Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Родная сторона"
материал (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Родная сторона" туристско-краеведческой направленности (далее Программа). Программа предназначена для детей дошкольного возраста (5-7 лет), нацелена на приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию и природному окружению своего округа, имеет практическую направленность, содержит планирование занятий и развлечений по разделам "Я в мире людей", "Моё село", "Большая и малая Родина", "Страницы истории", Календарно-обрядовые праздники", "Малые фольклорные жанры", "Сказки", "Дни воинской славы", "Народные промыслы", "Природа родного края".
Каждый педагог ДОО, ознакомившись с Программой, сможет организовать совместную и самостоятельную деятельность детей, используя краеведческие сведения своего округа, региона на примере приведённых тем.
Адресовано воспитателям ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_rodnaya_storona.docx | 96.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малотавринская средняя общеобразовательная школа»
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2024г. | Утверждена Приказом директора №119 – од от «30» августа 2024г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Родная сторона»
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Александрова В.А., воспитатель
Малая Тавра, 2024 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка……………………….………………………………………….......3
1.2. Цель и задачи……………........…………………………………………………………........9
1.3. Планируемые результаты…………………..………………..…………………….……….10
1.4. Содержание общеразвивающей программ….…………………………….……………….10
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график…………………………………..…………………….......17
2.2. Условия реализации программы………………….………………………………………..17
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……..………….……………........18
3. Литература…………………………………………………………………............................23
Приложение 1. Диагностическая карта определения уровня сформированности представлений о родном крае ………………………………………………………………......24
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность общеобразовательной программы дополнительного образования детей «Родная сторона» - туристско-краеведческая, уровень – ознакомительный.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов, имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Сущность дошкольного краеведения заключается во всестороннем изучении детьми под руководством воспитателя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение развивает у детей наблюдательность, мышление, воспитывает в детях патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.
Актуальность
Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.
Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке).
Основными задачами нравственно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС дошкольного образования являются: формирование в ребёнке общечеловеческих, нравственных качеств; приобщение к истокам культуры, природе родного края; воспитание эмоционально-действенного отношения. Данные задачи реализуются через все образовательные области развития дошкольника.
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Родная сторона» составлена в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ).
- Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020
№ 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
Педагогическая целесообразность
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Отличительные особенности Программы
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Дидактические принципы построения Программы.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Адресат программы: данная программа разработана для детей в возрасте 5 - 7 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста. Основные формы работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов. План многоплановый и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры.
Особенности развития детей 5-6 лет
К пяти годам ребенок обладает большим запасом представлений об окружающем, который получает благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдать общие правила в игре, совместной деятельности. Охотно откликаются на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил сам. В оценке поступков опираются на нравственные представления. Проявляют любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуются жизнью семьи и детского сада.
В старшей группе у ребенка развита эмоциональная отзывчивость, освоены способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Откликается на эмоции близких людей, друзей, испытывают радость от общения с животными и растениями.
Проявляет интерес к сюжетно-ролевым играм, содержанием которых является отображение социальной действительности, комбинирует в одном сюжете реальные и фантастические события, разнообразные ситуации взаимодействия людей; появляются сюжетно-ролевые игры новой тематики («Музей», «Выставочный зал», «Туристическое агентство», «Экологический центр» и др.).
Самостоятельно отображает в режиссерской игре и игре-фантазировании впечатления от прослушанных произведений, от просмотренных презентаций о малой Родине (легенды о селе, крае, исторические факты, стихи и рассказы местных авторов).
У ребенка старшего дошкольного возраста формируется желание задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Обращается к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если». Самостоятельно анализирует результаты опытов, делает выводы, составляет развернутый рассказ об увиденном, устанавливает закономерности явлений и процессов, действует по инструкции.
Устанавливает последовательности сезонных изменений в природе, зависимость смены условий в неживой природе, в жизни насекомых, птиц, животных, отмечает особенности климата нашего региона.
Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм. Овладевает при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям.
Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых родителей, горожан, стремится участвовать в труде взрослых.
