пересекаются улицы по-разному: прямо, наискосок. Это самое опасное место. Как вы думаете почему?» | Два красных флажка | |
IV | Перекресток | Подвижная игра | Знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о перекрестке. Воспитывать внимательность, честность | Ведущий-«светофор» стоит в центре перекрестка. Остальные – пешеходы, водители. «Светофор» салит и тех и других за нарушение правил уличного движения. Салить можно свистком, называя имя нарушителя; они выбывают из игры | Костюм светофора, свисток , игрушечный руль | |
Ноябрь | I | Площадь | Экскурсия | Давать детям представление о площади. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать патриотические чувства | Педагог рассказывает детям о площади: «Площадь – это незастроенное ровное место в городе, от которого расходятся в разные стороны узкие и широкие улицы. На площадях воздвигают скульптуры. Что видите на этой площади? Самая большая площадь страны – Красная. Она находиться в Москве» | Два красных флажка |
II | Закончи предложение | Словесная игра | Развивать у детей фонематический слух, мышление | См. приложения | ||
III | Мой дом – моя улица | Рисование | Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления | Дети рассматривают иллюстрацию «Моя улица», выбирают самостоятельно сюжет для рисунка. Лучшие работы помещают в уголок «Приятель-светофор» | Раздаточный материал для рисования | |
IV | Учим дорожные знаки | Настольная игра | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность | Дети рассматривают карточки с дорожными ситуациями, затем подбирают к этой ситуации соответствующий знак, объясняют выбор | Настольная игра «Дорожные знаки» | |
Декабрь | I | Моя улица | Чтение | Закреплять у детей знания об улице. Развивать речь, мышление. Воспитывать внимательность | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем отвечают на вопрос «Что тебе особенно понравилось в этой книге?» | Книга М.Дружинина «Моя улица» |
II | Это должен каждый знать обязательно на «пять» | Викторина «Что? Где? Когда?» | Закреплять у детей знания Правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни. Развивать мышление, речь, внимание | См. приложения, стр. 117 | ||
III | Перейди дорогу | Игра-соревнование | Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя | Две команды играют друг на против друга. У ведущего три круга (красный, жёлтый, зелёный). Когда он поднимает зеленый круг, дети делают шаг вперед, красный – назад, желтый- стоит на месте. Кто ошибся – выходит из игры | Три круга (красный, жёлтый, зелёный) | |
IV | Найди ошибку | Словесная игра | Развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление | Аналогично занятию II в мае III года обучения | Книга М.Дружинина «Моя улица» | |
Январь | I | Чем накормить автомобиль | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о том, что помогает работать мотору автомобиля. Развивать память, мышление | Задание: разложить картинки по группам зависимости от того, чем «питается» автомобиль – бензином или работает от электричества | Картинки с изображением транспорта |
II | О чем разговаривает улица | Беседа | Углублять у детей знания о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказывать помощь друг другу | Педагог рассказывает: «У дорожного языка есть знаки. Один знак означает целую фразу- дорожный сигнал. Это круги, треугольники, прямоугольники разного цвета. Найдите знаки треугольной формы с красной окаемкой, назовите их. Что они означают? Это предупреждающие знаки. Найдите знаки круглой формы с красной окаемкой – запрещающие…» | Макеты дорожных знаков | |
III | Дорожные знаки | Практическая работа | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги | Педагог называет дорожные знаки, дети соединяют номер цифры с изображением дорожного знака. Например: 1 – «Осторожно, дети!», 2 – «пешеходный переход» и т.д. | Перфокарта «Дорожные знаки», карандаши простые | |
IV | Загородные дороги | Беседа | Обучать детей движению по загородной дороге. Развивать наблюдательность и внимание, умение ориентироваться в создавшейся ситуации | Педагог: «За городом нет тротуаров, а машин также много. Транспорт движется по проезжей части дороги. По обе стороны расположены обочины. По обочинам идут пешеходы. Как они идут? Почему?» | Иллюстрация – загородные дороги | |
Февраль | I | Световые сигналы автомобилей | наблюдение | Давать детям представление о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дорогах | Дети наблюдают за мигающими огнями автомобилей. Рассказ педагога: «Мигающие огни – это световые сигналы, указатели. С их помощью водители предупреждают других водителей и пешеходов о своих дальнейших действиях (поворот, обгон, остановка и др.) что вы видите? О чем это говорит? Огни особенно важны ночью и вечером, когда темно. Еще автомобили снабжены звуковыми сигналами. Зачем нужно следить за световыми сигналами приближающегося автомобиля?» | Два красных флажка |
II | Угадай, какой машине принадлежит сигнал | Дидактическая игра | Развивать у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального назначения | Педагог нажимает на кнопку руля, раздается сигнал, дети отгадывают, какой машине он принадлежит. Например сирена «скорой помощи», милиции, пожарной охраны | Звуковой руль | |
III | Ловкий пешеход | Настольная игра | Закреплять у детей знания Правил дорожного движения, счета в пределах шести, умения соблюдать правила игры. Воспитывать честность | Дети бросают кубик, двигаются по квадратам, соблюдая правила игры. Ловким пешеходом является тот, кто первым придет к финишу | Настольная игра «Правила дорожного движения», фишки, кубик | |
IV | Чистоговорки | Разучивание | Знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение четко произносить звук [ж] | Пример чистоговорки: Жа-жа-жа – Едем мы из гаража. Жи-жи-жи – Проезжаем гаражи. Жу-жу-жу – Подъезжаем к гаражу. Же-же-же – И машина в гараже. | ||
Март | I | Работа сотрудника ГИБДД | Беседа | Знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значение его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика | Дети наблюдают за работой инспектора ГИБДД. Рассказ педагога: «Он регулирует движение транспорта и пешеходов. В руке у него черно-белая палочка – жезл. Регулировщик то поднимает ее вверх, то опускает вниз, то отводит в сторону. Что означают эти сигналы? Стоит богом, жезл внизу – иди. Стоит лицом, жезл внизу – стой, жезл вверху – внимание» | Два красных флажка |
II | Сигналы регулирования дорожного движения | Практическая работа | Закреплять у детей знание о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. Развивать память, внимание | Педагог предлагает детям задание: « Раскрась сигналы светофора, которые соответствуют позам регулировщика. Объясни» | Перфокарта «сигналы регулирования дорожного движения» | |
