РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 6-ОМ ОТДЕЛЕНИИ МОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»
рабочая программа на тему

Завойкина Лариса Геннадиевна

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях. Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Таким образом, актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.    Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pdd.docx56.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа-детский сад «Центр Детства «Жемчужинка»

Рассмотрено                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

на заседании педсовета                                                       Директор МОУ ЦД «Жемчужинка»

протокол №1                                                                        ______________________________  

от «____»________________2013г.                                   «_____»__________________2013г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В 6-ОМ ОТДЕЛЕНИИ МОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»

В 2013-2014 УЧ.Г.

г. Клин

2013г.

Пояснительная записка

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях. Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Таким образом, актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.    Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
     Все эти требования отражены в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика Синтез, 2010–2012). С данной  программой перекликается Программа «Светофор» Татьяны Ивановны Даниловой. (Данилова Т.И. О26 Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 208с.).

Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Для её достижения необходимо решить несколько задач:

  • Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
  • Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия, наблюдения за движением транспорта, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования, праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения и т.д.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 3-7 лет. Она не охватывает первую младшую группу, т.к. в адаптационный период невозможно обеспечить последовательность и непрерывность обучения по той или иной программе, но это не означает, что в этом возрасте вообще не говорят о безопасности на дороге.

В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта». Основная же работа по данному вопросу ведётся не с детьми, а с их родителями (консультация «Правила безопасного перехода дороги с ребенком в коляске и на санках», «Если вы взяли ребенка с собой на улицу», «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».)

Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи:

  • Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор».
  • Формирование представлений о работе водителя.
  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».

Средняя группа (от 4 до 5 лет):

  • Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
  • Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице.
  •  Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского.
  •  Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
  •  Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
  • Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».


   
Старшая группа (от 5 до 6 лет):

  • «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
  •  Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  •  Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».


   
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет):

  • «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
  • Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
  • Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.
  •  Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
  •  Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
  • Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Расширение представлений детей о работе ГИБДД.
  • Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».

Работа воспитателя

   Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

   В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

   В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.

   В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.

   В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).

   В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию, у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного), вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции, в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

   В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

   В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

   Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Работа с родителями

   В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используются:
   – информация на стендах для родителей, в папках передвижках; – родительские собрания, беседы с участием психолога и других заинтересованных лиц;
   – родительские собрания, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
   – деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми («Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать» и др.).
         Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части, бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.
          Родителям следует помнить о том, что ребенок должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, самокате, роликах в пределах двора, не выезжая на дорогу.
         Интересны и такие формы работы с родителями: – «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
      – совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я – пешеходная семья»);
   – выпуск стенгазеты для родителей (один из номеров которой может быть посвящен профилактике дорожно-транспортного травматизма)
[5].

Методические рекомендации.

Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь природы с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.

Первый этап работы – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей и уровень их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной коррекционной работы.

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о ПДД, наблюдение за движением транспорта на улице.

Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению ПДД. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако и в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение Правил дорожного движения. Пути формирования эмоционального и сознательного отношения к изучению ПДД тесно переплетаются, взаимодействуют в учебно-воспитательной работе. Прежде всего этой задаче служат художественные произведения, раскрывающие напряжённый трудовой ритм работы сотрудников ГИБДД. Внимательный и углубленный анализ в сочетании с беседами, наблюдениями подведёт детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей.

Четвёртый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Разумеется, когда речь идёт о дошкольном возрасте, нельзя говорить о нём в полной мере, однако отдельные его компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придёт позже. Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для неё.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении ПДД эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся дорожно-транспортной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице. Работа эта требует комплексного подхода. Он включает систему подготовки детей к правильному поведению на улице; организацию игр и специальных практических занятий; специальную подготовку со стороны педагога.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН.

I год обучения

(вторая младшая группа)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Форма

Цели

Примечания

Сентябрь

1

Вводное

Беседа

Определить начальный уровень знаний детьми Правил дорожного движения.

2

Легковой и грузовой транспорт

Наблюдения

Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт.

3

Легковой и грузовой транспорт

Беседа

Закреплять умение различать и называть виды транспорта.

4

Воробышки и автомобиль

Подвижная игра

Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя.

Октябрь

1

Грузовая машина

Беседа

Уточнить представление о грузовой машине, об основных её частях. Развивать речевую активность детей, воспитывать у детей интерес к занятию.

