РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебное тесто » Старшая группа
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Программа составлена с учетом ФГОС ДО.
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Во всех возрастных группах необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебное тесто »
Старшей группы №7
Воспитатель : Донскова Р.Т.
с. Большое Афанасово, 2022
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС ДО.
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Во всех возрастных группах необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка.
У детей 5-6 лет интенсивно развиваются все психические процессы, увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания. В этом возрасте дети любознательны, много фантазируют, становятся все более самостоятельными. Приобретенный опыт познания окружающей действительности способствует формированию представлений о предметах и явлениях.
У детей старшего возраста развитие речи, восприятия, воображения и образной формы мышления напрямую зависит от мелкой моторики рук. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних проблем при подготовке к школе.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Так же лепкатесно связана с ознакомлением с окружающим, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Именно поэтому лепка — это не только интересно, но и полезно.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Тесто представляет больший интерес для ребенка, чем пластилин, так как он более мягкий и удобный. Этот материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет ребенку удовольствие и радость.
Программа кружка имеет декоративно - прикладную направленность, соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том что лепка из соленого теста как форма деятельности используется не достаточно широко, хотя имеет много положительных моментов, таких как: само по себе тесто является теплым, экологичным и доступным материалом, при лепке у ребенка, получается, скоординировать работу обеих рук, при лепке мелких деталей развивается их моторика в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы и фактуры, Затем, в процессе кружковой работы получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого значительно развивается фантазия.
Цель программы кружка: Способствовать формированию творческих и интеллектуальных способностей детей, через овладение способами создания творческих лепных работ из соленого теста.
Задачи программы кружка:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами и особенностями лепки из соленого теста;
Развивающие:
- Развитие конструктивных способностей, памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия фантазии; усидчивости;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей аккуратность, самостоятельность, усидчивость, стремление добиваться хорошего результата;
Формы работы:
- ООД с элементами игры;
- Совместная и самостоятельная деятельность детей;
- Рассматривание иллюстраций, картинок
- Рассматривание готового образца
- Беседы
- Раскрашивание готовых работ
- Физкультминутки
Методические приемы обучения:
Наглядный: показ иллюстраций, картинок, готовых образцов.
Словесный: беседа, рассказ, загадки, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.
Практический: выполнение практических действий детьми (лепка, раскрашивание).
Игровой: создание игровых ситуаций, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Принципы обучения:
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
Условия реализации:
Дидактический материал: презентации, использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста и др.); использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.);
Техническое оснащение:
ингредиенты для изготовления теста (мука, соль, вода,
инструменты для лепки (стеки, печатки, подкладные доски, колпачки от фломастеров, пуговицы и др.,
инструменты для раскрашивания (краски акварельные, гуашь, кисти, стаканчики для воды,
дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, пайетки, ножницы, зубочистки, лак и др.)
Способы лепки:
Конструктивный способ - При этом способе лепки образ создается из отдельных частей.
Скульптурный способ - При этом способе лепки образ создается из цельного куска.
Комбинированный способ - Этот способ объединяет в себе 2 (конструктивный и скульптурный, главная часть образа создается из цельного куска, а мелкие детали из отдельных частей.
Приемы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук;
Раскатывание прямыми движениями рук;
Надавливание;
Сглаживание;
Приплющивание;
Прищипывание;
Вытягивание;
Соединение вместе.
Тесто для лепки:
Мука - 300 гр. (2 чашки)
Соль - 300 гр. (1 чашка)
Вода - 200 мл.
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и вымешивать до однородного состояния.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка: 1 год (с сентября по май)
Режим занятий: 1 раз в неделю (вторник, продолжительность - 20 минут.
Ожидаемые результаты:
- Дети освоят элементарные правила лепки из соленого теста, правила раскрашивания изделий, технику соединения деталей в несложных композициях;
- Дети научаться использовать все многообразие способов лепки (конструктивный, скульптурный, комбинированный)