III | Автомобиль | Чтение | Знкаомить детей с произведением Н.Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, затем беседуют с педагогом о прочитанном произведении: «Кто главный герой рассказа? Что могло бы случиться с мальчиками во время этой прогулки? Можно ли их назвать смелыми? Почему? О чем они забыли?» | Книга Н.Носов»Автомобиль» | |
IV | Ловкий пешеход | Подвижная игра | Развивать у детей меткость, ловкость, глазомер | Дети по очереди переходят перекресток. Перейти – значит на ходу забросить мяч в зеленую корзину. Попал в красную – не перешел, выходишь из игры. В желтую – получаешь попытку бросить еще раз | Три корзины (красная, жёлтая, зелёная), мяч | |
Апрель | I | Твой приятель – светофор | Беседа | Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырехстороннем светофоре. Воспитывать умение применять на практике полученные знания о ПДД | Рассказ педагога: «Первый светофор был механическим, затем газовым и, наконец, стал электрическим. Сколько сторон у светофора? Для пешеходов зажегся зеленый свет с одной стороны, а с другой – красный для транспорта. Пешеходы переходят. Машины стоят. Желтый свет зажигается одновременно со всех сторон. Он предупреждает – скоро сигналы сменятся. Четко работает светофор, ему все подчиняются, поэтому на улице порядок» | Макет четырехстороннего светофора |
II | Москвичонок | Инсценировка | Создавать у детей эмоциональный положительный настрой. Развивать умение сопоставлять движение со словами | Дети поют, изображают действия «москвичонка» (см. приложения, стр. 191) | Значок автомобиля «Москвич», игрушечный руль | |
III | Угадай ребус | Практическая работа | Развивать у детей мышление, память, внимание. Расширять у детей знания о ПДД. Закреплять умения находить нарушителей | Дети рассматривают различные ребусы: « что напутал художник?», «Найди 10 отличий Между картинками», «найди два одинаковых фургона», «Кто правильно ведет себя на улице?», «Кто неправильно?» | Ребусы | |
IV | Про Правила дорожного движения | Чтение | Развивать у детей полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять знания ПДД | Педагог читает книгу дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы: «Как звали главного героя книги? Куда торопился Торопыжка? Какие он совершал нарушения? Как бы ты поступил на его месте? Чем закончилась эта история?» | Книга С.Волкова «Правила дорожного движения» | |
Май | I | Правила движения достойны уважения! | Праздник | Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитывать эмоциональный положительный настрой | Сказочный герой Незнайка приходит в гости. Он не знает ПДД, дорожных знаков. Дети помогают ему, учат его правилам, играют, поэт песни, танцуют, читают стихи, загадывают загадки | См. приложения, стр. 121 |
II | Автогородок | Игры | Закреплять у детей знания правильного перехода дороги. Развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве | Дети играют в автогородке. На роль регулировщика выбирают ребенка. Он с помощью жезла управляет движением на перекрестке | Велосипеды, самокаты, макеты дорожных знаков | |
III | Велосипед | Беседа | Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности | Педагог рассказывает о велосипеде: «Вначале был самокат, затем «бегунок». Первый велосипед был деревянным с деревянными колесами, затем железный велосипед с деревянными колесами – «костотряс». Потом сделали резиновые колеса – «паук»». Рассказ сопровождается показом рисунков. Дети рассматривают современный велосипед. Называют его части. Педагог знакомит детей с правилами движения для велосипедистов, с соответствующими дорожными знаками | Иллюстрация – изобретение и постепенное усовершенствование велосипеда | |
IV | Итоговое | Беседа | Уточнять объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения | Составление сводной таблицы, подведение итогов | График |
Диагностика достижений детьми планируемых результатов по ПДД
ü Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом, знает, какой транспорт передвигается по автодороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста.
ü Средний уровень. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, полицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности», и имеет представление о его назначении. Знает о том, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой.
ü Высокий уровень. Знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге; о том, что на дороге есть «островок безопасности», и имеет представление об особенностях движения транспорта на перекрестке; имеет представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика; знаком с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знает, в каком городе живет, какой адрес; безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает, называет и объясняет назначение информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса». «Перекресток», «Место стоянки»; запрещающих знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»; имеет представления о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи». Имеет представления о назначении поста ГИБДД на дороге; знает особенности работы сотрудников ГИБДД. Умеет различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.
Литература.
- Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Т.Ф. Саулина – М.: мозаика-синтез, 2013.
- Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. ТГ. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова – Учитель, 2010
- Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Т,И. Данилова – Детство-ПРЕСС, 2009.
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Р.Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева – Детство-Пресс, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изучению русского языка для иноязычных детей средней группы.
Рабочая программа по изучению русского языка для иноязычных детей в средней группе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 6-ОМ ОТДЕЛЕНИИ МОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»
Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....
Рабочая программа по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении
Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, х...
Рабочая программа по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении
Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, х...
Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».
Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...
Самообразования на тему: «Изучение системы работы (Рабочая программа воспитания, Изучение проекта STEM: Модуль LEGO- конструирование, Математическое развитие)»
Использование образовательных технологий благоприятно влияет на мотивацию воспитанников и общую эффективность образовательного процесса....