2

Собери грузовик

Дидактическая игра

Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую  моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания.

3

Транспорт

Чтение

Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знания о транспорте. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

4

Грузовик

Инсценировка

Развивать память. Воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к игре.

Ноябрь

1

Автобус

Наблюдение

Дать детям представление об автобусе, его функциональном назначении. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающему.

2

Красный, зелёный

Подвижная игра

Закреплять у детей умение различать цвета (красный, зелёный). Развивать умение ориентироваться в пространстве.

3

Едем в автобусе

Беседа

Знакомить детей с транспортным средством: автобус. Уточнять представление о некоторых транспортных средствах. Развивать мышление. Воспитывать у детей умение слушать и воспроизводить рассказ педагога.

4

Автобус

Сюжетно-ролевая  игра

Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь. Воспитывать умение играть дружно.

Декабрь

1

По улицам города

Чтение

Закреплять знания о транспорте, его назначении. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе.

2

Наша улица

Экскурсия

Дать детям представление об улице, тротуаре. Формировать элементарные навыки поведения на улице. Развивать восприятие. Воспитывать устойчивое внимание.

3

Дорожные ситуации

Беседа

Закреплять элементарные знания о поведении на улице.

4

Собери автомобиль

Дидактическая игра

Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость.

Январь

1

Все работы хороши – выбирай на вкус

Беседа

Знакомить детей с профессией водителя. Развивать речь. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

2

Гараж

Целевая прогулка

Давать представление детям о гараже, его строении и функциональном назначении. Развивать наблюдательность.

3

Гараж

Конструирование

Обучать детей умению создавать из строительного материала конструкции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания.

4

Труд водителя

Беседа

Знакомить детей с трудом водителя, показать его общественную значимость. Закреплять знания о грузовом, легковом и пассажирском транспорте. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Февраль

1

Светофор

Наблюдение

Дать представление о работе светофора, его назначении. Закреплять умение различать цвета.

2

Светофор

Подвижная игра

Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание.

3

Светофор

Аппликация

Учить умению правильно располагать и наклеивать круги разного цвета. Развивать мелкую моторику. Воспитывать  интерес к выполнению аппликации.

4

Узнай и назови

Дидактическая игра

Закреплять знания о различных видах транспорта.

Март

1

Покатаем на машине игрушки

Дидактическая игра

Уточнять у детей знания о названии частей грузовой машины.

2

Дорога для автомобиля

Рисование

Учить детей умению регулировать силу нажима карандаша. Развивать умение штриховать в одном направлении. Воспитывать у детей отзывчивость.

3

Моя улица

Беседа

Закреплять у детей знания об улице. Развивать зрительное восприятие.

4

Зажги свой огонёк

Дидактическая игра

Закреплять знания о светофоре, сигналах, их назначении.

Апрель

1

Светофор

Рисование

Учить рисовать круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Закреплять знания о сигналах светофора. Воспитывать интерес к выполнению работы.

2

Вечер загадок

Развлечение

Обучить детей находить отгадку по описанию. Развивать слуховое восприятие.

3

 Троллейбус

Беседа

Дать детям представление о троллейбусе, об отличительных особенностях. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

4

Мы - пассажиры

Сюжетно-ролевая игра

Закреплять  у детей знания о пассажирском транспорте.

Май

1

Мой город

Экскурсия

Расширять знания детей о городе, улицах, светофоре.

2

Сложи машину

Дидактическая игра

Обучать складывать предметы из геометрических фигур.

3

На машине

Инсценировка

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой.

4

Итоговое

Беседа

Уточнить объём знаний и навыков, приобретённых детьми за год обучения.

II год обучения

(средняя группа)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Форма

Цели

Примечания

Сентябрь

1

Вводное

Беседа

Выявить у детей знания о светофоре, его назначении, о пассажирском транспорте, тротуаре.

2

Сложи машину из кубиков (из геометрических фигур)

Дидактическая игра

Обучать детей собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику.

3

Ситуация на дороге

Беседа

Закрепить знания о светофоре, правила поведения на улице.

4

Воробышки и автомобиль. Светофор

Подвижные игры

Закреплять у детей умения действовать в соответствии с правилами игры.

Октябрь

1

Машины

Выставка

Закреплять у детей знания о легковом, грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия.

2

Наша улица

Экскурсия

Формировать у детей представления об одностороннем, двустороннем движении. Расширять представления об улице. Закреплять знания о правилах для пешеходов. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться в пространстве.

