Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»
рабочая программа по обж

Маслобойникова Анна Геннадьевна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_bezopasnyy_mir_.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Россияночка» г. Смоленска

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса

«Ребёнок и безопасность»

Автор-составитель:

Маслобойникова А.Г.

воспитатель

Смоленск, 2022

Аннотация к программе:

Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.

Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, моделирование ситуаций, беседы) и направлены на формирование основ ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.

Программа предназначена для детей старшей группы, рассчитана на один год.

Содержание:

Пояснительная записка 4

Ресурсное обеспечение 10

Перспективное планирование занятий кружка 12

Тематическое планирование работы 16

План работы с родителями 36

Приложение 38

Пояснительная записка

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснять как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.

Программа кружка «Безопасный мир» создана на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной(2010 год), методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А.Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения»(2008год), примерной основной общеобразовательной программе ДОУ Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», образовательной программы ДОУ и собственных наблюдений, опыта работы с дошкольниками.

Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей среднего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут. Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 35 занятий.

Цель – воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи:

1) обучить воспитанников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

2) раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

3) привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

По разделу «Дорожная азбука»

  • Знакомить детей с наземным транспортом и его назначением
  • Формировать умение определять красный и желтый как запрещающие сигналы(стоять), зеленый цвет как разрешающий движение(идти)
  • Учить детей различать элементы дороги (дорога, тротуар, проезжая часть
  • Учить играть в обстановку на дороге, водителя за рулем автомобиля, в движении е транспорта на проезжей части
  • Учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко» «близко» «вверху» «внизу» «слева» «справа»)
  • Знакомить с детской литературой по дорожной тематике

По разделу «Мой дом»

  • Учить называть свой домашний адрес.
  • Знакомить детей с пожароопасными предметами, профессией пожарного.
  • Знакомить с электроприборами.
  • Формировать чувство безопасности и самосохранения, умение ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к предметам.
  • Знакомить с детской литературой по теме

По разделу «Я и природа»

  • Учить бережно относиться к природе: не топтать зеленые насаждения, не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить на участке.
  • Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
  • Приучать не брать в рот растения, ягоды, грибы, узнавать некоторые ядовитые и съедобные грибы и ягоды
  • Знакомить с животными, воспитывать навыки осторожного общения с ними.
  • Знакомить с детской литературой о природе

По разделу «Азбука здоровья»

  • Дать понятие о микробах и некоторых способах защиты от них. Не давать другому ребенку свою и не брать чужую зубную щетку, расческу, носовой платок и т.д.
  • Воспитывать привычку мыть руки перед тем, как взять в руки еду, после пользования туалетом, после любой грязной работы.
  • Формировать понятие о необходимости чистить зубы, полоскать рот и горло для защиты зубов и всего организма от болезней.
  • Внушать детям, что опасности для здоровья можно избежать, если правильно вести себя в определенной ситуации.
  • Учить вести себя за столом, во время еды не допускать шалостей, чтобы не пораниться ножам, вилкой, не опрокинуть тарелку, чашку с горячей пищей и др.
  • Приучать не брать в рот лекарства, мелкие предметы, не играть с острыми, огнеопасными, стеклянными предметами. Дать детям элементарное понятие о закаливании и его значении для здоровья.
  • Воспитывать в детях стремление как можно быстрее вылечиться в случае заболевания, приучать не бояться доктора и лечебных процедур.

По разделу «Я и другие люди»

  • Воспитывать любовь к родителям и близким людям, знать свое имя, имена членов своей семьи.
  • Формировать опыт поведения в среде сверстников, объяснять детям, что нельзя драться и обижать других детей.
  • Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его добрые намерения, и наоборот.
  • Знакомить с детской литературой по теме

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно

Перспектива:

Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями и распространение опыта работы.

Принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность», «дети – личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.

4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

Ресурсное обеспечение:

Информационно – методическое:

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 160 c.
  2. Баринова Е.В. «Безопасность малышей» Пособие для детских садов .- «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013.
  3. Вдовиченко Л. Ребенок на улице: [дошкольнику о ПДД] // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7. – С. 107 – 119. Занятия, игры. Анкета для родителей.
  4. Вепренцева Е.А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения // Дошкольная педагогика. – 2007 . - № С. 19 – 20.
  5. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  6. Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» Планирование работы, конспекты занятий, игры. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.
  7. Денисенкова, Н. Ваш ребёнок познаёт мир /Дошкольное воспитание 2000 №1. –С 91.
  8. Мельникова Н., Захарова П., Шакурова Р. Один дома // Дошкольное воспитание. 1999. № 10. – С. 44-52.
  9. Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения» Занимательные материалы младшая и средняя группы. Волгоград «Корифей» 2010.
  10. Полыванова В.К. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Планирование работы, беседы, игры. –СПб ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010.
  11. Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Москва- «Мозаика-Синтез», 2016.
  12. Черепанова С. Жизнь и здоровье детей: Спецкурс «Методика обучения правилам безопасного поведения на улице» // Дошкольное воспитание. – 2006. - № С. 111 – 113.
  13. Шаламова Е.И. «Правила и безопасность дорожного движения»-Москва «Скрипторий» 2013.

