РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 6-ОМ ОТДЕЛЕНИИ МОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»
рабочая программа на тему
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях. Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Таким образом, актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pdd.docx | 56.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа-детский сад «Центр Детства «Жемчужинка»
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании педсовета Директор МОУ ЦД «Жемчужинка»
протокол №1 ______________________________
от «____»________________2013г. «_____»__________________2013г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В 6-ОМ ОТДЕЛЕНИИ МОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»
В 2013-2014 УЧ.Г.
г. Клин
2013г.
Пояснительная записка
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях. Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Таким образом, актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Все эти требования отражены в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика Синтез, 2010–2012). С данной программой перекликается Программа «Светофор» Татьяны Ивановны Даниловой. (Данилова Т.И. О26 Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 208с.).
Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Для её достижения необходимо решить несколько задач:
- Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
- Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия, наблюдения за движением транспорта, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования, праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения и т.д.
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 3-7 лет. Она не охватывает первую младшую группу, т.к. в адаптационный период невозможно обеспечить последовательность и непрерывность обучения по той или иной программе, но это не означает, что в этом возрасте вообще не говорят о безопасности на дороге.
В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта». Основная же работа по данному вопросу ведётся не с детьми, а с их родителями (консультация «Правила безопасного перехода дороги с ребенком в коляске и на санках», «Если вы взяли ребенка с собой на улицу», «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».)
Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи:
- Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор».
- Формирование представлений о работе водителя.
- Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».
Средняя группа (от 4 до 5 лет):
- Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
- Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице.
- Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского.
- Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
- Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
- Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».
Старшая группа (от 5 до 6 лет):
- «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
- Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
- Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет):
- «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
- Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.
- Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
- Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
- Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Расширение представлений детей о работе ГИБДД.
- Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».
Работа воспитателя
Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).
В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию, у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного), вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции, в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.
В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.
Работа с родителями
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используются:
– информация на стендах для родителей, в папках передвижках; – родительские собрания, беседы с участием психолога и других заинтересованных лиц;
– родительские собрания, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
– деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми («Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать» и др.).
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части, бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.
Родителям следует помнить о том, что ребенок должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, самокате, роликах в пределах двора, не выезжая на дорогу.
Интересны и такие формы работы с родителями: – «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
– совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я – пешеходная семья»);
– выпуск стенгазеты для родителей (один из номеров которой может быть посвящен профилактике дорожно-транспортного травматизма)[5].
Методические рекомендации.
Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь природы с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.
Первый этап работы – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей и уровень их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной коррекционной работы.
Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о ПДД, наблюдение за движением транспорта на улице.
Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению ПДД. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако и в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение Правил дорожного движения. Пути формирования эмоционального и сознательного отношения к изучению ПДД тесно переплетаются, взаимодействуют в учебно-воспитательной работе. Прежде всего этой задаче служат художественные произведения, раскрывающие напряжённый трудовой ритм работы сотрудников ГИБДД. Внимательный и углубленный анализ в сочетании с беседами, наблюдениями подведёт детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей.
