Конспект на игровую ситуацию по познавательному развитию в старшей группе "Подарок от волшебницы Зимы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воронина Наталия Владимировна

"Подарок от волшебницы Зимы" - увлекательное занятие для детей, посвященное изучению удивительного мира зимних кристаллов. На занятии дети познакомятся с тем, как образуются снежинки, почему они такие разные и уникальные. В ходе занятия дети смогут создать собственные снежинки, это занятие поможет развить творческие способности и научит внимательному отношению к природе. Вы хотите увидеть красоту снежинок вблизи?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podarok_ot_volshebnitsy_zimy.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2

155048 Ивановская область,г.Тейково,ул.8 Марта,д.7,тел 84934341673

ИНН 3704003620 КПП 370401001

Конспект

на игровую ситуацию

по познавательному развитию

в старшей группе

"Подарок от волшебницы Зимы".

                                                                                        Разработала:   воспитатель

                                                                       Воронина  Наталия  Владимировна

г. Тейково, 2025 год

Тема: «Подарок от волшебницы Зимы»

Цель: Развитие познавательной активности детей через исследование свойств снега и снежинок посредством проведения эксперимента.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с разнообразием форм снежинок
  • объяснить процесс таяния снежинок и условия, необходимые для их существования.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность и внимание через проведение эксперимента.
  • стимулировать развитие логического мышления и умение делать выводы на основе наблюдений.
  • развивать творческие способности через аппликации.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе и ее явлениям.
  • Формировать навыки коллективной работы и взаимопомощи.

Предварительная работа

Чтение сказок и стихов о зиме: К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы», В.Бианки «Лес зимой», рассматривание иллюстраций и картин о зиме. Просмотр документального фильма о зимних природных явлениях. Беседа о зиме и снеге, наблюдения на прогулке красоты снежинок,  характеристики снега: сухой (мокрый), рыхлый (плотный), холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый, оформление помещения, просмотр мультфильмов о зиме.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно эстетическое развитие

Социально – коммуникативное

Физическое развитие

Методы и приемы:

Наглядный: использование фотографий снежинок под микроскопом и иллюстраций для демонстрации разнообразных форм снежинок, применение термометра, мультимедийная игра.

Практический: проведение экспериментов, выполнение творческого задания рисования снежинок.

Словесный: - рассказ воспитателя о свойствах снега и снежинок, обсуждение результатов экспериментов и выводы, сделанные детьми.

Игровые элементы: кто быстрее нарисует снежинку.

Приемы:

Вопросы и ответы, объяснения, комментарии действий детей, демонстрация фотографий и показ, как правильно нарисовать снежинку,

совместная деятельность, оценка и поощрение.

Используемые формы организации деятельности детей:  на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей и подгрупповая.

Индивидуально – дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких – либо заданий.

Материалы и оборудование:

  • одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег.
  • лупы по количеству детей.
  • фотографии снежинок под микроскопом.
  • бумага для рисования
  • цветные карандаши и фломастеры
  • по половине разрезанного яблочка на салфетке.  
  • ложка одноразовая.
  • три емкости воды.
  • кружочки разного цвета.
  • наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега.
  • салфетки и полотенце.
  • медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка.
  • аудиозапись. 
  • мультимедийная игра «Хорошо или плохо»

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель входит в группу с большой картонной  коробкой, завернутой в подарочную бумагу. Дети сразу проявляют интерес.

Воспитатель: -  Ребята, сегодня мы получили подарок  от волшебницы зимы. Но чтобы узнать, что внутри, нам нужно разгадать одну загадку. Слушайте внимательно!

Белый, а не сахар,

Мягкий, а не пух

Летает, а не птица.

Дети: -  Это снежинка!

Воспитатель: - Верно, а теперь давайте откроем коробку и посмотрим, что там. Посмотрите, да это же настоящие снежинки, какие они красивые, разные по форме.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это у нас там на потолке. (Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки, свисающие с потолка). Настоящие ли они? А когда и где можно увидеть настоящие снежинки? (Ответы детей) Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге.

Вы хотите поиграть? Тогда слушайте  внимательно задание.

