Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Николаева Алёна Львовна

Программа содержит творческие занятия по нетрадиционной творческой технике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

Рабочая программа кружка

 «Волшебные пальчики»

старшей группы «Почемучки»

на 2018 – 2019 учебный год.

Составила воспитатель: Николаева А. Л.

г. Козловка 2019

Пояснительная записка

         

Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки

которые питают источник творческой мысли".

В. А. Сухомлинский.

Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании.                                                                                                                    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, , А.В. Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др. Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Поэтому для развития творческих способностей нужны новые подходы в организации занятий по изобразительной деятельности, которые раскрепощают ребенка, а именно: знакомство с нетрадиционными  техниками рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего творчества. Нам взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от этого зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Юный художник» направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Нужно научить детей технике рисования, чтобы  они могли свободно ею распоряжаться при решении  любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В дошкольном учреждении нужно сразу  же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

   

Цель:

- Знакомство детей с нетрадиционными техниками изображения;

- Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования;

- Организация досуга детей.

   Задачи:

  -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

       - Развивать умение находить нетрадиционное сочетание различных изобразительных материалов (восковые мелки и акварель, рисование ватными палочками, обрывная аппликация, скатывание бумажных салфеток, оригами, кляксография с трубочкой, торцевание, рисование манкой, витражная роспись, печатание листьями, монотипия).

    - Развивать интерес к изобразительным и выразительным возможностям различных художественных материалов и к разнообразной технике рисования; давать возможность самим выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа.

 -  Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Планируемые результаты

По каждой из задач художественно-творческого развития детей  планируется достижение следующих результатов:

- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

 - У детей сформируются технические навыки рисования;

- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;

- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусств- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка.

Форма работы

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю - четверг, во вторую половину дня в рамках работы кружка по изодеятельности. Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 5-6 лет, количество детей 15 человек, время занятий 25 мин.

Нетрадиционные художественные техники

-Скатывание бумажных салфеток: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

- Оригами: Создание фигуры из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания.

- Торцевание: С помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Затем торцовочки располагаются по всему рисунку плотно друг к другу или по контуру изображения под прямым углом.

- Обрывная аппликация: Отрываются от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем кусочки бумаги накладываются на клей.

- Рисование ватными палочками: Краска наносится ватными палочками. В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки. Правило – каждая ватная палочка набирает одну определённую краску.

- Кляксография с трубочкой: Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.

     - Монотипия: Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.

-Восковые мелки и акварель: Задуманный сюжет выполняется восковыми мелками, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

- Витражная роспись: На лист бумаги наносится контур будущего рисунка восковыми мелками, затем пространство между контурами раскрашивают красками.

- Печатание листьями: - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места.

        Работа с родителями

 В работе с родителями используются такие формы, как беседа, практикум, родительские собрания,  мини-семинары, показ воспитательной работы, организация выставок, анкетирование родителей,  привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. А также участие родителей  в выставках, конкурсах и в проектной деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- проведение мастер-класса среди педагогов.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Констатирующий эксперимент

Диагностическое занятие Цветочки

Цель: Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста

Материалы: Все имеющиеся в наличии.

Результаты - анализ детских работ

Формирующий эксперимент

Со 2го по 31 занятие

Анализ детских работ

Контрольный эксперимент

32 занятие: По замыслу

Цель: Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: Все имеющиеся в наличии.

Результаты - анализ детских работ

 

Сентябрь.

1 неделя

Рисование

(Кляксография. Набрызг)

Тема: «Осенний парк»

Бумага А4, цветная бумага, фломастеры, восковые мелки, клей ПВА.

Цель

Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать воображение.

2 неделя

Аппликация

(обрывная аппликация)

Тема: «Бабочки, которых я видел летом»

 Бумага А4, цветная бумага, фломастеры, восковые мелки, клей ПВА.

Цель.

Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать воображение.

3 неделя

Лепка

Тема: «Воспоминание

 о лете

«Бабочка»

Колпачки от фломастеров, цветной пластилин, дощечки для лепки, стеки.

Цель.

 Упражнять детей в создании шарообразной формы и её преобразовании (расплющивании).

Учить детей присоединять пластилиновые крылья к колпачку фломастера. Развивать творчество, воображение при составлении узора на крыльях, используя дополнительный материал: бисер, бусинки.

