Конспект ОД «Осень в мире животных»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дрозд Галина Николаевна

ОД по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_mire_zhivotnyh.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации для детей старшей группы

 «Осень в мире животных»

Задачи:

1. обобщение и систематизация представлений детей об изменениях  в жизни животного мира Мурманской области с приходом осени;

2. совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе);

3. формирование у обучающихся навыков обоснованно отвечать на вопросы; обогащение и активизация словарного запаса детей за счёт слов: заморозки, ненастье, непогода, слякоть, облачно, оседлые, перелетные, зимующие;

4. воспитание бережного, заботливого отношения к окружающему миру.

Материалы и оборудование:

  • обручи;
  • мольберт;
  • контейнеры с фишками для анализа предложений;
  • серия картинок «животный мир»;
  • картинки домиков животных;
  • музыкальный центр.

Ход образовательной ситуации:

Идёт демонстрация отрывка из мультипликационного фильма «Серая шейка», где показана осенняя природа и полёт птиц стаями.

- Ребята, как вы думаете, какое время года нам показал автор мультфильма?

- По каким признакам вы догадались, что это осень? (дождь, плохая погода, птицы собрались в стаи, готовятся к полёту...)

- А как можно по - другому сказать, что погода плохая, дождливая? (облачно, ненастье, непогода, слякотно, первые заморозки...)

- А птиц мы можем отнести  к животному миру? (Да)

- Но ведь не только птицы относятся к животному миру. Давайте всех обитателей животного мира мы распределим по домам и поговорим, что же изменилось в их жизни с наступлением осени. Но сначала, мы распределимся на четыре команды, чтобы нам было легче работать.

Дети договариваются, кто будет, в какой команде, если это вызовет затруднение, можно провести игру «Выбери любимый цвет из четырёх предложенных».

После этого предлагается распределить животных по «домам» - обручам. Для этого команды должны придумать и нарисовать модель, по которой будет понятно, кто живет в «доме».   Дети берут картинки зверей, птиц, насекомых, рыб Мурманской области, располагают их в «дома» и рассказывают о данном виде. Каждая команда за правильный ответ получает фишку.

Ответы детей: бабочки, муравьи, мухи, комары, шмели, жуки – насекомые, обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе. У некоторых есть крылья, у некоторых нет, но у всех 6 ножек. Некоторые приносят людям пользу – шмель, некоторые вред – комары, но все нужны в природе.

Окунь, плотва, щука, форель, треска – рыбы. Тело покрыто чешуёй, обитают в воде, передвигаются с помощью плавников и хвоста, дышать в воде помогают жабры. Детёныши этих рыб – мальки, появляются из икры.

Воробей, синица, ворона, голубь, лебедь, утка  – птицы. Тело покрыто перьями, некоторые птицы умеют плавать - лебедь, утка. Птенцы появляются на свет из яиц.

Волк, заяц, медведь, лиса, северный олень, белка – звери. Тело покрыто шерстью. Некоторые звери травоядные – олень, заяц, белка, некоторые хищники – волк, лиса.


- Что же происходит с приходом осени в жизни животных? (Все животные готовятся к зиме).

- А в чём заключается подготовка к зиме? (Некоторые животные готовятся к спячке, кто-то накапливает жир, кто-то улетает в тёплые края, кто-то готовит питание на зиму).

- Ребята, а  вы можете назвать тех, кто много ест и накапливает жир, готовясь к зиме? (медведь, рыбы). Зачем они это делают? (Медведь накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест. Рыбы в холодной воде мало двигаются и питаются – им помогает выжить скопленный жир).

- Одними из первых на изменение погоды реагируют насекомые. Большинство из них ищут уютные убежища, в которых можно проспать всю зиму. Эти убежища они находят под опавшей листвой, под корой, отставшей от ствола дерева, в щелях домов. Медведи делают себе настоящую берлогу.

- Ребята, а давайте, тех, кто готовится к спячке, мы накроем простынкой, чтоб было понятно, что они спят. Накрывайте, пожалуйста.

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

- А как мы отметим это в «доме»? (картинки улетающих птиц можно выложить в стаю).

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)

- А почему же они улетают? (Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше – птицам не хватает пищи. Также улетают те птицы, жизнь которых связана с водоемами, а они на зиму замерзают.)

- Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи, голуби. Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Не улетают в теплые края те птицы, которые умеют находить пищу зимой. Они питаются семенами шишек, ягодами рябины и шиповника. Эти птицы живут рядом с человеком. Чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, делать кормушки.)

- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой.

Подвижная игра «Улетают – не улетают»


- Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете. (Ворона,  голубь, лебедь, воробей, утка, ласточка, глухарь, гусь, куропатка и т.д.)

Словесная игра «Закончи предложение»

- Быстроногий, как…(олень, заяц)

- Голодный, как…(волк)

- Рогатый, как…(олень, лось)

- Неуклюжий, как…(медведь)

- Как лиса…(рыжая, хитрая, красивая, изворотливая, пушистая…)

- Как заяц... (трусливый, быстрый, длинноухий, пушистый …)

- Как медведь... (трусливый, быстрый, длинноухий, пушистый …)

 Как  волк…( серый, голодный, зубастый, злой, хищный..)

Игра «Кто здесь лишний?»

- Теперь я буду показывать картинки, а вы скажите кто из животных лишний.

- Наевшись вдоволь и накопив жир, медведи и мыши в конце осени  впадают в спячку. (Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом.)

- Лисы, мыши и зайцы осенью утепляют свои норы мхом и опавшими листьями. (У зайца нет своего дома, они в норах не живут, поэтому их и не утепляют.)

- Утка, лебедь, ласточка и бабочки улетают осенью на юг. (Бабочки – это насекомые. Они не улетают на юг. Они превращаются в куколки и засыпают.)

- Ребята, у каждого из нас есть свой дом. А вы знаете, что является домиком у зверей? Давайте проверим.

Дидактическая игра « Найди домик»

На мольберте расположены картинки: берлога, дупло, куст, нора, волк, медведь, белка, лиса, заяц. Нужно соединить и назвать «дома» и обитателей животного мира. Определить, кто остался без «дома».

Дом у медведя? (Берлога)

Дом у белки? (Дупло)

У лисы? (Нора)

У зайца? ( Куст)

Без «дома» остался волк. Его «дом» - логово.

Подвижная игра «Изобрази характер»

Каждая команда должна найти главную черту характера заданного представителя животного мира и показать под музыку.

- А теперь послушайте, пожалуйста, четверостишие.

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

- Какие лесные красавцы носят на своей голове красивое украшение? (Лось, олень)

– Чем они питаются? (Растениями) А много ли растений зимой можно найти в лесу? (Нет)

-  В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь.

- Много ли ему надо для пропитания? (Много)

 - Поэтому лесничие заготавливают осенью сено и в голодное время года  подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса. Но бывает, что не только люди, но и звери помогают друг другу выжить в сложный для них период. Давайте досмотрим отрывок  мультфильма «Серая шейка» и вспомним, кто же пришёл на помощь главному герою.

После мультфильма команды считают накопленные фишки. Команда, набравшая фишек больше, получает право обменять их на любимую игру, которая пройдёт в свободное время или на прогулке, где данная команда будет ведущей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Телепередача "В мире животных" в старшей группе детского сада

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе телепередача «В мире животных»...

Конспект логопедического занятия "В мире животных".

Дидактическая игра: лото «Животные».Цель: Закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного.Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделё...

Конспект занятия по окружающему миру "Животные"

Расширить представление детей о домашних и диких животных. Уточнить знания об их внешнем виде, повадках, питании. Дать представление о том, что домашние животные живут в доме, который построил ч...

Конспект летнего развлечения «В мире животных»

Конспект летнего развлечения «В мире животных»Хранительница леса: Здравствуйте, ребята. Я – хранительница леса. Приглашаю вас к себе на праздник. Хотите? Нас ожидают интересные прикл...

Конспект занятия по окружающему миру "Животные жарких стран"

Конспект занятия по познанию для детей подготовительной группы...

Конспект ООД по окружающему миру "Животные северного полюса"

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по теме«Животные северного полюса»         Тема: «Животные северног...

Конспект НОД по окружающему миру "Животные Арктики"

Конспект занятия по окружающему миру "Животные Арктики" для детей средней группы с использованем ИКТ...