Конспект открытого занятия на тему: "У нас в гостях Водяной"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Газиева Людмила Анатолиевна

Цель:познакомить с некоторыми свойствами воды ,обратить внимание на то ,что даже такой привычный обьект ,как вода ,таит в себе много неизвестного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_nas_v_gostyah_vodyanoy.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад№1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Конспект  открытого занятия в подготовительной группе на тему: «У нас в гостях Водяной»

Воспитатель: Газиева Л.А.

Цели. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то,  что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

 Материалы и оборудование. Клеенка на стол, три-четыре сосуда различной формы, формочка для песка, сухой песок, по два одинаковых стаканчика на каждого ребенка, молоко, ложечки, термометр, термос с кипятком, глобус.

 Ход занятия

 Воспитатель. Здравствуйте гости .Ребята у нас гости поздоровайтесь с гостями Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать, На землю капает опять. (Вода.) Я видела рисунки, на которых вы изображали море. Какого цвета вода на ваших рисунках? (Ответы детей.) Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?

 Дети. Глобус - макет нашей планеты Земля, макет земного шара.

Воспитатель. Какого цвета на глобусе больше?

Дети. Синего, голубого.

Воспитатель. Что принято обозначать на картах и на глобусе синим цветом?

Дети. Синий цвет - вода, все моря и океаны нашей планеты.

Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный - синий. Это потому, что синего действительно на нем намного больше, чем желтого, белого, зеленого, коричневого. А сегодня вы видели воду?

Дети. Видели! Это жидкость, которая течет из крана, это снег, лед. А еще мы видели воду в луже, речке, чашке и т.п.

 Воспитатель. Вспомним стихотворения А. Прокофьева «На улице лужа» и «Капли».

1-й ребенок.

 На улице лужа –

Ребята не тужат.

Им она доверена,

Им тужить не велено.

 2-й ребенок.

 Много дел и забот:

На воду спускают флот,

Оснащенный парусами.

 Сами делали его,

 Вместе. 

Только сами, только сами,

Не просили никого!

1-й ребенок. 

Флот выходит к дальним странам

И бросает якоря.

Вместе. 

Босоногим капитанам

Открываются моря.

 2-й ребенок.

 Капля раз, капля два,

 Капли медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап!

Капля каплю подгонять –

Кап, кап, кап, кап!

 Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(Богдана из старшей группы исполняет песню про  воду.)

Воспитатель. И вправду, без воды жизнь представить сложно. Вы слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,  

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

 Средь высоких, стройных елей,

 Рушится потоком селей,

 На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

 Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

 Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить! (Н. Рыжова) (Аудиозапись - спокойное журчание воды.)

Воспитатель. В гости к нам пришел наш старый добрый знакомый Водяной.

Водяной . Здравствуйте! Очень рад снова всех вас видеть! Я так люблю шлепать по лужам, купаться, брызгаться! После этого на руках и ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки. Только непонятно: куда исчезает эта вода? И еще. Я на днях хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?

 Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы нашего друга? (Ответы детей.) Для этого надо вооружиться вниманием и терпением.

 Опыт 1.

 Для его проведения потребуются три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо заполнить их водой и спросить детей: какую форму приняла вода? Вода принимает форму того сосуда, в кото ром находится. Вода - жидкость. Водяной насыпает в формочку сухой песок, пересыпает его из формочки в ведерко, а потом насыпает горкой на специальный поднос.

 Водяной. Видите? Песок тоже меняет форму. Значит, песок - жидкость.

Воспитатель. А вы, дети, как думаете: песок - жидкость? (Ответы.) Попробуем доказать Водяному, что он ошибается. Но, пожалуйста, помните, что в споре следует неукоснительно соблюдать правило: не обижать своего собеседника, а убеждать.

Опыт 2.

 Воспитатель. Опрокинем стакан с водой. Что происходит? Вода растекается. А что будет, если опрокинуть ведерко с песком? Песок ложится горкой. Так что, песок - это жидкость? (Ответы.) Значит, вода и песок - разные вещества: вода - жидкая, песок - сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться. Итак, мы узнали: вода - жидкость. Теперь необходимо определить: какого она цвета?

 Водяной. Зачем определять? Я знаю все о воде! Вода белая.

Воспитатель. А вы как считаете? (Ответы.)

 Опыт 3. 

Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном - вода, в другом - молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.

 Дети. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком - нет.

Воспитатель. Значит, вода - прозрачная, а молоко нет. Еще одно свойство воды - у нее есть температура.

 Водяной. Как это? Вода разве может заболеть? Разве у нее может быть температура?

Воспитатель. Давайте объясним Водяному, может ли у воды быть температура. (Ответы.) Температура бывает не только у больных. Например, я сегодня совершенно здорова, но, если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая?

Опыт 4.

Воспитатель. Нальем в один стакан холодной воды, а в другой - теплой. Потрогайте воду пальцем. Одинаковая ли она? Чем отличается? Значит, вода может быть теплой, холодной и горячей - в зависимости от температуры. Измеряют ее при помощи термометра. Давайте опустим термометр в стакан и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться, пока столбик остановится..

