РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебное тесто » Старшая группа
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Программа составлена с учетом ФГОС ДО.
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Во всех возрастных группах необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_kruzhka_g.m.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебное тесто »
Старшей группы №7
Воспитатель : Донскова Р.Т.
с. Большое Афанасово, 2022
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС ДО.
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Во всех возрастных группах необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка.
У детей 5-6 лет интенсивно развиваются все психические процессы, увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания. В этом возрасте дети любознательны, много фантазируют, становятся все более самостоятельными. Приобретенный опыт познания окружающей действительности способствует формированию представлений о предметах и явлениях.
У детей старшего возраста развитие речи, восприятия, воображения и образной формы мышления напрямую зависит от мелкой моторики рук. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних проблем при подготовке к школе.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Так же лепкатесно связана с ознакомлением с окружающим, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Именно поэтому лепка — это не только интересно, но и полезно.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Тесто представляет больший интерес для ребенка, чем пластилин, так как он более мягкий и удобный. Этот материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет ребенку удовольствие и радость.
Программа кружка имеет декоративно - прикладную направленность, соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том что лепка из соленого теста как форма деятельности используется не достаточно широко, хотя имеет много положительных моментов, таких как: само по себе тесто является теплым, экологичным и доступным материалом, при лепке у ребенка, получается, скоординировать работу обеих рук, при лепке мелких деталей развивается их моторика в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы и фактуры, Затем, в процессе кружковой работы получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого значительно развивается фантазия.
Цель программы кружка: Способствовать формированию творческих и интеллектуальных способностей детей, через овладение способами создания творческих лепных работ из соленого теста.
Задачи программы кружка:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами и особенностями лепки из соленого теста;
Развивающие:
- Развитие конструктивных способностей, памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия фантазии; усидчивости;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей аккуратность, самостоятельность, усидчивость, стремление добиваться хорошего результата;
Формы работы:
- ООД с элементами игры;
- Совместная и самостоятельная деятельность детей;
- Рассматривание иллюстраций, картинок
- Рассматривание готового образца
- Беседы
- Раскрашивание готовых работ
- Физкультминутки
Методические приемы обучения:
Наглядный: показ иллюстраций, картинок, готовых образцов.
Словесный: беседа, рассказ, загадки, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.
Практический: выполнение практических действий детьми (лепка, раскрашивание).
Игровой: создание игровых ситуаций, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Принципы обучения:
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
Условия реализации:
Дидактический материал: презентации, использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста и др.); использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.);
Техническое оснащение:
ингредиенты для изготовления теста (мука, соль, вода,
инструменты для лепки (стеки, печатки, подкладные доски, колпачки от фломастеров, пуговицы и др.,
инструменты для раскрашивания (краски акварельные, гуашь, кисти, стаканчики для воды,
дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, пайетки, ножницы, зубочистки, лак и др.)
Способы лепки:
Конструктивный способ - При этом способе лепки образ создается из отдельных частей.
Скульптурный способ - При этом способе лепки образ создается из цельного куска.
Комбинированный способ - Этот способ объединяет в себе 2 (конструктивный и скульптурный, главная часть образа создается из цельного куска, а мелкие детали из отдельных частей.
Приемы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук;
Раскатывание прямыми движениями рук;
Надавливание;
Сглаживание;
Приплющивание;
Прищипывание;
Вытягивание;
Соединение вместе.
Тесто для лепки:
Мука - 300 гр. (2 чашки)
Соль - 300 гр. (1 чашка)
Вода - 200 мл.
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и вымешивать до однородного состояния.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка: 1 год (с сентября по май)
Режим занятий: 1 раз в неделю (вторник, продолжительность - 20 минут.