3

Макет

Игра

Закреплять  у детей знания об одностороннем и двустороннем движении.

4

Грузовой транспорт

Беседа

Расширять у детей знания о грузовом транспорте. Закреплять навык употребления новых слов: фургон, цистерна, кузов.

Ноябрь

1

Мы по улице идём

Беседа

Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей части.

2

Пешеходный переход

Экскурсия на оборудованный участок детского сада

Давать детям представление о пешеходном переходе, знаке, как правильно переходить дорогу. Воспитывать у детей культуру поведения на улице.

3

Проблемные ситуации

Беседа

Закреплять у детей знания о правильном переходе улицы.

4

Пешеходный переход

Рисование

Закреплять у детей умение рисовать прямые линии. Воспитывать у детей желание доводить начатое дело до конца.

Декабрь

1

Пассажирский транспорт

Экскурсия на оборудованный участок детского сада

Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Уточнить представление о знаке «Остановка». Воспитывать культуру поведения.

2

Автобус

Сюжетно-ролевая игра

Закреплять знания о пассажирском транспорте. Развивать умение играть дружно. Воспитывать культуру поведения в автобусе.

3

В гости к Бабушке Загадушке

Развлечение

Закреплять знания о пассажирском транспорте. Развивать смекалку, сообразительность.

4

Трамвай

Беседа

Знакомить детей с трамваем. Расширять знания об особенностях движения трамвая, троллейбуса и автобуса.

Январь

1

Будь внимателен

Подвижная игра

Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание. Воспитывать умение действовать по звуковому сигналу.

2

Назови правильно

Дидактическая игра

Закреплять у детей понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу». Развивать умение ориентироваться в пространстве.

3

Транспорт

Конструирование

Закреплять умение строить транспорт из разных материалов. Развивать воображение.

4

Правила дорожного движения

Чтение

Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного.  Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

Февраль

1

Найди пешеходов-нарушителей

Беседа

Обучать детей правилам дорожного движения. Развивать внимательность, наблюдательность.

2

Автобус

Аппликация

Учить детей создавать образ из отдельных частей. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

3

Цветные автомобили

Подвижная игра

Знакомить детей с новой игрой, её правилами. Обучать детей ориентироваться в пространстве. Развивать слуховое восприятие.

4

Почини технику

Дидактическая игра

Закреплять у детей знания о транспорте, его составных частях. Развивать внимание, наблюдательность.

Март

1

Труд водителя

Беседа

Расширять знания детей о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых.

2

На машине

Инсценировка

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение играть дружно, помогать друг другу.

3

Автозаправочная станция

Беседа

Дать детям представление об автозаправочной станции, знаке, указывающем на неё. Развивать внимание, наблюдательность.

4

Дорожные происшествия

Беседа

Закреплять у детей знания Правил дорожного движения. Развивать внимание. Воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации.

Апрель

1

Угадай дорожный знак

Дидактическая игра

Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении.

2

В гостях у светофора

Беседа

Знакомить детей с жёлтым сигналом светофора. Развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались  невнимательные пешеходы. Развивать внимание.

3

Собери машину. Светофор

Игротека

Закреплять у детей умение собирать транспорт из 4-х частей. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Побуждать детей к соблюдению правил игры.

4

Мой город

Экскурсия

Расширять знания о Правилах дорожного движения.

Май

1

Мы учимся соблюдать Правила дорожного движения

Игра

Закреплять у детей знания Правил дорожного движения. Развивать умение ориентироваться в пространстве.  Воспитывать внимание.

2

Бездельник светофор

Чтение

Создавать положительный эмоциональный настрой у детей.

3

Станция технического обслуживания

Целевая прогулка

Дать детям представление о станции технического обслуживания, знаке, указывающем на неё. Расширять знания о ПДД.

4

Итоговое

Беседа

Уточнить объём знаний и навыков,  приобретённых детьми за год обучения.

III год обучения

(старшая группа)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Форма

Цели

Примечания

Сентябрь

1

Вводное

Беседа

Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках.

2

Правила поведения пешеходов

Беседа

Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитывать ответственность.

3

Дорожная азбука

Экскурсия (в группе )

Знакомить детей с дорожными знаками «Осторожно, дети!», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». Воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах.

4

Дорожный знак

Рисование

Закреплять у детей  знания о дорожных знаках и их назначении.

