Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»
консультация по обж
Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»
«Самое дорогое у человека - жизнь» Н. А. Островский
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта поведения в чрезвычайных ситуациях.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по основам безопасности жизнедеятельности включает целый комплекс задач:
- знакомство с источниками опасности, с необходимыми действиями в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Этапы реализации данных задач:
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации учебно - воспитательного процесса:
- инструктаж воспитанников;
- занятия;
- просмотр видеороликов, мультфильмов;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- заучивание правил безопасного поведения;
- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
- игры - тренинги;
- наблюдения;
- беседы;
- экскурсии
- чтение художественной литературы;
- отгадывание загадок;
- заучивание стихотворений;
- дидактические игры;
- подвижные игры.
- сюжетно – ролевые игры;
- театрализованные представления;
- трудовая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- дидактические игры
- рассказ по картине
- личный пример взрослых.
- спортивное развлечение;
- досуги.
- конструирование
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.
- Уголок безопасности, который содержит следующие материалы:
- макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Спасатели», «Скорая помощь», «Полиция» и т. д.
- плакаты по ОБЖ по темам: «Опасные незнакомцы», «Пожарная безопасность» «Правила поведения в ЧС» и др.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры, такие например, как «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в ДОУ.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями необходимо использовать:
- Информационно - аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;
- Познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;
- Наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности;
- Информация на стенде: папки-передвижки, разработка буклетов, памяток;
- Выставки семейных творческих работ
- Досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий.
С целью овладения знаниями и умениями при действиях в ЧС, по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, в течении года необходимо проводить встречи воспитанников с сотрудником полиции, скорой помощи, МЧС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Работа с детьми по формированию знаний по правам ребенка"
Консультация поможет педагогам организовать работу с воспитанниками по изучению прав ребенка....
Выступление на конференции «Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»
Является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта поведения в чрезвычайных ситуа...
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми.»
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер....
Доклад «Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»
laquo;Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»(слайд 2)Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в ...
Семинар-практикум для педагогов на тему «Современные формы в работе с детьми по формированию знаний безопасного поведения на дороге»
Материал для педагогов...
План работы с детьми по формированию знаний ПДД на 2022-2023 уч. год. Старшая группа.
План работы с детьми по формированию знаний ПДД на 2022-2023 уч. год. Старшая группа....