Четвёртый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Разумеется, когда речь идёт о дошкольном возрасте, нельзя говорить о нём в полной мере, однако отдельные его компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придёт позже. Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для неё.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении ПДД эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся дорожно-транспортной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице. Работа эта требует комплексного подхода. Он включает систему подготовки детей к правильному поведению на улице; организацию игр и специальных практических занятий; специальную подготовку со стороны педагога.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
I год обучения
(вторая младшая группа)
Месяц | Неделя | Тема занятия | Форма | Цели | Примечания |
Сентябрь | 1 | Вводное | Беседа | Определить начальный уровень знаний детьми Правил дорожного движения. | |
2 | Легковой и грузовой транспорт | Наблюдения | Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт. | ||
3 | Легковой и грузовой транспорт | Беседа | Закреплять умение различать и называть виды транспорта. | ||
4 | Воробышки и автомобиль | Подвижная игра | Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя. | ||
Октябрь | 1 | Грузовая машина | Беседа | Уточнить представление о грузовой машине, об основных её частях. Развивать речевую активность детей, воспитывать у детей интерес к занятию. | |
2 | Собери грузовик | Дидактическая игра | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания. | ||
3 | Транспорт | Чтение | Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знания о транспорте. Развивать слуховое и зрительное восприятие. | ||
4 | Грузовик | Инсценировка | Развивать память. Воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к игре. | ||
Ноябрь | 1 | Автобус | Наблюдение | Дать детям представление об автобусе, его функциональном назначении. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающему. | |
2 | Красный, зелёный | Подвижная игра | Закреплять у детей умение различать цвета (красный, зелёный). Развивать умение ориентироваться в пространстве. | ||
3 | Едем в автобусе | Беседа | Знакомить детей с транспортным средством: автобус. Уточнять представление о некоторых транспортных средствах. Развивать мышление. Воспитывать у детей умение слушать и воспроизводить рассказ педагога. | ||
4 | Автобус | Сюжетно-ролевая игра | Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь. Воспитывать умение играть дружно. | ||
Декабрь | 1 | По улицам города | Чтение | Закреплять знания о транспорте, его назначении. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе. | |
2 | Наша улица | Экскурсия | Дать детям представление об улице, тротуаре. Формировать элементарные навыки поведения на улице. Развивать восприятие. Воспитывать устойчивое внимание. | ||
3 | Дорожные ситуации | Беседа | Закреплять элементарные знания о поведении на улице. | ||
4 | Собери автомобиль | Дидактическая игра | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость. | ||
Январь | 1 | Все работы хороши – выбирай на вкус | Беседа | Знакомить детей с профессией водителя. Развивать речь. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых. | |
2 | Гараж | Целевая прогулка | Давать представление детям о гараже, его строении и функциональном назначении. Развивать наблюдательность. | ||
3 | Гараж | Конструирование | Обучать детей умению создавать из строительного материала конструкции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания. | ||
4 | Труд водителя | Беседа | Знакомить детей с трудом водителя, показать его общественную значимость. Закреплять знания о грузовом, легковом и пассажирском транспорте. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых. | ||
Февраль | 1 | Светофор | Наблюдение | Дать представление о работе светофора, его назначении. Закреплять умение различать цвета. | |
2 | Светофор | Подвижная игра | Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание. | ||
3 | Светофор | Аппликация | Учить умению правильно располагать и наклеивать круги разного цвета. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению аппликации. | ||
4 | Узнай и назови | Дидактическая игра | Закреплять знания о различных видах транспорта. | ||
Март | 1 | Покатаем на машине игрушки | Дидактическая игра | Уточнять у детей знания о названии частей грузовой машины. | |
2 | Дорога для автомобиля | Рисование | Учить детей умению регулировать силу нажима карандаша. Развивать умение штриховать в одном направлении. Воспитывать у детей отзывчивость. | ||
3 | Моя улица | Беседа | Закреплять у детей знания об улице. Развивать зрительное восприятие. | ||
4 | Зажги свой огонёк | Дидактическая игра | Закреплять знания о светофоре, сигналах, их назначении. | ||
Апрель | 1 | Светофор | Рисование | Учить рисовать круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Закреплять знания о сигналах светофора. Воспитывать интерес к выполнению работы. | |
2 | Вечер загадок | Развлечение | Обучить детей находить отгадку по описанию. Развивать слуховое восприятие. | ||
3 | Троллейбус | Беседа | Дать детям представление о троллейбусе, об отличительных особенностях. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | ||
4 | Мы - пассажиры | Сюжетно-ролевая игра | Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. | ||
Май | 1 | Мой город | Экскурсия | Расширять знания детей о городе, улицах, светофоре. | |
2 | Сложи машину | Дидактическая игра | Обучать складывать предметы из геометрических фигур. | ||
3 | На машине | Инсценировка | Создавать у детей положительный эмоциональный настрой. | ||
