Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Кузбасс-мой край родной"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Программа «Кузбасс - мой край родной» рассчитана на ознакомление детей дошкольного возраста со всеми особенностями родного края поэтапно и в системе, опираясь на возрастные особенности детей.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что формирование краеведческих знаний реализуется во всех видах детской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_progr_pro_kuzbass_2022.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 252»

654044, г. Новокузнецк, ул.Олимпийская,18 тел/факс 8(3843)61-56-59, 61-48-70

Принято:

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2022

Утверждаю:

Заведующий

МБ ДОУ «Детский сад № 252»

____________ Д.В Черноусова

Приказ № 192   от 31.08.2022

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая  программа

 «Кузбасс – мой край родной»

Адресат программы: воспитанники 6-7 лет

Срок реализации программы: 4 месяца

Разработчик программы:

Абложей И.В.– воспитатель

высшей квалификационной категории

                                               Новокузнецкий городской округ, 2022

Содержание

Паспорт программы………………………………………………………………. …3

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы:

 Пояснительная записка………………………………………………….…………….4

Содержание программы………………………………………….……...…………....7

Учебно - тематический план………………………………………………………….7

Планируемые результаты…………………………………….………………………10

Комплекс организационно-педагогических условий:

Календарный учебный график…………………………….…………………………10

Условия реализации программы………………………….………….………………10

Формы аттестации……………………………………….………….………………...11

Оценочные материалы…………………………………….………….………………11

Материально-техническая база……….……………………………………………...12

Иные компоненты:

Список литературы………………………………….…………..……………...……..13

 

                                                  Паспорт программы

Наименование Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кузбасс-мой край родной»

Авторы-составители программы

Абложей И.В. – воспитатель высшей квалификационной категории

Направленность программы

Туристско-краеведческая

Уровень освоения содержания программы

Стартовый

Цель программы

обогащение и систематизация знаний детей о Кузбассе посредством различных видов детской деятельности.

Задачи программы

     

  • Познакомить детей с историей Кузбасса.
  • Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях родного  края.
  • Систематизировать знания о природе, животных и водоемах Кузбасса.
  • Развивать  патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
  • Формировать бережное отношение к природе родного Кузбасса.

Возраст воспитанников

6-7 лет

Год разработки и корректировки программы

2022

Срок реализации программы

10.01.2023 – 28.04.2023

Планируемые результаты

У детей сформируется представление об основных моментах истории родного края, его основных профессиях, традициях коренных народов.

Сформируется представление о растительном и животном мире Кузбасса, водоемах.

Дети смогут назвать несколько городов Кемеровской области, познакомятся с символикой Новокузнецка и Кузбасса.

Нормативно-правовое обеспечение разработки, утверждения программы

Приказ №169   от 30.08.2021г. «Об утверждении локальных актов»

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 N 56722).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

Направленность программы:

Программа туристско-краеведческой направленности предполагает развитие интереса к истории и культуре родного края, бережного отношения к его природе.  

        Уровень освоения содержания программы: стартовый.

Актуальность программы заключается в том, что дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе привязанности  к малой и большой Родине. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

        В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед   дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности. Любовь к Родине является важной составляющей социального опыта личности, и поэтому она должна стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.  

     Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной край – Кузбасс. В настоящее время, когда оказались утрачены многие моральные, нравственные и духовные ценности, очень важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его. Наш край  имеет свою историю, из которой складывается история нашей родины. А чем лучше будет ребёнок знать историю, тем быстрее поймёт значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. Его воздействие велико и на наш разум, и на душу.

Программа «Кузбасс - мой край родной» рассчитана на ознакомление детей дошкольного возраста со всеми особенностями родного края поэтапно и в системе, опираясь на возрастные особенности детей.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что формирование краеведческих знаний реализуется во всех видах детской деятельности.

Адресат программы: данная Программа рассчитана на детей возраста 6-7 лет. Набор в объединение осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. 

        В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

        

        Объем и срок освоения программы: 16 часов, 4 месяца с 10 января по 28 апреля.

        Формы обучения и формы организации обучения: очная

        Режим занятий: групповые занятия, продолжительность 30 минут .

          Цель программы: обогащение и систематизация знаний детей о Кузбассе посредством различных видов детской деятельности.

          Задачи: 

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей Кузбасса.
  • Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях родного  края.
  • Систематизировать знания о природе, животных и водоемах Кузбасса.

Развивающие:

  • Развивать  патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
  • Формировать бережное отношение к природе родного Кузбасса.

Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

        Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Игротека «Что я знаю о Кузбассе»

1

1

1.

Новоильинский район

1.1.

Улицы нашего района

1

1

1.2.

Социальные объекты Новоильинского района

1

0,5

0,5

2.

Город  Новокузнецк

2.1.

Символика Новокузнецка

1

0,5

0,5

2.2.

Городские достопримечательности

1

0,5

0,5

3.

Кемеровская область

3.1.

Символика Кемеровской области

1

0,5

0,5

3.2.

Достопримечательности

1

1

3.3.

Города Кузбасса

1

1

3.4.

Растения родного края

1

1

3.5.

Животный мир Кузбасса

1

1

3.6.

Водоемы нашего края

1

0,5

0,5

3.7.

Коренные народы Кузбасса.

1

1

3.8.

Кузбасс – угольный край. Профессии родного края

1

0,5

0,5

3.9.

Заповедники  Кузбасса

1

1

4.0.

Игротека «Знатоки Кузбасса»

1

1

4.1

Викторина  «Кузбасс- мой край»

1

1

16

8

8

Содержание программы

№ занятия

Тема

Теория

Практика

1

Игротека «Что я знаю о Кузбассе»

Рассматривание иллюстраций, беседа.