Ребенок продолжает осваивать представления о своем городе, его особенностях (места отдыха, работа близких, основные достопримечательности). Знает названия близлежащих улиц, некоторых общественных учреждениях города – магазинов, больниц, кафе, кинотеатрах, а также их назначении. Проявляет интерес к родной стране. Складываются представления о содержании основных государственных, городских праздников, ярких исторических событиях. Понимает многообразие разных национальностей – особенностей внешнего вида, одежды, традиций. Способен проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей населяющих город, край.
Словарь активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, супермаркет, спортивная школа и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий; прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей города, края, страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации.
Эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы понятные ему чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Развиты эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявления прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы.
Развиты художественно-эстетические способности, умения откликаться и замечать красоту окружающей действительности (природы, архитектуры города), дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах.
Ребенок способен уважительно относиться к творческому труду людей родного города и края, различать произведения декоративно-прикладного искусства и промыслов разных народностей, живущих в городе. Проявлять интерес к посещению музея, выставочного зала; стремится самостоятельно соблюдать правила поведения и следит за выполнением правил другими.
Особенности развития детей 6-7 лет
Возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Ребенок 6-7 лет обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями. Мотивационная сфера дошкольника 6-7 лет расширяется за счёт развития таких мотивов, как познавательные, социальные (побуждающие делать добро), самореализации.
С развитием морально-нравственных представлений возрастает возможность эмоционально оценивать свои поступки и поступки других. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Самооценка ребенка зависит от отношения к нему взрослых и других детей.
Происходит активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных отношениях, о досуге семьи, правилах общения в семье, значимые события и традиции. Умеет выражать к близким свою любовь, внимание, готов помочь. Отображает в сюжетно-ролевых играх разнообразные события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления, полученные от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы.
Участвует в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, ребенок создает определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх. Проявляет интерес к совместному со сверстниками фантазированию. Самостоятельно сочиняет новые игровые сюжеты, согласует придуманные события с замыслами партнеров-сверстников. Одной из активно используемых тем сюжетно-ролевой игры становиться школа.
У ребенка выражена социальная активность, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр. Имеет представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценивает свои и чужие поступки с позиции норм и правил.
Ребенку доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Способен делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Индивидуально и в коллективе со сверстниками экспериментирует с объектами и материалами неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода), выявляя их свойства и качества. Использует разные способы проверки предположений, формулирует результат.
К концу дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление, способность к анализу и синтезу, умение выделять индивидуальные и общие признаки предмета, делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.). Расширяются представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата). Отслеживает цикличность сезонных изменений в природе (цикл года, последовательная смена времен года, другие изменения).
Ребенок приобретает представления о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
Ребенок овладевает представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города, традициях городской жизни, архитектурных особенностях, достопримечательностях. Понимает и активно осваивает с помощью взрослых назначение общественных учреждений, разных видов транспорта.
Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям). Использует разнообразные оценки, суждения относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ. Испытывает устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересуется материалом, из которого выполнены работы, их содержанием. С интересом посещает музей, выставочный зал, рассматривает экспонаты, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта и природные объекты. соблюдает правила поведения в общественных. Отражает полученные впечатления в собственной творческой деятельности.
Активно использует в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах, эстетических чувствах. Высказывается о причинах природных явлений, рассуждает о красоте природы, города, составляет творческие рассказы, сказки. Проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры страны, города. Испытывает гордость за достижения выдающихся россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине, толерантность по отношению к людям разных национальностей. Проявляет желание активно участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях на уровне детского сада и города. Продолжает осваивать традиции, культуру разных народов. Формируются начала гражданственности.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа 25 минут.
Общее количество часов в неделю– 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю – в среду, во вторую половину дня, 15.15 - 15-40.
В середине занятия проводится физкультминутка для снятия напряжения.
Объём Программы
Объѐм программы – 36 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы: традиционная, представляет собой последовательность освоения содержания в течение 1 года обучения в структурном подразделении МБОУ «Малотавринская СОШ» - детский сад с. Малая Тавра.
