Доклад «Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»
статья по обж

Горохова Ирина Владимировна

«Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»

(слайд 2)

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта  поведения в чрезвычайных ситуациях.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его  к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

(слайд 3)

    При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности  были определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

(слайд 4)

Работа с детьми по ОБЖ (основам безопасности жизнедеятельности)  включает целый комплекс задач:

знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

воспитание грамотного участника дорожного движения;

  • воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

(слайд 5)

        Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

(слайд 6)

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

 

        Формы организации учебно - воспитательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры.

(слайд 7)

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии (посещали ПЧ №106 в начале года)

(слайд 8)

театрализованные представления;

- сюжетно – ролевые игры;

- игры - тренинги;

- просмотр мультфильмов;

     - трудовая деятельность;

- продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

(слайд 9)

- дидактические игры

- рассказ по картине

- просмотр видеороликов

 (слайд 10-11-12)

- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

- личный пример взрослых.

(слайд 13)

- спортивное развлечение;

- досуги.

(слайд 14)

- конструирование

 

        Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

 

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.

    1. Уголок безопасности, который содержит следующие материалы:                              

  •  макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.

плакаты по ОБЖ по темам: «Опасные незнакомцы, «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Чаи, напитки и отвары» и др.

- посещение «Центра безопасности»  для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

  • дидактические игры, такие например, как «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так»  и др.
  • настольно – печатные игры  «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

 

      Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в ДОУ.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

                               

В работе с родителями мы используем:

 Информационно - аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;

Познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

Наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности;

     Информация на стенде: папки-передвижки, разработка памяток;

     Выставки семейных творческих работ, изделий из   бросового и природного материала;

    Выставка рисунков;

   Досуговое направление:  совместное проведение праздников, досугов, экскурсий;

                                  

        С целью овладения знаниями и умениями по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, в течении года проводятся встречи  воспитанников с сотрудником МЧС.

                                

    С детьми проводились как подвижные, так и с/р игры.

                           

    Таким образом можно сказать, что высокий воспитательный эффект имеют театрализованные постановки имеют, которые  учат детей соблюдать правила пожарной безопасности, которые помогают закрепить в памяти детей, что неосторожное обращение с огнем может стать причиной пожара.

     А повторение  правил дорожного движения в развлечениях для детей помогают закрепить в памяти, что несоблюдение правил на дорогах приводит к серьезным авариям. 

                                 

«Самое дорогое у человека - жизнь» Н.А.Островский

Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_obzh2.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ ОБЖ» Советский, 2020г.

Слайд 2

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта поведения в чрезвычайных ситуациях. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей . Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности , в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Слайд 3

Цели: - формирование основ по сохранению и укреплению здоровья; - воспитание безопасного поведения; - способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.

Слайд 4

Задачи: - знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; - развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; - воспитание грамотного участника дорожного движения; воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Слайд 5

Основные принципы: - системность и последовательность ( любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем); - доступность ( усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ; - включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ; - наглядность ( техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал ); - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ; психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Слайд 6

Этапы реализации данных задач: 1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности; 2 этап - ввести правила в жизнь детей , показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила; 3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими

Слайд 7

Чтение художественной литературы

Слайд 8

Сюжетно – ролевые игры

Слайд 9

Дидактические игры Просмотр видеороликов Рассказ по картине

Слайд 10

О быгрывание ситуаций

Слайд 13

Спортивное развлечение

Слайд 14

Конструирование

Слайд 15

«Самое дорогое у человека - жизнь» Н.А.Островский Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции «Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»

Является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта поведения в чрезвычайных ситуа...

Доклад на тему: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ ОБЖ в ДОУ»

«Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский Детский сад ведет большую работу в этом направлении, ищет поиски новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дош...

Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» (из опыта работы)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»

Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»...

Консультация для педагогов: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, формированию здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»

Все мы — педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные с...