Конспект воспитательно-образовательной деятельности "Космос вчера, сегодня,завтра"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и раскрывает историю космонавтики в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект воспиательно-образовательной деятельности
«Космос вчера, сегодня, завтра (путешествие по реке времени)»
(подготовительная к школе группа)
Петрова Татьяна Александровна,
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад №411» г.о. Самара
Цель: формировать интерес детей к космосу, продолжать расширять представления о многообразии Вселенной.
Задачи:
Образовательные:
закреплять и систематизировать знания по истории освоения Космоса;
уточнить знания об исследованиях Вселенной;
расширить знания детей о космонавтах, космических аппаратах.
Развивающие:
развивать познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы.
Развитие речи:
расширить пассивный и активный словарь;
совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы.
Воспитательные:
воспитывать уважение к профессии космонавт;
воспитывать целеустремленность, чувство взаимовыручки и уверенности в своих силах.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование для мероприятия:
Воспитатель: (на мольберт выставляется фото звездного неба)
Ребята, сегодня мы с вами опять оправимся в путешествие по реке времени. Посмотрите на мольберт, как вы думаете, чему будет посвящено наше путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: да, верно, сегодня наше путешествие посвящено истории космоса. Вечером, когда стемнеет, на ясном небе появляются звезды. Сколько удивительных тайн и загадок в бесконечном космическом пространстве! Разве не интересно, что там, в далеких мирах? Ведь в космосе есть много загадочных объектов.
Предлагаю отгадать загадки и вспомнить, что это за объекты.
(у воспитателя карточки с текстом загадок и изображением отгадок)
Рассыпалось к ночи златое зерно,
А глянули утром — уж нет ничего. (Звезды)
Вокруг Солнца вращаются,
От холода спасаются,
Редко в ряд выстраиваются,
Как они все называются? (Планеты)
Галактика молочная,
В которой мы живем,
Рассыпалась космическим
Сверкающим дождем.
Мы облететь сумеем
Ее когда-нибудь,
Зовем свою галактику
Мы просто… (Млечный путь)
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд (Комета).
Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник (Метеориты).
Объект есть во Вселенной
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает
Как бутерброд с икрой.
Опасно - незаметная
И глазу не видна, такая темно-темная … (Черная дыра).
Воспитатель: раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые начали наблюдать за звездами. Люди всегда мечтали побывать на других планетах. И вот настало время для серьезного изучения и освоения космоса.
(на мольберт выставляется фото К. Э. Циолковского)
Русский великий ученый и мечтатель Константин Эдуардович Циолковский решил, что пора уже посмотреть, что же там, в большом мире. Именно Циолковский более ста лет назад придумал, как можно осуществить космический полет. Он произвел сложные вычисления, начал создавать науку о полете космической ракеты. Он первым в мире дал описание корабля с реактивным двигателем. К. Э. Циолковский указал людям дорогу в космос.
(подготовленный ребенок читает отрывок из стихотворения Надежды Моториной «Нам Циолковский напророчил»)
Нам Циолковский напророчил,
Что в космос выйдет человек.
В его мечтах поставил точку
Мятежный наш двадцатый век.
Прочь страх, неверие, сомненья,
И россиянин это смог:
Прорвав земное притяженье,
Он сделал над Землей виток.
(на мольберт выставляется фото С.П. Королева)
Другой выдающийся ученый, академик Сергей Павлович Королев однажды прочитал книгу К. Э. Циолковского о звездоплавании и понял, что полеты в космос возможны. Так началось время космических спутников, луноходов, ракет. Под руководством Королева были созданы космические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли. Предлагаю вам, побывать в роли конструкторов. Возьмите листы и карандаши. Вам надо соединить точки в соответствии с цифрами и посмотрим, что получится.
(дети выполняют задание, в результате получается чертеж ракеты)
Воспитатель: что у вас получилось?
(ответы детей)
Воспитатель: и так, вспомним, как все начиналось. Послушайте загадку и скажите, о чем она.
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (Спутник)
Воспитатель: верно.