4 | Итоговое | Беседа | Уточнить объём знаний и навыков, приобретённых детьми за год обучения. |
II год обучения
(средняя группа)
Месяц | Неделя | Тема занятия | Форма | Цели | Примечания |
Сентябрь | 1 | Вводное | Беседа | Выявить у детей знания о светофоре, его назначении, о пассажирском транспорте, тротуаре. | |
2 | Сложи машину из кубиков (из геометрических фигур) | Дидактическая игра | Обучать детей собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. | ||
3 | Ситуация на дороге | Беседа | Закрепить знания о светофоре, правила поведения на улице. | ||
4 | Воробышки и автомобиль. Светофор | Подвижные игры | Закреплять у детей умения действовать в соответствии с правилами игры. | ||
Октябрь | 1 | Машины | Выставка | Закреплять у детей знания о легковом, грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия. | |
2 | Наша улица | Экскурсия | Формировать у детей представления об одностороннем, двустороннем движении. Расширять представления об улице. Закреплять знания о правилах для пешеходов. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться в пространстве. | ||
3 | Макет | Игра | Закреплять у детей знания об одностороннем и двустороннем движении. | ||
4 | Грузовой транспорт | Беседа | Расширять у детей знания о грузовом транспорте. Закреплять навык употребления новых слов: фургон, цистерна, кузов. | ||
Ноябрь | 1 | Мы по улице идём | Беседа | Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей части. | |
2 | Пешеходный переход | Экскурсия на оборудованный участок детского сада | Давать детям представление о пешеходном переходе, знаке, как правильно переходить дорогу. Воспитывать у детей культуру поведения на улице. | ||
3 | Проблемные ситуации | Беседа | Закреплять у детей знания о правильном переходе улицы. | ||
4 | Пешеходный переход | Рисование | Закреплять у детей умение рисовать прямые линии. Воспитывать у детей желание доводить начатое дело до конца. | ||
Декабрь | 1 | Пассажирский транспорт | Экскурсия на оборудованный участок детского сада | Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Уточнить представление о знаке «Остановка». Воспитывать культуру поведения. | |
2 | Автобус | Сюжетно-ролевая игра | Закреплять знания о пассажирском транспорте. Развивать умение играть дружно. Воспитывать культуру поведения в автобусе. | ||
3 | В гости к Бабушке Загадушке | Развлечение | Закреплять знания о пассажирском транспорте. Развивать смекалку, сообразительность. | ||
4 | Трамвай | Беседа | Знакомить детей с трамваем. Расширять знания об особенностях движения трамвая, троллейбуса и автобуса. | ||
Январь | 1 | Будь внимателен | Подвижная игра | Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание. Воспитывать умение действовать по звуковому сигналу. | |
2 | Назови правильно | Дидактическая игра | Закреплять у детей понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу». Развивать умение ориентироваться в пространстве. | ||
3 | Транспорт | Конструирование | Закреплять умение строить транспорт из разных материалов. Развивать воображение. | ||
4 | Правила дорожного движения | Чтение | Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения. | ||
Февраль | 1 | Найди пешеходов-нарушителей | Беседа | Обучать детей правилам дорожного движения. Развивать внимательность, наблюдательность. | |
2 | Автобус | Аппликация | Учить детей создавать образ из отдельных частей. Воспитывать аккуратность в выполнении работы. | ||
3 | Цветные автомобили | Подвижная игра | Знакомить детей с новой игрой, её правилами. Обучать детей ориентироваться в пространстве. Развивать слуховое восприятие. | ||
4 | Почини технику | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о транспорте, его составных частях. Развивать внимание, наблюдательность. | ||
Март | 1 | Труд водителя | Беседа | Расширять знания детей о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых. | |
2 | На машине | Инсценировка | Создавать у детей положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение играть дружно, помогать друг другу. | ||
3 | Автозаправочная станция | Беседа | Дать детям представление об автозаправочной станции, знаке, указывающем на неё. Развивать внимание, наблюдательность. | ||
4 | Дорожные происшествия | Беседа | Закреплять у детей знания Правил дорожного движения. Развивать внимание. Воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. | ||
Апрель | 1 | Угадай дорожный знак | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. | |
2 | В гостях у светофора | Беседа | Знакомить детей с жёлтым сигналом светофора. Развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Развивать внимание. | ||
3 | Собери машину. Светофор | Игротека | Закреплять у детей умение собирать транспорт из 4-х частей. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Побуждать детей к соблюдению правил игры. | ||
4 | Мой город | Экскурсия | Расширять знания о Правилах дорожного движения. | ||
Май | 1 | Мы учимся соблюдать Правила дорожного движения | Игра | Закреплять у детей знания Правил дорожного движения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать внимание. | |
2 | Бездельник светофор | Чтение | Создавать положительный эмоциональный настрой у детей. | ||
3 | Станция технического обслуживания | Целевая прогулка | Дать детям представление о станции технического обслуживания, знаке, указывающем на неё. Расширять знания о ПДД. | ||
4 | Итоговое | Беседа | Уточнить объём знаний и навыков, приобретённых детьми за год обучения. |
III год обучения
(старшая группа)
Месяц | Неделя | Тема занятия | Форма | Цели | Примечания |
Сентябрь | 1 | Вводное | Беседа | Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках. | |
2 | Правила поведения пешеходов | Беседа | Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитывать ответственность. | ||
