Доклад «Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»
статья по обж
«Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»
(слайд 2)
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта поведения в чрезвычайных ситуациях.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
(слайд 3)
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности были определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
(слайд 4)
Работа с детьми по ОБЖ (основам безопасности жизнедеятельности) включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
(слайд 5)
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
(слайд 6)
Этапы реализации данных задач:
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации учебно - воспитательного процесса:
- занятия;
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
-подвижные игры.
(слайд 7)
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии (посещали ПЧ №106 в начале года)
(слайд 8)
- театрализованные представления;
- сюжетно – ролевые игры;
- игры - тренинги;
- просмотр мультфильмов;
- трудовая деятельность;
- продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
(слайд 9)
- дидактические игры
- рассказ по картине
- просмотр видеороликов
(слайд 10-11-12)
- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
- личный пример взрослых.
(слайд 13)
- спортивное развлечение;
- досуги.
(слайд 14)
- конструирование
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.
1. Уголок безопасности, который содержит следующие материалы:
- макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.
- плакаты по ОБЖ по темам: «Опасные незнакомцы, «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Чаи, напитки и отвары» и др.
- посещение «Центра безопасности» для использования полученных знаний в игровой деятельности.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры, такие например, как «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в ДОУ.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями мы используем:
Информационно - аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;
Познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;
Наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности;
Информация на стенде: папки-передвижки, разработка памяток;
Выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала;
Выставка рисунков;
Досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий;
С целью овладения знаниями и умениями по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, в течении года проводятся встречи воспитанников с сотрудником МЧС.
С детьми проводились как подвижные, так и с/р игры.
Таким образом можно сказать, что высокий воспитательный эффект имеют театрализованные постановки имеют, которые учат детей соблюдать правила пожарной безопасности, которые помогают закрепить в памяти детей, что неосторожное обращение с огнем может стать причиной пожара.
А повторение правил дорожного движения в развлечениях для детей помогают закрепить в памяти, что несоблюдение правил на дорогах приводит к серьезным авариям.
«Самое дорогое у человека - жизнь» Н.А.Островский
Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_obzh2.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта поведения в чрезвычайных ситуациях. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей . Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности , в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Цели: - формирование основ по сохранению и укреплению здоровья; - воспитание безопасного поведения; - способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.
Задачи: - знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; - развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; - воспитание грамотного участника дорожного движения; воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Основные принципы: - системность и последовательность ( любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем); - доступность ( усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ; - включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ; - наглядность ( техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал ); - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ; психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
Этапы реализации данных задач: 1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности; 2 этап - ввести правила в жизнь детей , показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила; 3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими
Чтение художественной литературы
Сюжетно – ролевые игры
Дидактические игры Просмотр видеороликов Рассказ по картине
О быгрывание ситуаций
Спортивное развлечение
Конструирование
«Самое дорогое у человека - жизнь» Н.А.Островский Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад " Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности"
Докла....
Выступление на конференции «Современные подходы в работе с детьми по формированию практических умений при действиях в чрезвычайных ситуациях»
Является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта поведения в чрезвычайных ситуа...
Доклад на тему: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ ОБЖ в ДОУ»
«Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский Детский сад ведет большую работу в этом направлении, ищет поиски новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дош...
Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» (из опыта работы)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
«Современные подходы в работе с детьми по изучению ОБЖ в ДОУ» (из опыта работы) выступление
Детский сад - это целостный организм, где все должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни здоровья, за безопасность доверенных нам детей.Сегодня в современном мире никто не за...
«Современные подходы в работе с детьми по формированию основ безопасности и жизнедеятельности и здорового образа жизни дошкольников»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»
Консультация для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по формированию знаний и умений при действиях в ЧС»...