(на мольберт на реку времени выставляется фото первого спутника)
Первый искусственный спутник был запущен в нашей стране 4 октября 1957 года. Посмотрите, первый спутник был размером с крупный арбуз и весил всего восемьдесят три килограмма. Это был блестящий, как зеркало, шар, от которого отходили четыре тонких длинных стержня — антенны. Аппарат установили в верхней части ракеты. И вот ракета окуталась клубами дыма, начала подниматься, затем ослепительная вспышка — пламя вырвалось из ракеты, и она с грохотом ушла в ночное небо. В космосе спутник отделился от ракеты и вышел на свой космический путь вокруг Земли — на орбиту. Включился радиопередатчик, и на Земле с помощью радиоприемников услышали сигналы первого спутника: «бип-бип-бип». Это был первый шаг в космос — огромная победа российской науки и техники. Спутники могут подниматься на тысячи километров. Они выполняют много разных полезных дел. Вспомните, чем полезны спутники.
(Спутники наблюдают за планетами, звездами и галактиками. Они нужны для проведения научных опытов, для передачи радиосигналов, чтобы люди, которые находятся далеко друг от друга, могли общаться. Спутники помогают предсказывать погоду, составлять точные географические карты, передавать телевизионные программы)
Воспитатель: после первого спутника в космос полетел следующий космический аппарат, который был уже намного больше. В подготовке полета участвовали врачи, потому что на этом спутнике на космическую орбиту впервые отправлялось живое существо — собака Лайка. Приборы показали, что Лайка стартовала успешно, выдержала в полете тяжелые перегрузки. Значит, и человек может перенести трудности космического полета. В августе 1960 года успешный космический полет совершили собаки Белка и Стрелка. Для них изготовили специальные скафандры и шлемы.
(на мольберт на реку времени выставляется фото Белки и Стрелки)
Ребята, что такое скафандр?
(ответы детей)
Воспитатель: предлагаю вам игру «Кто быстрее соберет скафандр». Собирать будем парами. Выберите себе пару.
(Воспитатель раздает каждой паре пазлы. Дети на полу, кому, где удобно, собирают пазлы)
Воспитатель: кроме собак, в космосе побывало много разных животных. Животные помогли подготовить космический полет человека. Космический полет человека готовили тысячи людей: ученые, конструкторы, рабочие. И вот утром 12 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике «Восток» человек впервые полетел в космос. Как его звали?
(ответы детей, на мольберт на реку времени выставляется фото корабля и Ю.А. Гагарина)
Воспитатель: корабль «Восток» вышел на орбиту, один раз облетел вокруг земного шара и благополучно приземлился. Позывной Ю. Гагарина «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом, а все свои наблюдения произносил вслух, чтобы они были записаны на бортовой магнитофон. Это было только начало – начало освоения человеком космического пространства. Вот, как об этом событии сказано в стихотворении: (подготовленный ребенок читает стихотворение)
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Воспитатель: А какими чертами характера, по вашему мнению, должны обладать космонавты?
(ответы детей)
Воспитатель: сейчас мы проверим, какие вы умные, сообразительные, быстрые. Предлагаю поиграть в игру «Ждут нас быстрые ракеты…»
(Проводится игра «Ждут нас быстрые ракеты...»)
Воспитатель: после легендарного полета в космос Юрия Гагарина сотни тысяч молодых людей мечтали повторить его подвиг. Валентина Владимировна Терешкова не была исключением. Она стала шестым космонавтом и первой женщиной, полетевшей в космос.
(на мольберт на реку времени выставляется фото В.В. Терешковой)
Она стала не просто первой женщиной космонавтом, но еще и единственной женщиной, совершившей одиночный полёт на орбиту. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, наблюдала и делала фотографии.
Воспитатель: еще одним важным событием 20 века стал первый выход человека в открытый космос. В этом деле первопроходцем стал Алексей Леонов.
(на мольберт на реку времени выставляется фото Алексея Леонова в открытом космосе)
Он пять раз отдалялся от ракеты. Первый раз всего на 1 метр. Потом на всю длину каната, который связывал его с Восходом – почти 6 метров. Всего Алексей Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Попасть назад в космический корабль у него долго не получалось. В открытом космосе скафандр Леонова раздулся, и космонавт не мог пройти в люк. Но он справился. Космонавты сейчас продолжают постоянно выходить в космос. Как вы думаете, зачем космонавты это делают?