Мультимедийная игра «Зима хорошо или плохо»

Цель игры:
Закрепление знаний у детей о том, что зимой хорошо , а что плохо и формирование у них безопасного поведения в это время года.
Мультимедийная игра «Зима хорошо или плохо» предназначена для детей 5-6 лет. Можно использовать в детских садах в старшей группе, родителям для домашних занятий с детьми.
Программа разработки: Power Point
Оборудование: интерактивная панель
Правила игры:
На слайдах набор картинок, из которых ребёнок должен выбрать одну . Необходимо объяснить свой выбор (рассказать почему плохо или хорошо) и нажать указкой на правильный вариант ответа.
Если ответ верный – картинка переместится в верх экрана со звуковым сопровождением, а если ответ неверный - картинка исчезнет.
Ход игры.
Беседуем с детьми о зиме.
-Как вы считаете, зима – это хорошо или плохо?
Дети должны рассказать, как влияет зима на состояние природы, и жизнь зверей, птиц и людей.
Хорошо, потому что:
Много снега, можно лепить снежную бабу;
Снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
Можно кататься на санках, лыжах, коньках;
Зима дарит нам веселые новогодние праздники;
Дед Мороз приносит нам подарки.
Плохо, потому что:
Снег засыпал всё, поэтому животные и птицы остались без пищи;
На улице скользко, можно упасть;
Можно простудиться и заболеть;
Снег засыпал всё: дворникам много работы;
Зимой нет зеленой травы и на деревьях нет листочков.
Воспитатель: - Мы с вами хорошо поиграли и узнали больше о зиме.

Воспитатель: - Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что же с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (на полу стоит дуга). Ребята, проходя через дугу, нужно ответить на вопрос

Где живет снежинка? (Дети отвечают на вопрос и пролезают под дугой). Теперь мы с вами ученые-исследователи. А скажите мне, кто такие ученые – исследователи? Понятно, сейчас мы с вами будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (Лупа). А что такое лупа? (Увеличительное стекло).

Дети проходят за столы.

Эксперимент № 1

Изучение формы снежинки.

Дети рассматривают фотографии снежинок через лупу и обсуждают их форму. Затем каждый ребенок пытается нарисовать свою уникальную снежинку.

Эксперимент № 2

Свойства снега.

 на столах стоят одноразовые тарелочки с растаявшим снегом.

Воспитатель: Ребята, а что же стало со снегом? (Растаял) Почему? (Дети отвечают) (на доску крепится снежинка с изображением 1-ого свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? А давайте попросим младшего воспитателя принести нам немного снега, и не забудем сказать волшебное слово, «пожалуйста».  Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (Вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (Холодный). Можно ли есть снег? (Нет, снег холодный и может быть грязным.).

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг, на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (На доску крепится 2-ая снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз). Молодцы ребята, вы настоящие исследователи.

Воспитатель: Ребята, а давайте сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная).  А что еще бывает белым? (Дети отвечают).  (Крепится 3-я снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).

Воспитатель: Ну вот, какие мы умницы и узнали много интересного о снеге. Подумайте и скажите, а как узнать, снег пахнет или нет? (Надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (Ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4-ая снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Физкультминутка под музыку:

Снег пушистый все летает,

(Поднимают руки вверх и медленно опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело,

(Показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем

(Имитируют действия)

И в снежки играть пойдем. 

(Шагают)

Снег сегодня белый, белый,

(Поднимают руки вверх и опускают)

От него кругом светло.

Рукавички мы наденем,

(Надевают рукавички)

И перчатки мы наденем,

(Надевают каждый пальчик)

Каждый пальчик мы оденем,

Будет в шубах нам тепло.

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам тоже показать, садитесь удобнее.

Эксперимент № 3

Исследование плавления снежинок.

Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды). Какая там вода? (Холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную? (Холодную, затем горячую). Почему? (Потому что баночка может лопнуть).  В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (Чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды). (Крепится 5-ая снежинка: на ней изображен градусник).

Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (По окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег - это замерзшая вода.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает результаты всех проведенных экспериментов. Дети делятся своими впечатлениями и выводами.

Подведение итогов образовательной деятельности: 

Воспитатель:  - Как много мы сегодня узнали о снеге, пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?

Воспитатель: - Вот и подошло наше занятие к концу. Мы узнали много интересного о снежинках и провели замечательные эксперименты. Всех вас благодарю за активную работу на занятии.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече! (Дарятся медальоны-снежинки детям, остальные снежинки дети дарят на память гостям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "природа-волшебница"

конспект занятия по познавательному развитию "природа-волшебница" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Занятие в старшей группе по познавательному развитию....

конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия разработан для сташего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС...

Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Волшебница вода »

Цель: - Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого.Задачи:1. Образовательная- Формирование целостной картины мира.- Познавательно- исследовательская и ...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗАБАВЫ ЗИМУШКИ-ЗИМЫ»

Обобщение знаний детей о зимних сезонных явлениях в жизни природы и человека....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Зимушка-зима»

Авторская разработка НОД  по познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение) в старшей группе на тему "Зима". Цель НОД: расширять и систематизировать знан...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )

Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....