Конспект занятия по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная бумага» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Струк Анастасия Евгеньевна

Занятие напрвлено на расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx411.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная бумага»

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Струк Анастасия Евгеньевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Усть-Вельская СШ №23» СП «Детский сад № 65 «Светлячок»

Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.

Задачи:

Обучающие:

  • систематизировать знания о свойствах бумаги, её видах и назначении;
  • обучать различным приемам работы с бумагой;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, намокает, режется, впитывает масло и оставляет след, издаёт звук);
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
  • развивать творческие способности и фантазии детей;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, желание экспериментировать;
  • воспитывать бережное отношение детей к бумаге;
  • воспитывать аккуратность при проведении опытов.

Формы организации: подгруппа, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Планируемый результат: дети изучили свойства бумаги, умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; проявляют любознательность, интерес к экспериментальной деятельности; активно участвуют в образовательном процессе.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, магнитная доска, доска, ноутбук, мешочек, квадратные листочки бумаги разных видов, емкости с водой, масло растительное, ватные палочки, копировальная бумага, карточки для опытов, ножницы, фартуки, схемы. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, газета, журнал).

Перечень методической и художественной литературы:

  1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —

Ход занятия

#1054;рганизационный момент

Приветствие «Мой друг»

- Доброе утро!

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный мешочек. А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (Бумага)

Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду. Вы на ней рисуете, читаете книги. Оказывается, бумага была не всегда. Мы с вами уже познакомились с историей появления бумаги.

Давайте вспомним, на чем писали люди в далеком прошлом.

Ответы детей.

#1054;сновная часть

Воспитатель: Хочу предложить, вам посмотреть, как производиться бумага в настоящее время. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать. На некоторых заводах, перерабатывают старую использованную бумагу, которая называется макулатурой, тем самым люди сберегают леса от вырубки.

Бережным отношением к бумаге мы спасаем множество деревьев. Помните об этом!

Просмотр презентации!

Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Подумай и скажи».

Я буду называть предмет из бумаги, а вы подберете к нему прилагательное, например: стакан из бумаги - бумажный стакан;

Салфетка из бумаги - бумажная салфетка;

Цветы из бумаги - бумажные цветы;

Конверт из бумаги – бумажный конверт;

Пакет из бумаги – бумажный пакет;

Коробки из бумаги – бумажные коробки;

Деньги из бумаги – бумажные деньги.

Воспитатель: Теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (ответы детей).

Воспитатель: Устали? Давайте разомнёмся. Проводится физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали.

И на месте побежали.

Предлагаю вам со мной провести опыты с бумагой и приглашаю вас в небольшую лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой, и узнаем, какие свойства она имеет.

– Чтобы попасть в лабораторию нужно произнести слова. Закройте глаза и скажем все вместе: раз, два, три, в лабораторию заходи.

Но прежде чем, приступить к работе в лаборатории предлагаю нам надеть фартуки.

На доске вывешена памятка о поведении в лаборатории. Правила рассказываются детям.

Опыт №1 «Бумага режется» (вывешивается на доске схема «ножницы»)

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, режется бумага или нет. С ножницами мы работаем аккуратно, так как они острые, можно порезаться.

- Перед вами два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Дети пробуют разрезать ножницами сначала бумагу, а затем картон. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: Бумага режется легче, потому что она тонкая.

Опыт №2 «Бумага мнётся» (вывешивается на доске схема «мятая бумага»)

Предлагаю смять лист бумаги. В процессе смятия бумаги обратить внимание детей на то, что прежнюю форму она уже не примет.

Вывод: Бумага мнется. После смятия прежнюю форму не принимает.

Опыт №3 «Бумага намокает» (вывешивается на доске схема «капля воды»)

У вас на столах лежат салфетка и лист бумаги, а также емкость с водой. Давайте опустим в воду сначала салфетку, а затем лист бумаги.

Обращаю внимание детей на то, что салфетка промокла быстрее, потому что, она тоньше, а лист бумаги намокал дольше потому что, он плотнее.

Вывод: Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Опыт №4 «Бумага впитывает масло» (вывешивается на доске схема «растительное масло»)

Опустить ватную палочку в растительное масло и провести на бумаге полосу. Что произошло?

Вывод: Масло впиталось, и остался след на бумаге, который не высохнет и не исчезнет.

Опыт №5 «Бумага издаёт звук» (вывешивается на доске схема «нота»)

Предложить детям взять цветную ксероксную бумагу и выполнить движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.

