Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Наш дом Земля. Материки и океаны" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: ознакомление с материками и океанами нашей планеты Земля.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать овладению представлений детей о нашей планете Земля;
- знакомить с названиями, физическими очертаниями и расположением
материков и океанов;
- формировать интерес к познавательной деятельности.
Развивающие:
- расширять знания о разнообразии окружающего мира;
- активизировать память;
- создавать условия для формирования выводов;
- развивать активное познание.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы;
- воспитывать навыки экологически грамотного и безопасного поведения на
природе;
- развивать навыки общения в группе;
- формировать умения работать в команде;
- стимулировать самостоятельную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu_materiki_i_okeany_stepanova_l.o.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
по познавательному развитию
на тему «Наш дом Земля. Материки и океаны»
подготовительной к школе группы
Разработал: Степанова Лилия Олеговна
ФИО
Санкт-Петербург, 2024
Тема: «Наш дом Земля. Материки и океаны»
Состав учебной группы: дети 6-7 лет, 6 человек
Цель: ознакомление с материками и океанами нашей планеты Земля.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать овладению представлений детей о нашей планете Земля;
- знакомить с названиями, физическими очертаниями и расположением
материков и океанов;
- формировать интерес к познавательной деятельности.
Развивающие:
- расширять знания о разнообразии окружающего мира;
- активизировать память;
- создавать условия для формирования выводов;
- развивать активное познание.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы;
- воспитывать навыки экологически грамотного и безопасного поведения на
природе;
- развивать навыки общения в группе;
- формировать умения работать в команде;
- стимулировать самостоятельную деятельность.
Предварительная работа:
- изучение глобуса;
- чтение «Природа мира» Е.Ульева
- просмотр видеоролика о планете Земля;
- чтение энциклопедий об окружающем мире.
Методы и приемы: беседа с детьми, опрос, наблюдение, игровая и практическая деятельность, демонстрация.
Материально-техническое оснащение занятия: ноутбук, интерактивная доска, магнитно-маркерная доска, карта интерактивная, карта (контурные силуэты), фигурки животных, глобус, «мусор» для океана, удочки, зонт, тубус.
Ход занятия:
1. Настрой на занятие:
Рада вас видеть, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. А теперь возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и произнесем: «Будем мир мы открывать, много знаний получать». Отлично! Что за чувство появилось у нас?
(Радость, настрой, интерес…)
Хорошо! И с таким чудесным настроением мы сегодня с вами будем узнавать много нового!
2. Беседа:
Сегодня мы станем настоящей командой, командой путешественников. Кто же такие путешественники?
(Люди, которые отправляются в дорогу в неизвестные новые места, на отдых).
На чем можно путешествовать?
(На самолете, на поезде, на автомобиле, на корабле).
Правильно. Мы же с вами отправимся в путешествие по нашей планете на воздушном шаре.
Ребята, а какой же формы наша планета?
(Круглая!)
Да, действительно. А где мы можем это наглядно увидеть и оценить, с помощью какого предмета?
(С помощью глобуса).
Отлично! Если мы обратимся к глобусу, то сможем увидеть, что поверхность нашей Земли состоит из материков и океанов. Кто знает, сколько океанов на нашей планете?
(Не знаем, три, четыре...)
На нашей планете расположены пять океанов (Тихий, Северно-Ледовитый, Индийский, Атлантический и Южный). Южный океан появился на картах только в 2000 году. Международное географическое сообщество приняло решение определить водное пространство перед Антарктидой в океан и назвать его Южный.
А материков (континентов)?
(Возможно шесть...)
На нашей планете шесть континентов (Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Северная и Южная Америка).
Для того, чтобы стать настоящими исследователями новых мест, нам необходимы специальные предметы - атрибуты путешественника. Какие это вещи, как вы думаете?
(Карта, бинокль, подзорная труба, фотоаппарат, блокнот с ручкой, вода...)
Вот теперь мы готовы. Только у нас проблема. Когда я собиралась в путешествие с вами, моя волшебная карта мира разошлась на кусочки, исчезли все материки. Что же нам делать?
(Возможные варианты ответов детей).
