Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие по «Реке времени» «История ёлочной игрушки». (средняя группа)
план-конспект занятия (средняя группа)
Узнать историю возникновения и видоизменения новогодней игрушки при помощи технологии "река времени" - интересно и увлекательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_puteshestvie.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №217»
(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №217»)
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
«Путешествие по «Реке времени» «История ёлочной игрушки».
(средняя группа)
Проскурина Е.Н.
Тема: «Путешествие по «Реке времени». «История ёлочной игрушки».
Цель: Узнать историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек.
Задачи:
- Познакомить детей с историей елочных игрушек, дать знания где появилась первая елочная игрушка (в Германии).
- Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы разносторонними предложениями, активизация слов: стеклодувы, стеклянные, тяжелые, легкие, хрупкие.
- Формировать понятие о том, что игрушки бьются, аккуратно обращаться с ними.
- Воспитывать любознательность, интерес к игрушке разных времен.
- Упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: истории возникновения новогодних игрушек.)
- Узнать технологию производства старинных новогодних игрушек.
- Узнать, где можно ознакомиться с коллекцией старинных новогодних игрушек.
Материалы: карта-панно «река времени» с «метками»: «Древность», «Старина», «Настоящее», «Будущее»; бумажный кораблик, фотографии с изображением игрушек в разные временные периоды.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений, просмотр видео-презентации «Музей елочной игрушки- Клинское подворье».
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Любой из вас, конечно, ждет
Веселый праздник Новый год!
Но больше всех на свете
Ждут этот праздник… (дети)
Воспитатель: Дети, а вы ждете Новый год? А что является главным украшением праздника?
Как красива новогодняя елка! Украшение елки очень древний обычай. Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и бессмертие.
- Украсить зажженными свечами елку можно? Что может случиться?
(Ответы детей: Нет, нельзя. Пожар может случиться.)
Воспитатель: Правильно, конечно, нельзя наряжать елку свечами. Хотите узнать, как наряжали Новогоднюю елку давным-давно? Ребята, в старину был такой обычай изготавливать самодельные игрушки: хлопушки, рыбки из яичной скорлупы, звезды из фольги, домики, избушки, гирлянды…
Как вы думаете, когда появились первые елочные игрушки? Хотите об этом узнать?
Воспитатель: Для этого нам придется отправиться в путешествие по реке времени.
- Для этого давайте вспомним, как называется время о событиях,
которые уже давно прошли? Правильно, это время мы называем прошлым. Наше прошлое можно еще разделить на два разных времени. Как вы думаете на какие?
(Предположения детей.)
О прошлом, которое было ну совсем давно – это древность, ну и прошлое поближе к нашим прабабушкам и прадедушкам – это старина.
А как называется время событий, которые происходят с нами здесь и сейчас?
Правильно, это время мы называем настоящим.
А как называется время событий, которые только будут происходить с нами, например, когда вы вырастите…? Правильно – будущее.
Прошлое все то, что было.
Никакая в мире сила всё - обратно не вернёт.
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас – настоящее для нас.
Будущее – то, что будет и его не знают люди.
- Обратите внимание на панно – «Река времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему и наше с вами путешествие. Я приглашаю вас в путешествие по «реке времени». Да, именно, по реке, потому что, течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит только всегда вперед и никогда не возвращается назад, так же как и время.
Воспитатель: - Итак, мы отправляемся в путешествие. На чем мы будем путешествовать? (Ответы детей.)
- Смотрите, нас ждет кораблик! Предлагаю воспользоваться им! Отправляемся в то далекое время, когда жили древние люди.
Чтобы наш полет свершился, помогайте мне: я буду говорить «волшебные» слова, а вы выполнять движения.
Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На корабль скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!
В древности скорее окажись!
Воспитатель: Вот и первая остановка, которая называется «Древность». Чем же украшали елки в древности? Были в древности фабрики по изготовлению игрушек? Из чего были сделаны игрушки? из каких материалов изготовлены? (Ответы детей)
- От древних людей пришла к нам традиция украшать елку. Древние люди верили, что в деревьях обитают духи плодородия, от которых зависит, насколько обильным будет урожай хлеба, овощей, фруктов. Желая угодить духам, заслужить их благосклонность, люди старались украсить деревья, в которых эти духи и жили.
Первые елочки были съедобными. Почему? Чем они были украшены?
- Конечно, их украшали овощами и фруктами, хлебными изделиями.
Яблоки считали символом плодородия, яйца означали зарождение новой жизни, орехи – божественный промысел, вафли – символ причастия. Чуть позже на елку стали вешать пряники, печения, конфеты и другие сладости.
Воспитатель: А мы продолжим путешествие и отправимся в то время, которое называется «Старина», то далекое прошлое время наших прадедушек и прабабушек, нас ждет кораблик.
Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На корабль скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!
В Старине скорее окажись!
Воспитатель: Мы с вами оказались на остановке, которая называется «Старина»
Дети, хотите побывать на фабрике, где изготавливают елочные игрушки? И посмотреть из чего их изготавливали?
- Раньше елки украшались уже бумажными игрушками, бумажными гирляндами, различными фигурками.
В основном делали дома, покупали на рынке. Из простых материалов ваты, бумаги, клея – создавались удивительные фигурки детей, клоунов, животных, плоскостные игрушки.
Новогодняя игрушка наглядно отразила историю нашей страны.
- В довоенный период выпускались вещицы с советской символикой: дирижабли с надписью «СССР», шары с серпом и молотом, ватные спортсмены и пионеры с красными флажками, дети из разных республик в национальной одежде.
- Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, конечно, в ограниченном количестве. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками – санитарами».
- В 50-е годы появилась мода на стеклянные бусы.
- В начале 1960-х годов на елках появились шарики с росписью на космическую тему. «Космонавты», «спутники», «ракеты»— отклик на полет Ю.А.Гагарина в космос.
- В 1970-е годы стали выпускать игрушки на прищепках (показываю игрушку).
Несколько лет тому назад в далекой старине такие игрушки стали делать уже из стекла. Ребята, вам интересно как создавались такие игрушки? Как вы думаете как их делали?
Стеклодув выдувал заготовку через стеклянную трубочку, до красна накаленную на газовой горелке. Когда она достигала нужного размера, один конец запаивали. Затем ее охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра, раскрашивали вручную, клеили на нее стразы и блески и приделывали так называемую «шапочку» с петелькой.
- Так изготавливали игрушки в старину, так их изготавливают и в наше время.
А давайте поиграем в игру «Елочка»
Ждут красавицу колючую – рисуют руками елочку
В каждом доме в декабре – делают ладошками дом
На ветвях зажгут фонарики – показывают фонарики
Искры брызнут в серебре – руки над головой
Сразу станет в доме празднично – пальцы оттопырены
Закружится хоровод – берутся за руки в хоровод
Дед мороз спешит с подарками – идут по кругу с воображением мешком за плечом
Наступает Новый год! – машут руками вверху.
Воспитатель: Пришла пора возвращаться в наше, настоящее время. Приглашаю всех на кораблик.
Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На корабль скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!
Из старины в настоящем окажись!
Воспитатель: Мы вернулись в наше настоящее время.
- В 90-е годы появилось много игрушек с символом наступающего года. Сегодня в производстве елочных игрушек наблюдается: шары с ручной росписью, пейзажами, картинами русской зимы, символикой.
- Ребята, раньше только учились расписывать рисовать на игрушках, а сейчас стали большими умельцами. И из года в год елочные игрушки все интереснее. Теперь они уже очень легкие, потому что пластмассовые. Ну и, конечно, не бьются, не такие хрупкие как стеклянные.
Блестящие, украшенные бисером и камушками.
- Ювелиры создали новогоднюю игрушку для украшения праздничной елки.
Цена этого украшения превзошла все ожидания. Эта елочная игрушка признана самой дорогой в мире. Ёлочную игрушку, инкрустировали рубинами и бриллиантами. Цена этого изделия составляет 300 000 долларов.
Ребята, а как вы думаете где можно ознакомиться с коллекцией старинных новогодних игрушек ? (Ответы детей).
- 18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в России Музей ёлочной игрушки - «Клинское подворье»! "Клинское подворье" - это музей елочной игрушки в подмосковном городе Клин. Этот музей молодой и пока единственный в России. Музей расположен в симпатичном современном тереме. В нем можно увидеть множество не только современных игрушек, но и старинных и древних. Его коллекции пополняются до сих пор.
Новогодняя игрушка это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Путешествуя по далекому прошлому и настоящему времени, мы узнали, когда появились первые елочные игрушки, какими они были и как менялись со временем.
- Ну а мы с вами возвращаемся из нашего путешествия в наш детский сад.
Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На корабль скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!
Снова в детском саду окажись!
Воспитатель: Ребята, какая же метка осталась у нас пустой? Правильно «Будущее». Мы о нем ничего не можем знать, оно нам неизвестно. Мы только можем о нем мечтать и фантазировать. Я предлагаю вам пофантазировать, помечтать - как будут выглядеть елочные игрушки в будущем. Закрываем все глазки и представляем каждый себе свою «игрушку будущего», такую волшебную и необычную как вы сами ее себе представляете.
- Открываем глаза. Посмотрите, какую игрушку представила себе я.
(Показывает рисунок).
- Теперь ваша очередь удивить меня.
В свободное время, дома вместе с родителями попробуйте нарисовать, сделать аппликацию или изготовить свою «игрушку будущего» из какого – то другого материала. Принести в детский сад и украсить последнюю метку нашего панно «Будущее».
Воспитатель: (Побуждение детей к выражению своего отношения к результатам образовательной деятельности посредством вопросов проблемного характера)
- Важно ли для тебя то, о чем узнали? Как это нам пригодится в жизни? Зачем мы это делали? Что было самым трудным? Почему? У кого ты просил помощи? Кому помог сам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема «Путешествие по реке времени: история перчаток»
Современное педагогическое сообщество сейчас активно использует инновационные педагогические технологии.Я тоже не стою на месте,внедряю апробирую новые технологии.В данной непосредственной деятельност...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Речевое развитие. Тема «Путешествие по реке времени. История жилища и бытоустройства»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе....
Конспект. Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Художественное творчество", в средней группе по теме"Аквариум"
Технологии: ИКТ (интерактивный экран), игровая ситуация, нетрадиционная техника рисования (монотипия)...
Путешествие по реке времени "История новогодней игрушки"
Конспект образовательной деятельности познавательно-исследовательского характера об истории возникновения праздника новый год, о возникновении традидиции украшать елку....
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в сказку «Три поросенка»» для детей средней группы
Закреплять представления о порядковом счета в пределах 5 , упражнять в умении уравнивать неравные группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по трудовому обучению «Поможем мишке помыть игрушки.» (средняя группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по трудовому обучению «Поможем мишке помыть игрушки.» (средняя группа)Данный конспект представлен для развития трудовых навыков у де...