Программа предполагает один уровень обучения – стартовый. Стартовый уровень программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. А так же получение детьми эмоционального, физического, эстетического удовольствия от занятий, расширение их знаний. .
Формы организации занятий: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы, виртуальные экскурсии, дидактические и творческие игры; изготовление открыток, альбомов.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию и природному окружению родного села и Артинского района.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать знания о природных богатствах района, быте, традициях народа мари, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве с другими народами.
- Развивать желание больше узнать о своей малой родине.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению настоящего и прошлого села Малая Тавра и Артинского района, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.).
- Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства села, района.
Воспитательные:
- Формирование активной гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
- Прививать навыки здорового образа жизни.
- Воспитывать уважение к труду сельчан, гордость за свой родной край.
- Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
1.3. Планируемые результаты
- ребёнок обладает начальными представлениями о природном и социальном мире родного села и Артинского района;
- ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого села Малая Тавра и Артинского городского округа;
- хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому районе, но и в центральных улицах родного села, знает и стремится выполнять правила поведения в общественных местах;
- проявляет интерес к родной, марийской культуре, традициями; толерантно относится к детям других национальностей;
- проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных связях, правилах общения, значимых событиях, традициях;
- проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социальных и экологических акциях, праздничных событиях традиционных для семьи, села, страны (в подготовке концерта для ветеранов войны, посадка деревьев, распространение поздравительных открыток и др.);
- отражает свои впечатления об особенностях села, края в предпочитаемой деятельности: воплощает образы в играх, разворачивает сюжет, изображает, участвует в народных играх, оформлении выставок;
- самостоятельно может рассказать о селе (социальных объектах, природных особенностях, памятных местах, труженниках села);
- проявляет интерес к народному творчеству; может вспомнить стихотворения, песни, народные игры;
- ребенок способен самостоятельно применять народные игры для организации собственного досуга;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, музейные выставки, связанные с познанием малой родины;
- бережно относиться к родной природе, результатам труда других людей.
1.4. Содержание общеразвивающей Программы
Учебный (тематический) план
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Раздел «Я в мире людей» | 4 | 2 | 2 |
2. | Раздел «Моё село» | 4 | 2 | 2 |
3. | Раздел «Большая и малая Родина» | 6 | 3 | 3 |
4. | Раздел «Страницы истории» | 3 | 1,5 | 1,5 |
5. | Раздел «Календарно-обрядовые праздники» | 3 | 1,5 | 1,5 |
6. | Раздел «Малые фольклорные жанры» | 2 | 1 | 1 |
7. | Раздел «Сказки» | 2 | 1 | 1 |
8. | Раздел «Дни воинской славы» | 4 | 2 | 2 |
9. | Раздел «Народные промыслы» | 2 | 1 | 1 |
10. | Раздел «Природа родного края» | 4 | 2 | 2 |
11. | Раздел «Знаешь ли ты свой край» | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 36 | 18 | 18 |
Содержание учебного (тематического) плана
№ | Месяц | Дата | Форма орг. занятия | Кол-во ч. | Тема занятия | Форма контроля |
Раздел «Я в мире людей» | ||||||
1. | сентябрь | 04 | Беседа, презентация | 1 | «Это кто такой хороший?» | Устный фронтальный опрос, беседа |
2. | 11 | беседа | 1 | «Наши имена» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
3. | 18 | беседа | 1 | «Моя семья» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
4. | 25 | Экскурсия по детскому саду | 1 | «Мой детский сад» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