– газета «Добрая дорога детства»

  1. - Диагностический материал по ПДД + конспект по ПДД с дошкольниками
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
  3. С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».

Материально - техническое

1. Музыкальный зал

2. Физкультурный зал

3. Уголок ОБЖ

Технические средства

#1052;узыкальный центр

2. DVD плеер

Перспективное планирование занятий

«Азбука безопасности» в старшей группе

Месяцы по

неделям

Работа с детьми

тема

Задачи, форма проведения

Сентябрь

1 неделя

мониторинг

Выявление уровня представлений о безопасном поведении

опрос

2 неделя

«Мой дом»

Пожароопасные предметы

Познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно

2 неделя

Предметы, требующие осторожного обращения

Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения

3 неделя

Использование и хранение опасных предметов

Рассказать об опасных предметах, объяснить, где необходимо хранить такие предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим.

4 неделя

Пожар

Рассмотреть и обсудить причины и ситуации возникновения пожаров, научить детей, как действовать во время пожара

Октябрь

1 неделя

Как вызвать милицию

Рассказать о профессии «милиционер», познакомить с номером «02», научить вызывать милицию по телефону в экстренных случаях.

2 неделя

Скорая помощь

Познакомить со службой скорой помощи, с номером телефона «03», научить вызывать скорую помощь по телефону.

3 неделя

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Рассказать, чем могут быть опасны игры у окна и на балконе, познакомить с другими бытовыми опасностями.

4 неделя

Азбука здоровья

Как устроено тело человека

Рассказать, как устроено тело человека.

Ноябрь

1 неделя

Отношение к больному человеку

Воспитывать чувство сострадания, соучастия к инвалидам, больным, немощным, увечным, престарелым и одиноким людям; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.

2 неделя

Микробы и вирусы

Рассказать об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах.

3 неделя

Здоровье и болезнь

Рассказать о профилактике заболеваний, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

4 неделя

Личная гигиена

Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

Декабрь

1неделя

Витамины и здоровый организм

Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.

2 неделя

Здоровая пища

Рассказать о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное» или «здоровое» питание.

3неделя

Режим дня

Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма.

4неделя

Детские страхи

Попытаться выяснить, чего боятся дети; помочь детям избавиться от возможного чувства страха.

Январь

1 неделя

Одежда и здоровье

Рассказать о видах и назначении одежды.

2 неделя

Дорожная азбука

В городском транспорте

Рассказать о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте

3 неделя

Наши помощники на дороге

Рассказать о назначении светофора на проезжей части, познакомить с дорожными знаками.

4 неделя

Игры во дворе

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе; научить детей предвидеть и по возможности избегать их.

Февраль

1 неделя

Катание на велосипеде, самокате и роликах

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях, при катании детей на велосипеде (самокате, роликах); научить детей, как можно избежать таких ситуаций.

2 неделя

Опасные участки на пешеходной части улицы

Рассказать об опасных участках на пешеходной части улицы.

3неделя

Безопасное поведение на улице

Научить детей безопасному поведению на улице; закрепить изученный ранее материал.

4 неделя

К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице

Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потеряешься на улице.

Март

1 неделя

Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить где живешь

Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса; умение называть ориентиры, по которым можно найти свое место жительства.

2 неделя

Я и природа

Почему хорошо на свете?

Научить ребенка дружить с природой, видеть красоту природы, развить понимание того, что Земля – наш общий дом, а человек часть природы.

3 неделя

Будем беречь и охранять природу

Воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле

4 неделя

Съедобные и несъедобные грибы

Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать грибы по внешнему виду.

Апрель

1 неделя

Съедобные ягоды и ядовитые растения

Познакомить детей со съедобными ягодами, ядовитыми растениями, научить различать их по внешним признакам.

2 неделя

Сбор грибов и ягод

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях по темам: «Съедобные и несъедобные грибы», «Съедобные ягоды и ядовитые растения»

3 неделя

Контакты с животными

Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животным.

4неделя

Я и другие люди

Внешность человека может быть обманчива

Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его доброе намерение и, наоборот, отталкивающая внешность не всегда означает его недобрые намерения.

Май

1 неделя

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице

Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми.

2 неделя

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома.

Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома; научить правильному поведению в таких ситуациях.

3 неделя

Ребенок и его старшие приятели

Научить говорить «нет», если приятели, старшие по возрасту, предлагают опасную игру или занятие.

4 неделя

Конфликты между детьми

Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их.

мониторинг

Выявление уровня представлений о безопасном поведении

опрос

Используемая литература для работы с детьми дошкольного возраста по ПДД:

;Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

#1044;/В № 8//90 г., Д/В № 12//2003 г., Д/В №2//91 г., Д/В №6//86 г., Д/В №4//97, Д/В №7//91 г.

#1069;.Я Степаненко, М.Ф. Филенко «Дошкольникам – о правилах дорожного движения». М.: 1975г.

#1058;.Ф. Саулина «Три сигнала светофора». М., 1989 г.

#1054;.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2006г.

#1053;.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб., 2005г.

#1048;.А. Агапова «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2007г.

#1045;.А. Романова, А.Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»

Понятие безопасности является актуальным в любом возрасте. Дети дошкольного возраста в силу своей познавательной активности, природного любопытства и неполного осознания возможных угроз здоровью...

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»

Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...