Семинар-практикум: «Формирование привычных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе»
материал (старшая группа)
На сегодняшний день самая главная и признанная проблема современного мира – это проблема безопасности жизнедеятельности человека. Это было доказано тем, что современная жизнь показала насколько важна и необходима потребность обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая, в первую очередь потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни во всех условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание именно на формировании у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 77
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ
Составил: воспитатель
Азербиева Р.Б.
г.Раменское
На сегодняшний день самая главная и признанная проблема современного мира – это проблема безопасности жизнедеятельности человека. Это было доказано тем, что современная жизнь показала насколько важна и необходима потребность обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая, в первую очередь потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни во всех условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание именно на формировании у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Зачастую нередко связывают несчастный случай, который происходит с ребенком, именно из-за несоблюдения должных мер безопасности. Поэтому достаточно важно обеспечить безопасность детей в быту, в социуме и в природе. Очень часто особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит и получит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Поэтому, на сегодняшний день эта проблема является настолько актуальной и значимой, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Цель моей работы является как можно точно и понятно, в доступной форме сформировать у детей осознанное и более ответственное отношение к выполнению правил безопасного поведения в быту, социуме и в природе, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
На сегодняшний день одной из главных и значимых задач в формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является охрана их психического и физического здоровья. Дети дошкольного возраста по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру окружающей их опасности. Именно поэтому на взрослого человека природа возложила мисси защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Следовательно, самым важным и главным считается создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Образовательная программа ДОУ является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.
Дошкольный возраст – это один из самых важнейший периодов, в котором формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дошкольники по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру и степень окружающей их опасности. Именно поэтому на взрослого человека природа возложила миссию защиты своего ребенка. Безопасность детей зависит от нас взрослых
Сегодня я хочу с вами поделиться своим опытом работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста.
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в нашем ДОУ ведется систематически и постоянно. Она является главным элементом и входит практически вовсе виды детской деятельности для того, чтобы получить «теоретические» знания через практическую деятельность и затем реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Наш детский сад работает по образовательной программе разработанной в соответствии ФГОС ДО на базе основной общеобразовательной программы дошкольного образования Н. Е. Вераксы «От рождения до школы». По большей части по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников за основу мы используем парциальную программу «Безопасность» под редакцией Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
ФГОС ДО предполагает, что работа в данном направлении должна выглядеть как хорошо построенная система, которая обеспечивает
систематичность и последовательность, а также решать следующие задачи, которые прописаны в образовательной области
«Социально- коммуникативное развитие» в разделе «Формирование основ безопасности»:
• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов в них.
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
• Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, об опасных ситуациях в быту.
• Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми
Для решения всех этих задач в нашем ДОУ ведется постоянная, кропотливая работа. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса – совместная деятельность детей и взрослых.
Основные направления и методы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
Для работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников основноесодержание деятельности воспитателя дополняется системой планирования: составляется перспективный план НОД и мероприятий по формированию основ безопасности с учётом возрастных особенностей детей подготовительной группы. В него входят основныенаправления нашей работы:
1.»Ребенок и другие люди»
Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения
«опасно - неопасно», принимать решение и соответственно
реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную
внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли
незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок
узнаёт в программе ОБЖ.
«Внешность человека может быть обманчива»,
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»,
2.»Ребенок и природа»,
В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную
опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными
и растениями, а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей
среды.
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»
«Будем беречь и охранять природу»
3. «Ребенок дома»,
О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть
возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел
программы ОБЖ.
«Предметы, требующие осторожного обращения».
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома».
В своей работе мы используем такие эффективные формы
взаимодействия с детьми, как:
•занятия:
• эпизодические беседы
•игровые тренинги:
• изготовление демонстрационного и дидактического материала.
• «минутки безопасности»;
• показ коротких серий мультфильма ;
• прогулки.
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям? и т. д, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»).
В ходе утренних и вечерних прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения, осуществления различных видов деятельности. При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года
Ознакомление с художественной литературой: - литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения:
-сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка»,
-рассказы: «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; С. Михалков «Дядя Степа»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; Г. Остер «Вредные советы»; «Семеро Козлят и серый волк», «Белоснежка» др.
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «… большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности».
Поэтому в своей работе, на примере литературных персонажей, анализирую их поведение и поступки, решаем, как бы сами поступили в данной ситуации. Мотивирую детей на развитие дискуссии, искусственно создаю препятствия стимулирующие развитие ситуации.
Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», «Уроки Аркадия Паровозова», «Барбоскины» «Лунтик» и др.
Также предлагаю, детям презентации на темы: «Опасные предметы в быту», «Кто стучится в дверь», «Убережем себя от беды».
Проводится большая работа с семьями детей разработаны родительские собрания, консультации, практикумы которые, будут формировать у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.
Родители для ребенка являются образцом поведения. Это потом, с возрастом придет способность критически оценивать поступки и их результаты. А в этом возрасте, который мы рассматриваем, родители – это объект любви и подражания. Именно это должны помнить папы и мамы.
Работа детского учреждения по усвоению правил безопасного поведения в быту, социуме, природе может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества необходимо, стремится к тому, чтобы оно не была сведена к призывам соблюдать правила безопасности, выполненных в виде текстов на стендах, а так же ограничена чтением докладов, консультаций на традиционных собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть эффективной.