- Дети научаться реалистично изображать предметы, передавать их выразительность путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания;
- Дети научаться создавать коллективные композиции из отдельных образов, частей;
- Дети будут участвовать в выставках на уровне детского сада;
- Дети смогут пополнять предметно - развивающую среду, продуктами детского творчества;
- Дети будут изготавливать поделки на праздники родителям;
- Дети научаться использовать разные приемы лепки в своих работах;
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц | Неделя | Тема | Цель |
сентябрь | 1 | Волшебное тесто | Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами; способствовать развитию интереса к тесту и приемам лепки из него. |
2 | Составление узоров | Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; развивать умение составлять узоры на тесте с помощью оттисков; вызвать эмоциональный отклик от созданного изделия. | |
3 | Составление узоров (продолжение) | Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; развивать умение составлять узоры на тесте с помощью оттисков и отпечатков; способствовать развитию творчества и воображения. | |
4 | Раскрашивание готовых узоров | Познакомить детей с раскрашиванием готовых изделий краской; формировать умение правильно держать кисть, наносить краску на изделия, сочетать цвета; воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности. | |
октябрь | 1 | Ягоды для птички | Способствовать развитию умения лепить из соленого тестапредметы круглой формы, используя прием скатывания круговыми движениями рук; воспитывать у детей навыки аккуратности, активность. |
2 | Яблоки чудесные | Способствовать формированию умения лепить предметы овальной формы, обращая внимание на особенности предмета (оттягивание, округление концов, сглаживание поверхности); воспитывать у детей навыки самостоятельности. | |
3 | Огуречик, огуречик | Познакомить детей с приемами лепки овальной формы; способствовать развитию умения передавать особенности предмета (оттягивание, округление концов, сглаживание поверхности); воспитывать у детей активность и самостоятельность. | |
4 | Угощение для зайчика | Способствовать формированию умения лепить предметы удлинённой формы, слегка оттягивая и сужая пальцами один конец и скругляя другой; закреплять умение лепить предметы разной величины. | |
ноябрь | 1 | Грибная полянка | Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание теста круговыми и прямыми движениями, сплющивание ладонями); воспитывать эстетический вкус, аккуратность. |
2 | Раскрашивание грибной полянки | Продолжать упражнять детей в раскрашивании готовых изделий из соленого теста, правильно наносить краску, пользоваться кистью; воспитывать стремление добиться хорошего результата. | |
3 | Гусеница (коллективное) | Способствовать закреплению умения детей лепить предметы, состоящие из шаров разного размера; упражнять детей в умении составлять коллективную работу; вызывать положительный эмоциональный отклик от результата совместной деятельности | |
4 | Гусеница (коллективное) | Продолжать упражнять детей в умении наносить краску на изделия из соленого теста, пользоваться кистью; способствовать развитию эстетического восприятия; вызывать чувство радости от созданной вместе композиции. | |
декабрь | 1 | Снеговик | Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из шаров разной величины; развивать у детей мелкую моторику рук; |
2 | Новогодняя елка | Способствовать развитию умения передавать образ новогодней елки, используя знакомые приемы лепки; Развивать умение детей украшать изготовленные изделия дополнительным материалом (бусины, пайетки и др.) | |
3 | Елочные игрушки | Способствовать развитию навыков лепки: разминание, раскатывание; упражнять детей в умении пользоваться новым приемом (вырезание формочкой); воспитывать положительное отношение к своей деятельности. | |
4 | Раскрашивание Елочных игрушек | Обогащать представления детей о красоте, о сочетании цветового и композиционного решения; развивать у детей творческие способности, фантазию; подводить детей к оценке своих работ. | |
январь | 1 | Белая береза | Формировать представления детей о зиме и зимних природных явлениях; формировать умение детей изображать в лепке дерево в зимний период, используя знакомые приемы лепки; применять дополнительный материал для большей выразительности работы. |
2 | Снег, снег, снежные сугробы | Развивать умение детей отображать в лепке выразительность зимнего пейзажа (налеплять тесто в виде падающего снега, снежных сугробов); создавать изображение на основе впечатлений от окружающего; развивать эстетическое восприятие, образные представления. | |
3 | Медали | Закреплять умения детей работать с дополнительным материалом и на его основе создавать подделки, используя основные способы лепки; упражняться в умении создавать поделку с помощью оттисков; развивать у детей эстетический вкус, фантазию. | |
4 | Раскрашивание медали | Закреплять умение детей раскрашивать готовые изделия из соленого теста; развивать стремление добиться задуманного результата; воспитывать аккуратность при пользовании красками. | |
