Конспект занятия "Топливо для инопланетян"
план-конспект занятия по окружающему миру

Панкова О.В.

Конспект занятия "Топливо для инопланетян"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 48»

Конспект

Тема: «Топливо для инопланетян»

группа общеразвивающей направленности

детей от 4-5 лет

Picture background

Подготовил:

Воспитатель Панкова О.В.

Тема: «Топливо для инопланетян».

Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать накоплению опыта детей в исследовательской деятельности.

Расширять представления о свойствах воды.

Закреплять правила безопасного поведения при проведении опытов с водой.

Развивающие:

Развивать речь, логическое мышление, решать поисковые задачи, совершенствовать навыки экспериментальной деятельности.

Развивать способность выражать свои мысли, делать логические выводы, строить речевые высказывания в ситуации общения.

Развивать внимательность, взаимовыручку.

Воспитывающие:

Воспитывать у детей умения сопереживать, сочувствовать.

Воспитывать у детей умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных мероприятиях.

Оборудование и материал: аудиозапись, картинки, шапочки, фартуки, стаканы, емкости разной формы, кубик деревянный, концелярские скрепки, магнит, фломастер, вода, лёд, тарелка, грелка, жидкое мыло, глицерин, салфетки.

Предварительная работа: беседы о воде, разгадывание загадок, наблюдения за разными состояниями воды, опыты с водой, чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку».

Приемы руководства деятельностью детей в занятии:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия
  3. Приемы организации практической деятельности детей
  4. Приемы поддержания интереса у детей
  5. Приемы оценки и самооценки

Создание среды для организации и проведения занятия.

Виды детской деятельности в занятии:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Ожидаемые результаты:

Личностные: активные, любознательные, эмоционально отзывчивый, коммуникативный, сопереживает, сочувствует, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных мероприятиях.

Интеллектуальные:

Знает правила безопасного поведения при проведении опытов с водой, решает поисковые задачи, совершенствует навыки экспериментальной деятельности, способен накапливать опыта в исследовательской деятельности, сформированные представления о свойствах воды.

Физические: развитие двигательной активности.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

  1. Проявляет самостоятельность.
  2. Эмоционально реагирует.
  3. Активно участвует в познавательной, продуктивной деятельности.
  4. Самооценка.
  5. Проявляет самостоятельность.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Активно участвует в познавательной, продуктивной деятельности.
  8. Самооценка.

Интеграция образовательных областей:

  1. Коммуникационно-речевое развитие
  2. Познание
  3. Социализация, безопасность
  4. Художественно-эстетическое
  5. Физическая культура

План занятия

I Вводная часть:

Организационный момент (мотивация)

Сюрпризный момент.

Сообщение цели.

3мин.

II Основная часть:

Опыт №1 «Имеет ли вода форму»

Опыт № 2 «Испарение»

Физминутка «Капелька чудесная»

ИКТ Опыт «Вода - жидкая, может течь».

Опыт № 3 «Волшебный магнит»

Опыт № 4 «Превращение»

Продуктивная деятельность «Мыльные пузыри»

15мин.

III Заключительная часть:

Сюрпризный момент.

Подведение итогов.

Длительность НОД:

2мин.

20 мин.

Ход занятия

Части НОД

Содержание

Области

#1042;вод- ная часть.

Звучит аудиозапись из мультфильма «Фиксики».

Воспитатель: Ребята, что это звучит?

Дети: Песня.

Воспитатель: А где вы могли слышать эту песню?

Дети: В мультфильме про Фиксиков.

На экране появляется картинка с изображением Фиксиков.

Воспитатель: Интересно, а для чего же они к нам пришли?

Звучит аудиозапись.

Фиксики: Здравствуйте, ребята! Мы в своей лаборатории

получили сигнал от жителей другой планеты. Послушайте его.

На экране появляется картинка – фото инопланетян. Звучит аудиозапись инопланетян.

«Здравствуйте, мы с планеты Центавра. Во время путешествия в нашем космическом корабле закончилось топливо, и мы не можем вернуться к себе домой. А мы знаем, что на вашей планете есть маленькие человечки, которые могут нам доставить топливо. Помогите найти топливо для ракеты, чтобы мы могли вернуться домой».

Воспитатель: А чем мы можем помочь, фиксики?

Фиксики: Звучит аудиозапись.

В нашей лаборатории нет такого топлива, но мы знаем, что вы умные, находчивые ребята и можете нам помочь.

Воспитатель: Ребята, вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Фиксики, какими свойствами должно обладать топливо?

Фиксики: Звучит аудиозапись.