Октябрь

1

Доскажи словечко

Словесная игра

Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. Развивать слуховое восприятие.

2

Школа пешеходных наук

Беседа

Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание. Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода.

3

Три чудесных цвета

Инсценировка

Закреплять у детей знания о светофоре. Развивать выразительность речи.

4

Дорожные нарушения

Беседа

Закреплять  правила поведения на улице. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Ноябрь

1

Мы идём через дорогу. Это должны знать дети

Практическая работа

Закреплять у детей знания Правил дорожного движения

2

Станция технического обслуживания

Дидактическая игра

Закреплять у детей знания о дорожном знаке «Станция технического обслуживания». Развивать умение складывать целое из частей.

3

Машины специального назначения

Рассказ

Дать детям представление о машинах специального назначения.

4

Угадай дорожный знак

Дидактическая игра

Расширять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.

Декабрь

1

Машины  на нашей улице

Беседа

Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

2

Мы идём через дорогу

Практическая работа

Закреплять у детей  знания правильного перехода через дорогу (как обходить автобус, троллейбус и трамвай)

3

Водители, на старт!

Игра-соревнование.

Развивать ловкость, смекалку, мелкую моторику рук.

4

Собери автомобиль

Настольная игра

Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Январь

1

Умные машины

Настольная игра

Расширять у детей знания о водном, воздушном, наземном транспорте. Развивать речь.

2

Труд водителя

Беседа

Расширять у детей знания о труде водителя и причинах дорожно-транспортных происшествий. Закреплять знания о сигналах светофора. Воспитывать уважение к труду взрослых.

3

Считалка

Заучивание

Развивать умение чётко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение использовать считалку в игре.

4

Служебные машины

Чтение

Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного.  Закреплять знание машин специального назначения.

Февраль

1

Улица большого города

Беседа

Расширять у детей знания об улице, её особенностях. Закреплять знания о назначении тротуара, проезжей части. Воспитывать желание соблюдать Правила дорожного движения.

2

Грузовая машина

Аппликация

Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывая о последовательности их наклеивания. Воспитывать оценочное отношение к своим работам.

3

Набери правильно номер

Дидактическая  игра

Знакомить  у детей знания номеров телефонов экстренных служб: пожарная  охрана, скорая помощь, милиция.  Развивать умение правильного набора номера на телефоне.

4

Твой приятель  - светофор!

КВН

Закреплять у детей знания ПДД. Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода.

Март

1

Пословицы

Разучивание

Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи.

2

Домино. Дорожные знаки. Учим дорожные знаки.

Игротека

Закреплять у детей знания о дорожных знаках. Развивать умение находить дорожный знак к дорожной ситуации. Воспитывать внимание.

3

Моя улица

Конструирование

Развивать у детей воображение, фантазию, умение делать постройки домов, транспорта из разного строительного материала.

4

История транспорта

Беседа

Расширять у детей знания об истории транспорта. Развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. Воспитывать чувство ответственности.

Апрель

1

Умные зверюшки

Чтение

Обучать детей умению слушать и понимать содержание  прочитанного. Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода.

2

Кто больше знает?

Загадки

Развивать у детей внимание, сообразительность,  мышление.

3

Дорожные ловушки

Беседа

Обучать детей соблюдать ПДД. Развивать умение ориентироваться в создавшейся ситуации.

4

Путешествие в страну Дорожных Знаков

Праздник

Создавать положительный эмоциональный настрой у  детей. Вызывать желание знать и соблюдать ПДД.

Май

1

Найди ошибку

Словесная игра

Обучать детей умению находить в предложении ошибку и исправлять её. Развивать слуховое внимание.

2

Мы – пешеходы. Мы – водители.

Игры в автогородке

Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире.

3

Итоговое

Беседа

Уточнить объём знаний и навыков,  приобретённых детьми за год обучения.

4

Вводное

Беседа

Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках.

IV год обучения

(подготовительная группа)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Форма

Цели

Примечания

Сентябрь

1

Вводное

Беседа

Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках.

2

Строим улицу

Беседа

Закреплять и расширять знания о профессии строителя. Закреплять знания о ПДД. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

3

Выполни верно

Практическая работа

Закреплять знания о различных видах транспорта. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

4

Путешествие Колобка по улице

Беседа

Дать представление об «островке безопасности». Расширять знания об улице, умение находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспитывать навыки правильного поведения на улице.