4 неделя

Аппликация

Тема «Ветка рябины»

½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки.

Цель.

 Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику.

Октябрь.

1 неделя

Рисование

Тема: «Осеннее дерево»

Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, салфетки.

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

2 неделя

Лепка

(Скатывание бумажных салфеток)

Тема: «Божья коровка

Пластилин, Половинки скорлупок грецкого ореха, стеки, картонки-подставки.

Цель:

Продолжать учить сочетать в поделке природный материал (Половинка скорлупы грецкого ореха)  с пластилином. Учить наносить пластилин на полукруглый предмет, доводить изделие до задуманного образа; придавать образу выразительность. Закреплять умение понимать и анализировать содержание потешки.

3 неделя

Аппликация

Тема: «Пудель»

Картон ½ А 4, бумажные салфетки белого цвета, фломастеры.

Цель:

Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Совершенствовать в данной технике умения.

4 неделя

Рисование

(Торцевание)

Тема: «Звезды и луна»

Картон А 4, клей ПВА, цветные салфетки желтых оттенков, стержень авторучки.

Цель:

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования.  Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Ноябрь.

1 неделя

Рисование

(Рисование мыльными пузырями)

Тема:

«Мороженое»

Бумага А4, гуашь, вода, влажные салфетки, стаканы, коктейльные трубочки,

Цель:

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки,

2 неделя

Аппликация

(Оригами)

Тема: «Котенок»

Бумага А4, цветные карандаши.

Цель:

Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

3 неделя

Лепка

Тема:

«Цифры»

Пластилин, числовой ряд с чётким написанием цифр.

Цель: 

Закрепить представление о начертании цифр от 1 до 5; показать, что цифры можно лепить разными способами; предложить передать образы знакомых цифр пластическими средствами (по замыслу); ориентировать на поиск разных вариантов оформления.

4 неделя

Рисование

(Рисование восковыми мелками и акварелью)

Тема: «Витражная роспись»

. Бумага А4, акварель, влажные салфетки, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

Цель:

Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки.

Декабрь.

1 неделя

Лепка

Тема:

«Формы»

Пластилин, салфетки, дощечки для лепки.

Цель.

Закреплять представление о плоских и объёмных геометрических формах; направить интерес на их сравнение и анализ сходства – различия; предложить вылепить объёмные на основе имеющихся модулей; создать условия для экспериментирования с вылепленными формами (преобразование и превращение одной формы в другую и обратно).

2 неделя

Аппликация

Тема:

«Медвежата»

½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки.

Цель:

Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону.

3 неделя

Рисование

(Рисование ладошками)

Тема:

"Веселый жираф»

Бумага А4, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей ПВА.

Цель:

Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие.

4 неделя

Аппликация

Тема: «Зимняя картина»

Образец аппликации, фон (1/2 альбомного листа) голубая или фиолетовая бумага, клей, ватные диски, простой карандаш,

ножницы, полоски белой и коричневой бумаги.

Цель:

Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию, размещая дерево и снеговика на листе

Январь.

1 неделя

Рисование

(Рисование манкой)

Тема:

«Зимние пейзажи»

Цветной картон А4, крупа манная, клей ПВА.

Цель:

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

2 неделя

Аппликация

Тема:

«Снегири на ветках»

Образец, шабло ны фигуры снеги ря,1/2 альбомно го листа для фо на, красная сал феточная бума га, ножницы, клей, коричневая бумага для веточ ки, фломастеры

Цель:

Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами.

3 неделя

Лепка

(Коллективная работа)

Тема: «Обитатели зимнего леса»

Крышка от коробки, картон синего цвета, не большие веточки деревьев, баноч ки из-под йогур та, вата, пласти лин, клей, белая гуашь, баночки с водой, стеки.

Цель:

Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей. Учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных. Учить добиваться выразительности образов. Учить лепить животных в движениях и разных положениях (стоя, сидя, лёжа). Учить договариваться между собой кто, что будет делать.

4 неделя

Рисование

(Торцевание)

Тема: «Украшение валенок деда Мороза»

Силуэт валенка из картона ½ А 4, цветные бумажные салфетки, клей ПВА, стержень авторучки.

Цель:

Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение

Февраль.

1 неделя

Рисование

Тема:

«Красивая снежинка.»