2

Улицы нашего района

Принадлежность района городу Новокузнецку. Особенности района. История района. Закрепление знаний детей своего домашнего адреса. Рассказать, в честь кого названы некоторые улицы.

3

Социальные объекты Новоильинского района

 Рассказать, какие общественные места и учреждения находятся в нашем районе.

Д/и «Узнай и расскажи»

4

Символика Новокузнецка

 Познакомить с историей рождения города. Закрепить знания символики города, вспомнить ее значение.

 Раскрашивание герба Новокузнецка цветными карандашами

5

Городские достопримечательности

Побеседовать о главных достопримечательностях Новокузнецка, памятных местах города. Д/и «Где я нахожусь?»

Рассматривание иллюстраций .

 Д/и «Где я нахожусь?»

6

Символика Кемеровской области

 Флаг и герб области. Губернатор области.

Расположение на карте России. Познакомить с картой Кемеровской области, некоторыми городами Кузбасса.

 

Разрезные картинки «Собери герб области»

7

Достопримечательности

Познакомить с интересными местами нашего края. «Семь чудес Кузбасса». Расположение на карте области.

8

Города Кузбасса

Рассматривание карты Кемеровской области.

Обозначение кружками основных городов.

9

Растения родного края

Рассматривание иллюстраций

Д/и «Угадай растение»

10

Животный мир Кузбасса

Рассматривание иллюстраций.

Д/и «Узнай по описанию»

Графический диктант «Хозяин тайги»

11

Водоемы нашего края

 Дать знания о реках и озерах области, их обитателях. Расположение на карте области.

Д/и «Собери картинку»,

Графический диктант «Щука»

12

Коренные народы Кузбасса

 Рассказать о коренных народах края, традициях, быте, фольклоре. Чтение шорских  сказок.

13

Профессии родного края

Познакомить с основными профессиями Кемеровской области – шахтер и металлург, местом их работы, материалом для труда, трудовыми действиями, результатом труда.

Рассматривание иллюстраций.

Видеоролик о профессиях шахтера и металлурга.

14

Заповедники Кузбасса

Познакомить с заповедниками и памятниками природы, «Красной книгой» нашей области.

15

Игротека «Знатоки Кузбасса»

        Д/и «Разрезные картинки», «Что нужно для работы?»

Графический диктант «Белаз»

16

Викторина «Кузбасс-мой край»

 Обобщение и закрепление полученных детьми знаний о родном крае.

                               

                                          Планируемые результаты:

У детей сформируется представление об основных моментах истории родного края, его основных профессиях, традициях коренных народов.

Сформируется представление о растительном и животном мире Кузбасса, водоемах.

Дети смогут назвать несколько городов Кемеровской области, познакомятся с символикой Новокузнецка и Кузбасса.

                             Комплекс организационно-педагогических условий

Календарно- учебный график

Год обучения

Объем учебных часов

Всего

учебных недель

Количество учебных дней

Режим

работы

1

16

16

16

1 раз в неделю

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в групповом помещении, которое находится на втором этаже здания ДОУ, площадь помещения-47,3 кв.м.

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы:

Столы, стулья по количеству детей, демонстрационный материал, дидактический материал, телевизор.

Информационное обеспечение:

  1. Наличие фотоаппарата для подготовки фотоотчетов .
  2. Наличие доступа к Интернет-ресурсам для подготовки материалов.

Кадровое обеспечение: Абложей И.В., воспитатель высшей квалификационной категории, стаж работы в должности – 13 лет

Формы аттестации: викторина «Кузбасс – мой край»

Оценочные материалы: лист наблюдений.

Критерии и формы оценки качества знаний детей

Ф.И.ребенка

знает, называет 4-5 городов Кузбасса

может рассказать основные моменты истории Кузбасса

имеет представление о профессиях Кузбасса

имеет представление о растениях, животных, водоемах Кузбасса


                                             Методические материалы

Форма организации образовательного процесса: очная.

Методы обучения и воспитания:

Словесные методы:

- устное изложение;

- беседа

Наглядные методы:

- показ иллюстраций;

- показ, исполнение педагогом;

- работа по образцу

Практические методы:

- игровой;

- моделирование;

- продуктивная деятельность.

Описание дидактических материалов:

  • Учебные и методические пособия
  • Предметные и сюжетные картинки
  • Художественная литература
  • Комплекс дидактических игр
  • Образцы графических диктантов;

                                            Материально-техническая база:

  • Телевизор
  •  USB-устройство.

План воспитательной работы (мероприятий) объединения

Общая цель воспитания в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год, 1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Цели воспитания:

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи программы воспитания

  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
  • объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

Примечание. Выделены аспекты, которые совпадают с положениями Федерального закона № 273-ФЗ.

Иные компоненты

                                                       Список литературы:

  1. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст]; Н.В. Алешина. - М., 2008. - 111 с.
  2. Зеленова, Н. Г. Мы живём В России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) [Текст] / Н. Г. Зеленова,
  3. Куприянов, А. Природа Кузбасса.[Текст] / А. Куприянов, Ю. Манаков. - Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2007. - 72 с.
  4. Калугина, Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших

школьников [Текст] I Н. Калугина  Дошкольное воспитание.-2008. -68 с

  1. Ларина, В. История Кузбасса в рассказах для детей [Текст] / В.Ларина.- Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2007.- 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МОЙ КРАЙ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край» туристско-краеведческой направленности и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Данная програ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Родная сторона"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Родная сторона" туристско-краеведческой направленности (далее Программа). Программа предназначена для детей дошкольного возраста...