Конспект Непрерывной образовательной деятельности (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие) На тему: «Родной свой край люби и знай» Для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кулакова Ольга Владимировна

Обобщение и систематизирование знаний детей о природном мире своего региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №54 УКМО

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

(Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие)

На тему: «Родной свой край люби и знай»

Для детей подготовительной  группы

                                                                                             

                                                                                                 Воспитатель Кулакова О.В.

г. Усть-Кут

2024г.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о природном мире своего региона..

Задачи:

- Закреплять знания детей о  лиственных и хвойных деревьях  произрастающих в сибирской тайге.

- формировать представления детей о животных сибирской тайги; познакомить с дикими животными, птицами, проживающими в Иркутской области, рыбами обитающими в реках Лена, Кута;

- формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

- Познакомить детей с внешним, видом диких животных Сибири, дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть, поэтому им тепло в сильный мороз.

- Развивать связную речь и навыки общения.

Обогащать словарь детей: Сибирь, тайга.

- Развивать мышление и память

- Формировать бережное отношение к природе

- Воспитывать чувство гордости за свой богатый край

Материалы: Мультимедийная установка, презентация «Родной свой край, люби и знай»,

цветная бумага, картинки растений и обитателей тайги  и рек нашего региона, клей ножницы, салфетки. Карточки картинки животных обитающих в тайге.

Предшествующая работа: Изготовление альбома «Флора и фауна нашего края», подбор иллюстраций и фотографий животных, птиц и рыб, обитающих в нашем регионе, составление презентации: «Родной свой край люби и знай!»

Предварительная работа: рассматривание альбома,  беседы с детьми на тему: « Природа нашего края» «Дикие животные нашего края». «Разгадывание загадок о птицах, рыбах и зверях», чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите какое странное письмо принес сегодня утром почтальон в детский сад. Адресат указан – ребятам старшей группы детского сада Мишутка. Это нам. Давайте откроем его и прочтем.

        Здравствуйте ребята, это пишут вам дети, которые проживают в Африке. Мы никогда не были у вас в Сибири, и не видели природу вашего края, но мы знаем, что у вас очень красивый и богатый край. У вас не обычный лес, а лес, который называется тайгой, в ней проживает много зверей и птиц, которых нет у нас, а в ваших реках водится много рыбы. Мы бы очень хотели все это увидеть, но, к сожалению живем очень далеко. До свидания! Ребята из далекой Африки

Воспитатель: Как жаль, что дети из Африки не могут увидеть природу нашего края. У меня возникла идея, давайте отправимся в экспедицию в тайгу. Вы знаете, что такое экспедиция? (ответы детей) 

Воспитатель: Экспедиция это путешествие с выполнением,  какого то специального задания. А задание у нас будет такое: Исследовать природу родного края и рассказать о том, что узнаем друзьям из далекой Африки. Вы согласны. Тогда отправляемся в путешествие по тайге.

(слайд № 2)

Воспитатель: А вы знаете, что означает это слово «тайга»? (ответы детей)

Воспитатель: А хотите я вам, не просто о ней расскажу, но и покажу. Тогда пойдемте. Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию в тайгу. Но сначала нам надо выбрать снаряжение, необходимое в походе. Что из предложенных вещей нам пригодится, и зачем, а что брать не будем?

(Дети выбирают рюкзак, сапоги, компас, бинокль, фонарик, термос с чаем, спнинг. Объясняют, как эти вещи могут пригодиться в походе)

(слайд № 3)

Воспитатель: Посмотрите ребята, тайга – это огромный, дикий и трудно проходимый лес, распространенный как на равнинах,  так и в горах.  Слово тайга означает «дремучий лес» .

(слайд №4)

Воспитатель: Ее растительность немного отличается от других лесов. Деревья, растущие в Тайге по размеру намного больше и выше своих собратьев, растущих в других лесах.

(слайд №5)

Воспитатель: Основной растительностью Тайги являются хвойные деревья. Какие деревья мы называем хвойными? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно  Хвойные деревья это деревья, у которых вместо листьев – хвоя. Хвоинки – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Они зеленые и летом и зимой. Отсюда название - «вечнозелёные». Назовите, какие хвойные деревья растут в нашей тайге? (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, это ель, пихта, сосна, кедр.

