Семинар для педагогов «Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников»
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Естественно-научная грамотность в ДОУ -это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов «Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников»
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Функциональная грамотность — способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения широкого спектра жизненных задач. Она включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию
Виды функциональной грамотности
Естественнонаучная грамотность
Креативное мышление
Глобальные компетенции
На протяжении всего дошкольного периода воспитатели должны создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности. С самого раннего детства ребенок настроен на познание, на знакомство с окружающим миром. На протяжении всего дошкольного периода он сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их.
Одно из направлений функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. О ней мы и поговорим сегодня. И так! Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?
Что такое естественно научная грамотность в ДОУ -Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.
ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.
Становление естественнонаучных представлений у детей возможно при решении следующих задач:
1. Формирование у детей элементов экологического сознания.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе
3. Воспитание гуманного отношения к природе.
Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности делится на три основных компонента:
1) Способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний:
2) Способность интерпретировать данные и использовать их для выводов
3) Способность применять методы естественнонаучного исследования
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность наиболее продуктивно и интересно. Благодаря различным опытам и экспериментам дети имеют возможность раскрыть тайны природы, уточнять знания о качествах и свойствах объектов живой и неживой природы, о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Именно эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы
В младшем дошкольном возрасте идет познание мира в целом.
В среднем и старшем дошкольном возрасте начинается исследовательская деятельность.
В подготовительном возрасте уже более углубленная исследовательская деятельность, где выводы делает сам ребенок.
Для успешного проведения опытов, исследований, необходимо создание мини-лабораторий или центра экспериментирования, в хорошо освещенном месте.
В них должны быть размещены: образцы песка, глины, чернозема;
• образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);
• камни (галька, гравий, керамзит);
• медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
• семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др., зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
• семена огородных культур;
• гербарий (растения, произрастающие в нашей местности);
• хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
• соль, сахар, лимонная кислота.
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование:
• разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д.);
• шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые, воронки, сито;
• увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
• измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
• фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
• компас, бинокль;
• пилочки, наждачная бумага, пипетки;
• губка, пенопласт, поролон, вата и т. д. ;
• микроскопы, глобус.
Для успешного формирования естественнонаучных представлений у детей, важна специальная развивающая среда. Так оформленный в группе центр природы, где собраны разные виды комнатных растений, посредством которых дети знакомятся с потребностями растений, учатся находить существенные признаки, их приспособления к жизни, а также способы ухода за ними.
В формировании предпосылок естественнонаучной грамотности важную роль играет, применение метода наблюдения, где дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Данный метод необходимо использовать во всех возрастах: в младшем возрасте планируются кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как внимание детей данного возраста неустойчивое. В среднем возрасте воспитанники уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе, способны воспринимать окружающие предметы в деталях, поэтому содержание наблюдения усложняются. Дети старшего возраста способны не только принимать познавательную задачу, но и самостоятельно ставить её во время разнообразной деятельности.
Применяя систематически метод наблюдения, у детей формируется : умение наблюдать, логически мыслить, понимать и называть явления природы (снегопад, гроза, туман и др.); умение видеть и выделять проблему; находить решение; анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Ещё одна из важных форм работы, способствующая формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников, является проектная деятельность. Проектная деятельность дает возможность объединить всех участников образовательного процесса: воспитатели, дети, родители. Использование проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
В чем же разница между проектом и исследованием? Проект - это организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта.
Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Благоприятное воздействие на расширение знаний детей об окружающем мире в работе оказывают игры: дидактические игры, подвижные, настольно-печатные, сюжетно – ролевые, творческие, игры – путешествия и др. Использование игр природоведческого характера позволяет расширять представления детей о живой и неживой природе, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, познавательный интерес.
Не маловажную роль в формировании предпосылок естественнонаучной грамотности дошкольников играет использование в работе театрализованной деятельности. Используя экологические постановки, решаются следующие задачи: привлечение внимания к проблемам окружающей среды; развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.
Таким образом, формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности в нашей работе с детьми. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются компетенции, необходимые при дальнейшем обучении в школе. Мы учим их работать в команде, креативно мыслить, быть инициативными и находить нестандартные решения. А в работе воспитателей появляется возможность к использованию новых технологий и методов, повышаются профессиональные компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у детей младшего дошкольного возраста через реализацию исследовательского проекта проекта «Космический сад»
Познавательно-исследовательский проект по экспериментированию для детей второй младшей группы...

Методическая разработка формирование предпосылок естественно - научной грамотности
laquo;Функционально грамотный человек –это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненн...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»
Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

Презентация педагогического опыта "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности через реализацию парциальной программы "Юные исследователи"
Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, котор...
Использование дидактических игр по формированию предпосылок естественной научной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство ч...

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"
Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"...

Консультация для педагогов "Методы, приемы и технологии формирования предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников"
Актуальность формирования предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свой...