Вывод: Бумага при смятии издает звук.

Воспитатель: Отлично с опытами мы закончили. Ребята посмотрите на доску, и расскажите, какие свойства бумаги вы узнали.

1. Бумага бывает тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. При смятии бумага издаёт звук.

#1041;умага впитывает масло и оставляет след.

Воспитатель: Бумага может летать по ветру (запустить подготовленный самолет). Бумагу можно склеивать (мы с вами используем это свойство на занятиях по аппликации).

Воспитатель: Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойствах.

Воспитатель: У меня есть еще одна интересная бумага. Вот такая. (Показываю копировальную бумагу)

Воспитатель: Вы встречались с ней раньше? Как вы думаете, для чего она нужна?

Воспитатель: У этой бумаги есть свойство делать копии одного и того же изображения без компьютерной техники. Посмотрите у копировальной бумаги одна сторона с «жирной краской». Именно с помощью этой жирной краски и получается копия изображения.

Воспитатель: Предлагаю продолжить наши интересные открытия копировальной бумаги вечером.

#1047;аключительная часть

Воспитатель: Ну, что ж, пора возвращаться из лаборатории. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.

-Интересно было в лаборатории?

-Ребята, что вы узнали на занятии?

-Что вам понравилось на занятии?

-Что было сложного для вас на занятии?

- Спасибо за работу!

Самоанализ занятия по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная бумага»

  1. Задачи:

Обучающие:

  • систематизировать знания о свойствах бумаги, её видах и назначении;
  • обучать различным приемам работы с бумагой;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, намокает, режется, впитывает масло и оставляет след, издаёт звук);
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
  • развивать творческие способности и фантазии детей;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, желание экспериментировать;
  • воспитывать бережное отношение детей к бумаге;
  • воспитывать аккуратность при проведении опытов.
  1. Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста.
  2. С учетом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещенность, подбор и расстановка мебели).
  3. В общении с детьми использовался демократический стиль (проявляла доверие и уважение к ним, не подавляла строгостью и наказанием, в общении с детьми преобладали положительные оценки).
  4. Занятие я взяла текущее в соответствии с Программой. Но изменила его, всзязи с расширением кругозора детей.
  5. Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
  6. Предварительная работа: знакомство с историей появления бумаги, рассматривание иллюстраций по теме.
  7. Занятие имело следующую структуру: начало, ход, окончание. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия. В ходе занятия присутствовал сюрпризный момент.
  8. Считаю, что дети были заинтересованы, замотивировала их чудесным мешочком, приёмом «загадки». В момент постановки цели дети были активны, на мой взгляд, у них появилось желание слушать и выполнять работу.
  9. Методы: словесный (использовалась беседа с детьми, указания при проведении опытов, физминутка, вопросы), наглядный (показ схем, книги, альбома, салфетки, газеты, журнала), практический (провели опыты).
  10. Приёмы: показ, инструктаж (схема), загадка, указания, опыты, рефлексия. Применение приёмов способствовало привлечению и сосредоточению внимания детей, обеспечению мотивации и интереса, активизации мышления, подаче нового с опорой на имеющиеся знания.
  11. Использовались аудиовизуальные средства обучения (презентации), наглядные плоскостные (магнитная доска), раздаточный материал, оборудование для экспериментирования.
  12. Обеспечивался контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение внимания, активности, оказывалась поддержка каждому ребенку (подбадривание).
  13. Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении (опыты).
  14. После проведения опытов не стали раздевать фартуки, чтобы не упустить сосредоточенность детей на заключительной части.
  15. Думаю, что дети с поставленной целью справились.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС в подготовительной группе: "Много рек течёт прекрасных -В царстве Руси молодой..."

Цель: Формирование у дошкольников представлений о природе России; о её реках; о значении воды в жизни живой природы....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Наш дом Земля. Материки и океаны" (подготовительная группа)

Цель: ознакомление с материками и океанами нашей планеты Земля.Задачи: Образовательные: - способствовать овладению представлений детей о нашей планете Земля;- знакомить с названиями, физическими очерт...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием дидактических игр «Путешествие по Нижнему Новгороду» (старшая группа)

Занятие напрвлено на расширение и закрепление знаний о городе Нижний Новгород в игровой форме....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Я - человек - мое тело» для детей подготовительной группы

Цель: Формировать у детей умения использовать знания о здоровом образе жизни для своего оздоровления, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни. Закрепить представление детей о строении ...