3 | Дорожная азбука | Экскурсия (в группе ) | Знакомить детей с дорожными знаками «Осторожно, дети!», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». Воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах. | ||
4 | Дорожный знак | Рисование | Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении. | ||
Октябрь | 1 | Доскажи словечко | Словесная игра | Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. Развивать слуховое восприятие. | |
2 | Школа пешеходных наук | Беседа | Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание. Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода. | ||
3 | Три чудесных цвета | Инсценировка | Закреплять у детей знания о светофоре. Развивать выразительность речи. | ||
4 | Дорожные нарушения | Беседа | Закреплять правила поведения на улице. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. | ||
Ноябрь | 1 | Мы идём через дорогу. Это должны знать дети | Практическая работа | Закреплять у детей знания Правил дорожного движения | |
2 | Станция технического обслуживания | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о дорожном знаке «Станция технического обслуживания». Развивать умение складывать целое из частей. | ||
3 | Машины специального назначения | Рассказ | Дать детям представление о машинах специального назначения. | ||
4 | Угадай дорожный знак | Дидактическая игра | Расширять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок. | ||
Декабрь | 1 | Машины на нашей улице | Беседа | Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. | |
2 | Мы идём через дорогу | Практическая работа | Закреплять у детей знания правильного перехода через дорогу (как обходить автобус, троллейбус и трамвай) | ||
3 | Водители, на старт! | Игра-соревнование. | Развивать ловкость, смекалку, мелкую моторику рук. | ||
4 | Собери автомобиль | Настольная игра | Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. | ||
Январь | 1 | Умные машины | Настольная игра | Расширять у детей знания о водном, воздушном, наземном транспорте. Развивать речь. | |
2 | Труд водителя | Беседа | Расширять у детей знания о труде водителя и причинах дорожно-транспортных происшествий. Закреплять знания о сигналах светофора. Воспитывать уважение к труду взрослых. | ||
3 | Считалка | Заучивание | Развивать умение чётко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение использовать считалку в игре. | ||
4 | Служебные машины | Чтение | Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знание машин специального назначения. | ||
Февраль | 1 | Улица большого города | Беседа | Расширять у детей знания об улице, её особенностях. Закреплять знания о назначении тротуара, проезжей части. Воспитывать желание соблюдать Правила дорожного движения. | |
2 | Грузовая машина | Аппликация | Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывая о последовательности их наклеивания. Воспитывать оценочное отношение к своим работам. | ||
3 | Набери правильно номер | Дидактическая игра | Знакомить у детей знания номеров телефонов экстренных служб: пожарная охрана, скорая помощь, милиция. Развивать умение правильного набора номера на телефоне. | ||
4 | Твой приятель - светофор! | КВН | Закреплять у детей знания ПДД. Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода. | ||
Март | 1 | Пословицы | Разучивание | Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи. | |
2 | Домино. Дорожные знаки. Учим дорожные знаки. | Игротека | Закреплять у детей знания о дорожных знаках. Развивать умение находить дорожный знак к дорожной ситуации. Воспитывать внимание. | ||
3 | Моя улица | Конструирование | Развивать у детей воображение, фантазию, умение делать постройки домов, транспорта из разного строительного материала. | ||
4 | История транспорта | Беседа | Расширять у детей знания об истории транспорта. Развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. Воспитывать чувство ответственности. | ||
Апрель | 1 | Умные зверюшки | Чтение | Обучать детей умению слушать и понимать содержание прочитанного. Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода. | |
2 | Кто больше знает? | Загадки | Развивать у детей внимание, сообразительность, мышление. | ||
3 | Дорожные ловушки | Беседа | Обучать детей соблюдать ПДД. Развивать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. | ||
4 | Путешествие в страну Дорожных Знаков | Праздник | Создавать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызывать желание знать и соблюдать ПДД. | ||
Май | 1 | Найди ошибку | Словесная игра | Обучать детей умению находить в предложении ошибку и исправлять её. Развивать слуховое внимание. | |
2 | Мы – пешеходы. Мы – водители. | Игры в автогородке | Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире. | ||
3 | Итоговое | Беседа | Уточнить объём знаний и навыков, приобретённых детьми за год обучения. | ||
4 | Вводное | Беседа | Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках. |
IV год обучения
(подготовительная группа)
Месяц | Неделя | Тема занятия | Форма | Цели | Примечания |
Сентябрь | 1 | Вводное | Беседа | Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках. | |
2 | Строим улицу | Беседа | Закреплять и расширять знания о профессии строителя. Закреплять знания о ПДД. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру. | ||
3 | Выполни верно | Практическая работа | Закреплять знания о различных видах транспорта. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | ||
4 | Путешествие Колобка по улице | Беседа | Дать представление об «островке безопасности». Расширять знания об улице, умение находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспитывать навыки правильного поведения на улице. | ||
Октябрь | 1 | Объясни | Дидактическая игра | Развивать у детей мышление, знания ПДД. | |