Раздел «Моё село» | ||||||
5. | октябрь | 02 | Беседа, презентация | 1 | «Дом, в котором я живу» | Устный фронтальный опрос, беседа |
6. | 09 | Беседа, презентация | 1 | «Моя улица» | Устный фронтальный опрос, выполнение работы, анализ деятельности | |
7. | 16 | Виртуальная экскурсия | 1 | «Моё село» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
8. | 23 | Досуг | 1 | «Безопасная прогулка по улице от детского сада до дома»» | Решение проблемных ситуаций | |
Раздел «Большая и малая Родина» | ||||||
9. | октябрь | 30 | Рассказ, презентация | 1 | «Наша Родина-Россия» | Устный фронтальный опрос, беседа |
10. | ноябрь | 06 | Рассказ, презентация | 1 | «Москва-столица России» | Устный фронтальный опрос, беседа |
11. | 13 | Рассказ, презентация | 1 | «Артинский район – наша малая Родина» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
12. | 20 | Рассказ, презентация, практическая работа | 1 | «Символика Артинского городского округа» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
13. | 27 | Презентация | 1 | «Природные памятники Артинского городского округа» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
14. | декабрь | 04 | Рассказ, презентация | 1 | «Малая Тавра. История возникновения» | Устный фронтальный опрос, беседа |
Раздел «Страницы истории» | ||||||
15. | декабрь | 11 | Рассказ, презентация | 1 | «Мари. Кто мы?» | Устный фронтальный опрос, беседа |
16. | 18 | Экскурсия в мини-музей | 1 | «История быта народа мари» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
17. | 25 | Творческая мастерская | 1 | «Игрушки наших бабушек» | Выполнение работы, анализ деятельности, выставка работ | |
Раздел «Календарно-обрядовые праздники» | ||||||
18. | январь | 15 | Рассказ, игра | 1 | «Святки-Шорыкйол» | Устный фронтальный опрос, беседа |
Раздел Малые фольклорные жанры» | ||||||
19. | январь | 22 | Досуг | 1 | «Вечер загадок» | Устный фронтальный опрос, беседа |
20. | 29 | Развлечение | 1 | «Потешный хоровод» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
Раздел «Сказки» | ||||||
21. | февраль | 05 | Рассказ, презентация | 1 | «Русские сказки» | Устный фронтальный опрос, беседа |
22. | 12 | Рассказ, презентация | 1 | «Марийские, татарские сказки» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
Раздел «Дни воинской славы» | ||||||
23. | февраль | 19 | Экскурсия в СДК | 1 | «Воины Малой Тавры – защитники Отечества» | Устный фронтальный опрос, беседа |
24. | 26 | Досуг | 1 | «День защитника Отечества» | Решение проблемных ситуаций | |
Раздел «Календарно-обрядовые праздники» | ||||||
25. | март | 05 | Досуг | 1 | «Масленица – Уарня» | Устный фронтальный опрос, беседа |
Раздел «Народные промыслы» | ||||||
26. | март | 12 | Экскурсия в музей СДК | 1 | «Знакомимся с народными промыслами» | Устный фронтальный опрос, беседа |
27. | 19 | Творческая мастерская | 1 | «Мастерская увлекательных дел» | Выполнение работы, анализ деятельности | |
Раздел «Природа родного края» | ||||||
28. | март | 26 | Рассказ, презентация | 1 | «Что мы знаем о птицах нашего края?» | Устный фронтальный опрос, беседа |
29. | апрель | 02 | Досуг | 1 | «Животные наших лесов» | Решение проблемных ситуаций |
30. | 09 | Рассказ презентация | 1 | «Реки нашей местности» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
31. | 16 | Беседа | 1 | «Правила поведения в природе» | Устный фронтальный опрос, беседа | |
Раздел «Календарно-обрядовые праздники» | ||||||
32. | апрель | 23 | Рассказ, творческая мастерская | 1 | «Великий день, Пасха – Кугече» | Устный фронтальный опрос; выполнение работы, анализ деятельности |
Раздел «Дни воинской славы» | ||||||
33. | апрель | 30 | Экскурсия в СДК | 1 | «9 Мая – великий день Победы» | Устный фронтальный опрос, беседа |
34. | май | 07 | Рассказ, презентация | 1 | «Памятники героям, защитникам Отечества» | Устный фронтальный опрос, беседа |
Раздел «Знаешь ли ты свой край?» | ||||||
35. | май | 14 | Виртуальная экскурсия | 1 | «Мой край родной» | Устный фронтальный опрос, беседа |
36. | 21 | Турнир знатоков | 1 | Викторина «Моя малая Родина» | Викторина | |
Итого: | 36 |
- Это кто такой хороший?