Путь к сердцам родителей надо искать через детей. Когда они с гордостью будут демонстрировать мамам свои творческие работы, полученные знания, рассказывать им о том, что можно и чего нельзя, делится своими достижениями на викторинах, бурно обсуждать спортивные развлечения, опытническую деятельность, и просто мероприятия по безопасности в быту, социуме и в природе. И родители, замечая, какой интерес и любознательность проявляют дети, включатся в обсуждение, станут поддерживать их интерес и нашу работу в этом направлении, постепенно превращаясь, из пассивно принимающих информацию, в активнодействующих. Тем самым вы убедитесь и в том, что пассивность родителей проистекает не из предложенного содержания (ведь речь идет о жизни их детей, а неумело избранной формы обучения.
Основное внимание в работе с родителями надо уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам безопасности, выбору демократических форм общения и учету педагогической активности родителей, заботясь о том, чтобы каждое мероприятие имело свою оригинальность в методике проведения.
В своей работе по формированию детей основ безопасности жизнедеятельности в быту, в социуме, в природе использовала:
Рабочие тетради Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность в быту» - они значительно обогащают опыт ребенка и позволяют ещё раз осмыслить информацию, полученную в беседах, экспериментах, и других видах познавательной деятельности.
Создала картотеку демонстрационных картин – они расширяют представления детей, помогают детям самостоятельно – устанавливать причинно – следственные связи.
Собрала дидактический материал, который включает коллажи, мнемотаблицы, наглядные модели – с их помощью у ребенка формируются знания о безопасности, расширяется словарный запас, развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуации. Процесс обучения детей основам безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным,если:
- Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии;
- Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно – образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности).
- Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам безопасности.
Приложение
Картотека дидактических игр по формированию основ безопасности жизнедеятельности
«Экстренные службы
Цель: Закрепить знания о телефонах служб спасения.
Игровые правила: Выполнять действия, соответствующие изображению.
Игровые действия: Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.
Ход игры.
В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки.Условные обозначения:
-Красный крест - назвать телефон скорой помощи;
-Дом - назвать домашний адрес;
-Милиционер - назвать телефон милиции;
-Огонь — выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;
-Человек в маске — назвать нужный при такой опасности номер;
-Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;
-Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;
-Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.
«Четвёртый лишний «
Цель: Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.
Игровые правила: Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.
Игровое действие: Поиск опасного предмета.
Ход игры.
Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка, объясняет, что лишнее и почему.
Карточки:
1. Съедобные грибы и мухомор.
2. Игрушки и гвозди.
3. Игрушки и лекарство.
4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.
5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.
6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.
По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.
«На прогулке»
Цель: Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.
Материал:
Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.
Игровые правила: На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.
-На дороге я повстречал собаку. Можно, нельзя (дети показывают карточку)
-На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.
-На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.
-В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.
«Телефон»
Цель: Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.
Ход игры.
Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, полиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.
«Дело серьезное»
Цель: Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.
Материал: Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.
Ход игры.
Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.
«Можно – нельзя»
Цель: закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.
Оборудование: предметные картинки опасных и безопасных для игры предметов, кукла, сундучок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает вспомнить, что может произойти, если без разрешения брать опасные предметы: нож, ножницы, иголки и т. д. Дети поочередно берут по картинке и кладут около куклы, если с этим предметом играть можно, или в сундучок, если этот предмет для игры опасен. Педагог побуждает детей объяснять свой выбор.
«Разрешается – запрещается»
Цель: закрепить знание правил безопасного поведения детей.
Оборудование: картинки с изображением различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей, символы зеленого и красного цветов (круги, кубики или другие предметы).
Ход игры:
Воспитатель раздает детям картинки и предлагает подойти к символам красного цвета тем, у кого изображено то, что запрещается делать, а к зеленым символам – с правильными действиями изображенных персонажей.
Усложнение: дополнить оборудование изображениями улицы, дома, пожара. Дети должны подойти к картинкам в соответствии с имеющейся ситуацией, а затем выбрать символ определенного цвета.
«По грибы»
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах; продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу.
Оборудование: корзинки – по количеству детей, силуэты или муляжи грибов.
Ход игры:
Воспитатель напоминает о правилах безопасного поведения в лесу и предлагает собрать съедобные грибы для супа.
Раньше и теперь»
Цель: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.
1. Как узнать и сообщить о пожаре?
Что делали раньше
Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.
Как поступают сегодня
Звонят по телефону 01.
2. Как пожарным добраться до пожара?
Что делали раньше
На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.
Как поступают сегодня
На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.
3. Какая одежда (экипировка) у пожарных?
Что делали раньше
Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.
Как поступают сегодня
Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.
4. Какими средствами тушат пожар?
Что делали раньше
Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.
Как поступают сегодня
Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.
«Диалоги по телефону»
Цель: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы; способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.
Правила игры:дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).
Список использованной литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 117 с.
2. Безопасность человека: учеб. -метод. пособ. для образовательных учреждений / под ред. Л. И. Шершнева. – М.: Фонд национальной и международной безопасности, 2012. – 472 с.
3. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников...
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Актуальнось темы....
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...
Консультация для родителей "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме,природе"
Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с р...
Формирование коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте. Основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Статья по основам безопасносного поведения в ДОУ....
Консультация для родителей "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе"
Сегодня хочу уделить внимание основам безопасного поведения. Чтобы уберечь своего ребенка от беды, следует, прежде всего, научить его распознавать опасность. Для этого рекомендую вовлекать детей...
Проект по формированию первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста "Правила безопасности для детей"
формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе для детей младшего дошкольного возраста...