Опыт работы "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
статья по окружающему миру

Коротенко Елена Валериевна

Педагогический опыт работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях» направлен на современную проблему дошкольного образования – раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Выбор темы обусловлен противоречием между социальным заказом на осуществление ранней профориентации начиная с дошкольного образования и отсутствием научнообоснованных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Целью работы является теоретическое обоснование и инновационная деятельность эффективности организационно - педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

В ходе работы решаются задачи: 1. Изучить теоретические подходы к пониманию работы с детьми по ранней профориентации. 2. Определить условия реализации нормативно – правовой базы по данному направлению. 3. Определить условия реализации образовательного процесса по ранней профориентации. 4. Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей по разработке и внедрению данной методики. 5. Усовершенствовать работу с социумом в рамках региональной инновационной деятельности.

Педагогический опыт работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях» может быть полезен педагогам дошкольных образовательных организаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санду Светлана Сергеевна, Коротенко Елена Валериевна,

Департамент образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Старооскольский центр развития образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Авторы опыта:

Санду Светлана Сергеевна,

Коротенко Елена Валериевна,

воспитатели

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №24 «Берёзка» Старооскольского городского округа

Старый Оскол, 2025 год


Оглавление

Раздел I. Информация об опыте.        3

Условия возникновения и становления опыта        3

Актуальность опыта        5

Противоречия        6

Ведущая педагогическая идея опыта        6

Длительность работы над опытом        6

Диапазон опыта        6

Теоретическая база опыта        7

Новизна опыта        11

Раздел II. Технология описания опыта        12

Раздел III. Результативность опыта        19

Приложения        23


Раздел I. Информация об опыте.

Условия возникновения и становления опыта

Содержание образовательной деятельности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саде №24 «Берёзка» Старооскольского городского округа определяется образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ДС №24 «Берёзка», разработанной, принятой и реализуемой учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей. В части ОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, авторы опыта реализуют парциальную образовательную программу дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья». Программа направлена на познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования описывает планируемы результаты освоения образовательной программы. Среди них на этапе завершения дошкольного детства выделяются следующие: ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью; ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу; ребёнок проявляет любознательность, активно задаёт вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности [11].

Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых осуществляется с учётом принципа интеграции компонентов образовательных областей. Основная сложность работы заключается в том, что значительная часть трудовых функций взрослых недоступна для непосредственного наблюдения детьми за ней.

Ранняя профориентация — это новое направление в психологии и педагогике, целью которого является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии [6].

Содержание образовательной программы дошкольного образования обеспечивает разностороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.

Началом работы по теме опыта стал мониторинг проявления у детей дошкольного возраста познавательной активности в различных видах детской деятельности.

Для выявления проявления познавательной активности, а также уровня её сформированности были выделены следующие критерии:

- когнитивный (ребёнок старается задавать познавательные вопросы, проявляет эмоциональную вовлеченность в деятельность);

- мотивационный (ребёнок проявляет интерес к предполагаемой ситуации успеха и радости, осуществляет целенаправленную деятельность, стремится к завершенности);

- эмоционально - волевой (ребёнок проявляет положительные эмоции в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно - практический (ребёнок проявляет инициативность в познании; ребёнок проявляет различную степень инициативности).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и были выделены показатели сформированности познавательной активности у дошкольника:

– 57% детей не проявляли инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение). Также не задавали познавательных вопросов; ждали поэтапного объяснения условий или показа способа использования модели.

– у 23% наблюдалась большая степень проявления познавательного интереса и самостоятельности в принятии какой- либо задачи. Испытывая некоторые трудности, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к взрослому. Дети с интересом задавали вопросы для уточнения условий и, получив подсказку, выполняли задание до конца. Такое поведение свидетельствовало об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения какой- либо задачи, но совместно со взрослым.

– у 10% детей наблюдалось проявление инициативы, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети, не проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Таким образом, возникла необходимость в организации условий для активизации устойчивого познавательного интереса, а также познавательной активности ребёнка.

Актуальность опыта

На сегодняшний день актуальность ранней профориентации дошкольников обусловлена тем, что вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира. [7]

Актуальность игры и ее роли в развитии ребёнка дошкольного возраста определяется особенностями игровой деятельности современных детей. Значительные изменения в жизни общества требуют нового осмысления реалий игры современного детства. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений, встроенных в изменяющийся социальный и культурный контекст.

Стандарт дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития и организации деятельности ребенка, его многогранного развития в социально- коммуникативной, речевой, познавательной, художественно- эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности ребёнка, его возраст, способности и наклонности определяют содержательный контекст игрового процесса. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. [15]

ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально- нормативных основ поведения ребенка, а также в повышении эффективности образовательной деятельности: пробуждение познавательного интереса, самопознание и самореализация, формирование культуры сотрудничества, социализация, развитие коммуникативных навыков.

Решающим условием формирования индивидуальности ребенка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Игра позволяет ребёнку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

Игра имеет большое значение и для развития ребёнка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее приемлемой формой организации жизни детей.

Противоречия

На основании вышеизложенного выделяются объективно существующие противоречия между:

- требованиями и задачами, стоящих перед дошкольным образованием, и неподготовленностью педагогов к решению этих задач для развития дошкольной организации;

- возрастной спецификой дошкольного возраста детей в ведущих видах деятельности и неэффективностью организации развивающей деятельности ребёнка во времени и пространстве;

- наличием новых возможностей влияния со стороны родителей на развитие системы дошкольного образования, обеспеченных государством и отсутствием у них знания об этих возможностях и навыка педагогов к совместным с родителями деятельностям для развития системы дошкольного образования.

Ведущая педагогическая идея опыта

Выявленные противоречия позволили определить ведущую педагогическую идею опыта - создание психолого- педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности детей в ранней профориентации посредством использования игровых технологий

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2021 по 2024 год.