Теория. Мой портрет. Какой я? Помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки.
Практика. Игра- интервью «Расскажи о себе».
- Наши имена.
Теория. Кто я, что означает моё имя? Объяснение значения имён. Народные пословицы об имени, о добре и добрых делах человека.
Практика. Игры-упражнения «Назови имя», «Назови ласково».
- Моя семья.
Теория. Традиции и знаменательные события моей семьи. Труд – основа благополучия семьи. Народные пословицы и поговорки о семье, труде и лени.
Практика. Рассказ о своей семье.
- Мой детский сад.
Теория. Познакомить детей с улицей Молодёжной, на которой находится детский сад. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада.
Практика. Экскурсия по детскому саду.
- Дом, в котором я живу.
Теория. Дать детям элементарные знания о необходимости жилья для человека, о назначении жилища, о его разнообразии, о материалах, из которых строят дома. Расширить представления о жилище разных народов. Познакомить детей с разными типами домов и частями дома. Пополнить знания о конструкциях домов.
Практика. Рассказ о своём доме, игры-упражнения «Продолжи фразу», «Добавь пропущенное слово».
- Моя улица.
Теория. Формировать представление детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, кто на ней живёт сейчас, какие есть достопримечательности и т.д.). Продолжать знакомить детей с названиями улиц села, их местом расположения и особенностями. Закрепить у детей знание домашних адресов.
Практика. Заучивание стихотворения В.Орлова «Здравствуй, улица моя!»
- Моё село.
Теория. История села, коренные жители, традиции села. Социальные объекты села (школа, дом культуры, библиотека, пожарная часть, почта), их назначение.
Практика. Чтение стихотворений местных авторов о Малой Тавре.
- Безопасная прогулка по улице от дома до детского сада.
Теория. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Обратить
внимание детей на опасности, которые могут их подстерегать на улицах села:
дорога, сооружения на детских площадках, и т.п. Познакомить с правилами, как
вести себя на улице, если подошёл незнакомый человек, или если ребёнок
заблудился или отстал от родителей.
Практика. Экскурсия по улице Молодёжной, на которой находится детский сад. Закрепить понятия «пешеход», «тротуар», «переход».
- Наша Родина – Россия.
Теория. Формировать первоначальные знания о настоящем нашей страны, её могуществе, богатствах, народных традициях. Познакомить с символикой России.
Практика. Прослушивание гимна России. Дидактические игры: «Собери герб», «Узнай флаг России».
- Москва – столица России.
Теория. Уточнить и систематизировать знания детей о Москве – столице России. Познакомить детей с историей возникновения Москвы, формировать у детей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.
Практика. Виртуальная экскурсия по Кремлю.
- Артинский район – наша малая Родина.
Теория. Формировать представления детей о родном крае. Познакомить детей с историей возникновения Артинского района, с его историческим прошлым. Расширить и закрепить знания детей о культуре, быте коренных народов (русские, марийцы, татары).
Практика. Разукрашивание народных костюмов (русского, марийского, татарского).
- Символика Артинского городского округа.
Теория. Познакомить детей с символами АртинскогоГО. Беседа «Что означает герб и флаг Артинского ГО. Рассматривание герба и флага родного города.
Практика. Прослушивание гимна Артинского городского округа, Дидактические игры: «Собери герб», «Узнай наш флаг».
- Природные памятники Артинского городского округа.
Теория. Дать знания о природных памятниках родного края;
Практика. Виртуальная экскурсия по памятникам Артинского городского округа.
- Труд славит человека.
Теория. Основные занятия жителей села, предметы быта и орудия труда в прошлом и настоящем. Пчеловодство. Животноводство. Растениеводство.
Практика. Рассматривание фотографий
- Мари. Кто мы?
Теория. Познакомить с историей появления марийцев на Урале и с историей рождения Малой Тавры.
Практика. Рассматривание иллюстраций с костюмами луговых и восточных мари.
- История быта народа мари.
Теория. Познакомить детей с музеем, расширить знания об истории, традиции и быте марийского народа.
