Конспект Рассматривание и описание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пономарева Ольга Николаевна

Конспект

                                                                                                                                    Рассматривание и описание картины И. И. Шишкина

 «Утро в сосновом лесу»

для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utro_v_sosnovom_lesu._moy_konspekt.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

Конспект

                    Рассматривание и описание картины И. И. Шишкина

 «Утро в сосновом лесу»

для детей 5-6 лет

                                                                                           Воспитатель: Пономарева О.Н.

                                                         г. Камень-на-Оби

2025 г.

Рассматривание и описание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Цель: Знакомство детей с русским художником И.И. Шишкиным и его пейзажем «Утро в сосновом лесу».

Задачи:

Закрепить знания детей о жанре живописи; пейзаж. Учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности. Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными (дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые мишки, неловкие, неповоротливые).

Материалы: Иллюстрация картины «Утро в сосновом лесу», портрет И.И. Шишкина.

Ход занятия:

Воспитатель: Удивительный мир находится вокруг нас, и это мир природы. Увидеть ее красоту нам помогают художники через свои произведения, свои картины. Сегодня я хочу познакомить вас с русским художником Иваном Ивановичем Шишкиным и его пейзажем.

Вопрос:

- Ребята, что изображают художники в пейзажах?

- В пейзажах художники изображают природу, первозданную или измененную человеком: леса, реки и моря, городские и сельские виды, передают состояние воздуха и света в разное время дня и ночи. Иногда в пейзажи включают фигуры людей или животных.

Вопрос:

- А зачем художники рисуют пейзажи?

- Чтобы порадовать нас, обратить внимание на красоту окружающей нас природы.

    Иван Иванович Шишкин – живописец недюжинного таланта, он имел большую славу и почет уже при жизни, и отдавался работе всем сердцем.

Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. В народе его называли «лесной богатырь». Есть у Ивана Ивановича Шишкина картина, которую знают все – и взрослые и дети. Она называется «Утро в сосновом лесу».

Вопрос:

- Как вы думаете, чем говорит название картины?

 (Само название картины «Утро в сосновом лесу» говорит о начале нового дня.)

                                                   

                                                      Сосны чуть пониже туч,        

По стволам смола стекает,

И с утра на них играет

Золотой зайчонок луч.

 Словно в синем море волны,          

Лес шумит прохладой полный

В зелень яркую одетый

Он хорош в разгаре лета.

       Картина "Утро в сосновом лесу" находится в Москве в Третьяковской галереи - это одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Но оно известно еще под одним названием.

Вопрос:

- Может быть кто из вас знает, как по-другому называют картину Шишкина?

Эту картину называют «Три медведя", а на самом деле на картине изображено четыре медведя.

Вопрос:

-  Какое время суток художник изобразил на картине?

- Утро какое? (раннее)

- Почему вы так решили? (потому что солнечные лучи только пробиваются сквозь облака и нет яркого солнца).

На картине все смотрится очень гармонично, первые лучи солнца, которые пытаются проникнуть вглубь леса; зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. Они придают картине торжественную атмосферу.

Вопрос:

- Как вы думаете, с чего можно начать описание картины?

     Описание картины «Утро в сосновом лесу» стоит начать с тех деталей, которые внимательному зрителю могут показаться необычными.

Вопрос:

- Что находится в центе пейзажа? Как вы думаете, что случилось с сосной?

В центре пейзажа ветхая сломанная посередине сосна, она вырвана из-под земли то ли разыгравшейся некогда стихией, а то ли дерево от своей старости медленно кренилось, постепенно обнажая свои корни.

    Первоначально на полотне был лишь сосновый лес, окутанный утренним туманом, совсем без медведей. И такой картина могла бы остаться. Но именно «мишки» сделали ее легендарной.

Вопрос:

- Как вы думаете откуда и почему появились медведи на картине?

   Как появились на холсте медведи, доподлинно неизвестно. По одной из версий предполагается, что Иван Иванович закончил работу и был ей вполне доволен. Как-то раз, пригласив в гости ближайшего друга Константина Савицкого, тоже художника, Шишкин продемонстрировал ему свое полотно. А тот убедил автора дополнить пейзаж медведями. И это именно он придумал композицию и сам изобразил медведей. Сначала двух, а потом так вошел во вкус, что в окончательном варианте медведей на картине стало четверо.

