Конспект по развитию фонематического восприятия "Инопланетяне Ма и Ам"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: развивать фонематическое восприятие.
1. Учить выделять заданный гласный звук в ряду других звуков, учить выделять слоги с этим звуком среди обратных слогов.
2. Продолжать учить различать понятия «предложение», «слово».
3. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
4. Развивать речевое восприятие, внимание, речевую память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inoplanetyane.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Инопланетяне Ма и Ам.
Цель: развивать фонематическое восприятие.
1. Учить выделять заданный гласный звук в ряду других звуков, учить выделять слоги с этим звуком среди обратных слогов.
2. Продолжать учить различать понятия «предложение», «слово».
3. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
4. Развивать речевое восприятие, внимание, речевую память.
Оборудование: фигурки инопланетян, изображение космических кораблей, пузырьки, сюжетная картинка «В саду», короткая и длинная полоски, тетрадь, карандаши.
Лексический материал: предложение, слово, инопланетяне, космический корабль.
Ход занятия:
Организационный момент.
К нам в гости прилетели инопланетяне, жители другой планеты. Изобрази, как пришельцы удивлены нашим миром, они осматриваются по сторонам. Они увидели красивый цветок, понюхали его. Они рассматривают карандаш, не знают, что с ним делать. Наконец они заметили нас. Поздороваемся с ними так же, как это делают они: ма-ам, мо-ом, мэ-эм, мы-ым, му-ум, мна-мно-мну, мно-мны-мна, мна-мны-мно-мну!
Основная часть.
Чтобы научить жителей другой планеты разговаривать с нами, научим их делать нашу волшебную зарядку.
Артикуляционная гимнастика.(Индивидуально, в зависимости от нарушения звукопроизношения).
Теперь наши гости могут немного поговорить с нами на русском языке.
Логопед говорит от имени одного из пришельцев:
Меня зовут Ма! А меня зовут Ам!
Дыхательное упражнение. Развитие речевого внимания.
Ма и Ам предлагают поиграть в их любимую игру «Гудок». Для игры необходимы стеклянные пузырьки, логопед берет один себе, а другой дает ребенку. Логопед показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касался подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Ребенок выполняет упражнение.
Сейчас Ам и Ма попробуют назвать предметы, которые они видят в комнате. Если они назовут какой-нибудь предмет неправильно, погуди. Они попробуют сами исправить свою ошибку. Если это у них не получится, ты поможешь друзьям, хорошо?
Логопед показывает на предметы в комнате, произнося названия некоторых из них с ошибками (показывает на стул и говорит, что это стол). После сигнала ребенка он исправляет ошибку, если произнесение слова недоступно ребенку. Если ребенок сам может произнести слово правильно, то логопед второй раз повторяет слово с ошибкой.
Развитие фонематического восприятия.
Наши гости рассказывали мне, что у них на планете часто бывают бури, тогда все прячутся по своим домикам. О начале бури извещают сирены, которые начинают гудеть: у-у-у. Когда все спокойно, звучат разные песни: а-а, и-и, э-э, о-о, ы-ы. Пока звучат эти песни, гуляй по группе. Когда услышишь вой сирены, прячься в домик (возвращайся на место).
Ребенок гуляет по комнате, а логопед произносит гласные звуки голосом одной громкости: а-а, у-у, и-и, э-э, у-у... Если ребенок справляется с заданием, логопед усложняет его, предлагая прятаться, «когда сирена запоет песенки со звуком «а»: ам, ом, ум, ап, оп, ип, ап, ах, ам, ох, ум, аф... .
Дифференциация понятий слово, предложение.
Логопед обращает внимание ребенка на то, что гости произносят какие-то слова, разглядывая сюжетную картинку «В саду»: Девочка! Цветок! Поливать!
Понял ли ты, что хотят сказать наши гости? Что они сейчас назвали: слова или предложения? Чтобы нас поняли окружающие, надо говорить не отдельными словами, а предложениями. Послушай, что я сейчас буду называть, если услышишь слово, покажи короткую полоску. Если услышишь предложение, покажи длинную полоску.
Помоги ребятам составить предложения по картинке. (Ребенок составляет 4-5 предложений).
Ам и Ма скоро отправятся домой. Они очень любят встречаться со своими близкими. Когда они были маленькими и еще не могли путешествовать сами, они ждали своих родных дома. Послушай, как они встречали своих родных и повтори за мной.
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?».
Кто приехал? (пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы! (кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают)
Мама, мама, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопать кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопать кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопать кончиками больших пальцев)
Ах, сестричка, это ты? (хлопать кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопать мизинцами)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопать всеми пальцами)
Вспомни, кого встретили Ам и Ма? Каждый из них прилетел на своем космическом корабле. Корабли у всех круглые, посмотри (логопед показывает картинку).
Работа в тетрадях.
Большой корабль гудит громко: УУУУ. Маленький корабль гудит тихо: уууу.