Да, я тоже решила не унывать, потому что в моей команде такие умные и смелые ребята. Я подумала, что мы вместе сможем ее восстановить. Но перед тем, как отправиться в путешествие, нам необходимо размять ручки.
(Пальчиковая гимнастика):
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Отлично. А теперь отправимся в полет вокруг нашей планеты на воздушном шаре. Подходите, жду вас всех. Итак, готовы?
(Да!)
Ну тогда полетели!
3. Полет - путешествие (1 часть):
Мы с вами будем путешествовать по материкам и отгадывать, кто же обитает на них. Итак. Взлетаем! Первый материк, который мы пролетаем называется Евразия. В какой стране мы с вами живем?
(Россия!)
Верно! И страна Россия тоже расположена на материке Евразия. Давайте отгадаем, какое же животное обитает на этом материке.
Загадка:
Этот зверь похож на кошку,
Но имеет грозный вид.
Если встретишь на дорожке,
Непременно зарычит.
Весь пушистый, полосатый,
Но суров, не любит игр.
Он зубастый и усатый.
Этот кот зовется... (ТИГР).
Давайте проверим, кто же у нас в мешочке? Правильно, это тигр. Здесь он обитает.
Евразию делят на две части света: Европу и Азию. Эта граница проходит по Уральским горам. На этом материке живёт наибольшее количество людей.
Природа в Евразии очень разнообразна. Тут обитают косули, медведи, панды, росомахи, рыси, слоны и многие другие животные. На территории Евразии произрастают такие растения: дуб, кедр, бамбук, лотос, берёза.
Берем контур нашего материка и полетели дальше. Пролетаем мимо следующего континента - Африка. Давай отгадаем загадку о его обитателях.
Загадка:
В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Желтый, в пятнышках... (ЖИРАФ)
Правильно. Это самый жаркий материк. В Африке находится много пустынь и саванн — местности, покрытой высокими травянистыми растениями и редко встречающимися деревьями. Тут находится крупнейшая жаркая пустыня — Сахара. Растения со временем приспособились к засухам и редким осадкам. На этом материке встречаются акации, баобабы, алоэ. В Африке обитают животные, которые способны выдержать жаркие условия с недостатком воды: слоны, гиены, крокодилы, бегемоты, зебры, обезьяны и другие животные.
Полетели дальше? Итак, пролетаем над Автралией.
Отгадаем загадку:
Очень медленны движенья,
И походка - как скольжение,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, ..... (ЧЕРЕПАХА).
Австралия - это самый маленький материк.
Здесь есть животные, которых не встретишь ни на одном другом материке: кенгуру, коала, утконос, ехидна. Тут произрастают акации и эвкалипты. Берем с собой контур материка.
Теперь мы долетаем до самого холодного материка нашей планеты - Антарктиды. Давайте отгадаем загадку.
Загадка:
Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин
Антарктический…..(ПИНГВИН) …
Правильно. Берем контур этого материка. Антарктида - самый холодный материк. Он почти весь покрыт льдом.
Из-за сурового климата на этом материке люди не могут проживать постоянно. На свободных ото льда участках очень бедная растительность — мхи, лишайники. Существуют животные, которые смогли приспособиться к условиям Антарктиды и обитают там: синий кит, пингвин, морской котик, тюлень, а также разнообразные рыбы и птицы.
4. Практическая работа-игра (очищение океана):
Теперь мы пролетим большое расстояние через моря и океаны к следующим материкам. Ой, что же мы видим?
(Мусор!)
Да, ребята, много мусора, к сожалению, попадает в моря и океаны. Человек загрязняет нашу природу. Морские жители очень страдают от этого. Что же мы можем сделать? Как помочь?
(Мы можем не мусорить, можем собрать мусор и навести порядок).
Хорошо, но для начала разомнемся. (Физкультминутка)
Море очень широко,
Море очень глубоко.
Рыбки там живут, друзья.
А вот воду пить-нельзя.
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
И над морем мы с тобою.
А теперь можно приступать к работе.
Давайте вместе с вами наведем порядок.
(Работа детей)
5. Полет - путешествие (2 часть):
Так, молодцы! Тогда летим дальше. Перед нами большой континент - Южная Америка. Кто же на нем обитает?
