Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»
проект по обж (средняя группа)

Гришаева Лилия Ришатовна

Проект «Страна безопасности»

Актуальность проекта

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?

Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Проблема: 90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.

Задачи проекта

1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

3. Познакомить со средствами пожаротушения;

4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;

6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;

7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;

8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta_po_obzh_noyabr_2019.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Страна безопасности»

Актуальность проекта

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?

Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Проблема: 90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.

Задачи проекта

1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

3. Познакомить со средствами пожаротушения;

4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;

6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;

7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;

8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;

1) Обучающие:

- Обеспечить формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях.

- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;

- Познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью;

2) Развивающие:

- Воспитание навыков поведения в различных неординарных ситуациях;

- Развить информационную культуру воспитанников, родителей по вопросам обеспечения общественной безопасности;

- Развивать умение передавать своё отношение к безопасности в рисунках и аппликации, умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений и экспериментирования;

- Развить информационную культуру воспитанников, родителей по вопросам обеспечения общественной безопасности;

- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;

- Развить социальный и эмоциональный интеллект, чувство взаимопомощи в экстремальной ситуации у дошкольников;

3) Воспитывающие:

- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру, интерес к правилам поведения в быту и социуме.

Продолжительность проекта: среднесрочный (с 04.11.19 по 29.11.19г.)

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Этапы реализации проекта

Этап подготовительный:

Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме.
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей. 

Основной этап:

- создание в группе условий для реализации проекта;

- деятельность в соответствии с планом проекта;

Итоговый этап:

- интегрированное занятие по ОБЖ.

Планируемый результат проекта:

1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.

4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.

5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

Перспективное планирование

Познавательное развитие

Беседы с детьми:

«Правила дорожного движения», «Транспорт», «Поведение на улице», «В мире опасных предметов», «Опасно – безопасно», «Пожарная безопасность», «Использование и хранение опасных предметов», «Безопасное поведение на улице», «Окна и дети», «Незнакомцы на улице», «Один дома», «Внешность человека может быть обманчива».

Рассматривание иллюстраций по ПДД, пожарной безопасности, об опасностях вокруг нас в быту и социуме.

Социально-коммуникативное развитие

«Учим правила дорожного движения», «Опасные предметы вокруг нас», «Пожарная безопасность», «Безопасность дома»,

Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные загадки».

Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах ; развивать логическое мышление, внимание, память.

Сюжетно-ролевые игры 

«Путешествие на автобусе», «Больница», «Скорая помощь», «Мы – пожарные»

Дидактические игры

«Дорожные знаки», «Опасные предметы дома», «Горит – не горит», ИКТ «Один дома», ИКТ «Безопасность дома, на природе и дорожная безопасность», «Верно – не верно», «Дорожная азбука»,

Художественно – эстетическое развитие

Лепка «Светофор», Тилли-бом, тилли-бом, загорелся кошкин дом»

Аппликация Создание плаката «Опасно – безопасно», «Пожарная машина»

Рисование «Дорожные знаки», «Бытовая техника», «Огонь – добрый, огонь – злой», «Моя улица»

Чтение художественной литературы А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили, Н. Носов «Автомобиль», С. Прокофьев «Мой приятель – светофор», А. Усачев «Домик у перехода», В. Семерин «Запрещается – разрешается, Э. Гардернес «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Т. Дмитриев «Тетя Варя – электросварщица», С. Михалков «Дядя Степа», К. Чуковский «Путаница», Б. Житков «Пожар в море», С. Маршак «Кошкин дом», Б. Житков «Первая тревога», Е. Ильин «Солнечный факел», С. Маршак «Пожар, РНС «Кот, петух и лиса», РНС «Волк и семеро козлят», РНС «Заюшкина избушка», Т. Шорыгина «Осколок стекла».

Физическое развитие

Подвижные игры

«Стоп!», «Зажги светофор», «Ловишки с мячом», «Пылесос», «Мы – пассажиры», «Огненный дракон», «Вода – огонь», «Пожарная тревога», «Незнакомец»

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей

«Правила дорожного движения», «Опасные предметы в быту», «Пожарная безопасность», «Ребенок один дома»

Тема недели

1 неделя

«Правила дорожного движения – достойны уважения»

Цель: формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе.

2 неделя

«Опасные предметы»

Цель: закреплять у детей знания об опасных предметах, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

3 неделя

«Пожарная безопасность»

Цель: Выявить уровень усвоения детьми правил пожарной безопасности, умение выбирать правильный вариант выхода из создавшейся ситуации.

4 неделя

«Один дома и на улице»

Цель: закрепить у детей знание понятия «безопасность», убедить в необходимости соблюдения правил безопасности, уточнить знание детьми опасных для жизни предметов, формировать навыки поведения в ситуации «один дома».

