Дидактическая игра, как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
материал по окружающему миру

Лисанова Елена Викторовна

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже пред школьный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Это стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_u_doshkolnikov_.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

"Дидактическая игра, как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников."

Подготовила: воспитатель ВКК

Лисанова Елена Викторовна


Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений(А.А. Леонтьев) .(слайд 1)

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей (слайд 2). Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже пред школьный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Это стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (слайд 2)

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям-дошкольникам. Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики, и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

ФГОС ДО определяет, как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей. (слайд 3)

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность, компьютерная грамотность (ИКТ), культурная и гражданская грамотность, грамотность в вопросах здоровья, юридическая и финансовая грамотность).(слайд 4)

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагоги применяют активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.

Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе- это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Через игру дети входят в сложнейший мир познания. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:

игра для них – учеба, игра для них – труд,

игра для них – серьезная форма воспитания.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

(Н. К. Крупская)       (слайд 5)

На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающий глубокими знаниями об окружающем мире, умеющий выбирать правильное поведение, креативный, умеющий не стандартно мыслить, ведущий здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объёмом знаний, имеющихся у него. В воспитании детей дошкольного возраста именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире. (слайд 6). Через дидактические игры детей знакомят с миром природы, миром людей и миром предметов.

Представление у детей о предметном окружении, как основу для его творческого преобразования, можно сформировать при использовании дидактических игр (игровой технологии). Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Поэтому игра строится с учетом информационной, регуляторной и эмоциональной насыщенности содержания, особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, правил, действий, организации жизни дошкольников и руководства педагогом. Благодаря дидактическим играм, дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные: некоторые сделаны руками человека (рукотворный мир)-одежда, обувь,  транспорт, мебель и т.д., а другие предметы созданы природой (мир природы)- овощи, фрукты, деревья и т.д. В процессе ознакомления с предметным миром  выделяют три группы дидактических игр:

1. Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.

- Серия "Игры-раскладки " помогают определять предметы природного мира и предметы, созданные руками человека. Например, игра "Помоги Незнайке", где дети по просьбе любимого героя раскладывают  картинки в коробочки с соответствующими символами (человек, дерево).

-"Игры-определения" направлены на определение и различение цвета, величины, формы, для классификации предметов по разным признакам. Например, игра "Найди нужный предмет"(необходимо найти нужный предмет и поработать над составлением разных предложений, стараясь доказать свой ответ), "Что из чего сделано?"-определять материал, из которого сделан предмет.

- Для знакомства с предметами и их основными признаками можно использовать серию "Игры-загадки, отгадки", которые развивают способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, сравнивать, думать, делать умозаключения. Например, игра "Угадай, какой предмет я загадала":-Круглый, резиновый предмет, который умеет прыгать и катиться по кругу.

-Для различения и названия разных признаков предмета и описания предмета помогут

"Игры-описания" с использованием алгоритма описания и т. д. Например, игра "Аукцион"( Педагог достает предмет, называя его. Участники игры поднимают руки и называют по одному свойству и качеству данного предмета, особо характеризуя материал. Предмет достается тому, ответ которого будет последним.), "Угадай, что в мешочке"- описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

-  «Игры - турне» и «Игры - путешествия» направлены на определения линии развития предмета и роль человека в преобразовании предмета.(Например, «Что сначала - что потом?»,"Что было - что будет?" и др., и игры - путешествия в прошлое предметов.(Например, игра "Раньше и теперь"- найди пару предметов, относящиеся к прошлому и настоящему).   (слайд  )

2) Игры второй группы, направленные на развитие у детей способов действий разного характера. Такие, как: "Игры- занятия с элементами опыта, эксперимента" знакомят детей с материалами и их свойствами.("Мир бумаги","Мир металла"); Например, "Почему птицы могут летать, а человек-нет?","Когда это бывает?"и др.

-Целесообразно проводить с детьми алгоритмические игры: «Оглянись вокруг», «Чем был, чем стал», «Аукцион» и др., побуждая самостоятельно описывать предметы и их признаки, способствуют формированию у детей умения вычленять существенные признаки предмета, понимать причинно - следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании. Например,

«Расскажи о себе» по алгоритму. Участнику игры предлагается превратиться в тот предмет, картинку которого ему дают, он ее не показывает никому. Задача: описать «себя», не называя предмет (форма, цвет, размер, материал, предназначение, детали).  (слайд  )

3) Третья  группа  дидактических игр  направлена  на развитие стремления к творческому преобразованию мира, включают в себя игры - «Игры-преобразования»,которые расширяют понимание многофункционального использования предметов: «Используй по- другому», "Измени предмет", "Игры-предположения", требующие осмысления последующего действия : "Чтобы я сделал...","Что было бы..?". (слайд  )

Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. У ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Чтобы детям было интереснее и легче воспринимать полученные знания, используем следующие игры: "Воздух, земля, вода","Живое- неживое" и др.