Февраль | 1 | Поздравительная открытка на День Защитника Отечества | Закреплять умение применять основные приемы лепки в своей работе; упражняться в технике вырезания трафаретом; воспитывать у детей гордость за родных и близких, желание доставлять радость. |
2 | Раскрашивание открытки | Закреплять умение детей раскрашивать готовые изделия из соленого теста; развивать умение предвидеть результат своей деятельности; поддерживать у ребенка инициативу, творчество. | |
3 | Подарок маме – цветы | Закреплять навыки работы с тестом: разминание, раскатывание, вырезание готовым трафаретом; воспитывать любовь к маме, желание порадовать, создать для нее, что то красивое и приятное. | |
4 | Сердечко для мамы | Закреплять навыки раскатывания теста скалкой, добиваясь нужной толщины изделия; способствовать развитию навыка пользования дополнительным материалом; воспитывать у детей желание доставлять радость близким. | |
Март | 1 | Разноцветные бусы | Продолжать учить детей лепить предметы шарообразной формы, нанизывать бусы на толстую проволоку; способствовать развитию мелкой моторики рук, вниманию, речи. |
2 | Раскрашивание разноцветные бусы | Продолжать учить детей расписывать готовые изделия, правильно и равномерно наносить краску, пользоваться кистью; Способствовать развитию воображения и творчества. | |
3 | Красивая птичка | Формирование умения детей реалистично передавать образ птицы, пользоваться дополнительным материалом для украшения (зернышки, крупа); развивать у детей образные представления, интерес к лепке. | |
4 | Раскрашивание красивая птичка | Способствовать развитию эстетического восприятия, творчества; закреплять приемы раскрашивания изделий; формировать у детей положительное отношение к занятиям, созданным работам. | |
Апрель | 1 | Подставка для яиц | Способствовать развитию самостоятельности, воображения, творчества, умения аккуратно использовать материалы; закреплять приемы надавливания, размазывания, сглаживания; упражняться в умении украшать готовое изделие с помощью дополнительного материала. |
2 | Верба | Развивать умение предавать в лепке впечатления от окружающей весенней природы, создавая образ дерева, у которого распустились почки; закреплять освоенные способы лепки; воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе. | |
3 | Весенняя картина | Развивать умения детей передавать впечатления от весны, создавать освоенные приемы лепки; способствовать развитию творческих способностей; воспитывать бережное отношение к природе. | |
4 | Раскрашивание Весенняя картина | Закреплять у детей навыки раскрашивания; формировать умение правильно располагать вылепленные части изображения на листе; развивать чувство цвета, композиции, формировать эстетические чувства. | |
Май | 1 | Божья коровка | Развивать у детей умение передавать выразительный образ божьей коровки, применяя знакомые приемы лепки; для большей точности использовать дополнительный материал (усики, пятнышки); воспитывать активность, инициативу, фантазию. |
2 | Раскрашивание Божья коровка | Закреплять приемы работы с соленым тестом, умение раскрашивать готовые изделия, пользоваться дополнительным материалом; продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к творческой деятельности. | |
3 | Панно «Подсолнух» (коллективное) | Продолжать закреплять знакомые навыки лепки, пользуясь приемами скатывания кругообразными движениями ладоней, сдавливания пальцами, расплющивания; развивать умение использовать дополнительный материал – семечки подсолнуха; подводить детей к умению эстетично оформлять свою работу, доводить начатое дело до конца. | |
4 | Солнышко лучистое | Продолжать упражнять детей в лепке предметов круглой формы, сплющивании шара, лепке «колбасок», в использовании стеки; воспитывать активность, взаимопомощь. | |
Список литературы
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования (6-ое издание). ФГОС 2021.
2. Гусева И. В. Игрушки из соленого теста. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2013. — 64 с.
3. Лычагина И. А Лепка из соленого теста: 5-6 лет. — М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.
4. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебное тесто"
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых дл...

Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" (подготовительная группа)
Кружковая деятельность уже давно стала неотъемлемой частью дошкольного образования. Она дает вохможность детям получать дополнительные навыки и знания в интересующей его области....

Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы
Программа содержит творческие занятия по нетрадиционной творческой технике....

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в средней группе на 2017-2018 учебный год
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словам...

Рабочая программа кружка «Волшебный мир театра» в старшей возрастной группе
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность...

Программа кружка «Волшебные ручки» в старшей группе 2022 -2023 учебный год.
В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов, предоставляющих огромный простор для детского творчества. Но как интересно бывает сделать что-нибудь необычное из вполне обыч...