1 этап. Начальный (сентябрь 2021 года – декабрь 2024 года).

Выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, задач и выбор методов и средств их решения, анализ литературы по проблеме, подбор диагностических методик для оценки хода и результатов мониторинга, сбор информации, мониторинг.

2 этап. Основной (январь 2021 года – август 2024 года).

Составление картотеки игровых ситуаций для развития познавательной активности. Внедрение игровых технологий в образовательную деятельность детей.

3 этап. Заключительный (сентябрь – ноябрь 2024 года).

Обобщение и анализ результатов опыта работы, обобщение и систематизирование мониторинговых данных, формирование выводов.

Диапазон опыта

Диапазон опыта включает в себя развивающие образовательные ситуации для самостоятельной деятельности ребёнка, а также деятельности со взрослым с целью развития познавательной активности к ранней профориентации.

Теоретическая база опыта

Теоретические аспекты формирования ранней профориентаций дошкольников

Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в ФГОС ДО [15], является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Поэтому ранняя профориентация в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно- смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования. [4]

Анализ психолого- педагогической литературы констатирует, что для осмысления проблемы ранней профориентации в дошкольном образовании сложились определенные теоретические предпосылки, что еще раз подтверждает актуальность данной проблемы в дошкольном образовании. В России первыми авторами, которые придавали значимость проблемам профессиональной ориентации, можно назвать Н.К. Крупскую, А.В. Луначарского, Н.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко. По их мнению, непременным условием всестороннего развития человека является наличие глубоких и обширных знаний, поэтому первейшей обязанностью системы общего образования в период допрофессиональной подготовки они считали «вооружение каждого ребенка такими знаниями и тем широким образованием, которое откроет перед ним все дороги» [6].

В современных исследованиях, касающихся дошкольного образования, акценты ставятся на разработке таких понятий, как «ранняя профессиональная ориентация», «профессиональная деятельность взрослых», «профессиональное самоопределение», «допрофессиональный онтогенез», «ранние профессиональные устремления дошкольника», «профессиональный интерес дошкольника», «профессиональная направленность личности дошкольника», «профориентационные сюжетно- ролевые игры» и др.

Так, в соответствии с мнением Н. Н. Захарова цель ранней профориентации заключается в формировании у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности [7].

Интересно мнение Е. Гинзберга, который процесс профессионального выбора связывает с эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка, проходящим по трем стадиям: воображаемый период (4–11 лет); период проб и попыток (11–17 лет); реалистичный период (17–21 год) [8].

Е.А. Климов в своих исследованиях рассматривает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории, игра в возрасте от 3 до 6–8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т. д.) [8].

В работах В.А. Климова доказано, что уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы труда по самообслуживанию. По мнению автора, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту.

В.П. Кондрашов [9] обосновал понятие ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей образа «Я» дошкольника, определил условия, способы и средства формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.

Таким образом, в трудах педагогов прошлого и в современной научной литературе, данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых, представлены различные авторские определения ранней профориентации.

Исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. указывают на то, что в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие мотивационной сферы личности [18]. Именно это главное новообразование является основой формирования мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых с их стремлением и желанием быть похожим на них. Следовательно, интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности, в том числе и трудовой, становится для ребенка наиболее значимым, формируется познавательная активность.

Теоретические аспекты развития познавательной активности дошкольников

Изучение передовых идей отечественных и зарубежных педагогов прошлого позволило установить зависимости, которые определяют интенсивность и характер существования познавательной активности в обучении. Исследователи рассматривают познавательную активность как синтетическое образование, включающее в себя такие компоненты, как: интеллектуальные, эмоциональные и волевые факторы (Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); склонность (Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, А.В. Петровский и др.); избирательная направленность личности (В.Б. Бондаревский, Г.И. Щукина и др.); выражение потребности индивида (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б.А. Теплов и др.); выражение эмоционального отношения (В.Г. Иванов, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); мотив учебной деятельности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.); мотивационная сфера личности (Б.И. Додонов, А.К. Дусавицкий, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.М. Фридман); интегративное качество личности (Ф.К. Савина, О.В. Науменко).

Познавательная активность рассматривается ведущими учёными и педагогами как интегративное качество личности, представленное совокупностью мотивационно- стимулирующего, содержательно- деятельностного и эмоционально- оценочного компонентов, которые с формированием познавательного интереса обеспечивают одновременно и развитие личностных функций. [11]

Так, мотивационно- стимулирующий компонент содержит в себе мотивы учения предмета (почему ребёнок учится) и личностную значимость изучения области (субъективная значимость). Содержательно- деятельностный компонент включает в себя обученность в рамках определенной области (наличие определенных знаний, умений и навыков); особенности предпочтения различных компонентов учебной деятельности (форма, содержание или процесс предстоящей деятельности); преобладающий характер учебной деятельности; познавательную активность (воспроизводящая, интерпретирующая и др.); познавательную самостоятельность и сотрудничество (стремление работать в группе). Эмоционально- оценочный компонент охватывает эмоции (как переживает учение школьник – положительно или отрицательно) и рефлексию (взгляд на свою познавательную деятельность со стороны).

Теоретические аспекты влияния игры на развитие ребенка

В отечественной литературе вопрос о происхождении и содержании игры был поставлен Г.В. Плехановым. Игра, указывал он, есть «дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени».

Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многочисленные психолого- педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн и др.). В них раскрыты историческое происхождение и социальная природа детской игры, ее внутренняя структура и значение в социокультурном развитии ребенка. Было установлено, что в условиях существования первобытного общества у детей нет игры или она существует в зачаточной форме. На заре человеческой эволюции дети принимали непосредственное участие в труде взрослых, используя доступные примитивные орудия и формы труда. Это признак невыделенности детского сообщества из взрослого. Дети входили в жизнь взрослых при помощи упражнений в использовании орудий труда. В этот период встречались спортивные игры, игры- соревнования, но ролевые игры отсутствовали. [14]

Ролевая игра возникла на определенном этапе развития общества, в связи с изменением места ребенка в нем. Это было обусловлено усложнением производственных отношений и форм труда. На этом этапе происходят изменения в процессе формирования ребенка как члена общества: выделяются общие способности, необходимые для овладения любыми формами труда (четкая координация, ловкость и пр.). К этому же периоду относят создание символических игрушек (мяча, куклы). Считается, что такие игрушки возникли из культово- ритуальной практики человека. Долгое время они выполняли и игровую, и ритуальную функцию.

Д.Б. Эльконин указывал, что символизм игры, деятельность игрового замещения не является изобретением самих детей. Он связывал генезис игры с «магической репетицией» предстоящей охоты с распределением ролей или с эмоционально- насыщенным рассказом- драматизацией взрослых об успешной охоте в ходе ритуальной игры. Игра детей берет начало в этой ритуально- эстетической практике взрослых. Этот опыт был перенесен в архаическую «праигру» с уменьшенными орудиями труда. Будучи «вытолкнутыми» (Д. Б. Эльконин) из материального производства, дети становятся предоставленными сами себе. Появляется период, когда дети не участвуют непосредственно в жизни взрослого сообщества. Они начинают объединяться в игровые сообщества. При помощи символической игрушки дети воссоздают те сферы жизни и труда людей, в которые они не включены теперь в силу возраста, но к которым стремятся. [19]

В процессе игры дети усваивают смыслы и мотивы человеческой деятельности, воспроизводят социальные отношения взрослых. Через игру дети включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя потребность в участии в ней. Постепенно детство становится периодом жизни, специально отведенным для общей ориентации в сложно организованной человеческой деятельности и социальных отношениях. Таким образом, ролевая игра является социальной по своему происхождению и содержанию.

С исторической точки зрения взрослые определенным образом «указывают» детям, как и во что им играть, презентуют ребенку «сверхценность» взросления. По мнению В. Т. Кудрявцева, сюжетно- ролевая игра — это своеобразный «агент» взрослого общества в мире детей.

Это значит, что требуется тщательное руководство игрой со стороны взрослых, отбор ее содержания. В то же время игра не исчерпывается моделированием отношений и деятельности взрослых. В игре дети стали проявлять «надситуативную активность» (В.Т. Кудрявцев), активно экспериментировать в игровой форме с образами социальных отношений взрослых, а не просто моделировать данные отношения.

Достраивание сюжета игры, интерпретация игровой роли — это средства данного экспериментирования.

В игре ребенок осваивает не конкретные знания об окружающем мире, а систему общечеловеческих способностей — это общие способы действий с вещами, универсальные способы мышления и нравственного отношения к миру. Таким образом, через игру возникают условия для творческого самоопределения детей в культуру.

Новизна опыта

Степень новизны опыта работы определяется комплексным использованием элементов ранее известных и современных методик организации детской игры для достижения конкретной цели в формировании у ребенка познавательной активности в процессе работы по ранней профориентации

Условия, в которых возможно применение материалов опыта.

Материалы опыта могут быть использованы и другими педагогами для работы с детьми дошкольного возраста так как данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.


Раздел II. Технология описания опыта

Целью опыта: является обеспечение положительной динамики формирования познавательной активности детей - дошкольников в процессе организации игровой деятельности в рамках работы по ранней профориентации.

Для достижения данной цели педагогом были поставлены задачи:

1.        Провести мониторинг познавательной активности на момент начала и окончания работы над опытом.

2.        Провести анализ существующих и необходимых средств для организации игровой деятельности по ранней профориентации.

3.        Сопоставить содержание дошкольного образования с существующими средствами образования для организации игровой деятельности по ранней профориентации.

4.        Создать условия для игровой деятельности детей в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образования.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

В процессе преобразования среды в контексте профориентированного содержания авторы опыта учитывали принцип событийности. События предполагали взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее. Педагоги осуществляли планирование с включением образовательного материала о профессиях взрослых в календарь тематических мероприятий.

Месяц

Неделя

Тема

Ознакомление с профессией взрослых

Сентябрь

1

День знаний

Воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий, повар, медицинский работник, помощник воспитателя

2

Мой дом / город / страна / планета

Профессии, представленные в семьях воспитанников: металлург, инженер, строитель, и другие

3

Урожай

Овощевод, растениевод, тракторист, комбайнер

4

Краски осени

Фермер

Октябрь

1

Животный мир

Зоотехник, ветеринар, дрессировщик, работник зоопарка

2

Я – человек

Парикмахер, модельер, косметолог

3

Народная культура и традиции

Ювелир, гончар, камнерез, художник

4

Наш быт

Дизайнер интерьера

Ноябрь

1

Дружба / День народного единства

Менеджер по туризму, дипломат

2

Транспорт

Водитель, машинист, летчик

3

Будь здоров

Врач, медицинская сестра, эколог

4

Кто как готовится к зиме

Садовод, лесник, зоотехник

Декабрь

1

Здравствуй, зима

Скульптур, дизайнер ландшафта

2

Город мастеров

Инженер- конструктор, робототехник, автомеханик, машиностроитель, архитектор, экономист