Альбомный лист, свечка, акварельные краски.

Цель:

Познакомить с техникой – рисование свечкой. Развивать воображение, творческое мышление.

2 неделя

Аппликация

Тема: «Украсим рукавички»

Рукавички с вариантами украшения, цветные полоски бумаги, ножницы, клей.

Цель:

Самостоятельно составлять узор на середине и по краю изделия; выбирать элементы украшения, развивать творчество, воображение.

3 неделя

Лепка

Тема: «Подарок для папы - танк»

Пластилин, доска для лепки, салфетки, стека.

Цель:

Учить лепить танк из отдельных частей, правильно  передавая их форму и пропорции. Упражнять в приёмах скатывания, раскатывания, сплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путём примазывания. Развивать самостоятельность.

4 неделя

Рисование

Тема: «Метель»

Альбомный лист, катушка ниток.

Цель:

Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Март.

1 неделя

Лепка

Тема: «Букет цветов»

Пластилин.

Цель:

 Совершенствовать приемы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. Усложнить приемы последовательности лепки. Цветок, стебель. Упражнять в прочном скреплении частей. Развивать воображение. Формировать желание лепить.

2 неделя

Рисование

(Рисование ватными палочками)

Тема: «Незабудки»

Бумага А4, влажные салфетки, ватные палочки, фломастеры, акварель.

Цель.

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

3 неделя

Аппликация

Тема: «Белочка»

Альбомный лист, цветная бумага.

Цель:                                                                                                        

Продолжать учить детей выполнять мозаику из рваной бумаги, способствовать развитию у детей внимания, мелкой моторики рук, любви к окружающему миру, умению доводить начатое дело до конца.

4 неделя

Рисование

(Монотипия)

Тема: «Половодье в лесу»

Бумага А4, влажные салфетки, гуашь, кисть.

Цель:  

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.                                                                                           

Апрель.

1 неделя

Оригами

Тема: «Кукла»

Бумага А4, фломастеры

Цель:                                                                                                        Формировать  умения следовать устным инструкциям.  Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  

2 неделя

Лепка

Тема: «Верба»

Картон, пластилин.

Цель:                                                                                                                  

Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение почки вербы, наносить стекой насечки для придания выразительности; закрепить приём ощипывания, кругового раскатывания; развивать интерес к природе.

3 неделя

Рисование

(Рисование манной крупой и акварельными красками)

Тема «Звездное небо»

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, баночки с водой, губка.

Цель:  

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. 

4 неделя

Аппликация

Тема «Божья коровка»

½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки.

Цель:    

Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым.                                                                                                       

Май.

1 неделя

Рисование

Тема «Белые лебеди»

Альбомный лист, жесткая кисть.

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц.

2 неделя

Аппликация

Тема «Кот и мышка»

Образец. Фон – плотная

Бумага1/2 альбомного листа, бумажные салфетки разного цвета, ножницы, клей  

Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных.

3 неделя

Лепка

(Барельеф)

Тема «Цветная радуга»

Картон голубого, синего цвета на каждого ребёнка.

Картинки, иллюстрации с радугой.

Учить составлять задуманный предмет на плоскости (метод барельеф) из семи разноцветных согнутых в дугу столбиков. Продолжать учить дополнять работу композиционными решениями (солнце, облака, цветы и т.д.).

4 неделя

Рисование

«Витражи для терема лета»

Альбомный лист, кисть.

Познакомить детей с понятием «витраж» техникой его выполнения. Закрепить рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона.

Список литературы.

1.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М.: Скрипторий 2003, 2007

 2.Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» – М.: Просвещение, 2002

3.Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002

4.Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» – Ярославль: Академия развития,2004

5.Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет»

6. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.

7.И.В Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»

8.И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в    детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для воспитанников старшей группы в соответствии с ФГОС по программе "Детство"

Содержание данной рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образо...

Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой

Рабочая программа  для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы  "Развитие +" под редакцией  А.И. Булычевой...

Рабочая программа воспитателя в старшей группе по реализации основной общеобразовательной программы 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа воспитателя в старшей группе по реализации основной общеобразовательной программы 2015 – 2016 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 –

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУстаршая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 –

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована с учетом основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №27 «Сэсэг» г.Улан-Удэ» республики Бурятия, ФГО...