Октябрь

1

Объясни

Дидактическая игра

Развивать у детей мышление, знания ПДД.

2

Островок безопасности

Рисование

Закреплять у детей знания об «Островке безопасности» через рисование. Развивать память, наблюдательность.

3

Здравствуй, улица!

Экскурсия

Давать детям представление о перекрёстке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности.

4

Перекрёсток

Подвижная игра

Знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о перекрёстке. Воспитывать внимательность, честность.

Ноябрь

1

Площадь

Экскурсия

Давать детям представление о площади. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать патриотические чувства.

2

Закончи предложение

Словесная игра

Развивать у детей фонематический слух, мышление.

3

Мой дом – моя улица

Рисование

Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления.

4

Учим дорожные знаки

Настольная игра

Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность.

Декабрь

1

Моя улица

Чтение

Закреплять у детей знания об улице. Развивать речь, мышление. Воспитывать внимательность.

2

Это должен каждый знать обязательно на «пять»

Викторина «Что? Где? Когда?»

Закреплять у детей знание Правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни. Развивать мышление, речь, внимание.

3

Перейди дорогу

Игра-соревнование

Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

4

Найди ошибку

Словесная игра

Развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление.

Январь

1

Чем накормить автомобиль

Дидактическая игра

Закреплять у детей знания о том, что помогает работать мотору автомобиля. Развивать память, мышление.

2

О чём разговаривает улица

Беседа

Углублять у детей знания о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказывать помощь друг другу.

3

Дорожные знаки

Практическая работа

Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

4

Загородные дороги

Беседа

Обучать детей движению по загородной дороге (там нет тротуаров…). Развивать наблюдательность и внимание, умение ориентироваться в создавшейся ситуации.

Февраль

1

Световые сигналы автомобилей

Наблюдение

Давать детям представления о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дорогах.

2

Угадай, какой машине принадлежит сигнал

Дидактическая игра

Развивать  у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального назначения.

3

Ловкий пешеход

Настольная игра

Закреплять у детей знания ПДД, счёта в пределах шести, умения соблюдать правила игры. Воспитывать честность.

4

Чистоговорки

Разучивание

Знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение чётко произносить звук [ж].

Март

1

Работа сотрудника ГИБДД

Беседа

Знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика.

2

Сигналы регулирования дорожного движения

Практическая работа

Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. Развивать память внимание.

3

Автомобиль

Чтение

Знакомить детей с произведением Н.Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД.

4

Ловкий пешеход

Подвижная игра

Развивать у детей меткость, ловкость, глазомер.

Апрель

1

Твой приятель – светофор

Беседа

Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырёхстороннем светофоре. Воспитывать умение применять на практике полученные знания по ПДД.

2

Москвичонок

Инсценировка

Создавать у детей эмоциональный положительный настрой. Развивать умение сопоставлять движения со словами.

3

Угадай ребус

Практическая работа

Развивать у детей мышление, внимание, память. Расширять у детей знания о ПДД. Закреплять умение находить нарушителей.

4

Про Правила дорожного движения

Чтение

Развивать у детей умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять знания ПДД.

Май

1

Правила движения достойны уважения!

Праздник

Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитывать эмоциональный положительный настрой.

2

Автогородок

Игры

Закреплять у детей знания правильного перехода дороги. Развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве.

3

Велосипед

Беседа

Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

4

Итоговое

Беседа

Уточнять объём знаний и навыков, полученных детьми за год обучения.

Список используемой литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика Синтез, 2010–2012).

  1. Данилова Т.И. О26 Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 208с.).

  1. Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений– дидактические игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал / Составитель Т. Ф. Саулина – М.: Просвещение, 1989.

  1. Т. Ф. Саулина. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2012.

  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста

Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста...

Рабочая программа по правилам дорожного движения для средней группы

Программа рассчитана на 30 часов в год, по 20 минут 1 раз в неделю. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 4-5лет с правилами дорожного движения. Она поможет воспита...

Рабочая программа "Юные инспектора дорожного движения"

Рабочая программа занятий кружковой деятельности (военно-патриотическое направление) для воспитанников старшей/подготовительной разновозрастной группы разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по правилам дорожного движения

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Дорожная азбука»,  разработана в силу особой актуальности проблемы  - обеспечения безопасности дошкольников на дорог...