3

Новогодний калейдоскоп

Артист театра, артист цирка, артист эстрады

4

Январь

1

Рождественский бум

Аниматор

2

3

В гостях у сказки

Режиссер театра, артист, художник декоратор, гример, художник по костюму

4

Этикет

Работники общественного питания: администратор, кондитер, повар, официант

Февраль

1

Азбука безопасности

Работники ГИБДД, полицейский

2

Наши защитники

Военный: пехотинец, моряк, лётчик, радист

3

Маленькие исследователи

Научный работник, инженер- конструктор, инженер- испытатель, химик, физик

Март

1

Женский день

Профессии матерей и бабушек воспитанников

2

Миром правит доброта

Социальный работник, врач, медицинская сестра, работники специальных служб

3

Здоровым быть хотим

Спортсмен, фитнес тренер, врач

4

Весна шагает по планете

Дизайнер ландшафта

Апрель

1

День смеха / Театр / Цирк

Клоун, дрессировщик, гимнаст, гример, художник по костюму

2

Встречаем птиц

Ветеринар

3

Космос

Космический архитектор, космонавт

4

Волшебница вода

Биолог

Май

1

Праздник весны и труда

Фестиваль профессий

2

День победы

Военный

3

Мир природы

Агроном, фермер, лесовод, садовод, полевод, пчеловод, животновод

4

До свидания, детский сад

Воспитатель, учитель

Игровые технологии предоставляют возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания мира профессий в другие условия, способствует проявлению самостоятельности и творческой инициативы. При ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями взрослых могут быть использованы:

– дидактические игры для закрепления знаний о трудовых процессах, инструментах, необходимых людям разных профессий: «Узнай профессию», «Чье орудие труда», «Маленькие помощники», «Собери картинку по профессиям», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»;

– сюжетно- ролевые (режиссерские) игры «Конструкторское бюро», «Модельное агентство», «Салон сотовой связи», «Ферма», «Тепличное хозяйство»;

– игры- экспериментирования, отражающие специфику профессиональной деятельности взрослых системы «человек – природа», «человек – художественный образ»;

– игры- викторины, игры- путешествия, игры- фантазии: «Изобретения времени», «Путешествие на машине времени», «Планета будущих профессий».

Для того чтобы дать воспитанникам необходимые знания разнообразных профессиях авторами опыта систематически проводились беседы, развлечения, игры, кукольные спектакли, встречи с родителями, работающими на разных производствах.

Работа по ранней профориентации детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность была направлена на расширение представлений детей о профессиях, связанных с творчеством, с театром (режиссер, гример, костюмер, декоратор, осветитель и др). Кукольные спектакли давали возможность детям в занимательной игровой форме познакомиться с такими важными и интересными профессиями как повар, врач, продавец, полицейский, пожарный, портной, парикмахер, строитель, программист, архитектор, актёр. Дошкольники узнали, какую пользу люди этих профессий приносят людям, в чём состоит их работа и какими орудиями труда они пользуются.

В спектакле- игре воспитанники становились не только зрителями, но и участвуют в роли актёров. Например, пожарный сам рассказывал о своей работе, роль «Огонька» исполнял другой ребёнок. Зрители помогали актёрам, отвечая и добавляя нужные слова: пожарному нужна машина, телефон, теплозащитный костюм, лестница, огнетушитель. Доктору нужны для работы: фонендоскоп, градусник, авторучка, рецепты. Повару, прежде всего - плита и стол, разный инвентарь: шумовка, тёрка, миксер, ножи необходимого размера, и, конечно же, кастрюли, сковородки. По ходу спектакля дети отгадывали весёлые загадки о людях разных профессий, слушают диалог между персонажами в стихах.

Кукольный театр – это живое красочное представление, интересное и для актёров, и для зрителей, поэтому дошкольники так любят играть с куклами. Дети с радостью играют положительных героев, но и не расстраиваются, если им досталась роль второстепенная: «Огонька», «Лентяя» или «Преступника».

Закреплять представления о профессиях помогали дидактические игры серии «Кому, что нужно для работы?», «Кто это делает?», «Узнай по описанию», «Все профессии важны».

Педагоги задавали дошкольникам вопросы, расширяющие их кругозор. Например: люди, каких профессий работают только в помещении? Люди, каких профессий работают на открытом воздухе? Назови профессии своих родителей и расскажи, что ты знаешь о них. Без каких предметов не сможет работать строитель, полицейский? Что нужно пчеловоду для своей деятельности? Без чего не сможет обойтись продавец? Зачем продавцу весы? Зачем учителю глобус, доска? Необходимы ли швее ножницы, нитки и иголки? Что делает парикмахер феном?

Для развития внимания, мышления детей воспитатели использовали интересные задания: образовывать название профессии от предложенного слова. Например: продавать – продавец; варить – повар; летать – лётчик; учить – учитель. И, наоборот: по названию профессии определить слово, от которого образовано это название. Такие игры с заданиями расширяли кругозор и словарный запас дошкольников, активизируют слуховое внимание, быстроту реакции, развивают память и умение общаться.

В сюжетно- ролевых играх дети отображали знакомую деятельность взрослых в сюжете и содержании, при этом проявляя самостоятельность и активность. Они играли в следующие игры: «Поликлиника», «Магазин овощей и фруктов», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Детский сад», «Гараж», «Ателье», «Театр», «Кафе».

Авторы опыта старались учить детей быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получать представления о мире разнообразных профессий, прививать дошкольникам интерес, уважение к важному и ответственному труду работников всех профессий.

Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказывались на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно- ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

Педагогам необходимо было научить детей переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно было помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

В процессе профориентационной сюжетно- ролевой игры имитировались производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно- ролевая игра, в целом, не давала новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразовывались в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивались. (Приложение 1)

В возрастном аспекте сюжетно- ролевая игра профориентационного характера постепенно усложнялась по содержанию.

В средней группе появлялись игры с более сложным сюжетом, увеличивалось количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинали сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. (Приложение 4)

В ходе профориентационных сюжетно- ролевых игр педагоги стимулировали детей:

- строить сюжет из 4- 6 смысловых эпизодов;

- исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета;

- самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга;

- находить предметы- заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.

