Картотека по экспериментированию (средняя группа)
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Опыты с воздухом и водой для средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека по экспериментированию.
Средняя группа
- ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ
Опыт № 1: «Воздух в стакане»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт № 2: «Воздух не видим и прозрачен»
Детям предлагается снова опустить стакан в ёмкость с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт № 3: «Буря в стакане»
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
Опыт № 4: «Весёлая полоска»
Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (Она лёгкая).
Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (Полоска прилипнет к губам – на неё действует сила воздуха).
Полоску бумаги прижать к стене и сильно подуть на неё, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (На неё действует сила воздуха).
Положить полоску бумаги на стол, подуть на неё. Что произойдёт? (Полоска «запрыгает»).
Вывод: Полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.
Опыт № 5: «Мой весёлый, звонкий мяч»
Помять мячик в ладонях (упругий, мягкий). Опустить в ёмкость с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (Мяч плавает, он лёгкий).
Погрузить мяч на дно ёмкости с водой, немного придерживать его рукой и резко отпустить. Что произошло с ним? (Мячик выскакивает на поверхность воды).
Вывод: Мяч заполнен воздухом, он лёгкий – лёгкие предметы не тонут, вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.
Опыт № 6: «Ворчливый шарик»
Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают его. Какой получился шарик? (Лёгкий и красивый). Разжимают пальцы. Что происходит с шариком? (Шарик начал метаться – из него выходит воздух).
Надуть шарик, не завязывать его. «Горлышком» погрузить в воду, постепенно разжать пальцы. Что произошло? (Воздух из шарика выходит, на поверхности воды появляются пузыри).
Вывод: Пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: они лёгкие.
Опыт № 7: «Воздух толкает предметы»
После опыта №6 можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращать внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Опыт № 8: «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет»
Поговорить с детьми о мяче: он круглый, может прыгать, катиться, его можно бросать, а вот если в нём появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча и он не сможет прыгать. Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, а потом – обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
Опыт № 9: «Волны»
Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер – это движение воздуха.
Опыт № 10: «Веер»
Помахать веером перед лицом. Что чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
- ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Опыт № 1: «Окрашивание воды»
Воспитатель с детьми рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Воспитатель предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Опыт № 2: «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Открыть кран, предложить детям понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно покрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, жёлтая, зелёная, синяя). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.
Опыт № 3: «Вода нужна всем»
Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Взять 2 горошины: одну поместить на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставить горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой, появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.
Опыт № 4: «Тёплая и холодная вода»
Предложить детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предложить намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточнить: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Далее предложить детям сполоснуть руки в тазу с горячей водой.
Вывод: Вода – добрый помощник человека.
Опыт № 5: «В какую бутылку нальётся вода быстрее?»
Предложить детям сравнить две бутылки по величине: рассмотреть форму горлышка у каждой из них. Погрузить в воду бутылку с широким горлышком и засечь, за какое время она наполнится водой. Затем погрузить в воду бутылку с узким горлышком и засечь, за сколько минут она наполнится. Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?
Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (Вода в бутылки набирается неравномерно).
Опыт № 6: «Что бывает с паром при охлаждении?»
Воспитатель предлагает детям потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное. Затем нескольким ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдать, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.
Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.
Во время прогулки вынести только что вскипевший чайник, поставить его под ветки дерева или кустарника, открыть крышку и наблюдать, как ветки «обрастают» инеем.
Опыт № 7: «Куда делась вода?»
Дети наливают равное количество воды в две ёмкости. Вместе с воспитателем сделать отметку уровня. Одну банку закрыть плотно крышкой, другую – оставить открытой. Обе банки поставить на подоконник. В течение недели наблюдать процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсудить с детьми, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки). Куда исчезла вода с открытой банки? (Частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Опыт № 8: «Откуда берётся вода?»
Накрыть ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выяснить, откуда берётся вода (частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке).
Предложить повторить опыт, но уже с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - экспериментирование (средняя группа)
Продолжать формирование у детей представления о снеге и его свойствах. Развивать у детей логическое мышление; умение анализировать, обобщать....

Экологическое экспериментирование. Средняя группа.
Опыты и эксперименты по экологии в средней группе, программа на год....

Экспериментирование средняя группа
Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема (проект. событие): Вода – водичка…Возрастная группа: средняяФорма НОД: познавательно-исследовательская, ...

Картотека «Экспериментирование». Средняя группа.
В картотеке представлены основные эксперименты для детей средней группы....
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» по экспериментированию (Средняя группа)
Актуальность.В соответствии с ФОП ДО, основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются: обогащение сенсорного опыта детей, развитие целенаправленного восприя...
Открытое занятие по экспериментированию средняя группа « В ости к Бабе – Яге»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детски сад №1» Тел. 64-53-16...