(космические корабли могут ломаться и их надо починить, заменить неисправные детали, проверить работу антенн и другой техники, поставить новую аппаратуру, прикрутить какие-то приборы, провести исследования)
Воспитатель: верно. Предлагаю и вам побыть космонавтами в открытом космосе.
Игра - эстафета «Прикрепи на ракету новое оборудование». Дети делятся на 2 команды. Задание: надеть шлем, взять карточку с изображением антенны (камеры, зеркала, телескопа, термометра и др.), по канату добраться (дойти) до магнитной доски, прикрепить картинку с изображением оборудования к изображению космического корабля, вернуться обратно, передать эстафету (шлем) следующему ребенку.
Воспитатель: с заданием справились отлично. Возвращаемся к нашей реке времени.
Под руководством С. П. Королёва был разработан и создан многоместный космический корабль «Союз», который смог доставлять в космос несколько космонавтов.
(на мольберт на реку времени выставляется фото корабля «Союз»)
Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции (космические дома), на которых могут жить и работать сразу несколько космонавтов.
(на мольберт на реку времени выставляется фото орбитальной станции) Сейчас на земной орбите находится Международная космическая станция. Она используется разными странами для проведения исследований в космической сфере. Доставку экипажей выполняет корабль «Союз».
Россия время от времени запускает беспилотные космические аппараты «Прогресс» для доставки новых припасов, оборудования, одежды на космическую станцию. Эти корабли могут совершать полеты только в одну сторону и не могут вернуться обратно на Землю. Как только они пристыковываются к станции, экипаж станции разгружает доставленные припасы, а затем заполняет пустой космический аппарат различным мусором, отходами. Затем аппарат отстыковывается и падает на Землю. Сам корабль и все, что находится на его борту, сгорает в небе. Сейчас на станции постоянно находятся семь человек, станция может принимать до 13 человек. На станции есть не только лаборатории, но и спальные комнаты, ванные, туалеты, тренажерный зал.
Воспитатель: скажите, как связан наш родной город Самара с космосом? Почему Самару называют космической столицей России?
(в Самаре делают ракеты)
Воспитатель: верно. Самарский завод "ЦСКБ-Прогресс" выпускает самые известные в мире ракеты-носители "Союз, в Самаре изготавливают двигатели для них и оборудование для космодромов и космических аппаратов.
(на мольберт выставляется фото ракеты, украшающей музей «Самара-космическая»)
Поэтому главный космический символ Самары — ракета-носитель «Союз». Когда-то она служила тренажером на космодроме, а теперь украшает музей «Самара Космическая».
На этом наше путешествие по реке времени заканчивается. Изучение Вселенной и планет Солнечной системы продолжается. Ведь осталось ещё много загадочного и неизведанного. Может быть, когда вы вырастете, кто-то из вас будет заниматься изучением космоса или конструированием новых ракет, скафондров, космических аппаратов для полета на планеты.
Рефлексия.
Воспитатель: что вам показалось интересным? Что новое вы узнали? Что показалось для вас трудным? О чем вы хотите рассказать друзьям, знакомым?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математике в средней группе "Вчера, сегодня, завтра"
Данное занятие рассчитано на средний дошкольный возраст. Оно предусматривает работу с детьми по ознакомлению с частями суток, продолжают учиться количественному и порядковому счету. Развивает память, ...

Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)
Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят ...

Конспект занятия «Деньги вчера, сегодня, завтра»
Знакомство с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами разных стран...

Конспект занятия познакомить детей с моделью «Вчера, сегодня, завтра».
Цель: познакомить детей с моделью «Вчера, сегодня, завтра».Оборудование: Модель. (Это плоскостная модель – в виде ленты, которая разделена на три отрезка времени: вчера, сегодня, завтра. Каждый ...

Конспект НОД по ФЭМП "Вчера, сегодня, завтра"
Конспект НОД по ФЭМП "Вчера, сегодня, завтра". Вместе с гостями ребята разбираются, когда же наступает завтра, когда бывает сегодня, а когда был вчерашний день....
Конспект НОД "Город Саров: вчера, сегодня, завтра"
Познакомить детей средней группы с историей возникновения города....