В старшей и подготовительной группах совершенствовались игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводились не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появлялись игры в профессии родителей.

В ходе профориентационных сюжетно- ролевых игр авторы опыта мотивировали детей:

- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

- вводить в игру новые роли- специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);

- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Именно в сюжетно- ролевых играх усваивались сведения о профессиональной деятельности взрослых, закреплялись знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно- развивающей среды.

Оснащение предметно- развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевало:

- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек- малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; (Приложение 2)

- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; (Приложение 3)

- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

- выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно- ролевых игр.


Раздел III. Результативность опыта

Критерием результативности работы по формированию познавательной активности детей стали как количественные показатели динамики развития ребёнка, так и качественные показатели, отражающие характеристику процесса, объективирующего познавательную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Таблица №1

Когнитивный

Начало года

Конец года

Дети 4- 5 лет

57 %

58 %

Дети 5- 6 лет

58 %

64%

Дети 6- 7 лет

64 %

85 %

Таким образом, по когнитивному показателю, на завершающем этапе отмечена положительная динамика на 28%. На момент проведения итогового мониторинга 85% детей проявляли инициативность и самостоятельность в процессе исследовательской деятельности; не утрачивали интерес при затруднениях и не проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение); задавали познавательные вопросы; практически не нуждались в поэтапном объяснении, в помощи взрослого.

Таблица №2

Мотивационный

Начало года

Конец года

Дети 4- 5 лет

46 %

75 %

Дети 5- 6 лет

75 %

80%

Дети 6- 7 лет

80 %

95 %

По мотивационному показателю, на завершающем этапе, отмечена положительная динамика практически в два раза.

95% детей стали проявлять целенаправленность деятельности, жажду ее завершенность, инициативность и самостоятельность в процессе своей деятельности.

Таблица №3

Эмоционально- волевой

Начало года

Конец года

Дети 4- 5 лет

35 %

45 %

Дети 5- 6 лет

45 %

55%

Дети 6- 7 лет

55 %

75 %

По эмоционально- волевому показателю, на завершающем этапе, отмечена положительная динамика на 40 %.

75% детей проявляют положительные эмоциональный отклик в процессе деятельности; имеют устойчивый интерес к решению познавательных задач.

Таблица №4

Действенно- практический

Начало года

Конец года

Дети 4- 5 лет

35 %

45 %

Дети 5- 6 лет

45 %

58%

Дети 6- 7 лет

58 %

85 %

По действенно - практическому показателю, на завершающем этапе отмечена, положительная динамика на 50 %.

У 85% детей наблюдается устойчивая инициативность в познании; проявление настойчивости и упорства в достижении своих целей,высокая степень инициативности.

Таким образом, система работы, проведенная по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий, свидетельствует об эффективности выбранного направления работы. Благодаря сотрудничеству воспитателя, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. Положительные результаты по итогам мониторинговых исследований свидетельствуют об эффективности организации игровой деятельности дошкольников.


Библиографический список:

1. Асмолов, А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А. Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, 2012.

2. Антонова, М. В. Точки бифуркации в развитии идеи ранней профориентации / М. В. Антонова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.

3. Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социально- коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93–96.

4. Атутов, П. Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. –1996. – № 2.

5. Вершинин, С. И. Основы профориентологии: учебное пособие / С. И. Вершинин, М. С. Савина и др. – Москва : Просвещение, 2009.– 176 с.

6. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. – Москва: Просвещение, 1988. – 272 с.

7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Москва: Академия, 2010. – 304 с.

8. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. – Балашов: Николаев, 2012. – 125 с.

9. Карелина, Е. В. Технологии эффективного сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ : учебно- методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Е. В. Карелина, Е. В. Кондрашкина, С. Н. Обухова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 92 с.

10. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / Центр профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» . – URL: http://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения: 26.01.2019).60

11. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

12. Организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р.Радионова и др. – Москва, 2014. – 96 с.

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_42118/ (дата обращения: 20.02.2019).

14. Педагогические технологии : учебное пособие / под ред. В. С. Кукушина. – Москва : ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.

15. Подласый, М. П. Педагогика / М. П. Подласый. –Москва : Высшее образование, 2007. – 540 с.

16. Рыбакова, Е. А. Моделирование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в творческой деятельности / Е. А. Рыбакова // В мире научных открытий. – 2014. – № 3.1 (51). – С. 554–565.

17. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1 / Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование. НИИ Школьных технологий, 2009. – 816 с.

18. Сайгушева, Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л. И. Сайгушева. – Ростов- на- Дону : Феникс, 2013

19. Федеральный закон «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ. – URL: http://news.sfu- kras.ru/node/11515.

20. Шингаркина, Д. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Д. А. Шаркина. – Челябинск, 2009. – 24 с.


Приложения

Приложение 1. Сценарий педагогического мероприятия для детей 5- 6 лет «Путешествие в мир профессий - Профессия «Учитель».

Приложение 2. Печатная продукция по теме «Профессии», необходимая для реализации опыта.

Приложение 3. Примерный перечень стихотворений по теме «Профессии». Примеры пословиц и поговорок о работе и труде. Примеры скороговорок о содержании труда.

Приложение 4. Игровые проблемные ситуации для детей 4- 5 лет с целью формирования познавательной активности в работе по ранней профориентации.


Приложение 1

Сценарий педагогического мероприятия для детей 5- 6 лет «Путешествие в мир профессий - Профессия «Учитель»

Программное содержание:

- формировать у детей представление о профессии учителя;

- учить правилам поведения в школе и на уроках;

- учить подбирать обобщающее слово к группе предметов;

- воспитывать доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.