     Картина изображает пробуждающийся лес и еще сонных медвежат.

Вопрос:

- Как вы думаете, откуда пришли мишки, что они делают в лесу на дереве, что ищут? Опишите их (шаловливые, маленькие, мохнатые, а один любопытный). Опишите, какой вы видите медведицу, что по вашему мнению она делает?

Медвежата выбирались из укромного жилища и вышли на прогулку в сосновый лес. Он кажется таинственным и сказочным. Здесь могут играть беззаботно медвежата, сюда не ступала нога человека.

Три маленьких неповоротливых медвежонка карабкаются по обломкам сосны, исследуя ее текстуру и заодно тренируя цепкие когти. У основания поваленного дерева расположилась медведица-мать, упершись передними лапами в подзолистую почву. Почуяв опасность, она грозно рычит, готовая в любую секунду защитить своих несмышленых детенышей. Медведица, как заботливая и осторожная мать, зорко следит за своими резвыми медвежатами, которые, ещё не зная тревог и опасностей, исследуют мир вокруг себя.

Утром в сосновом бору

Затеяли мишки игру:

Забравшись на дерево, мишки

Кидали сосновые шишки…

                                              А мама - медведица сердится:

- Слезайте! – кричит им медведица.

Вы что ж опять натворили?

Такую сосну повалили!

Но маму не слушают дети.

Довольны собою медведи:

- Пусть с виду мы косолапые,

Зато мы ребята не слабые!

Вопрос:

- Как вы думаете, кто главный на этой картине?

Эта группа животных на переднем плане прежде всего и привлекает к себе внимание. Но главные в картине не эти симпатичные звери, а дремучий лес.

Вопрос:

- Ребята, а каким вы видите лес, опишите его, какой он? (могучий, таинственный, сказочный, густой, не проходимый)

 - Какие краски использовал художник чтобы передать красоту пробуждающегося леса? (цвета использовались в картине по насыщенности мрачные, темные неяркие, приглушенные, сумрачные, блёклые, спокойные, больше зелёного и коричневого тона, холодный – синий.).

 Лес находится далеко в глухих местах от человеческого жилья. Наверное, никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю, и птице! Жизнь идёт по своим лесным законам. Только от бурь да от времени гибнут старые деревья. А на их месте вырастает молодая поросль. Вот об этой нетронутой красоте леса рассказал нам художник кистью и красками.

Вопрос:

- Какие чувства вызывает у вас картина? Какое настроение? Что вам хочется делать, глядя на неё? (Хочется попасть в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох).

    Мне кажется, что художник писал эту картину с каким-то особым трепетом. Картина навевает такие чувства, как спокойствие, умиротворения, и вызывает улыбку на лице и веру в то, что все будет хорошо. Глядя на этот лес, не хочется оставаться в шумном городе, сидеть в душной квартире, а хочется попасть именно в этот сосновый лес, гулять по нему, дышать свежим воздухом и непременно хочется заглянуть за эти сосны, увидеть какую еще красоту скрывает от нас природа.

Вопрос:

- Как вы думаете, что может скрываться за этим лесом?

(Наверняка за ними находятся горы, озеро, горная река)

Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

  Мы не видим художника, не слышим его голоса, но глядя на картину «Утро в сосновом лесу» мы видим красоту и богатство нашей родной природы.

Игра «Подбери оттенок к картине»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".

Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....

Конспект беседы по искусству (рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору").

Познакомить детей с таким жанром живописи как пейзаж. Учить и воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник. Учить выделять оттенки цветов как средств...

Рассматривание и описание картины И.Шишкина "Утро в сосновом бору"

Закрепляем с детьми умение рассматривать и описывать картину И.Шишкина "Утро в сосновом бору"...

Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»....

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ ».

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж; учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, вызывать у детей желание рассматривать ...

Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

План – конспект НОД по рассматриванию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» с детьми подготовительной группы....

Рассматривание картины И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект НОД Тема: Рассматривание и описание картины И.И. Шишкина &qu...