Консультация для педагогов "Работа с детьми по формированию знаний по правам ребенка"
методическая разработка на тему
Консультация поможет педагогам организовать работу с воспитанниками по изучению прав ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_po_formirovaniyu_znaniy_po_pravam_rebenka.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа с детьми по формированию знаний по правам ребенка»
Саргсян И.В., воспитатель
.
Незнание прав и законов делает нас слабыми и беззащитными в наше непростое время. Поэтому правовую культуру надо воспитывать с детства.
Учитывая актуальность данной проблемы, педагоги нашей прогимназии ведут систематическую работу с воспитанниками по формированию основ правового сознания. Деятельность педагогов выстраивается на основе основной образовательной программы, годового круга тем, тематических недель, которые помогают раскрыть тему в более доступной форме для ребенка.
Традиционно работа по правовому воспитанию в дошкольных учреждениях реализуется, начиная со старшего возраста, мы считаем целесообразным данную работу начинать с младшего возраста. На начальных ступенях дошкольного возраста мы даем детям представление о важности выбранного имени, закрепляем представления о семье, доме, родственных связях, неповторимости и уникальности каждого ребенка.
Деятельность с воспитанниками мы выстраиваем по принципу постепенного движения - от собственного «Я» к окружающему миру.
Организуя работу по данному направлению, мы опираемся на ведущие виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Нами были подобраны и систематизированы серии игр, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, театрализованные. Разработаны авторские игры, составлена картотека, подобран дидактический материал, который способствует легкому усвоению основ правовой грамотности.
Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека. В качестве наглядных приемов , иллюстрирующих то или иное право, понятие мы используем стихи, сказки, пословицы, поговорки. При обсуждении сказки «Лиса и заяц» ребята горячо осуждали рыжую героиню, ведьму из сказки «Дикие лебеди», по- новому взглянули на героев сказки «Теремок», «Кот в сапогах».
В ходе ознакомления с правами были созданы авторские книжки - малышки, литературный журнал «Сказки о правах», альбом сочинений и рассказов о семье.
В результате тесного взаимодействия педагога и детей были оформлены рисунки-схемы, например: «Мои обязанности в саду и дома», составлены «Карты-помощи на улице и ДОУ», которые развивают у детей такие качества как самостоятельность, ответственность, взаимопомощь.
Для формирования основ правового сознания мы используем педагогические ситуации. В работе с детьми применяем тренинг «Адвокат для ребят», где в роли адвоката выступает ребенок группы, которому необходимо решить конфликтную ситуацию, найти пути мирного разрешения конфликта.
Мы считаем, что эффективно применять в работе с детьми проблемные ситуации, «Можно ли жить без имени и фамилии», «Я заблудился», «Если бы всех звали одинаково» - дающие возможность сделать правильный выбор, формирующие умение поступать в соответствии с нормами и правилами поведения.
Используя продуктивные виды деятельности, в группах организуются выставки детских работ на тему «Знакомство с правами», «Как тебя зовут». Совместно с родителями были изготовлены плакаты, коллажи, фото работы по номинациям «Здоровый отдых», «Дом в котором мы живем».
Периодически в группах устраиваем выставки любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представление о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи, учатся бережно к ним относится, не брать чужого.
Воспитатели совместно с ребятами организовали игровые уголки в группах «Мои права и обязанности».
На протяжении данной работы родители принимали активное участие в совместной работе с детьми: были оформлены фотовыставки «Мама, папа, я – дружная семья», «Интересное рядом», альбомы «Наши имена», «Дом, в котором мы живем».
Родители охотно делятся своим опытом, в котором рассказывают о семейных традициях: «Как укладывать спать», «Как мы проводим досуг».
Такая последовательная и систематическая деятельность в области правового воспитания позволила нам достичь высоких результатов.
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении детей, а именно осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе организованной и совместной деятельности, дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать.
Мы надеемся, что работа, начатая в нашей группе, станет хорошим стартом для развития правовых норм будущего школьника и просто Человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию правового сознания "Право ребенка жить и воспитываться в семье"
Дать детям первоначальное понятие о возникновении семьи...
Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Права ребенка»
Цель:1. Дать родителям педагогические знания в области защиты прав детей, познакомить с содержанием отдельных статей основных законов: «Семейный кодекс РФ», «Конвенция ООН о пр...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "День прав ребенка"
Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«День прав ребёнка»Цель:Обобщить знания детей об их граждански...
Итоговый практико-значимый проект «Формирование представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесс...
Семинар-практикум для педагогов на тему «Современные формы в работе с детьми по формированию знаний безопасного поведения на дороге»
Материал для педагогов...
План работы с детьми по формированию знаний ПДД на 2022-2023 уч. год. Старшая группа.
План работы с детьми по формированию знаний ПДД на 2022-2023 уч. год. Старшая группа....
Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»
Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»...