Материалы и оборудование:

- картина «Дети идут в школу»;

- предметные карточки с изображением школьных принадлежностей;

- сумка для учителя со школьными принадлежностями (указка, тетрадь, мел, счетные палочки, ручка, звонок…);

- два портфеля, игрушки, два стола;

- альбомные листы, материалы для изобразительной деятельной (акварельные краски, цветные восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры);

- аудиозапись (песня «Дважды два – четыре», спокойная музыка).

Ход занятия:

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картины, расставленные перед вами, и ответьте на вопросы:

- Что изображено на картине?

- Как одеты дети?

- Что у них в руках?

- Когда они идут в школу?

- Кто их сопровождает?

- Что лежит у школьников в портфелях? (пенал, ручка, тетрадь, карандаш, ластик, альбом, учебники).

Ответы детей.

Воспитатель показывает детям карточки с изображением всех этих предметов и предлагает назвать их одним обобщающим словом «школьные принадлежности».

Затем воспитатель предлагает поиграть в словесную игру «Превращения» (образование существительных, обозначающих людей, в зависимости от места их пребывания):

- Вы находитесь в детском саду. Вас называют…? (дети)

- Если вы пошли в школу, то стали…? (школьниками)

- Если вы переходите улицу, то вы …? (пешеходы)

- Если вы сели в транспорт, то вы …? (пассажиры)

- Если вы пришли в театр, то вы …? (зрители)

- Если вы пришли в магазин, то вы …? (покупатели)

- Если вы пришли к врачу, то вы …? (пациенты)

- Если вы пришли к парикмахеру, то вы …? (клиенты)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! В нашей игре прозвучали названия некоторых профессий. А сейчас отгадайте загадку про еще одну очень важную профессию:

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать.

(учитель)

Воспитатель рассказывает о профессии учителя.

Воспитатель:

- Ребята, а кто из вас знает, когда дети всех городов и деревень идут в школу? (1 сентября, это праздник, который называется День знаний).

Ответы детей.

Будьте внимательны все,

Я сейчас расскажу вам о школе, детишки,

Там уже не нужны ни мячи, ни игрушки,

Их заменят учебники, ручки, тетрадки,

Пусть в портфелях лежат они в строгом порядке!

Расскажу я. как в школе, вам нужно учиться…

Вы запомните – это, друзья, пригодится!

Незаметно пролетит веселое, теплое лето, и школа распахнет перед учениками свои двери!

Особенные заботы и волнения у будущих первоклассников. Нужно хорошо подготовиться к школе.

- Ребята, а как подготовиться к школе? Что надо купить? (тетрадки, ручки, карандаши, линейку, портфель, школьную форму…)

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно! Как интересно вместе с мамой ходить по магазинам и все это покупать! Вас ждёт первая встреча с вашим первым учителем! Он встретит вас и поведет в класс. Ваш учитель - очень важный для вас человек. Он поможет сделать первые, самые трудные шаги по лестнице знаний. С ним вместе вы будете учиться писать палочки и крючочки, читать по слогам букварь, писать в тетради первые слова.

- Первый учитель – это друг, советчик, он не только учит, но и воспитывает ребенка. Он водит детей на экскурсии в парк, в лес, в музей, проводит веселые праздники, отвечает дни рождения детей – стихами, подарками, добрыми пожеланиями.

А сейчас мы отдохнем. В школе во время урока учитель тоже устраивает такие минутки, чтобы детки отдохнули.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В Понедельник я купался

А во вторник рисовал

В среду долго умывался

А в четверг в футбол играл

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, в воскресенье

Целый день я отдыхал

Игра «Убери лишнее»

- Что нужно учителю для работы?

- Выберите из всех картинок те предметы, который, по- вашему мнению, учителю не пригодиться.

Дети под музыку «Чему учат в школе» выполняют задание.

Игра «Кто быстрее соберёт портфель». Детям предлагаются школьные принадлежности и предметы, не относящиеся к школе, дети должны положить в портфель то, что нужно ему в школу.

Дети соревнуются под музыку «Дважды два четыре».

Воспитатель:

Ребята! Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие?

«Путешествие в мир профессий»

О чём мы говорили на занятии? (Ответы)

О какой профессии мы говорили на занятии?

А чему учит нас учитель младших классов?

Итог: В конце нашего занятия я хочу узнать, что больше всего каждому из вас понравилось?

Почему? (Ответы) Это не последнее наше путешествие в мир профессий.


Приложение 2

Печатная продукция по теме «Профессии», необходимая для реализации опыта

Манакова М. Моя первая книга о профессиях. – Ростов н/Д.: Проф- Пресс, 2007. – 16 с.

Каспарова Ю. В. О профессиях. Полезная книжка. – Белгрод: Ранок, 2008. – 16 с.

Школа семи гномов 3+. Какие бывают профессии. Автор: Д. Денисова. Производитель: Мозаика- Синтез.

Первые раскраски. Профессии. Для детей от 2- х лет. Художник: Жиренкина А., Холчев С. Производитель: Карапуз.

Первые раскраски. Профессии. Для детей от 2- х лет. Художник: Лыкова И. Производитель: Карапуз.

Раскраска для малышей «Профессии» для детей от 2- х лет. Художник: Служаев В. Производитель: Аделаида.

Профессии. Развивающая книга- раскраска с наклейками для детей от 3- х лет. Художник: Шамарин А. Производитель: Вектор.

Hello Kitty. Удивительные профессии. Раскраска с серебряным объемным контуром для детей от 3- х лет. Редактор: Иванова Е. Производитель: АСТ.

Веселая раскраска. Профессии. Для детей от 3- х лет. Художник: Вохринцева С. Производитель: Страна Фантазий.

Профессии. Раскраска. Для детей от 3- х лет. Художник: Стеблина С. Производитель: Август.

Раскраска «Профессии» из серии «Умные раскраски» для детей от 4- х лет. Художник: Янушко Е. Производитель: Мозаика- Синтез.

