Познавательно – творческий проект «Чтобы не было беды»
проект по обж (старшая группа)
Краткосрочный, познавательно - творческий проект для детей старшей группы "Чтобы не было беды" направлен на углубление знаний детей правил дорожного движения, пожарной безопасности, закрепления представлений детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, на природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_bezopasnosti.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский проект
«Чтобы не было беды»
(старшая группа)
Участники: воспитатели, дети, родители
Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-творческий.
Срок реализации: 2 недели
Цель: углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.
Задачи:
образовательные:
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.
-Познакомить с телефонами экстренных служб.
развивающие:
- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- Развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации
- Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.
воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.
- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.
Актуальность
Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников в ДОУ.
Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения. Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Именно поэтому изучение ОБЖ актуально в современном дошкольном образовании.
Планируемые результаты реализации проекта:
- Сформированы представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
- Дети знают номера телефонов экстренных служб.
Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.
- Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.
- У детей повысятся любознательность и познавательная активность.
- Расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
- Родители получат необходимые теоретические знания, необходимые для развития в детях основ безопасности в окружающей жизни.
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительный: разработка проекта.
- Заинтересовать участников изучением данной темы;
- Изучить методическую и научно-популярную литературу;
- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме;
- Подобрать материал для игровой и продуктивной деятельности;
- Составить план работы (занятий, мероприятий);
- Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников, укрепление связи дошкольного учреждения с семьей.
II этап. Практический (основной)
Мероприятия, проводимые по данной теме.
День 1. Тема: «Безопасность в быту»
- Рассматривание альбома «Безопасность». Авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева и другие.
Задача: побуждение детей к самостоятельному формулированию некоторых правил безопасности.
- Беседы «Что такое безопасность?», «Такие разные опасности».
Задача: введение детей в тему проекта.
-Пальчиковая гимнастика «Ножницы».
Задача: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
- Чтение художественной литературы. О. Корнеева «Осторожным надо быть!»
- Домашнее задание – отметить вместе с родителями красными кружочками все опасные предметы и места в своем доме.
Задача: предупреждение опасности, побуждение к поисковой деятельности.
День 2. Тема: «Один дома»
- Беседа «Незнакомец стучится в дверь»
- Рассматривание альбома «Один дома»
- Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам…»
Задача: развивать мелкую моторику рук детей и память.
-Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома».
Задача: Познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства, испытываемые героем стихотворения. Актуализировать и систематизировать представления детей о правилах поведения дома.
- Дидактическая игра «Безопасный дом».
Задача: углубить представления детей о домашних опасностях, развитие логики и мышления.
- Рисование правил по теме «Опасности в быту» и презентация их младшим дошкольникам средней группы.
Задача: закрепить знание темы старшими дошкольниками, способствовать развитию их монологической речи и познакомить малышей-дошколят с правилами безопасного поведения дома.
- Чтение художественной литературы. В. Волков «Как избежать беды. Советы подполковника милиции».
День 3. Тема: «Безопасность в природе»
- Беседа «Где в природе прячутся опасности?».
Задача: закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них.
- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…»
Задача: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение дидактической книги о безопасности в природе «Непоседа-ветерок» И.А. Лыковой и др.
- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра-ходилка «Полное лукошко».
Задача: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.
- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу».
Задача: продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать, развивать конструктивные умения в лепке, закреплять знакомые приемы лепки и воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе и своему здоровью.
- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке».
Задача: развивать лексико-грамматический строй речи детей, логику, мышление, воспитывать любовь к природе.
- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу». Задача: развивать монологическую речь дошкольников, умение составлять связный рассказ, экологическое воспитание детей.
- Самостоятельные экологические игры детей в уголке природы.
- Выполнение поделок из природного и бросового материала дома с родителями «Я люблю нашу природу».
День 4. Тема: «Безопасность на улице»
- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице».
- Чтение художественной литературы. «Уроки безопасности на улице» из серии «Первые уроки дошколят».
- Пальчиковая гимнастика «У собачки острый носик…»
Задача: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Рисование «Уличные опасности».
- Работа в раскрасках «Будь осторожен!».
День 5. Тема: «Дорожная безопасность»
- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения».
- Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много…»
Задача: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа»
- ООД по познавательному развитию «Осторожно, улица!».
