Конспект занятия по окружающему миру в детском саду в старшей группе. Тема: «Дикие животные»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие способствует систематизированию знаний детей о диких животных наших лесов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 439.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру в детском саду в старшей группе.
Тема: «Дикие животные»
Цель: Систематизирование знаний детей о диких животных наших лесов. (внешний вид, пища, жилище).
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;
- совершенствовать умения делать выводы, формулировать правила;
- продолжать формировать образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Развивающие:
- упражнять в образовании названий детёнышей животных;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память и связную речь детей.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия
Эмоциональный настрой. (Настроить обучающихся на работу.)
Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы, разгадав их, узнаете о ком будет наше сегодня занятие:
1. «Кто на ветке шишку грыз?
И бросал объедки в низ?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)
2. Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета
– На зиму, на лето. (Заяц)
3. Рыжий клубок
За белым – скок. (Лиса)
4. Серый, зубастый
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
5. Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (Лось)
6. У него нос пятачком,
Хвостик маленький — крючком.
Он любитель жёлудей,
Корешков, грибов и змей.
С двумя грозными клыками,
С мощной шеей и ногами
В ямы прячется в буран…
Кто скажите он? (Кабан)
7. «Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос». (Медведь)
Воспитатель: Про кого же были эти загадки?
Как можно их назвать одним словом? (Животные).
- Почему их называют животными? (тело покрыто шерстью, у них 4 лапы, туловище, морда, хвост).
- Где живут эти животные? (В лесу).
- Как вы думаете, как по-другому называются эти животные? (Дикие животные)
- Почему вы считаете, что это дикие животные? (версии детей).
Давайте с вами разберемся каких животных можно назвать дикими и почему?
II этап. Актуализация знаний.
Воспитатель: Обнаружить, увидеть в лесу какое -либо животное непросто. Все они научились ловко прятаться от людей. Надо быть очень внимательным и осторожным, чтобы заметить в лесу зверей или их следы.
(Воспитатель показывает рисунки с изображением следов животных на снегу)
Воспитатель: Ой, посмотрите, а что это такое? (Следы).
А давайте назовем, кто оставил следы? Это чей след? (Волка, лисы, белки, зайца, кабан).
Правильно!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда приведут следы лисы? (К норе);
Значит, Лиса живет где? (лиса живет в лесу, в норе.)
Правильно, лиса живет в лесу в норе.
А это чьи следы и куда они приведут? (Это следы зайца и живет он в лесу под кустом или в ямке);
- Правильно заяц не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями и там сооружают себе зимовье.
А это чьи следы и куда они приведут? (Это следы белки, которая живет в лесу и приведут они к дуплу на дереве);
- Правильно, белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там.
Куда приведут эти следы? (Это следы волка, он живет в логове);
- Правильно. Волк — животное леса. Живут волки в логове.
Ребята, а как вы думаете, следы какого животного, мы сейчас увидеть не можем? (Медведя). А почему? (медведь зимой впадает в спячку)
- Правильно. Бурый медведь — животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку.
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю подойти к столам и поселить диких животных в их жилищах. Проведите линию карандашом от животного до его жилища.
Медведь – берлога
Волк – логово
Лиса – нора
Заяц – куст
Белка – дупло
Корова – гнездо
Воробей –муравейник
Давайте посмотрим, все ли справились с заданием? Петя где живет медведь?
(ребенок выкладывает на доску медведя и берлогу) и т.д.
Воспитатель: А кто знает, почему следы привели лису – к норе, волка к логову и т.д? (Они живут там). Да, это их жилища.
Ребята, а как вы думаете, откуда появились эти жилища у зверей? Кто им их построил? (версии детей)
Вывод: Значит мы можем сделать вывод, что дикие животные сами делают себе жилища.
Воспитатель: А чем питаются эти животные? Посмотрите, чем питается это животное? (ответы детей)
Правильно, Белка – Белки всеядные животные: любят орехи, ягоды, грибы, муравьев, их личинки. Весной питаются почками деревьев, пьют березовый сок. Иногда едят насекомых, лягушек, и даже небольших птиц. Белки делают заготовки на зиму: сушат грибы, собирают орехи. Некоторые виды белок прячут орехи в дуплах деревьев, другие —закапывают их в землю.
А чем питается это животное?
Правильно, Заяц – травоядное животное. Летом зайцы едят сочные травы: клевер, одуванчик и др., питаются листьями, стеблями молодых деревьев, плодами. Едят грибы, но самое любимое лакомство – кора осины, для зайцев она слаще сахара. Осенью и зимой зайцы кормятся побегами и корой различных деревьев и кустарников.
А чем питается это животное?
Правильно, Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег.
А чем питается это животное?
Правильно, у Волка крепкое тело, длинные сильные ноги, и, как у всякого хищника, мощные челюсти с острыми и крепкими зубами. Питаются волки другими животными. Часто нападают на ослабленных и больных животных, поэтому их называю санитарами леса. охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком
А чем питается это животное?
Правильно, у бурого Медведя основная пища — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать.