Играя с природным материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. «Узнай на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький, «Такой листок, лети ко мне» - упражнять в нахождении листьев по сходству.

«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина) – закрепить названия деревьев. «Сложи картинку» (изображения лисы и зайца) – учить собирать из частей целое (синтез). «Найди ошибку» (сюжетные картинки) – развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времен года. «Вершки и корешки» - закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки. «Найди цветок, какой покажу» - учить детей находить цветы по показу. «Четвертый лишний» (овощи) – учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. «Какую пользу приносит» (дом. животные) - закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят. «Собери картинку» (листья, лук, помидор) – упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях, овощах.

Дидактическая игра  предусматривает не только приобщение детей к окружающей жизни, но и формирование нравственных основ общения: ставим детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. В таких случаях, проводим такие дидактические "Игры-поручения" :"Поищем и найдем добрые слова", "Письма доброго сказочника","Игры-беседы":"Мы друзья-товарищи",Что бы ты пожелал..?","Игры-путешествия": "Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел", "Поиски добрых слов".

При использовании игр воспитатель следует определенным педагогическим принципам-

-Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия;

-- Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

- Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия, конкретно и четко объяснять игровые правила.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Играя в дидактические игры(такие, как: "Игры-поручения", "Игры-загадки","Игры-путешествия") по формированию элементарных математических представлений(ФЭМП), у детей появляется живой естественный интерес, который способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познавательных действий. Они позволяют педагогу сделать процесс обучения детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Чего больше?», «Назови число», "Разложи по порядку" и др.), решению арифметических задач (игры «Занимательные задачки», «Сколько будет?» и др.), освоения величин, простейших зависимостей и измерительной деятельности (это игры «Кто выше?», "Разложи колечки по величине", «Ленточки»), восприятия детьми пространственных и временных отношений и ориентировок (дидактические игры «Который час», «Путешествие по дням недели", «Когда это бывает?» и др.) более увлекательным и интересным.  (слайд )

При использовании дидактических игр на занятиях по основам грамоты у детей тренируется внимательность, усидчивость, сообразительность. Им легче запоминать согласные и гласные звуки, мягкие и твердые, глухие и звонкие, их отличительные особенности. Например, такие игры, как: «Подними нужную карточку»-

Учит детей различать гласные и согласные звуки, «Назови слова»- учит называть слова с заданным звуком, «Назови последний звук слова»- развивает фонематический слух детей. Данные игры проводятся с целью овладения детьми дошкольного возраста навыками звуко - слогового анализа, который имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для развития словаря. Играя в дидактические игры по развитию речи, дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, а так же развивать познавательные действия как способность аргументировать свои утверждения. (слайд  )

 Часто в  педагогической деятельности  применяем дополнительную игровую мотивацию,  при помощи методических сказок. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. В результате выполнения заданий  развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Например, использую такие задания:

«Детектив сказок»

На плакате записаны ключевые слова разных сказок по группам. А можно и просто перечислять эти слова вслух по блокам, соответствующим одной сказке. Хорошо, если все сказки будут подобраны либо по одной тематике, либо по одному автору – так детям будет легче отгадывать. Дети по каждому набору слов должны отгадать название сказки. Вот несколько примеров ключевых слов и названий сказки:

  • ласточка, крот, нора, полевая мышь – «Дюймовочка»;
  • печка, яблоня, речка – "Гуси-лебеди";
  • дедушка, бабушка, внучка, Жучка –"Репка" и т.д.

«Знаток сказок»
Ведущий (взрослый) выразительно читает отрывок из сказки. Все участники игры должны угадать сказку. Первый угадавший получает +1 балл. Игру важно заранее ограничить максимальным количеством баллов или количеством отрывков. Победитель – набравший наибольшее количество баллов. Эту игру можно немного менять. Например, читать слова сказки в разбивку или в обратном порядке.

«Вещи из сказок»
Нужно подготовить картинки тех вещей – предметов, которые являются символами разных сказок. Можно, чтобы это были и не картинки, а просто предметы. По этим вещам дети должны угадать сказку. К примеру:

  • прорубь и рыба-"Волк и лиса";
  • короб и пирожки-"Маша и медведь";

яйцо – «Курочка Ряба» и т.д.

Оценивая роль дидактической игры, А.В.Запорожец писал: "Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей".(слайд )

 Использование дидактической игры повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Систематическое применение  дидактических игр дает значительное улучшение формированию навыков функциональной грамотности детей дошкольного возраста и  помогает им  воспринимать все происходящее вокруг с легкостью, адаптироваться в любых ситуациях и идти к поставленной цели с желанием победить.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»

Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...

"Дидактическая игра как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей 4-5 лет"

1. Что такое "функциональная грамотность"?2.Актуальность формирования предпосылок функциональной грамотности у детей. (Почему?)3.Почему дидактическая игра позволяет формирование предпосылок ...

Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"

Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАРТОНАЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий и...