(слайд №6)

Воспитатель: Растительный мир тайги также покрыт густыми лиственными лесами, сквозь верхушки которых с трудом проникает свет.  Какие лиственные деревья растут в тайге? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. По берегам таежных рек, ручьев и озер растут лиственные деревья: береза, ольха, осина, рябина, лиственница.

Воспитатель: Предлагаю  игру «Узнай какое дерево». Вам нужно разделиться на две команды: одна команда отберет все картинки с лиственными деревьями, а другая команда с хвойными. Посмотрим, какая команда не допустит ни одной ошибки.

(Дети выполняют задание)

(слайд №7)

Воспитатель: Давайте проверим правильно ли выполнили задание. (дети проверяют друг у друга)

(слайд №8)

Воспитатель: Летом в тайге созревает много разных грибов и ягод и шишек. Вот интересно, кому в тайге без ягод, грибов и шишек  не прожить? (ответы детей)

(слайд №9)

Воспитатель: В тайге ребята, нужно иметь очень хорошее зрение, чтобы все видеть и замечать. Давайте потренируем наши глазки.

(Дети выполняют гимнастику для глаз)

(слайд №10)

Воспитатель: Зимы в тайге длинные и жутко холодные. Тайга это дом для многих видов животных. На деревьях живут птицы, а подлесок — раздолье для млекопитающих. Озёра и реки населены множеством видов рыб.

Ребята, а кто это стучит? (Ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, почему дятел не улетает в теплые края? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому, что у него есть зимой корм и дупло, где он живет.

(слайд №11)

Воспитатель: А какая еще птица не только не улетает на зиму, но и выводит своих птенцов в самый сильный мороз? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, это клест, он кормит своих птенцов семенами еловых шишек, которых зимой очень много.

(слайд №12)

Воспитатель: А что за птица питается кедровыми орехами? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это кедровка. Кедровку можно с полным правом назвать хозяйкой тайги. Она проводит там всю жизнь, сажает деревья, ухаживает за посадками и кормит не только себя и свою семью, но и многих других жителей леса. А вы знаете, как она сажает деревья? Кедровки обирают шишки, пока они на дереве, переносят орешки в удобное для себя место и создают многочисленные «кладовки». Выбирая место для кладовки, кедровки ищут такие участки, где зимой будет меньше снега, и прячут там орешки. Но они часто забывают о своих запасах, и весной кедровые орешки прорастают, так появляются новые кедры, которые «посадила» кедровка.

(слайд №13)

Воспитатель: А вы узнали эту птицу? Как она называется? Почему  ей дали такое название? (ответы детей)

Воспитатель: Это Глухарь. Птица эта имеет немаленькие размеры – по габаритам она сопоставима с индейкой. От морозов глухари прячутся в снежных сугробах, но спать предпочитают на дереве. Зимой глухари живут поодиночке. Но ближе к весне они начинают собираться на токовищах. Токовище – это особое для глухарей место в лесу, где самцы поют песни для самок и исполняют для них танцы. Во время токования глухарь в определенный момент исполнения своей песни на несколько секунд теряет полностью слух, за что эту птицу и прозвали глухарем. 

(слайд №14)

Воспитатель: Какие еще птицы живут в тайге? Отгадает загадки, и увидите отгадки

Ух, ух, ух, какая ночь!

Разбегайтесь мыши прочь! ...

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно это сова.

(слайд №15)

Воспитатель:

Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее?  
(ответы детей)

Воспитатель: Правильно это снегирь.

(слайд №16)

Воспитатель: Хохолочек на головке.

Птица яркая. Так ловко,

Будто дует кто в свирель,

Распевает…( ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, это свиристель.

Воспитатель: Это все зимующие птицы . Почему они не улетают в теплые края, а остаются в тайге в очень морозные, суровые зимы? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Зимовать остаются те птицы, которые могут найти себе корм, несмотря на морозную погоду. От мороза их защищает пух, находящийся под перьями.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем. Мы поиграем в игру «Дикие животные».

Игра «Дикие животные» (дети выполняют движения в соответствии со словами)

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть

Поднимайтесь, ручки,  вверх,

Шевелитесь, пальчики,-

Так шевелят ушками

Беленькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель: Ребята, мы должны продолжить свое путешествие по тайге. Впереди нас ждет еще много интересного.