Когда услышишь большой корабль, рисуй большой круг. Когда услышишь маленький корабль, рисуй маленький круг.
Логопед произносит звук «у» громко – тихо – тихо - громко.
Раскрась свои корабли любимыми карандашами. Назови цвета.
Наши гости прощаются с тобой. Они улетают домой. Они приглашают тебя прилететь к ним в гости.
Итог занятия. Чтобы нас поняли окружающие, что мы произносим: отдельные слова или предложения?
Тема: В гости к инопланетянам.
Цель: развитие фонематического слуха на материале гласных звуков.
1. Учить выделять звук [а]среди других звуков, в слогах, в словах.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
3. Развивать речевое и фонематическое восприятие, внимание.
4. Развивать внимание, память.
Оборудование: фигурки пяти инопланетян, изображения космических кораблей, ракеты, счетные палочки, тетрадь, карандаши, предметные картинки с изображением предметов, начинающихся со звука [а] и доступных для произношения ребенка.
Лексический материал: звук, слово, инопланетяне, космический корабль, ракета.
Ход занятия:
Организационный момент.
Помнишь, к нам прилетали инопланетяне Ам и Ма?
Психогимнастика. Изобрази, как двигается худенький Ма. Он очень быстрый, любопытный, все старается рассмотреть, потрогать. Покажи, как ходит полненький Ам. Он солидный, неторопливый. Он очень осторожный и с опаской разглядывает незнакомые предметы.
Ам и Ма пригласили нас в гости. И прислали за нами летающую тарелку. Большая летающая тарелка гудит громко «УУУ», а маленькая – тихо: «ууу». Послушай, какой корабль за нами прислали: большой или маленький? (Логопед громко произносит звук «У». После ответа ребенка показывает картинку с космическими кораблями и предлагает ребенку показать большой корабль).
Основная часть.
Перед тем, как отправиться в гости, надо хорошо подготовится. Сделаем волшебную зарядку.
Артикуляционная гимнастика.(Индивидуально, в зависимости от нарушения звукопроизношения ребенка).
Дыхательное упражнение «Ракета».
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий вдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
Пока мы летим, давай подумаем, что мы подарим нашим друзьям. Ам и Ма рассказывали, что они очень любят звук «а» и все песенки с этим звуком. Мы сейчас поймаем для наших друзей звук «а» и его песенки. Представляешь, как обрадуются наши друзья!
Развитие фонематического слуха.
Игра «Охотники»
Логопед предлагает сделать вид, что ребенок спит (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав: звук [а] – а, у, и, у, а, а, а, о, у, а, и, о, ы, а, о, э песенку звука [а]– ам, ап, ам, ом, ум, ап, оп, ип, ап, ах, ам, ох, ум, аф слово со звуком [а]– аист, утка, астра, ирис, азбука, апельсин, лимон, арбуз...
Логопед показывает красивый полотняный мешочек, наполненный мелкими предметами:- Все наши подарки я сложила в этот мешочек. Когда мы прилетим, ты подаришь его нашим друзьям.
Вот мы и прилетели! Логопед показывает изображения инопланетян.
Повторим приветствие: мна – мно – мну, нпа – мны –мну, мта- мту –мто –мтэ, мты – мта – мто – мтэ.
Подари наш подарок. Что надо сказать при этом?
Динамическая пауза. Развитие фонематического восприятия.
Все очень обрадовались подарку и принялись танцевать и петь песенки. Когда жители этой планеты поют песенки со звуком «а», они обязательно хлопают в ладоши.
Вместе весело живем,
дружно песенку поем:
ам, ом, ам, ом, ам, ом.
И ты не зевай,
вместе с нами запевай:
ой, ай, ой, ай, ой, ай!
(Движения произвольные, на слоги со звуком «а» хлопки в ладоши).
Развитие внимания, памяти.
Игры с картинками «Какая картинка пропала?», «Что изменилось?».
Сложи для наших друзей ракету из палочек. Они будут ее беречь и вспоминать тебя. (Складывание ракеты из палочек по образцу).
Наши друзья благодарят тебя. Нам пора срочно улетать – скоро начнется буря. Попрощаемся.
Работа в тетради.
Пока мы летим, посмотри на подарок, который приготовлен специально для тебя. Жители этой планеты решили подарить тебе изображение своей самой большой и самой красивой ракеты. Они нарисовали ее для тебя в тетради.
Но они очень торопились. Посмотри на то, что они тебе нарисовали. Сравни с настоящей ракетой, все ли на месте?
Логопед показывает рисунок. Ребенок сравнивает с тем, что нарисован в тетради и дорисовывает недостающие детали. Раскрашивает.
Итог занятия. Какой звук больше всего любят наши друзья – инопланетяне?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....
Статья "Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия".
Статья посвящена вопросу по развитию фонематического слуха и формирования фонематического восприятия. Важность этой темы сегодня не подвергается сомнению, поскольку и для овладения грамотной реч...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....