2 | Островок безопасности | Рисование | Закреплять у детей знания об «Островке безопасности» через рисование. Развивать память, наблюдательность. | ||
3 | Здравствуй, улица! | Экскурсия | Давать детям представление о перекрёстке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности. | ||
4 | Перекрёсток | Подвижная игра | Знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о перекрёстке. Воспитывать внимательность, честность. | ||
Ноябрь | 1 | Площадь | Экскурсия | Давать детям представление о площади. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать патриотические чувства. | |
2 | Закончи предложение | Словесная игра | Развивать у детей фонематический слух, мышление. | ||
3 | Мой дом – моя улица | Рисование | Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления. | ||
4 | Учим дорожные знаки | Настольная игра | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность. | ||
Декабрь | 1 | Моя улица | Чтение | Закреплять у детей знания об улице. Развивать речь, мышление. Воспитывать внимательность. | |
2 | Это должен каждый знать обязательно на «пять» | Викторина «Что? Где? Когда?» | Закреплять у детей знание Правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни. Развивать мышление, речь, внимание. | ||
3 | Перейди дорогу | Игра-соревнование | Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя. | ||
4 | Найди ошибку | Словесная игра | Развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление. | ||
Январь | 1 | Чем накормить автомобиль | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о том, что помогает работать мотору автомобиля. Развивать память, мышление. | |
2 | О чём разговаривает улица | Беседа | Углублять у детей знания о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказывать помощь друг другу. | ||
3 | Дорожные знаки | Практическая работа | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | ||
4 | Загородные дороги | Беседа | Обучать детей движению по загородной дороге (там нет тротуаров…). Развивать наблюдательность и внимание, умение ориентироваться в создавшейся ситуации. | ||
Февраль | 1 | Световые сигналы автомобилей | Наблюдение | Давать детям представления о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дорогах. | |
2 | Угадай, какой машине принадлежит сигнал | Дидактическая игра | Развивать у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального назначения. | ||
3 | Ловкий пешеход | Настольная игра | Закреплять у детей знания ПДД, счёта в пределах шести, умения соблюдать правила игры. Воспитывать честность. | ||
4 | Чистоговорки | Разучивание | Знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение чётко произносить звук [ж]. | ||
Март | 1 | Работа сотрудника ГИБДД | Беседа | Знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика. | |
2 | Сигналы регулирования дорожного движения | Практическая работа | Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. Развивать память внимание. | ||
3 | Автомобиль | Чтение | Знакомить детей с произведением Н.Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД. | ||
4 | Ловкий пешеход | Подвижная игра | Развивать у детей меткость, ловкость, глазомер. | ||
Апрель | 1 | Твой приятель – светофор | Беседа | Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырёхстороннем светофоре. Воспитывать умение применять на практике полученные знания по ПДД. | |
2 | Москвичонок | Инсценировка | Создавать у детей эмоциональный положительный настрой. Развивать умение сопоставлять движения со словами. | ||
3 | Угадай ребус | Практическая работа | Развивать у детей мышление, внимание, память. Расширять у детей знания о ПДД. Закреплять умение находить нарушителей. | ||
4 | Про Правила дорожного движения | Чтение | Развивать у детей умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять знания ПДД. | ||
Май | 1 | Правила движения достойны уважения! | Праздник | Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитывать эмоциональный положительный настрой. | |
2 | Автогородок | Игры | Закреплять у детей знания правильного перехода дороги. Развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве. | ||
3 | Велосипед | Беседа | Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности. | ||
4 | Итоговое | Беседа | Уточнять объём знаний и навыков, полученных детьми за год обучения. |
Список используемой литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика Синтез, 2010–2012).
- Данилова Т.И. О26 Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 208с.).
- Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений– дидактические игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал / Составитель Т. Ф. Саулина – М.: Просвещение, 1989.
- Т. Ф. Саулина. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста
Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста...
Рабочая программа по правилам дорожного движения для средней группы
Программа рассчитана на 30 часов в год, по 20 минут 1 раз в неделю. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 4-5лет с правилами дорожного движения. Она поможет воспита...
Рабочая программа "Юные инспектора дорожного движения"
Рабочая программа занятий кружковой деятельности (военно-патриотическое направление) для воспитанников старшей/подготовительной разновозрастной группы разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Авторская рабочая программа по правилам дорожного движения "Дети и дорога"
Авторска япрограмма по ПДД...
Рабочая программа по правилам дорожного движения
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Дорожная азбука», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорог...
Образовательная программа по изучению правил дорожного движения «Дорожная азбука» (дорожная безопасность) для детей от 3-х до 7-ми лет
Для работы педагога в ДОУ. Профилактика ПДД для детей 6-7 лет....