Ожидаемые результаты:
- Дети освоят элементарные правила лепки из соленого теста, правила раскрашивания изделий, технику соединения деталей в несложных композициях;
- Дети научаться использовать все многообразие способов лепки (конструктивный, скульптурный, комбинированный)
- Дети научаться реалистично изображать предметы, передавать их выразительность путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания;
- Дети научаться создавать коллективные композиции из отдельных образов, частей;
- Дети будут участвовать в выставках на уровне детского сада;
- Дети смогут пополнять предметно - развивающую среду, продуктами детского творчества;
- Дети будут изготавливать поделки на праздники родителям;
- Дети научаться использовать разные приемы лепки в своих работах;
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц | Неделя | Тема | Цель |
сентябрь | 1 | Волшебное тесто | Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами; способствовать развитию интереса к тесту и приемам лепки из него. |
2 | Составление узоров | Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; развивать умение составлять узоры на тесте с помощью оттисков; вызвать эмоциональный отклик от созданного изделия. | |
3 | Составление узоров (продолжение) | Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; развивать умение составлять узоры на тесте с помощью оттисков и отпечатков; способствовать развитию творчества и воображения. | |
4 | Раскрашивание готовых узоров | Познакомить детей с раскрашиванием готовых изделий краской; формировать умение правильно держать кисть, наносить краску на изделия, сочетать цвета; воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности. | |
октябрь | 1 | Ягоды для птички | Способствовать развитию умения лепить из соленого тестапредметы круглой формы, используя прием скатывания круговыми движениями рук; воспитывать у детей навыки аккуратности, активность. |
2 | Яблоки чудесные | Способствовать формированию умения лепить предметы овальной формы, обращая внимание на особенности предмета (оттягивание, округление концов, сглаживание поверхности); воспитывать у детей навыки самостоятельности. | |
3 | Огуречик, огуречик | Познакомить детей с приемами лепки овальной формы; способствовать развитию умения передавать особенности предмета (оттягивание, округление концов, сглаживание поверхности); воспитывать у детей активность и самостоятельность. | |
4 | Угощение для зайчика | Способствовать формированию умения лепить предметы удлинённой формы, слегка оттягивая и сужая пальцами один конец и скругляя другой; закреплять умение лепить предметы разной величины. | |
ноябрь | 1 | Грибная полянка | Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание теста круговыми и прямыми движениями, сплющивание ладонями); воспитывать эстетический вкус, аккуратность. |
2 | Раскрашивание грибной полянки | Продолжать упражнять детей в раскрашивании готовых изделий из соленого теста, правильно наносить краску, пользоваться кистью; воспитывать стремление добиться хорошего результата. | |
3 | Гусеница (коллективное) | Способствовать закреплению умения детей лепить предметы, состоящие из шаров разного размера; упражнять детей в умении составлять коллективную работу; вызывать положительный эмоциональный отклик от результата совместной деятельности | |
4 | Гусеница (коллективное) | Продолжать упражнять детей в умении наносить краску на изделия из соленого теста, пользоваться кистью; способствовать развитию эстетического восприятия; вызывать чувство радости от созданной вместе композиции. | |
декабрь | 1 | Снеговик | Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из шаров разной величины; развивать у детей мелкую моторику рук; |
2 | Новогодняя елка | Способствовать развитию умения передавать образ новогодней елки, используя знакомые приемы лепки; Развивать умение детей украшать изготовленные изделия дополнительным материалом (бусины, пайетки и др.) | |
3 | Елочные игрушки | Способствовать развитию навыков лепки: разминание, раскатывание; упражнять детей в умении пользоваться новым приемом (вырезание формочкой); воспитывать положительное отношение к своей деятельности. | |
4 | Раскрашивание Елочных игрушек | Обогащать представления детей о красоте, о сочетании цветового и композиционного решения; развивать у детей творческие способности, фантазию; подводить детей к оценке своих работ. | |
январь | 1 | Белая береза | Формировать представления детей о зиме и зимних природных явлениях; формировать умение детей изображать в лепке дерево в зимний период, используя знакомые приемы лепки; применять дополнительный материал для большей выразительности работы. |
2 | Снег, снег, снежные сугробы | Развивать умение детей отображать в лепке выразительность зимнего пейзажа (налеплять тесто в виде падающего снега, снежных сугробов); создавать изображение на основе впечатлений от окружающего; развивать эстетическое восприятие, образные представления. | |
3 | Медали | Закреплять умения детей работать с дополнительным материалом и на его основе создавать подделки, используя основные способы лепки; упражняться в умении создавать поделку с помощью оттисков; развивать у детей эстетический вкус, фантазию. | |
4 | Раскрашивание медали | Закреплять умение детей раскрашивать готовые изделия из соленого теста; развивать стремление добиться задуманного результата; воспитывать аккуратность при пользовании красками. | |