Топливо должно быть жидким и обладать определенными качествами. Жидкость должна иметь изменяющуюся форму, должна переливаться, иметь проводимость, то есть она должна пропускать волны. Еще должна испаряться, а также изменять свою плотность переходить из жидкого состояния в твёрдое и обратно.

Воспитатель: Интересно, сможем мы справиться?

Дети: Да.

Воспитатель: Может не стоит нам помогать инопланетянам?

Ответы детей.

Воспитатель: Что с ними может произойти, если им не поможем?

Дети: Инопланетяне погибнут.

Воспитатель: Да, вы умные и находчивые ребята и думаю, что сможете помочь им в беде.

Воспитатель: Ребята, а какие жидкости вы знаете?

Дети: Вода.

Воспитатель: Может ли вода иметь все эти качества и стать топливом для ракеты? Как нам это узнать?

Дети: Исследовать, сделать опыты.

Воспитатель: Что нам нужно для исследований воды?

Дети: Приборы, спецодежда.

Социально-коммуникативное

Познавательное

Речевое

#1054;сновная часть.

Воспитатель: Где можно провести исследования жидкости?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Да, вы правильно сказали, в лаборатории надевают специальную одежду: фартуки и шапочки. Давайте подойдем и наденем форму.

Дети подходят к столу и надевают фартуки и шапочки.

Воспитатель: Теперь мы стали похожими на настоящих лаборантов. Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выясним в нашей лаборатории.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, вспомним правила безопасности при работе с жидкостью.

Ответы детей:

-Аккуратно набирать жидкость, не разбрызгивая ее;

-Нельзя брать ее в рот;

-Нельзя брызгать жидкостью друг в друга;

-Аккуратно пользоваться емкостью с водой;

-Поддерживать порядок на рабочем месте.

Воспитатель: Молодцы! Все правила вы помните.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в нашей лаборатории стрелками указан маршрут, по которому мы будем проводить исследования.

Для каждого опыта нам понадобятся разные материалы. Подойдем к мольберту.

На мольберте расположены схемы проведения опытов. Посмотрите, ребята, на каждый опыт свой набор оборудования.

Опыт №1. «Имеет ли вода форму».

Воспитатель: Предлагаю найти нужный поднос с оборудованием в лаборатории к первому опыту.

Проверим со схемой. Нужный поднос выбрали?

Дети: Да.

Воспитатель: Пройдем. Найдите нужный цеховой стол с такой же цифрой.

Воспитатель: Определить какой формы вода? Посмотрим, о чем опыт нам расскажет.

На столе лежит кубик и шар.

Воспитатель: Вам знакомы эти предметы? Назовите их.

Дети: Кубик и шар.

Воспитатель: Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шар - круглую.

Воспитатель: А имеет ли форму вода?

Воспитатель: Возьмем несколько емкостей разной формы и нальем в них воду. Как вы думаете, ребята, какую форму принимает вода?

Дети: Форму сосуда, в котором находиться.

Воспитатель: Вода принимает форму той ёмкости, в которой находиться, так как она свою форму не имеет.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Вода не имеет формы.

Воспитатель: Подходит нам это качество воды, про которое нам написали Фиксики?

Дети: Да. Подходит.

Воспитатель: Молодцы ребята. Отметим зеленым маркером на мольберте. Вода обладает этим свойством.

Воспитатель: Переходим к следующему эксперименту. Посмотрим на мольберте, куда дальше показывает стрелка.

Опыт №2 «Испарение».

Воспитатель: О чем он нам расскажет? Посмотрите на мольберт. Найдите необходимое оборудование в лаборатории. Сравним. Правильно. Несите в цех под номером 2.

Воспитатель: Мы вскипятили воду в чайнике, перельем воду из чайника в сосуд, накроем зеркальцем, посмотрим, что будет дальше? Обратите внимание, что поднимается над поверхностью?

Дети: Пар.

Воспитатель: И куда пар попал?

Дети: На зеркальце. Образовались капельки воды.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Горячая вода превратилась в пар.

Воспитатель: Из чего пар?

Дети: Пар - это тоже вода.

Воспитатель: Потрогайте крышку, убедитесь, что она мокрая. Да, если нагреть воду, она превращается в пар. Пар - газообразное состояние воды. Как вы думаете, ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное состояние.

Воспитатель: Это качество подойдет для топлива?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Отметим зеленым маркером на мольберте. Вода имеет свойство испаряться, и может являться топливом.

Воспитатель: В лаборатории есть технический перерыв.

Подойдите ко мне, отдохнем.

Физминутка «Вода»

Очень всем нужна вода. Делай раз и делай два. Звери из ручья попили, Влево, вправо поклонились, Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали. Дождик вдруг полил с утра, За работу нам пора.

