Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Широкая масленица».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Клевцова Юлия Николаевна

Формирование представления детей о традициях празднования русского

народного праздника «Масленица».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное  общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия имени Н.В. Пушкова»

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе  

«Широкая масленица».

                                 

       

             Подготовила  и провела
                                                      воспитатель  подготовительной к школе группы

                     Клевцова Юлия Николаевна

Цель: формирование представления детей о традициях празднования русского

народного праздника «Масленица».

Задачи: 

Образовательная: Познакомить с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы. Расширять и активизировать словарь: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощёное воскресенье.

Развивающая: Развивать логическое мышление, память, развивать речь, познавательную активность.

Воспитательная: Воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа, интерес к русскому фольклору, навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.

Предварительная работа: разучивание закличек, игры «Веселый бубен», рассматривание книг, журналов с иллюстрациями русских народных гуляний, картин художников.

Материал и оборудование: Кукла-чучело, петушок, круги желтого цвета(блины) 8 шт, бубен, лучики, ленты по количеству детей, иллюстрации по теме, пазлы блины, музыка.

Ход деятельности:

Педагог и дети настраиваются на общение (берутся за руки и встают в круг).

"Мы хотим всё знать!

Мы хотим играть!

Мы хотим творить!

Вместе веселее жить!

Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне – красне? Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, уступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем).

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем !

Приходи, весна, приходи, красна!

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу.

Масленица - это праздник встречи весны и солнца.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Давайте вспомним поговорки о блинах?

На масляной неделе повеселись, да блинком угостись.

Блин не клин, пузо не расколет.

Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.  

Масленица без блинов, как именины без пирогов.

Как на Масляной неделе в потолок блины летели.  

Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько. сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

«Первый блин»

Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают соломенную куклу-чучело. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

Чучело - это прощальный образ зимы.

(Воспитатель вносит чучело Масленицы.)

Воспитатель: При встрече Масленицы повторяли заклички.

Масленица, дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных.

На саночках расписных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся семь годков» (Дети повторяют закличку)

«Второй блин»

Второй день- вторник, его называют «заигрыши». В этот день весело проводили время, катались на санках, украшали красивыми яркими ленточками упряжки лошадей, санки.

Воспитатель: Давайте и мы с вами нашу гостью нарядим, ленты цветные возьмите, на рукава повяжите!

(Дети наряжают Масленицу)

Воспитатель: Вот какая получилась красавица!

«Третий блин»

Третий день – среда, называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины. Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно. Подсказывайте старательно:

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
На тарелке он один - называем просто ... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).
Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
Огромный, как домище - назовем ... (блинище).

Воспитатель: Молодцы, справились.

«Четвертый блин»

Четвертый день – четверг, его называют «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются на санках, песни поют, в игры играют. Давайте и мы поиграем. Дети встают в круг.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

(Дети передают в кругу бубен со словами:)

Катись, веселый бубен.

Быстро - быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам.

«Пятый блин»

Пятый день- пятница, его называют «вечерки». В этот день папы приглашают бабушек вечером к себе, блинами угощают.

Милана Ребёнок:

 Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте
.

Дидактическая игра «Собери блин-солнышко»

«Шестой блин»

Шестой день - суббота , называется - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. А давайте мы тоже для наших гостей соберем яркое солнышко.

Игра  «Солнышко»

Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета.

Воспитатель: хвалит детей.

«Седьмой блин»

Последний день Масленицы - «проводы».

В этот день сжигают чучело Масленицы и прощаются с зимой.  Заканчиваются гулянья. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье», потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили, за ошибки, за обиду.

Рефлексия:

Воспитатель: - Вам понравился мой рассказ про Масленицу?

– Что означает праздник «Масленица»?

 – Сколько дней он длится?

- Чем угощают люди друг друга в этот праздник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"

КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится  на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...

Конспект к занятию по окружающему миру в подготовительной к школе группе «22 апреля — Международный день Земли»

Конспект к занятию по окружающему миру в подготовительной к школе группе «22 апреля — Международный день Земли»Цель: Расширять представления о том, что Земля — наш общий дом. П...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Весна шагает по планете».

Цель : Формировать у детей представление о характерных признаках весны Задачи:Познание:Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;Воспитывать любовь к природе.Ра...

Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему "Зимующие птицы". Путешествие в зимний лес....

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группеТема: «Экологические пирамиды»Цель: знакомство с понятием «экологическая пирамида».Задачи:-форми...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему"Откуда хлеб пришел?"

В занятии использованы наглядный материал( картины, колоски пшеницы и ржи, черный и белый хлеб, печенье, сушки), загадка, пословицы о хлебе и раздаточный материал (на подносах зерна ржи и пшеницы).Пок...