А чем питается это животное?
Кабан – дикий предок домашней свиньи. Кабаны всеядны, едят все, что найдут. Очень любят подземные части растений, орехи, желуди. Из верхнего слоя почвы кабан выбирает все, что ему по вкусу: корни, луковицы, насекомых и их личинок, дождевых червей, улиток, мышей и их запасы в норках. Поедают моллюсков, рыбу. Детеныши диких свиней- поросята- полосатые.
А чем питается это животное?
Лось - могучее, сильное животное. Ударом копыта может убить волка.
Огромные лопатообразные рога- отличное оружие. Животное сбрасывает их один раз в год. Лоси обитают недалеко от воды. Они кормятся водной растительностью, также поедают траву, ветки и листья деревьев и кустарников, шляпные грибы и веточки черники и брусники с ягодами. Зимой лоси кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над ним торчат только голова и холка, спасаясь от холода.
Воспитатель: Ребята, так кто же кормит зверей?
Вывод: Значит мы можем сделать вывод, дикие животные добывают себе пищу сами.
Воспитатель: А легко ли живется животным в лесу? Почему вы так думаете? А в какое время года животным живется легче? Почему вы так думаете?
Да, зимой животным трудно в лесу им тяжело добывать себе пищу. Но есть люди, которые помогают животным перезимовать. Знаете, как они называются? (Егеря.)
Воспитатель: Зимой в лесу егеря ставят кормушки. Место для подкормочной площадки выбирают неподалеку от густого молодого леса, где звери смогут укрыться от ненастья и хищников. В бревне, в специальном углублении кладут минеральную соль – солонец. Для крупных зверей кормушки должны иметь навесы для защиты корма от дождя и снега. Работники лесничеств, охотничьих хозяйств в местах, где звери находятся постоянно, устраивают специальные площадки, на которые выкладывают сено, веточный корм, картофель, свеклу, морковь, капусту, желуди, каштаны. Ближе к весне на площадках раскладывают обрезанные в садах ветки фруктовых деревьев. Кормушки егеря постоянно осматривают, ремонтируют; убирают вокруг них.
Вывод: Значит мы можем сделать вывод, что человек помогает перезимовать диким животным.
Физкультминутка
Раз – присядка. (Присесть.)
Два – прыжок. (Подпрыгнуть.)
Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики.)
А лисята как проснутся, (Потереть кулачком глаза.)
Любят долго потянуться, (Потянуться.)
Обязательно зевнуть, (Повороты туловища.)
Рыжим хвостиком вильнуть. (Движения бедрами вправо-влево.)
А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед.)
И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх.)
Ну а Мишка косолапый, (Согнуть руки в локтях.)
Широко расставив лапы, (Ноги на ширине плеч.)
То двумя, то всеми вместе (Переступание с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)
Начинает все сначала.
Воспитатель: Есть ли семья у диких животных? Давайте с вами это узнаем? (Просмотр видео)
Вывод: Значит мы можем сделать вывод дикие животные заботятся о своем потомстве.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем.
Игра «Семья»
Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.
Надо по схеме, назвать всех членов семьи животного, которое появится на экране.
Самец – Медведь, самка – медведица, детеныши (потомство) – медвежата; один (детеныш) - медвежонок
Он – волк, она – волчица, потомство – волчата, детеныш – волчонок;
Он – лис, она – лисица, детеныши – лисята, один – лисёнок;
Он – заяц, она – зайчиха, детеныши – зайчата, один – зайчонок;
Он – лось, она – лосиха, детеныши – лосята, один – лосенок;
Дидактическая игра «Какой? Какая?»
Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...
Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним про каких лесных животных мы с вами сегодня говорили? (заяц, волк, медведь, лиса, белка).
(Картинка из презентации, где будут все животные на одном слайде.)
Воспитатель: Так каких животных можно назвать дикими и почему?
• дикие животные живут в лесу.
• дикие животные сами делают себе жилища.
• дикие животные добывают себе пищу сами.
• дикие животные заботятся о своем потомстве.
Воспитатель: Как называется человек, который помогает диким животным перезимовать?
Каких еще диких животных вы знаете?
Что нового вы сегодня узнали?
Что вы сможете рассказать своим родителям о диких животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по окружающему миру для детского сада
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.Тема занятия : Красная книга Кузбасса Цель: Знакомство детей с редкими видами животных Кемеровской области...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Конспект занятия по окружающему миру (с элементами ТРИЗ) в подготовительной группе Тема: «Выбираем транспорт»
Интегрированное занятие по ПДД и ТРИЗ для подготовительной группы...

Открытое занятие по окружающему миру в разновозрастной группе 3-5 лет Тема << Дикие животные зимой>>
Открытое занятие по окружающему миру в разновозрастной группе 3-5 летТема :« Дикие животные зимой» Цели: Закреплять знания о диких животных, их повадках и среде обита...

Конспект НОД по окружающему миру в детском саду в старшей группе «Таинственный мир насекомых»
Сформировать знания детей о насекомых....

Конспект открытой НОД по «Ознакомлению с природой в детском саду» в старшей группе Тема: «Как животные помогают людям»
Конспект открытой НОД по «Ознакомлению с природой в детском саду» в старшей группе Тема: «Как животные помогают людям»Цель: Дать знания о том, какую пользу приносят живот...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе Тема ООД: «Дикие животные»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»...