Практика. Экскурсия в мини-музей.
- Игрушки наших бабушек.
Теория. Знакомство с игрушками бабушек и дедушек.
Практика. Изготовление куклы-курчак.
- Святки – Шорыкйол.
Теория. Знакомство с календарно-обрядовым праздником «Шорыкйол». Обряды,
игры народного праздника.
Практика. Просмотр презентации «Праздники и обряды уральцев», народная игра «Слепой баран – Сокыр тага».
- Вечер загадок.
Теория. Познакомить с малыми фольклорными жанрами (загадки, потешки, поговорки).
Практика. Отгадывание загадок.
- Потешный хоровод.
Теория. Знакомство с народными играми.
Практика. Хороводная игра «Катя сидит – Катя шинча», дидактическая игра с
предметами «Кто больше собьёт».
- Сказки русского народа.
Теория. Ознакомление с русскими народными сказками.
Практика. Чтение русских народных сказок. Обыгрывание сюжета сказок.
- Сказки марийского и татарского народов.
Теория. Ознакомление с марийскими и татарскими народными сказками.
Практика. Чтение сказок.
- Воины Малой Тавры – защитники Отечества.
Теория. Формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными,
умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.).
Практика. Рассматривание фотографий воинов Малой Тавры.
- День защитника Отечества.
Теория. Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.).
Практика. Спортивный праздник «Мы – будущие защитники».
- Масленица – Уарня.
Теория. Ознакомление с календарно-обрядовым праздником «Уарня». Обряды, игры народного праздника.
Практика. Рассматривание иллюстраций, игры народного праздника.
- Знакомимся с народными промыслами.
Теория. Ознакомление с народными промыслами (вышивка, ковроткачество, плетение поясков).
Практика. Посещение музея в сельском Доме культуры.
- Мастерская увлекательных дел.
Теория. Ознакомление со значением символов марийской вышивки.
Практика. Исполнение графических элементов марийского орнамента.
- Что мы знаем о птицах нашего края?
Теория. Птицы леса, водоёма. Редкие птицы края. Сезонные изменения в жизни птиц.
Практика. Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.
- Животные наших лесов.
Теория. Дикие животные, их детеныши. Животные леса, водоёма. Редкие
животные края. Сезонные изменения в жизни животных.
Практика. Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические игры
«У кого кто? (Назови детёныша животного)», «Назови ласково».
- Реки нашей местности.
Теория. Знакомство с основными реками, водоёмами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей.
Практика. Рассматривание иллюстраций с изображением рек местности, дидактическая игра «Хорошо - плохо».
- Правила поведения в природе.
Теория. Правила поведения в природе.
Практика. Дидактическая игра «Хорошо-плохо», посадка растений, уборка мусора.
- Великий день- Пасха – Кугече.
Теория. Знакомство с календарно-обрядовым праздником «Кугече». Обряды народного праздника.
Практика. Раскрашивание яйца.
- 9 Мая – великий день Победы.
Теория. Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере земляков. Дать понятие слова «земляки». Беседа «Никто не забыт и ничто не забыто».
Практика. Экскурсия. Рассматривание фотографий участников ВОВ.
- Памятники героям, защитникам Отечества.
Теория. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Уточнить, расширить знания детей о памятниках защитникам Родины. Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Практика. Рассматривание фотографий памятников.
- Мой край родной.
Теория. Закрепить знания о «малой Родине».
Практика. Просмотр презентации «Моя малая Родина».
- Викторина «Моя малая Родина».
Теория. -
Практика. Турнир знатоков – викторина «Моя малая Родина».
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Основные характеристики образовательного процесса |
|
| 36 |
| 36 |
| 1 |
| 36 |
| 4 сентября |
6. Каникулы | - |
| 29 декабря – 8 января |
| 30 мая |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации Программы созданы материально-технические условия, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям. Имеется групповое помещение, оснащенное необходимым оборудованием и инвентарем, соответствующим возрасту воспитанников.
В наличии следующий материал и оборудование:
- Столы, стулья (по росту и количеству детей);
- Ноутбук, проектор, доска-экран;
- Презентации и учебные фильмы по темам занятий.