Водяной. А со мной вот что недавно приключилось. Я решил порисовать красками. Налил воды в блюдце, достал кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка - друзья мои, рыбки, в футбол играть начали. И я все бросил и убежал к ним. Играли мы целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел: воды в блюдце нет. Может быть, вы мне подскажете, куда она делась? Пропала? Исчезла? (Выслушиваются ответы, среди которых звучит версия: вода испарилась.)

Воспитатель. Что это значит: испарилась? Верно, превратилась в пар и улетучилась из блюдца Водяного. Пар, то есть мельчайшие капельки воды, не видимые невооруженным глазом, всегда есть в комнате. Давайте проверим: можно ли их поймать?

Опыт 5. 

Воспитатель достает из холодильника бутылку или банку, ставит на сухое блюдце. Дети наблюдают за тем, что происходит. Поверхность сосуда запотевает, т.е. покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все тяжелее и в конце концов сползают на блюдце.

Воспитатель. Вот так мы поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара. Вы, наверное, замечали, что ранним летним утром трава и без дождя бывает мокрой. Влага, которая днем «живет» в воздухе, оседает на землю, как только солнышко скроется. Как вы думаете, как называется эта вода? (Ответы детей.) Правильно, это роса. А теперь попробуйте отгадать загадки. Утром бусы засверкали, Всю траву собой застлали. А пошли искать их днем - Ищем, ищем, не найдем. (Роса.) Он, белесый и сырой, Опустился над землей. Словно облако упало, И домов не видно стало. Над рекою он плывет, А с рассветом пропадет. (Туман.)

Опыт 6. 

Воспитатель (открывает термос с кипятком). Что видите? (Держит над паром зеркальце - на нем выступают капельки воды. Показывает их детям.) Итак, мы узнали еще об одном состоянии воды - паре. А теперь посмотрим, от чего зависит испарение воды

 Воспитатель. Значит, испарение воды зависит от разных условий, в том числе от температуры. Вы уже знаете, что вода - жидкость. Она не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в который ее налили. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях. Водяной. Что такое нормальные условия?

Дети. Не холодно и не жарко. Пусть так и будет: ни жары, ни мороза. Нормально!

Воспитатель. А если мороз? Хотя бы самый маленький - всего минус один градус? Как вы думаете, что произойдет с водой? (Ответы детей.) Да, вода станет твердой, замерзнет: превратится в лед. Снег и лед - это тоже вода, только в твердом состоянии. Что произойдет со льдом, снегом, если их «поселить» в теплое помещение? Верно. Они растают, превратятся в лужицу. Давайте проверим!

 Опыт 8.

 Перед каждым ребенком по две тарелочки: в одной - ледяной кубик, в другой - снег. Дети наблюдают, как тают снег и лед.

Водяной. Жалко, что снег растаял... Я люблю его есть: он похож на мороженое. Белый, вкусный, рассыпчатый и холодный. Скажите, кто из вас любит снег есть?

Воспитатель. Водяной, разве можно есть снег? Он же грязный! Давайте это проверим.

Опыт 9. 

Воспитатель наливает воду, которая осталась на тарелке после таяния снега, черев предварительно подготовленную воронку с фильтром ив промокательной бумаги или салфетки. Дети наблюдают и отвечают на вопросы: какая вода была в тарелочке? (Грязная.) Как она изменилась? (Стала чистой.) Какой стала промокательная бумага? (Грязной.) Чистый снег? Будем его пробовать?

Водяной. Никогда в жизни я больше не буду пробовать снег! Тем более еще и горло заболеть может от холодного.

Воспитатель. Итак, вода, пар, лед - одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Водяной (загадывает загадку). 

На свете нет ее сильнее!

На свете нет ее буйнее!

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать. (Вода.)

 Воспитатель.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь ее и береги –

 Мы ведь на планете не одни!

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода не только поит, но еще и кормит - по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Мы тоже ходим на рыбалку на нашу речку . Вода «добывает» электрический ток на электростанциях. Вода моет города, деревни, машины, дороги. Вот она какая - вода!      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему «В гостях у Феи».

Программое содержание: Учить детей видеть и передавать образ предмета нетрадиционным способом изображения выкладывание цветными лентами; прорисовывание контура предмета пальчиком по манной крупе, разв...

Конспект открытого занятия на тему: «В гости к дедушке Фольклору»

Конспект открытого занятия на тему: «В гости к дедушке Фольклору»Цель: Закрепить знания детей о жанрах и видах русского народного творчества.Задачи:1.     Извлечь инфор...

Конспект открытого занятия на тему: В гостях у сказки.

Открытое занятие по усвоению и  закреплению математических  знаний и умений посредством игры - путешествие в студии раннего развития "Подсолнух"...

Конспект открытого занятия на тему: «Хрюша и Степашка в гостях детей»

Учить детей быть гостеприимными, закрепить знания о сервировке стола, назначении предметов, умение действовать по четкому алгоритму....

2023.Конспект открытого занятия по теме "В гости к Солнышку"

Развитие интереса детей к речевому общению со взрослыми через игру ....

Конспект открытого занятия на тему: " В гостях у Зайчика"

Образовательные:- Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.- Закрепить понятие «один», «много»; « большой» и «маленький».- Совершенст...

Конспект открытого занятия на тему «В гости к Старичку - лесовичку» в средней группе

Конспект открытого занятия  на тему «В гости к Старичку - лесовичку» в средней группе...