Конспект занятия по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная бумага» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие напрвлено на расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 411.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная бумага»
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Струк Анастасия Евгеньевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Усть-Вельская СШ №23» СП «Детский сад № 65 «Светлячок»
Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.
Задачи:
Обучающие:
- систематизировать знания о свойствах бумаги, её видах и назначении;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, намокает, режется, впитывает масло и оставляет след, издаёт звук);
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- развивать творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- совершенствовать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, желание экспериментировать;
- воспитывать бережное отношение детей к бумаге;
- воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Формы организации: подгруппа, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Планируемый результат: дети изучили свойства бумаги, умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; проявляют любознательность, интерес к экспериментальной деятельности; активно участвуют в образовательном процессе.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, магнитная доска, доска, ноутбук, мешочек, квадратные листочки бумаги разных видов, емкости с водой, масло растительное, ватные палочки, копировальная бумага, карточки для опытов, ножницы, фартуки, схемы. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, газета, журнал).
Перечень методической и художественной литературы:
- Веракса Н.Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —
Ход занятия
#1054;рганизационный момент
Приветствие «Мой друг»
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный мешочек. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (Бумага)
Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду. Вы на ней рисуете, читаете книги. Оказывается, бумага была не всегда. Мы с вами уже познакомились с историей появления бумаги.
Давайте вспомним, на чем писали люди в далеком прошлом.
Ответы детей.
#1054;сновная часть
Воспитатель: Хочу предложить, вам посмотреть, как производиться бумага в настоящее время. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать. На некоторых заводах, перерабатывают старую использованную бумагу, которая называется макулатурой, тем самым люди сберегают леса от вырубки.
Бережным отношением к бумаге мы спасаем множество деревьев. Помните об этом!
Просмотр презентации!
Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Подумай и скажи».
Я буду называть предмет из бумаги, а вы подберете к нему прилагательное, например: стакан из бумаги - бумажный стакан;
Салфетка из бумаги - бумажная салфетка;
Цветы из бумаги - бумажные цветы;
Конверт из бумаги – бумажный конверт;
Пакет из бумаги – бумажный пакет;
Коробки из бумаги – бумажные коробки;
Деньги из бумаги – бумажные деньги.
Воспитатель: Теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (ответы детей).
Воспитатель: Устали? Давайте разомнёмся. Проводится физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали.
И на месте побежали.
Предлагаю вам со мной провести опыты с бумагой и приглашаю вас в небольшую лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой, и узнаем, какие свойства она имеет.
– Чтобы попасть в лабораторию нужно произнести слова. Закройте глаза и скажем все вместе: раз, два, три, в лабораторию заходи.
Но прежде чем, приступить к работе в лаборатории предлагаю нам надеть фартуки.
На доске вывешена памятка о поведении в лаборатории. Правила рассказываются детям.
Опыт №1 «Бумага режется» (вывешивается на доске схема «ножницы»)
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, режется бумага или нет. С ножницами мы работаем аккуратно, так как они острые, можно порезаться.
- Перед вами два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Дети пробуют разрезать ножницами сначала бумагу, а затем картон. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: Бумага режется легче, потому что она тонкая.
Опыт №2 «Бумага мнётся» (вывешивается на доске схема «мятая бумага»)
Предлагаю смять лист бумаги. В процессе смятия бумаги обратить внимание детей на то, что прежнюю форму она уже не примет.
Вывод: Бумага мнется. После смятия прежнюю форму не принимает.
Опыт №3 «Бумага намокает» (вывешивается на доске схема «капля воды»)
У вас на столах лежат салфетка и лист бумаги, а также емкость с водой. Давайте опустим в воду сначала салфетку, а затем лист бумаги.
Обращаю внимание детей на то, что салфетка промокла быстрее, потому что, она тоньше, а лист бумаги намокал дольше потому что, он плотнее.
Вывод: Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
Опыт №4 «Бумага впитывает масло» (вывешивается на доске схема «растительное масло»)
Опустить ватную палочку в растительное масло и провести на бумаге полосу. Что произошло?
Вывод: Масло впиталось, и остался след на бумаге, который не высохнет и не исчезнет.
Опыт №5 «Бумага издаёт звук» (вывешивается на доске схема «нота»)
Предложить детям взять цветную ксероксную бумагу и выполнить движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.
Вывод: Бумага при смятии издает звук.
Воспитатель: Отлично с опытами мы закончили. Ребята посмотрите на доску, и расскажите, какие свойства бумаги вы узнали.
1. Бумага бывает тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды.