Загадка:
Говорлив, и очень ярок
Тот из джунглей нам подарок.
Скажет всё, лишь помогай!
Чтоб общался… (ПОПУГАЙ)
Правильно! В Южной Америке есть очень густые леса с высокой влажностью — джунгли. На этом материке произрастают интересные растения: ярета, хинное дерево, психотрия. Здесь живут удивительные животные: броненосцы, ленивцы, муравьеды. Тут обитает много обезьян и красивых птиц. Берем с собой контур.
Далее летим и видим еще один большой материк - Северную Америку.
Новая загадка:
С толстой шкурой, цветом бурый.
Что за зверь? Что за фигура?
Кто живет в домах-берлогах?
От кого уносим ноги? (МЕДВЕДЬ)
Точно! На этом материке находятся удивительные места: ледяные пещеры Аляски, разные национальные парки и каньоны — глубокие речные долины со скалистыми высокими берегами. В Северной Америке можно встретить бизонов, койотов. Тут произрастают самые высокие деревья — секвойи.
Итак, сколько мы с вами пролетели материков?
(Шесть!)
Да, давайте их назовем еще раз.
(Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Южная и Северная Америка).
Над какими океана мы пролетали? Сколько их?
(Всего пять океанов: Северно-Ледовитый, Атлантический, Индийский, Тихий и Южный).
Отлично! Нам пора возвращаться на материк, на котором мы живем. Как он называется?
(Евразия!)
6. Практическая работа (создание карты):
Итак, мы собрали все контуры нашей карты, давайте ее восстановим.
(Работа детей).
7. Сюрпризный момент (появление интерактивной карты):
Ребята, мы с вами пролетели вокруг нашей планеты Земля. Изучили все материки, пролетали над океанами. Давайте теперь нашу собранную карту уберём в тубус путешественника.
И скажем вместе такие волшебные слова:
Вместе мир мы открывали,
Много нового узнали.
Давайте теперь вместе!
(Дети повторяют).
А сейчас проверим наш тубус. Что же там?
Вот это да! Наша карта стала целой, цветной и интересной! На ней изображены все материки и океаны, на которых мы с вами сегодня побывали. Давайте ее повесим на доску, и теперь мы сможем ее рассматривать и изучать дальше. А если навести на нее телефон или планшет, то появится дополнительная информация. Это волшебная интерактивная карта, которая теперь будет в нашей группе.
8. Обратная связь о приобретенных знаниях:
Что же нового вы сегодня узнали?
(Мы узнали, что наша планета Земля круглая, на ней расположены шесть материков (Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида), пять океанов (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый и Южный).
9. Эмоциональный отклик о занятии:
Что вам понравилось на занятии?
(Нам понравилось путешествовать, разгадывать загадки, очищать океан от мусора, разглядывать новую карту).
Ребята, вы были настоящими исследователями. Я благодарю вас за путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Забавы вокруг печки» для детей старшей группы.
Приобщать детей к истокам народной культуры....
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы (3-4 года). Основная цель занятия - закрепление знаний о диких животных, развитие мелкой моторики...
Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные и детеныши» с детьми первой младшей группы
Программное содержание:1. Образовательные:- учить детей различать взрослых животных и их детенышей.- учить отвечать на вопросы по содержанию.- уточнить характерные признаки внешнего вида диких животны...
Конспект занятия по познавательному развитию "Самый дорогой человек на свете" для детей подготовительной группы
Конспект занятия на тему:"Самый дорогой человек на свете"Программное содержание:воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;учить отвеч...
Конспект занятия по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром) в подготовительно к школе группе.
Цели: закреплять знания детей о строении растения;закреплять знания детей о потребности растений во влаге, тепле, свете и т. д.Дать детям знания о способах размножения растений;формировать умение...
Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе.
Цель: развивать внимание детей;упражнять детей в сравнении групп предметов;закреплять знания детей о тупых, острых, прямых углахдать знания о равносторонних, остроугольных, прямоугольных и тупоугольны...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Путешествие по городу профессий». в подготовительной группе
конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в мир профессий"...