Профессии. Развивающая книга – раскраска с наклейками для детей от 5- ти лет. Художник: Сребреник Д. Производитель: Раскраски.

Профессии. Изучаем и раскрашиваем. Раскраска с кроссвордами для детей от 5- ти лет. Художник: Аржевитин В., Тетерина Л. Производитель: Адонис.


Приложение 3

Примерный перечень стихотворений по теме «Профессии»

Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглёр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.

Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».

Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.

Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофёр. Сапожник. Переплётчица. Портниха. Монтёр. Строители.

Ладонщиков Г. Звездочка.

Маршак С. Мастер- ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.

Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?

Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стёпа- милиционер. Жонглёр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?

Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.

Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофёром.

Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?

Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.

Родари Дж. Пожарный. Человек на подъёмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремёсла? Какого цвета ремёсла?

Собакин Т. Будущая профессия.

Усачёв А. Поливальная машина.

Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лётчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник

Чуковский К. Айболит

Примеры пословиц и поговорок о работе и труде

Человек трудом велик.

Кто любит труд, того люди чтут.

Без дела жить – только небо коптить.

За один раз дерево не срубишь.

Всяк годится, да не на всякое дело.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Баловством хлеба не добудешь.

С разговоров сыт не будешь.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Муравей не велик, а горы копает.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пчёлка маленькая, а и та работает.

У плохого мастера и пила плохая.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Примеры скороговорок о содержании труда

Пётр в печке пёк печенье,

Да перепёк всю выпечку.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

Рубили дроворубы

Сыры дубы на срубы.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Перекрыть крышу пригласили Гришу.

Петя пилил пилой пень.

Сшит колпак, да не по- колпаковски,

Кован колокол, да не по- колоколовски,

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Скоро, но не споро.

Грабли – грести,

Метла – мести,

Весла – везти,

Полозья – ползти.

Щипцы да клещи –

Вот наши вещи.


Приложение 4

Игровые проблемные ситуации для детей 4- 5 лет с целью формирования познавательной активности в работе по ранней профориентации

Игры в почту.

Игра- ситуация «Пришла посылка» №1

Воспитатель приносит посылку и сообщает детям, что она пришла от мамы Козы.

Воспитатель: «Коза любит своих козляток, поит их молоком, охраняет от волка. Коза прислала детям свежей сметаны. Что мы козочке пошлем? Давайте пошлем ей яблоки в посылке».

Дети берут шарики и кладут в посылку.

Воспитатель: «Козочка обрадуется, угостит своих козлят».

Воспитатель отдает детям посылку, и они играют самостоятельно (кладут в нее разные подарки для бабушки, для мамы, для кукол).

Игры в больницу.

Игра- ситуация. «Зайка заболел» №2

Воспитатель- врач разыгрывает диалог с зайкой – пациентом.

Врач: «Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?»

Пациент- зайчик (жалобно): «Я пришел».

Врач: «Садитесь, больной. Что у вас болит?»

Пациент: «У меня кашель, болят ушки».

Врач: «Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?»

Пациент: «Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания».

Игра продолжается без участия взрослого.

Игры в больницу.

Игра- ситуация «К нам приехал доктор» №3

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки — зайку, мишку, куклу, ежика—и говорит:

«Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет».

Доктор слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.

Воспитатель: «Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я — медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне».

Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.

Воспитатель говорит: «Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно».

Игра продолжается без участия взрослого.

Магазин.

Игра- ситуация «делаем Покупки» №4

Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.) Лиза, ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».

Покупатель (воспитатель): «Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука, дайте мне один пакет муки».

Продавец (ребенок): «Вот, берите».

Покупатель: «Мне еще нужно что- нибудь для начинки. Я люблю пироги с капустой. Капуста есть?».

Продавец: «Есть».

Покупатель: «Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм?»

Продавец: «Есть».

Покупатель: «А пряники есть? Они мятные или шоколадные?»

Продавец: «Мятные».

Покупатель: «Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет довольна. Она любит пирожки и прянички. До свидания!»

Магазин.

Игра- ситуация «Что надеть на ножки?№5

Воспитатель обращается к кукле, стоящей босиком: «Катя, почему у тебя босые ножки? Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама? Оля, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет». (Оля подходит к кукле и берет ее на руки.)

Воспитатель: «Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку».

Воспитатель и девочка идут в магазин.

Продавец (воспитатель): «В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?»

Покупатель (ребенок): «Да».

Продавец: « Вам больше нравятся красные или белые ботинки?».

Покупатель: «Красные».

Продавец: «Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?».

Покупатель (примеряет кукле ботинки): «Подошли».

Продавец: «Спасибо за покупку. Вы довольны?».

Покупатель: Да. Спасибо».

Парикмахерская.

Игра- ситуация Модная прическа№6

Воспитатель говорит: «Я — парикмахер. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной? Лена, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься».

Лена работает, подражая педагогу.

Дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.

Воспитатель: «Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Леной?».

Приходит новый парикмахер—Лиза—и принимает клиентов.

Парикмахерская.

Игра- ситуация Модная прическа№7

Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу. Кукла «отвечает», что ходила в парикмахерскую. Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.

Воспитатель: «Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу?»

Кукла: «Прическу».

Воспитатель: «Тогда садись поудобнее. (Делает прическу.) Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится?»

Кукла: «Очень нравится».

Воспитатель: «Кто ко мне следующий? Здравствуй, Петя. Тебя постричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится?»

Петя: «Нравится».

Воспитатель: «Приходи еще».

Игры с игрушечными животными.

Игра- ситуация «Игры с Жучкой»

Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющим детям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я не знаю. Кто ее хозяин? Миша, может ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. (Ребенок берет собачку.)

Воспитатель: «Собачка, ты любишь своего хозяина? А ты, Миша, любишь свою собачку?».

Воспитатель: «Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут. (Ребенок называет имя собачки.) Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку». (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку, и собачка «перескакивает через барьер».)