Воспитатель: Следующий опыт мы увидим на экране. Обратите внимание.

Опыт «Вода - жидкая, может течь».

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Вода - это жидкость, её можно наливать, переливать.

Опыт №3. «Волшебный магнит».

Воспитатель: Посмотрите на схему, и приготовьте оборудование к третьему опыту. Проверим со схемой. Правильно.

Пройдем в цеховую зону под номером 3.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой. Положите в него деревянный кубик и канцелярские скрепки. Подставьте магнит к стенке стакана. Наблюдайте, что происходит?

Дети: Магнит притягивает скрепки.

Воспитатель: Магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду. Какой можно сделать вывод?

Дети: Магнит притягивает железные скрепки. Скрепка перемещается вместе с магнитом.

Воспитатель: Вода имеет свойство проводимости. Через воду проходят волны от магнита, которые притягивает к себе предметы. Магнит притягивает только металлические предметы.

А это свойство воды подходит для топлива?

Дети: Да, подходит.

Воспитатель: Молодцы ребята, у вас все получается. Отметим зеленым маркером, что вода обладает свойством проводимости, и может являться топливом.

Воспитатель: Ребята, у нас осталось еще одно исследование.

Опыт № 4. «Превращение».

Воспитатель: Ребята, найдите необходимый поднос с оборудованием. Пройдем в цеховую зону под номером 4.

Воспитатель: Возьмите кусочки льда, положите их на тарелочки. Тарелочки со льдом положите на грелку с горячей водой, посмотрим, что произойдет с ним.

Воспитатель: Что происходит со льдом? Какой вывод?

Дети: Он начинает таять.

Вывод: Плотность воды переходить из жидкого состояния в твердое и обратно. Это свойство воды подходит для топлива?

Дети: Да.

Воспитатель: Отметим зеленым маркером на мольберте.

Воспитатель: Ребята, мы провели исследования с водой. Как вы считаете, может ли вода стать топливом для инопланетян и почему?

Дети: Да. У воды есть те качества, которые нам нужны.

Воспитатель: Вода обладает всеми свойствами необходимыми для топлива, и поэтому наши друзья могут заправить свою ракету. Молодцы! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты.

Фиксики: Звучит аудиозапись.

Спасибо, ребята за исследование воды. Вода есть в любом кране. Мы её нальём и сами передадим инопланетянам.

В благодарность мы дарим вам волшебный рецепт. А что из него может получиться, вы сами можете проверить.

Дети: Спасибо, нам будет интересно узнать.

Фиксики: Возьмите 300 миллилитров очищенной воды, 100 миллилитров жидкого мыла, 50 миллиграммов глицерина. Вылить в общую тару и перемешать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что у нас получилось?

Дети: Мыльные пузыри.

Воспитатель: Давайте с ними поиграем!

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Безопасность

Познавательное

Социально-коммуникативное

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Физическое

Художественно-эстетическое

Продуктивная деятельность

#1047;аключительная часть.

Итог:

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, вы были настоящими экспериментаторами? (Ответы детей).

Как вы думаете, смогли помочь фиксикам?

Ребята, что было трудного?

Какие опыты были интересными для вас?

Что вы могли бы рассказать своим друзьям, родителям, бабушкам, дедушкам?

Вы были дружными, находчивыми, много знаете, смогли помочь фиксикам.

Дома можете проделать такие фокусы с водой, но только с взрослыми.

Длительность занятия: 20 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия в подготовительной группе по ФЭМП "Инопланетяне"

Уже несколько лет я занимаюсь с детьми по математике по программе "школа 2000...".  мне кажется, что эта программа наиболее отвечает вопросам времени по ФЭМП у детей. А уж комплексные занятия пом...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"

Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией  образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...

Конспект игры - занятия в подготовительной группе по знакомству с алгоритмом «Послание инопланетян»

Конспект игры - занятия в подготовительной группепо знакомству с алгоритмом «Послание инопланетян»...

Конспект открытого просмотра НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Письмо от инопланетян»

Цели занятия:Закрепить усвоенные представления детей о единицах речи русского языка (предложение, слово, слог, звук);Совершенствовать действия звукового анализа слов и схематичного составления предлож...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "На помощь инопланетянам"

Цель образовательной деятельности:закрепление умений и навыков по конструированию.Дети в игровой форме пытаются помочь инопланетянину.В ходе деятельности дети строят по схемам, соотносят, форму, цвет,...

Конспект по развитию фонематического восприятия "Инопланетяне Ма и Ам"

Цель: развивать фонематическое восприятие.1. Учить выделять заданный гласный звук в ряду других звуков, учить выделять слоги с этим звуком среди обратных слогов.2. Продолжать учить различать понятия «...