Февраль | 1 | Поздравительная открытка на День Защитника Отечества | Закреплять умение применять основные приемы лепки в своей работе; упражняться в технике вырезания трафаретом; воспитывать у детей гордость за родных и близких, желание доставлять радость. |
2 | Раскрашивание открытки | Закреплять умение детей раскрашивать готовые изделия из соленого теста; развивать умение предвидеть результат своей деятельности; поддерживать у ребенка инициативу, творчество. | |
3 | Подарок маме – цветы | Закреплять навыки работы с тестом: разминание, раскатывание, вырезание готовым трафаретом; воспитывать любовь к маме, желание порадовать, создать для нее, что то красивое и приятное. | |
4 | Сердечко для мамы | Закреплять навыки раскатывания теста скалкой, добиваясь нужной толщины изделия; способствовать развитию навыка пользования дополнительным материалом; воспитывать у детей желание доставлять радость близким. | |
Март | 1 | Разноцветные бусы | Продолжать учить детей лепить предметы шарообразной формы, нанизывать бусы на толстую проволоку; способствовать развитию мелкой моторики рук, вниманию, речи. |
2 | Раскрашивание разноцветные бусы | Продолжать учить детей расписывать готовые изделия, правильно и равномерно наносить краску, пользоваться кистью; Способствовать развитию воображения и творчества. | |
3 | Красивая птичка | Формирование умения детей реалистично передавать образ птицы, пользоваться дополнительным материалом для украшения (зернышки, крупа); развивать у детей образные представления, интерес к лепке. | |
4 | Раскрашивание красивая птичка | Способствовать развитию эстетического восприятия, творчества; закреплять приемы раскрашивания изделий; формировать у детей положительное отношение к занятиям, созданным работам. | |
Апрель | 1 | Подставка для яиц | Способствовать развитию самостоятельности, воображения, творчества, умения аккуратно использовать материалы; закреплять приемы надавливания, размазывания, сглаживания; упражняться в умении украшать готовое изделие с помощью дополнительного материала. |
2 | Верба | Развивать умение предавать в лепке впечатления от окружающей весенней природы, создавая образ дерева, у которого распустились почки; закреплять освоенные способы лепки; воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе. | |
3 | Весенняя картина | Развивать умения детей передавать впечатления от весны, создавать освоенные приемы лепки; способствовать развитию творческих способностей; воспитывать бережное отношение к природе. | |
4 | Раскрашивание Весенняя картина | Закреплять у детей навыки раскрашивания; формировать умение правильно располагать вылепленные части изображения на листе; развивать чувство цвета, композиции, формировать эстетические чувства. | |
Май | 1 | Божья коровка | Развивать у детей умение передавать выразительный образ божьей коровки, применяя знакомые приемы лепки; для большей точности использовать дополнительный материал (усики, пятнышки); воспитывать активность, инициативу, фантазию. |
2 | Раскрашивание Божья коровка | Закреплять приемы работы с соленым тестом, умение раскрашивать готовые изделия, пользоваться дополнительным материалом; продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к творческой деятельности. | |
3 | Панно «Подсолнух» (коллективное) | Продолжать закреплять знакомые навыки лепки, пользуясь приемами скатывания кругообразными движениями ладоней, сдавливания пальцами, расплющивания; развивать умение использовать дополнительный материал – семечки подсолнуха; подводить детей к умению эстетично оформлять свою работу, доводить начатое дело до конца. | |
4 | Солнышко лучистое | Продолжать упражнять детей в лепке предметов круглой формы, сплющивании шара, лепке «колбасок», в использовании стеки; воспитывать активность, взаимопомощь. | |
Список литературы
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования (6-ое издание). ФГОС 2021.
2. Гусева И. В. Игрушки из соленого теста. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2013. — 64 с.
3. Лычагина И. А Лепка из соленого теста: 5-6 лет. — М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.
4. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебное тесто"
Программа кружковой работы по тестопластике...
Рабочая программа кружка "Волшебное тесто"
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых дл...
Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" (подготовительная группа)
Кружковая деятельность уже давно стала неотъемлемой частью дошкольного образования. Она дает вохможность детям получать дополнительные навыки и знания в интересующей его области....
Программа кружка "Волшебный мир театра" Старшая группа.
Цели,задачи,актуальность....
Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы
Программа содержит творческие занятия по нетрадиционной творческой технике....
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в средней группе на 2017-2018 учебный год
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словам...
Программа кружка «Волшебные ручки» в старшей группе 2022 -2023 учебный год.
В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов, предоставляющих огромный простор для детского творчества. Но как интересно бывает сделать что-нибудь необычное из вполне обыч...