4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
5. При смятии бумага издаёт звук.
#1041;умага впитывает масло и оставляет след.
Воспитатель: Бумага может летать по ветру (запустить подготовленный самолет). Бумагу можно склеивать (мы с вами используем это свойство на занятиях по аппликации).
Воспитатель: Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойствах.
Воспитатель: У меня есть еще одна интересная бумага. Вот такая. (Показываю копировальную бумагу)
Воспитатель: Вы встречались с ней раньше? Как вы думаете, для чего она нужна?
Воспитатель: У этой бумаги есть свойство делать копии одного и того же изображения без компьютерной техники. Посмотрите у копировальной бумаги одна сторона с «жирной краской». Именно с помощью этой жирной краски и получается копия изображения.
Воспитатель: Предлагаю продолжить наши интересные открытия копировальной бумаги вечером.
#1047;аключительная часть
Воспитатель: Ну, что ж, пора возвращаться из лаборатории. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.
-Интересно было в лаборатории?
-Ребята, что вы узнали на занятии?
-Что вам понравилось на занятии?
-Что было сложного для вас на занятии?
- Спасибо за работу!
Самоанализ занятия по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная бумага»
- Задачи:
Обучающие:
- систематизировать знания о свойствах бумаги, её видах и назначении;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, намокает, режется, впитывает масло и оставляет след, издаёт звук);
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- развивать творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- совершенствовать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, желание экспериментировать;
- воспитывать бережное отношение детей к бумаге;
- воспитывать аккуратность при проведении опытов.
- Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста.
- С учетом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещенность, подбор и расстановка мебели).
- В общении с детьми использовался демократический стиль (проявляла доверие и уважение к ним, не подавляла строгостью и наказанием, в общении с детьми преобладали положительные оценки).
- Занятие я взяла текущее в соответствии с Программой. Но изменила его, всзязи с расширением кругозора детей.
- Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
- Предварительная работа: знакомство с историей появления бумаги, рассматривание иллюстраций по теме.
- Занятие имело следующую структуру: начало, ход, окончание. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия. В ходе занятия присутствовал сюрпризный момент.
- Считаю, что дети были заинтересованы, замотивировала их чудесным мешочком, приёмом «загадки». В момент постановки цели дети были активны, на мой взгляд, у них появилось желание слушать и выполнять работу.
- Методы: словесный (использовалась беседа с детьми, указания при проведении опытов, физминутка, вопросы), наглядный (показ схем, книги, альбома, салфетки, газеты, журнала), практический (провели опыты).
- Приёмы: показ, инструктаж (схема), загадка, указания, опыты, рефлексия. Применение приёмов способствовало привлечению и сосредоточению внимания детей, обеспечению мотивации и интереса, активизации мышления, подаче нового с опорой на имеющиеся знания.
- Использовались аудиовизуальные средства обучения (презентации), наглядные плоскостные (магнитная доска), раздаточный материал, оборудование для экспериментирования.
- Обеспечивался контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение внимания, активности, оказывалась поддержка каждому ребенку (подбадривание).
- Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении (опыты).
- После проведения опытов не стали раздевать фартуки, чтобы не упустить сосредоточенность детей на заключительной части.
- Думаю, что дети с поставленной целью справились.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС в подготовительной группе: "Много рек течёт прекрасных -В царстве Руси молодой..."
Цель: Формирование у дошкольников представлений о природе России; о её реках; о значении воды в жизни живой природы....

Конспект занятия по речевому развитию с использованием АМО-технологии.Пересказ рассказа "Ягодознание" в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию речи с использованием опрных схем...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Поможем Буратино» для детей подготовительной группы (6-7 лет).
формирование элементарных математических представлений...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича в подготовительной группе Тема занятия: «Россия – Родина моя»
Обобщение знаний детей о Родине; знакомство с логико-математическими играми В.В. Воскобовича...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Наш дом Земля. Материки и океаны" (подготовительная группа)
Цель: ознакомление с материками и океанами нашей планеты Земля.Задачи: Образовательные: - способствовать овладению представлений детей о нашей планете Земля;- знакомить с названиями, физическими очерт...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием дидактических игр «Путешествие по Нижнему Новгороду» (старшая группа)
Занятие напрвлено на расширение и закрепление знаний о городе Нижний Новгород в игровой форме....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Я - человек - мое тело» для детей подготовительной группы
Цель: Формировать у детей умения использовать знания о здоровом образе жизни для своего оздоровления, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни. Закрепить представление детей о строении ...