Задачи: знакомство с профессией инспектора ГАИ, ДПС, побуждение детей соблюдать ПДД.
- Развитие речи «Разгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт).
Задачи: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.
- Подвижная игра «Светофор».
Задача: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах, учить двигаться по сигналу воспитателя.
- Дидактическая игра - самоделка «Законы улиц и дорог».
- Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».
День 6. Тема: «Дорожная безопасность» (продолжение)
- Пальчиковая гимнастика «Я построю самолет».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Дидактическая игра «Подбери знак».
Задачи: расширение представлений дошкольников о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
- Подвижная игра «Будь внимателен!»
Задачи: совершенствование навыков и умений двигаться в непрерывно изменяющихся условиях, развитие внимательности и осторожности.
- Изготовление атрибутов к играм.
День 7. Тема: «Дорожная безопасность» (завершение)
- Пальчиковая гимнастика «У него два колеса…»
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо».
Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Изготовление макета дороги – проезжей части
- Дидактическая игра по макету дороги «Найди дорогу в детский сад». Задачи: развитие пространственных представлений детей, закрепление правил дорожного движения на практике.
- Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый"
- Самостоятельные игры с «Азбукой пешехода».
День 8. Тема: «Пожарная безопасность»
-Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Путаница»
-Беседа «Как происходят пожары»
- Пальчиковая гимнастика «Если же стряслась беда…»
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Огонь - друг, огонь-враг»
- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар»
День 9. Тема: «Пожарная безопасность» (продолжение)
- Чтение художественной литературы: Б. Жидков «Пожар»
- Беседа «Спички - не игра, огонь - не забава»
- Пальчиковая гимнастика «Свеча».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Знакомство с пословицами по теме («Топор обрубит, а огонь с корнем спалит», «На воре и шапка горит», «Огонь маслом не тушат» и других).
Задачи: знакомство детей с народной мудростью, развитие логики мышления и памяти.
- Рисование «Отважные пожарные».
Задачи: закрепить знания детей о пожарной безопасности, развитие творчества детей.
- Выставка работ по теме «Пожарная безопасность»
- Самостоятельное конструирование из лего «Пожарная станция».
День 10. Тема: «Пожарная безопасность» (завершение)
- Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»
- Пальчиковая гимнастика «На дворе растет трава».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Буриме).
Задачи: развитие чувства рифмы, логического мышления, закрепление правил пожарной безопасности.
Викторина «Помнить должен каждый, безопасность – это важно!»
Задачи: закреплять представления об опасностях, правильных действиях в конкретных ситуациях
Работа с родителями:
Папка передвижка: «ОБЖ».
Консультации для родителей:
1.Безопасность на дорогах.
2.Правила пожарной безопасности.
3.Как вести себя при пожаре.
4.С огнём не шути!
5.Пожарная безопасность детей.
6.Детская безопасность летом.
Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.
III этап. Заключительный: подведение итогов и презентация проекта.
Список используемой литературы:
1. Р. Б. Стеркина «Безопасность» - С. П. “Детство-Пресс” 2004
2. Т. А. Шорыгина «Основы безопасности» – М. 2006
3. Т. А. Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей» – М. 2007
4. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» – М. 2004
5. Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения» – М. 1978
6. Т. А. Шорыгина «Безопасность для малышей» - М. 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная викторина "Что бы не было беды !"
Познавательная викторина "Что бы не было беды !"...
Познавательно-исследовательский проект "Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить"
Здоровый образ жизни немысли без рационального разнообразного питания.Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопроти...
Название проекта: «Чтобы не было беды» Неделя пожарной безопасности «Чтобы не было беды»
начиная с самого раннего возраста, очень важно обучить ребенка навыкам осторожного обращения с огнем, объяснить ему причины пожара и правила поведения при его возникновении....
Педагогический проект: "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"
Педагогический проект "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"....
Презентация проекта "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"
Начиная с самого раннего возраста, очень важно обучить ребенка навыкам осторожного обращения с огнем, объяснить ему причины пожара и правила поведения при его возникновении.....
Познавательный, информационный, творческий, краткосрочный проект: « Чтобы не было беды »
Проект позволяет повысить уровень знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, помогает формировать у них осознанное выполнение правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоро...
Познавательно – творческий проект: « Чтоб не забылась та война»
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Отсюда возникает вопрос: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чув...