Консультация для педагогов "Работа с детьми по формированию знаний по правам ребенка"
методическая разработка на тему

Саргсян Ирина Викторовна

Консультация поможет педагогам организовать работу с воспитанниками  по  изучению прав ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_po_formirovaniyu_znaniy_po_pravam_rebenka.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с детьми по формированию знаний по правам ребенка»

Саргсян И.В., воспитатель

.

Незнание прав и законов делает нас слабыми и беззащитными в наше непростое время. Поэтому правовую культуру надо воспитывать с детства.

Учитывая актуальность данной проблемы, педагоги нашей прогимназии ведут систематическую работу с воспитанниками по формированию основ правового сознания. Деятельность педагогов выстраивается на основе основной образовательной программы, годового круга тем, тематических недель, которые помогают раскрыть тему в более доступной форме для ребенка.  

Традиционно работа по правовому воспитанию в дошкольных учреждениях реализуется,  начиная со старшего возраста, мы считаем целесообразным данную работу начинать  с младшего возраста. На начальных ступенях дошкольного возраста  мы даем детям представление о важности выбранного имени, закрепляем представления о семье, доме, родственных связях, неповторимости и уникальности каждого ребенка.

Деятельность с воспитанниками  мы выстраиваем по принципу постепенного движения - от собственного «Я» к окружающему миру.

Организуя работу по данному направлению, мы опираемся на ведущие виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Нами были   подобраны и систематизированы серии игр, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, театрализованные.  Разработаны авторские игры, составлена картотека, подобран дидактический материал, который  способствует легкому усвоению основ правовой грамотности.

Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека. В качестве наглядных приемов , иллюстрирующих то или иное право, понятие мы используем стихи, сказки, пословицы, поговорки. При обсуждении сказки «Лиса и заяц» ребята горячо осуждали рыжую героиню, ведьму из сказки «Дикие лебеди», по- новому взглянули на героев сказки «Теремок», «Кот в сапогах».

В ходе ознакомления с правами   были созданы авторские книжки - малышки, литературный журнал «Сказки о правах»,  альбом сочинений и рассказов о семье.  

В результате тесного взаимодействия педагога и детей были оформлены   рисунки-схемы, например:  «Мои обязанности в саду и дома», составлены «Карты-помощи на улице и ДОУ», которые развивают у детей такие качества как самостоятельность, ответственность, взаимопомощь.

Для формирования основ правового сознания мы используем педагогические ситуации. В работе с детьми применяем  тренинг «Адвокат для ребят», где в роли адвоката выступает ребенок группы, которому необходимо решить  конфликтную ситуацию, найти пути мирного разрешения конфликта.

Мы считаем, что  эффективно применять в работе с детьми проблемные ситуации,       «Можно ли жить без имени и фамилии», «Я заблудился», «Если бы всех звали одинаково» - дающие возможность сделать правильный выбор, формирующие умение   поступать в соответствии с нормами и правилами поведения.

Используя  продуктивные  виды деятельности, в группах   организуются выставки детских работ на тему «Знакомство с правами»,  «Как тебя зовут». Совместно с родителями были изготовлены плакаты, коллажи, фото работы по номинациям «Здоровый отдых», «Дом в котором мы живем».

Периодически в группах устраиваем выставки любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представление о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи, учатся бережно к ним относится, не брать чужого.

Воспитатели совместно с ребятами организовали игровые  уголки в группах «Мои права и обязанности».

На протяжении данной работы родители принимали активное участие в совместной работе с детьми: были оформлены фотовыставки «Мама, папа, я – дружная семья», «Интересное рядом», альбомы «Наши имена», «Дом, в котором мы живем».

Родители охотно делятся своим опытом, в котором рассказывают о семейных традициях: «Как укладывать спать», «Как мы проводим досуг».

Такая последовательная и систематическая деятельность в области правового воспитания позволила нам достичь высоких результатов.

Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении детей, а именно  осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе организованной и совместной деятельности, дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать.

Мы надеемся, что работа, начатая в нашей группе, станет хорошим стартом для развития правовых норм будущего школьника и просто Человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Права ребенка»

Цель:1.     Дать родителям педагогические знания в области защиты прав детей, познакомить с содержанием отдельных статей основных законов: «Семейный кодекс РФ», «Конвенция ООН о пр...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "День прав ребенка"

Конспектнепосредственно   образовательной     деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«День прав ребёнка»Цель:Обобщить знания детей об их граждански...

Итоговый практико-значимый проект «Формирование представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесс...

План работы с детьми по формированию знаний ПДД на 2022-2023 уч. год. Старшая группа.

План работы с детьми по формированию знаний ПДД  на 2022-2023 уч. год. Старшая группа....

Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»

Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»...