П

О

Н

Е

Д

Е

Л

Ь

Н

И

К

Беседа 

«Правила дорожного движения»

Цель: закреплять правила поведения на дороге, вблизи нее.

Дидактическая игра «Дорожные знаки»

Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.

ФЦКМ

«Дорожная безопасность»

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о правилах поведения на улице и  дорожных знаках, о правилах дорожного движения.

С/р игра «Путешествие на автобусе»

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.

ЧХЛ

Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Беседа 

«В мире опасных предметов»

Цель: закреплять у детей знания об опасных предметах, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Дидактическая игра «Опасные предметы дома»

Цель: закрепить у детей знания об опасных для жизни и здоровья предметах, которые они встречают дома; воспитывать желание соблюдать правила безопасности в быту.

ФЦКМ

«В мире опасных предметов»

Цель: закреплять у детей знания об опасных предметах, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

С/р игра «Больница»

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

ЧХЛ Гардернес Э. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.

Беседа

«Пожарная безопасность»

Цель: закрепить знание о пожарной безопасности.

Дидактическая игра

«Горит – не горит»

Цель: быстро и правильно выполнить ответственное действие.

ФЦКМ

«Пожарная безопасность»

Цель: Выявить уровень усвоения детьми правил пожарной безопасности, умение выбирать правильный вариант выхода из создавшейся ситуации.

С/р игра

«Мы - пожарные»

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по пожарной безопасности.

ЧХЛ Житков Б. Пожар в море

Беседа

«Безопасное поведение» по произведению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке

Цель: Закреплять представления детей об опасности общения с незнакомцами (правило «Никогда НЕ говори с незнакомыми людьми»).

Дидактическая игра ИКТ «Один дома»

Цель: Обучение безопасному поведению в быту

ФЦКМ

«Мой дом, мой город»

Цель: Формирование представлений о правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения. Знакомство детей с домом, предметами домашнего обихода (мебель, бытовые приборы)

С/р игра

«Скорая помощь»

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по пожарной безопасности.

ЧХЛ

РНС «Кот, петух и лиса»

В

Т

О

Р

Н

И

К

Заучивание стихотворений

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Cвет зеленый - проходи!

Желтый - лучше подожди!

Если свет зажжется красный - Значит,

Двигаться опасно! Стой!

Пускай пройдет трамвай,

наберись терпенья.

Изучай и уважай правила движенья.

Л.Лущенко

ПИД по ФЭМП

«Поиграем посчитаем - ПДД мы изучаем»

Цель: закрепить знания по ПДД, дорожные знаки, счет до 5, знания геометрических фигур.

Подвижные игры «Стоп!»

научить правильно следовать сигналам светофора, развивать внимательность, выдержку. 

«Зажги светофор»

Цель: закреплять знание сигналов светофора, навыки передачи мяча; обучать действовать в командной игре

ЧХЛ  Носов Н. «Автомобиль»

Заучивание стихотворений

На столике, в ящике или на полке

Есть ножницы, спицы, ножи и иголки.

Предметы опасны и очень остры,

Они для работы, а не для игры.

Пораниться можно и глаз повредить,

Зачем вам от острых предметов страдать?

Уж лучше в игрушки свои поиграть!

ПИД по ФЭМП

«Опасности вокруг нас»

Цель: Формировать умение детей устанавливать соотношения между тремя предметами по высоте, расставлять предметы в ряд в порядке убывания и возрастания по высоте. Пользоваться словами: самый высокий, низкий, выше, ниже, употреблять слово высота; упражнять в воспроизведении предметов множества предметов по образцу, продолжать закреплять навыки счета и отсчета предметов. Воспитывать бережное отношение к своей жизни.

Подвижные игры

«Ловишки с мячом»

развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием. 

 «Пылесос»

Цель: Пылесос, пылесос, (Приседания, руки на поясе влево-вправо)

Ты куда суёшь свой нос? (показывают на нос, покачивают головой)

Я жужжу, я жужжу, (Крутят руками перед грудью.)

Я порядок навожу. (Имитируют процесс уборки.)

ЧХЛ

Дмитриев Т. Тетя Варя — электросварщица

Заучивание стихотворений

Не берите в руки спички! 
Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!

ПИД по ФЭМП

«Пожарные учения»

Цель: систематизировать и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения; продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов; различать количественный и порядковый счет в пределах пяти.

Подвижные игры

«Огненный дракон»

Цель: совершенствовать физические навыки, умение

идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, точность, ловкость, смелость.

 «Вода - огонь»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание,

координацию

формировать чувство

мальчиками и девочками.