- Карта Артинского городского округа;
- Символика России, Артинского городского округа;
- Методическая, краеведческая, художественная литература;
- Аудио, видео, фото, интернет источники.
Методические материалы
1. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.
2. Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. - М.: ТЦ Сфера, 2018.
3. В детском саду (Йочасадыште). Пособие для воспитателей/ Сост. В.Б. Исенеков и др. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1993.
4. В детском саду (Йочасадыште). Пособие для воспитателей/ Сост. В.Ф. Сапаев и др. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990.
5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
6. Марийские народные игры/Сост. К.Васин, А.Юзыкайн. – М.: Современник, 1989.
7. Очерки истории Артинского района (архивные материалы, легенды, рассказы старожилов, статистические отчетные данные) «Что было, то было». Сост. Красильников Ю.И. – ГОУП «Артинская типография», 2003.
8. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
9. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
С целью определения продвижения детей в освоении программы проводится педагогическая диагностика (сентябрь, май).
Данные педагогической диагностики ориентируют педагогов на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом; его учет для организации дальнейшего воспитательно-образовательного процесса.
Формы проведения педагогической диагностики:
- анализ детской деятельности (рассказы о селе, творческие работы, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);
- дидактические и речевые игры.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры осуществляется через блок диагностических методик. В качестве активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях используются игровые персонажи, а также создаются игровые ситуации.
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого практического (творческого) занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по темам проходит в виде творческих заданий. Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
Диагностические задания включены в образовательную деятельность, их проведение не требует дополнительного времени. Большинство заданий выполняются подгруппами 3-5 человек.
Для активизации самостоятельности отдельного ребенка, предлагается индивидуальная деятельность - задания, вопросы, игры.
Результаты диагностических заданий заносятся в «Диагностическую карту определения уровня сформированности представлений о родном крае» (Приложение 1).
Уровни усвоения программы
Низкий
Ребенок часто допускает ошибки. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Объем представлений о растениях и животных Артинского городского округа незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада. Затрудняется назвать название села, домашний адре. Ребенок неправильно определяет символы. Затрудняется рассказать о цветах флагов, символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, ребёнок часто отмалчивается.
Средний
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах Артинского городского округа. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Знает понятие «улица» «село», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знает домашний адрес. Правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значения флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Имеет представление об обычаях, традициях марийского народа, о других коренных народах Артинского городского округа.
Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Артинского городского округа, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Ребенок без особого труда называет название села, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает природные богатства Артинского городского округа. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ и Артинского городского округа, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе Артинского городского округа и гербе России. Знает обычаи, традиции марийского народа, других коренных народов Артинского городского округа.
Критерии определения уровня сформированности представлений о родном крае:
1 | Название села, в котором живет ребенок. 3б.– уверенно называет село, в котором живет. 2б.– не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал. 1б.– знает название, но может перепутать с названием страны, района. Нужны наводящие вопросы. 0б.– не может ответить на вопрос. |
2 | Домашний адрес 3б.– знает домашний адрес и уверенно отвечает. 2б. - отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов. 1б.– не знает, но пытается предложить свой ответ. 0б.– не знает. |
3 | Символика Артинского городского округа 3б. – узнает символику района, пытается рассказать о ней и объяснить ее значение. 2б. - узнает и уверенно выбирает символику района среди изображений других, но затрудняется что-либо рассказать о ней. 1б. – испытывает затруднения при выборе символики. 0б.– не узнает. |