(слайд № 17)

Воспитатель:  Предлагаю поиграть в игру «Знатоки тайги»

Задание 1. Вы знаете, что в тайге живут разные животные. Вам нужно найти картинки , на которых изображены звери – хищники, животные – травоядные копытные  и грызуны.

(Дети выполняют задание)

(слайд №18,19)

Воспитатель : А теперь проверим, правильно ли вы выполнили первое задание.

Хищные животные, это звери, которые питаются мясом: волк, лиса, медведь, рысь, соболь, песец. Травоядные, или плотоядные, это те звери, которые питаются растительной пищей или корой деревьев: лось, изюбр, олень. К грызунам относятся белка, заяц, бурундук. Молодцы, вы выполнили правильно.

(слайд № 20)

Воспитатель: Задание 2.  Внимательно посмотрите на экран и скажите, какие животные здесь лишние и почему?

 (дети выполняют задание)

Воспитатель: Совершенно верно. Лишние животные: лев, жираф, слон и крокодил. Эти животные живут в жарких странах. Они не смогут пережить морозные сибирские зимы, потому, что  у них нет такого теплого подшёрстка, как у животных нашего региона. У зверей, которые обитают в Сибири очень теплая, густая шерсть, которая согревает из даже в очень сильные морозы.  И Животные жарких стран не смогут найти в тайге себе пропитание.

Воспитатель: Вы настоящие знатоки тайги. Вам предстоит выполнить еще одно задание.

Задание 3. Я покажу картинку, а вам нужно сказать как   называет не только изображенное на ней животное, но и все семейство, а также жилище, в котором оно живет. Наприме, волк: папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, жилище – логово.  (Дети выполняют задание)

(слайд № 21)

Воспитатель:  Молодцы.  Нам пора продолжать путь. Мы вышли к большой таежной реке. Как она называется? (ответы детей) 

(слайд №22)

Воспитатель:  В тайге протекает очень много маленьких и больших рек. Одна из самых больших таёжных рек это река Лена. В Этих реках обитает много рыбы. Давайте с вами порыбачим, ведь у нас есть с собой спиннинг. Сейчас мы узнаем, какие рыбы водятся в наших сибирских реках.

Вот поймали первую рыбу. Как она называется? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно это налим. Еще мы поймали щуку, окуня, тайменя, хариуса и севрюгу (осетра). Все эти рыбы любят чистую, холодную воду.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экспедиция по тайге. Нам нужно возвращаться в детский сад!

Скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

А что для вас было самым интересным? (ответы детей)

Край сибирский, родной все мы изучаем.

Про деревья,  птиц, зверей  очень много знаем!

А вы помните, о чем мы договаривались? Конечно, нам нужно рассказать о том, что мы видели друзьям из далекой Африки. Вот вам бумага, карандаши, ножницы и клей и картинки с деревьями, птицами, животными, и рыбами которые обитают в сибирской тайге. Давайте сделаем коллажи и оправим в подарок ребятам Африки.

(Дети выполняют творческую работу по созданию коллажа «Обитатели тайги»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие для средней группы на тему: «Космическое путешествие»

Цель: познакомить и сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:ОбразовательныеПродолжать знакомить детей с историей развития космонавтикиДать первоначальные сведения о планетах, ...

Конспект открытого педагогического мероприятия на тему: "Дары Осени" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" /старшая группа/

Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в старшем дошкольном возрасте, по теме ознакомления с признаками осенних явлений природы и жизни людей....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: « Знакомство с понятием «пара»

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеТехнологии и...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» для детей средней группы на тему: «Кто в домике живёт»(интегрированное,с использованием ИКТ)

-Закрепить знания детей о животных и птицах, их места обитания и проживания. учить находить сходства и различия ,развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать любовь к животным, желание о ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Основная образовательная область: Познавательное развитие + «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Улица моего города»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОсновная образовательная область: Познавательное развитие + «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Улица моего города»...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области __познавательное развитие__ для детей _среднего_ возраста Тема: «___Моя семья___»

Цель: Формирование представления детей о семье.Задачи: Образовательные: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальноепредставление о родственных отношениях в семье: каждые из них однов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей подготовительной группы. Тема: « Свойства воды».

Используемые технологии: технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технология деятельного подхода; игровые технологии....