ЧХЛ

Маршак С. Я. Кошкин дом

Заучивание стихотворений

Коль дверной звонит звонок –

Посмотри сперва в глазок,

Кто пришёл к тебе, узнай,

Но чужим не открывай!

Если нет глазка, тогда

«Кто там?» спрашивай всегда,

А не станут отвечать –

Дверь не вздумай открывать!

Если в дверь начнут ломиться –

То звони скорей в милицию!

ПИД по ФЭМП

«Путешествие с Красной Шапочкой»

Цель: закрепить у детей представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная, овальная); упражнять в выделении одновременно трех свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер); Формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них: правила поведения с незнакомыми людьми.

Подвижные игры

«Пожарная тревога»

Цель:  развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве. «Незнакомец»

Цель: упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.

ЧХЛ РНС «Волк и семеро козлят»

С

Р

Е

Д

А

Рассматривание

Знаки дорожного движения

Развитие речи

«Учим правила дорожного движения»

Цель: продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения, правилами безопасного поведения на улице, дорожными знаками.

ЧХЛ

Прокофьев С. «Мой приятель-светофор»

Рассматривание

Опасных ситуаций с опасными предметами.

Развитие речи

«Опасные предметы вокруг нас»

Цель: закреплять знания детей об опасных предметах, которые встречаются

в быту.

ЧХЛ

Михалков С. Дядя Степа (отрывок)

 Рассматривание

Опасных ситуаций, из-за чего может происходить пожар.

Развитие речи

«Пожарная безопасность»

Цель: закрепить знание о пожарной безопасности; учить рассказывать о правилах безопасности при пожаре.

ЧХЛ

Житков Б. Первая тревога

Рассматривание

Опасных ситуаций

Развитие речи

«Безопасность дома»

Цель: Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара.

ЧХЛ

«Заюшкина избушка» РНС

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Г

Лепка

«Светофор»

Цель: Продолжить знакомить детей с сигналами светофора; учить лепить светофор из целого куска пластилина; изображать три цвета сигналов, путём прикладывания; закрепление знаний и умений детей в лепке предмета, состоящего из нескольких частей, используя прямое и круговое раскатывание.

ЧХЛ

А. Усачев «Домик у перехода»

Аппликация

«Создание плаката «Опасно-безопасно»

Цель: развитие представлений об опасных предметах в быту.

ЧХЛ

Михалков С. Дядя Степа (отрывок)

Лепка 

«Тилли-бом тилли-бом, загорелся кошкин дом»

Цель: закрепить знания детей о причинах пожара, средствах тушения, о правилах поведения при пожаре, продолжать учить скатывать пластилин в маленькие шарики и размазывать внутри контура, развивать мелкую моторику пальцев.

ЧХЛ

Ильин Е. Солнечный факел

Аппликация

«Пожарная машина»

Цель: Познакомить детей с профессией пожарного, с инструментами, необходимыми, ему в работе, с пожарной машиной.

ЧХЛ

«Осколок стекла» (Т. Шорыгина)

П

Я

Т

Н

И

Ц

А

Рисование

«Дорожные знаки»

Цель: Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках; Упражнять в умении раскрашивать не заходя за контур дорожных знаков, используя цветные карандаши.

ЧХЛ

Семернин В. «Запрещается-разрешается»

Рисование

«Бытовая техника»

Цель: закреплять знания и умение пользоваться электроприборами; продолжать учиться закрашивать карандашом не выходя за контур.

ЧХЛ

Чуковский К. Путаница

Рисование

«Огонь добрый, огонь злой»

Цель: Закрепить знания детей о огне, как добром и злом, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.

ЧХЛ 

Маршак С. Я. Пожар

Рисование

«Моя улица»

Цель: создание условия для формирования умения детей создавать сюжетные композиции, рисовать карандашами дома, цветы; закрепления умения закрашивать предметы, рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

ЧХЛ

Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»

Консультации

«Правила дорожного движения»

«Опасные предметы в быту»

«Пожарная безопасность»

 

«Ребенок один дома»

Список использованной литературы

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: ACT - С.П., 2002.

2.Стёркина Р.Б. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание – 1997 №3.

3.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Презентация к выступлению на городских педагогических чтениях по теме "Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность»

Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,социуме через игровую деятельность» в подготовительной к школе группе....

Родительское собрание в форме семинара - практикума на тему: «Правила безопасного поведения в быту по средствам игровой деятельности»

Родительское собрание в формесеминара - практикума на тему: «Правила  безопасного  поведения  в быту по средствам игровой деятельности»...

Проект на тему "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Цель: Повышение  мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру.Задачи:1.Закрепить з...