Воспитатель: «Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска?». (Ребенок дает собачке «корм», она «ест».)

Воспитатель: «Смотри, Мишенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» (Ребенок показывает).

Далее дети играют с собачкой самостоятельно.

Игры с игрушечными животными.

Игра- ситуация «Цирк зверей»

Воспитатель вешает на доску афишу, на которой нарисованы животные и сообщает: «Внимание, внимание! Сегодня к нам приехал цирк. В цирке будут выступать дрессированные звери! Спешите, спешите!».

Воспитатель: «В цирке веселые зверята: обезьяна, лев, тигрята. Дорогие зрители, купить билеты не хотите ли?»

Воспитатель раздает детям «билеты в цирк» и сообщает: «Первым выступает лев. Он умеет прыгать: ап! Еще раз: ап! (Демонстрирует прыжки игрушечного льва через перекладину) Молодец! Давайте похлопаем».

Воспитатель: «Теперь выходит тигр. Он тоже умеет высоко прыгать через обруч. (Демонстрирует прыжок игрушечного тигра.) Красиво прыгал, ловко! Похлопаем ему тоже. Проворная обезьянка умеет качаться на качелях: вверх- вниз! Вверх- вниз! (Демонстрирует умения игрушечной обезьянки)».

Воспитатель: «А в цирке есть попугай, он умеет петь куплеты:

Я попугай, сижу на ветке,

Распеваю песни в клетке.

Билет берите

И приходите!

Выступление зверей- артистов окончено. До свидания!».

Звери выходят на поклон, дети аплодируют.

Примечание. Через 1—2 дня игру можно повторить, а затем оставить оборудование в группе для самостоятельной игры детей.

Игры с куклами.

Игра- ситуация «Знакомство с куклами»

Куклы сидят на диване.

Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывал любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?».

Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом.

Таким образом, дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога: «Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?».

Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут придумывать имена куклам.

Игры с куклами.

Игра- ситуация «У куклы Веры новый шкаф» №11

Воспитатель везет на игрушечной машине шкаф. Останавливает

машину рядом с уголком для кукол и объявляет: «Из мебельного магазина на грузовой машине привезли новый шкаф. Куда выгружать?».

Дети подбегают к машине, воспитатель просит мальчиков помочь с разгрузкой, а девочек— выбрать место для шкафа. Воспитатель хвалит покупку, обсуждает с детьми, хороший ли шкаф привезли куклам.

Дети вместе с педагогом рассматривают его, открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф.

Воспитатель (куклам): «Куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей новой подружки. Теперь Вера может хранить там свои наряды. Вера, у тебя много помощников, они соберут твою одежду».

Воспитатель (обращаясь к детям): «Поможем Вере? Коля, что положим на полочку? Шапку? Вот, Вера, у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Лена, обувь куда поставить? Помоги нам, пожалуйста, принеси сапожки. А куртку куда? Повесим на вешалку. Смотри, Вера, все на своих местах: и одежда, и обувь в шкафу. Можешь собираться на прогулку».

Вариант игры. Воспитатель обращается к детям: «Мамы, а у ваших дочек одежда в порядке?».

Дети сами раскладывают одежду своих кукол.

Игры с куклами.

Игра- ситуация «Наводим чистоту в комнате» №12

Воспитатель говорит детям: «Вера наконец- то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси- ка нам воды. Начнем, пожалуй».

Воспитатель: «Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз- два и — готово! Посмотрите вокруг — чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы — старались. Теперь отдыхайте, труженики».

Игры с куклами.

Игра – ситуация «Новая кукла знакомится с игровым уголком» №13

Воспитатель приносит в группу новую куклу и сообщает, что ее зовут Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает показывать кукле игровой уголок: кухню, спальную комнату и т.д. дети помогают кукле освоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для одежды, принадлежности для купания и др.

Вариант игры (для детей старше 2,5 лет): детям предоставляется большая самостоятельность: они могут называть и показывать предметы по своей инициативе.

Игры с машинами и другим транспортом

Игра- ситуация «Машина едет по улице» №14

Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, и спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, воспитатель подсказывает ему игровую ситуацию (машина едет по городу, потом в гараж).

Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда- обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их), к конкретному месту, объекту.

Воспитатель помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия: (Я поеду в гараж, Мне надо ехать на дачу).

Примечание. К 3 годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя

Игры с машинами и другим транспортом

Игра- ситуация «Мойка машин» №15

Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:

«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по- моему она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней».

Воспитатель: «Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!».

Игры со строительным материалом.

Игра- ситуация «Построим башенку для принцессы» №16

Воспитатель приносит в группу красивую куклу- принцессу, сажает ее на стульчик и говорит ей: «Принцесса, скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову- ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза, вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома.)

Воспитатель: «Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, все, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню».

Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручные материалы.

В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом — башня. Вы довольны, принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию "Развитие познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий"

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптиро...

План по повышению профессионального уровня воспитателя на 2020-2025 год по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ранней профориентации посредством игровой деятельности""

Целью плана по повышению профессионального уровня является повышение теоретического уровня знаний,  профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизации работы по...

Формирование познавательной активности дошкольников по ранней профориентации посредством игровой деятельности

Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошк...

Развитие познавательной активности дошкольников по ранней профориентации в разных видах деятельности

Одной из главных задач современного образования является формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию. Этому содействует целенаправленная профориентационная работа н...

Проект По познавательному развитию дошкольников 4-6 лет посредством игровой технологии В. В. Воскобовича Тема: «Путешествие в сказочную страну»

Эффективное развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более у...

План взаимодействия с семьями воспитанников по формированию ранней профориентации посредством игровых технологий.

Что такое профессиональная ориентация?Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека, для оказания ему помощи в разумном в...