4 | Обычаи, традиции коренных жителей села 3б.– называет календарно-обрядовые праздники, традиционные блюда марийской кухни, пытается рассказать о них. 2б.– называет календарно-обрядовые праздники, традиционные блюда марийской кухни, но затрудняется что-либо рассказать о них. 1б.– называет некоторые календарно-обрядовые праздники, традиционные блюда марийской кухни, но не может ничего о них рассказать. 0б.– не знает. |
5 | Памятники природы Артинского городского округа 3б.- выбирает среди фотографий изображения памятников природы Артинского городского округа, называет их. Может рассказать, где находится. 2б.- выбирает среди фотографий изображения памятников природы Артинского городского округа, называет некоторые из их. С помощью наводящих вопросов может рассказать, где находится. 1б.- выбирает среди фотографий изображения памятников природы Артинского городского округа, назвать не может. 0б.– не знает, не выбирает. |
6 | Название страны 3б.– уверенно называет страну. 2б.– не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал. 1б.– знает название, но может перепутать с названием села, района. Нужны наводящие вопросы. 0б.– не может ответить на вопрос. |
7 | Название столицы своей страны 3б.– уверенно называет столицу России. 2б.– не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал. 1б.– знает название, но может перепутать с названием страны, села. Нужны наводящие вопросы. 0 б.–не может ответить на вопрос. |
8 | Герб России 3б.– узнает государственный герб России, уверенно выбирает его среди изображений гербов других стран. Может рассказать, что изображено на гербе нашей страны. 2б.– не сразу выбирает изображение герба России среди изображений гербов других стран. 1б. – испытывает затруднение, нуждается в наводящих вопросах. 0б.- не знает, как выглядит герб России |
9 | Флаг России 3б. – узнает флаг России, уверенно сразу выбирает его изображение среди изображений флагов других стран. 2б.– правильно, ноне сразу выбирает изображение государственного флага России. 1б. – испытывает затруднения, нуждается в наводящих вопросах. 0 б.– не знает, как выглядит флаг России. |
10 | Гимн России. 3б.– узнает и называет гимн России, определяет характер музыки гимна как величественный и торжественный. 2б.– узнает и называет гимн России. 1б. – узнает и называет гимн России после наводящих вопросов взрослого. 0б.– не имеет представления о гимне России. |
11 | Интерес к иллюстративным материалам, отражающим историю, знакомящим с природой и социально значимыми объектами родного села, района. 3б.– часто рассматривает иллюстрации по собственной инициативе, делится впечатлениями. 2б.– иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации. 1б. – рассматривает иллюстративные материалы по инициативе взрослого. 0б.– не проявляет интереса. |
12 | Эмоционально–положительная реакция на изображения, фотографии. 3б.- эмоциональная реакция ярко выражена: узнает, радуется, дает эстетическую оценку, когда видит знакомые объекты. 2б. – положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты. 1б.- эмоциональная реакция выражена слабо. 0б.–эмоциональная реакция отсутствует. |
13 | Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленым насаждениям ближайшего окружения. 3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим. 2б.– бережно относится к окружающему. 1б.- необходимо напоминание взрослого. 0б.– бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки, пачкает оборудование и т.п.) |
14 | Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице. 3б.– самостоятельно соблюдает правила. 2б. – соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого 1б.- не всегда и не все правила соблюдает. 0б.– не соблюдает правила. |
Оценка результатов диагностики
34 б. – 42 б.- высокий уровень;
15 б. – 33 б.- средний уровень;
14 б. и менее – низкий уровень.
Литература
1. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.
2. Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. - М.: ТЦ Сфера, 2018.
3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Марийские народные игры/Сост. К.Васин, А.Юзыкайн. – М.: Современник, 1989.
5. Очерки истории Артинского района (архивные материалы, легенды, рассказы старожилов, статистические отчетные данные) «Что было, то было». Сост. Красильников Ю.И. – ГОУП «Артинская типография», 2003.
6. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
7. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2003.
Приложение 1.
Диагностическая карта определения уровня сформированности представлений о родном крае
№ | ФИ ребенка | Знания и представления о малой Родине | Знания и представления о стране | Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к малой Родине. | Деятельностно –поведенческие проявления | Итог | ||||||||||
Название села | Домашний адрес | Символика Артинского городского округа | Обычаи, традиции коренных жителей | Памятники природы Артинского городского округа | Название страны | Столица России | Герб России | Флаг России | Гимн России | Интерес к иллюстративным материалам | Эмоциональная положительная реакция на изображения | Бережное отношение к оборудованию на участке, зеленым насаждениям | Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице | |||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...