Рабочая программа по ознакомлению с родным краем
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа составлена для ознакомления детей с Приморским краем
Скачать:
Предварительный просмотр:
СПДС МОБУ «Галенковская СОШ»
Программа нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста в рамках выполнения регионального компонента программы дошкольного образования «Мой родной Приморский край»
Составила
воспитатель первой квалификационной категории
Луговская Н.А.
с.Галенки Приморский край
2023г
Паспорт программы «Мой край родной»
Целевые группы | Группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет |
Срок реализации | 4 года |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Цель программы | Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному селу, к Приморскому краю, к природе, к истории, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего села, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края. |
Задачи программы | 1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным селом , районом и краем. |
Срок | 4 года |
Нормативно-правовая база |
|
Организация | Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года. |
Ожидаемые результаты | Для детей:
Для родителей:
Для педагогов:
|
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Программа «Наш край родной» (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основе накопленного в детском саду методического материала по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Понимание «родной край» у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одно из важных и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его природе, истории, культуре, традициях народа, населяющего его.
Актуальность программы
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Правительством Российской Федерации предложен проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.
Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.
Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что организация краеведческой работы в ДОУ, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, достопримечательностями, традициями родного села и края. Работая в таком направлении, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при ознакомлении с настоящим и прошлым села, Приморского края, во время видео-экскурсий, просмотра презентаций, бесед и рассказов педагогов.
1.1.1Цели и задачи реализации программы.
Цели: Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к жизни родного села, к Приморскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства, гордости, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи Программы:
1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным поселком, городом и краем.
2. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, города и края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Расширять представления детей об истории, культуре, людях, профессиях, социально-экономической значимости родного края.
4. Воспитывать чувства уважения к профессиям, к традициям и обычаям нашего края.
5. Формировать бережное отношение к природе родного края.
6. Создать условия в ДОУ: материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические.
7. Повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях).
8. Создать преемственные связи ДОУ и родителей.
Новизна и теоретическая значимость Программы заключается в:
- формировании интереса у дошкольников к культурному наследию Приморского края;
- воспитании у ребенка любви к природе, достопримечательностям родного села,района и края;
- внедрение краеведения в образовательный процесс;
- расширении кругозора детей, развития социального и эмоционального интеллекта.
Отличительной особенностью Программы является ее практическая значимость, вовлечение детей и родителей в совместную созидательную деятельность по приобщению к основам краеведения, традициям и культуре,к природе родного края.
1.1.2 Основные принципы Программы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком, городом и краем положены следующие принципы:
Принцип историзма-реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к родному селу, родному краю.
Принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о малой Родине и крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности - Реализуется в сотрудничестве с семьёй, сельской библиотекой, музеем школы. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Приморского края.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Наличие знаний об истории возникновения села, района и края, их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике;
- Наличие знаний о столице Приморского края – город Владивосток, символики города и края;
- Возникновение стойкого интереса к будущему родного села и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
- Наличие знаний о природе Приморского края, его обитателях.
- Наличия знаний о заповедниках, Красной книге.
- Возникновение стойкого интереса к умению пользоваться глобусом и картой.
Для родителей:
- Обогащенные и систематизированные знания об истории села и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Для педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
наличие публикаций, обобщение опыта работы, отражающего результаты работы по
проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Возраст 3-4 года
Планируемый результат:
- Знает название села, где живет.
- Знает диких и домашних животных нашего края.
- Знает воздушный и наземный транспорт. Знает, что такое аэропорт.
- Узнает и называет птиц, прилетающих на участок.
- Имеет первоначальные представления о правилах поведения в природе.
Возраст 4- 5 лет
Планируемый результат:
- Знает достопримечательности и общественные учреждения микрорайона, на котором живет.
- Называет домашний адрес, знает название села, в котором живёт, его достопримечательности.
- Знает название некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
- Знает птиц, обитающих в Приморском крае.
- Знает диких животных, живущих в лесу Приморского края.
- Отмечает характерные изменения в природе; называет растения, растущие в Приморье.
Возраст 5-6 лет
Планируемый результат:
- Знает названия некоторых городов Приморского края.
- Знает о том, Владивосток – город моряков.
- Знает символику района, края.
- Знает представителей растительного и животного мира Приморского края.
- Может показать и рассказать о достопримечательностях родного села.
- Знает о заповедниках Приморского края.
- Называет лекарственные и редкие растения, произрастающие в крае; применяет простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения.
Возраст 6- 7 лет
Планируемый результат:
- Знает имена некоторых героев- земляков, их подвиги.
- Знает о памятниках, площадях, улицах родного села, района, края.
- Знает символику района, Приморского края.
- Знает людей, прославивших наш край.
- Знает историю возникновения села, городов,края.
- Знает представителей растительного и животного мира Приморского края.
- Знает о принципах создания Красной книги Приморского края и России, её значимости.
II. Содержательный раздел
2.1. Структура и содержание Программы
Программа предназначена для реализации в работе детьми дошкольного возраста (с 3-х до 7 лет) и обеспечивает формирование знаний о родном крае у детей дошкольного возраста. Система работы рассчитана на 4 календарных года.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод используется во время проведения следующих видов деятельности:
- чтение педагогом рассказов с показом иллюстраций;
- просмотре виртуальных экскурсий, презентаций, целевых прогулок;
- наблюдений;
- инсценировки сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести опытно-исследовательскую деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
- оформить гербарий, альбомы;
- организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Место реализации программы – детский сад и семья.
Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия и т.д.
2.2. Комплексно-тематическое планирование
Младшая группа
МЕСЯЦ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
Сентябрь | 1) ОД «Мой дом, моя улица» | Расширить представление детей знания о доме, как о месте, где живёт семья, учить называть свой домашний адрес. Способствование развитию в ребенке чувства защищенности со стороны взрослых, уверенности, что его любят, в любой момент помогут и посочувствуют. |
Октябрь | 1) ОД «Знакомство с деревьями на территории детского сада. Елочка- зеленая иголочка» | Познакомить детей с деревьями родного края (береза, клен,); знакомство с елкой, как представителем хвойных деревьев Приморского края; учить различать их по характерным признакам (ствол, листья, кора и т. д.). |
Ноябрь | 1) ОД «Дикие и домашние животные». | Познакомить дошкольников с дикими и домашними животными нашего края. Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к ним. Учить правилам безопасности при общении с животными. |
Декабрь | 1) ОД «Что такое аэропорт? Самолеты». | Познакомить детей с понятием аэропорт. Дать знания о воздушном транспорте. Знакомить с профессиями: пилот, стюардесса. |
Январь | 1) ОД «Птицы у кормушки». 1. Презентация по теме НОД. | Познакомить детей с зимующими птицами Приморского края. Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к ним. |
Февраль | 1) ОД «Город Уссурийск» 1. Беседа с детьми о посещение города с родителями. 2. Рассматривание фотографий. | Познакомить с Уссурийском, как одним из городов Приморского края. |
Март | 1) ОД «Транспорт на улицах города». | Дать представление о транспорте .Расширить знания о профессиях. |
Апрель | 1) ОД «Морские обитатели» | Дать представление о понятии море и океан. Продолжить знакомить с обитателями морских глубин Японского моря. Воспитывать у детей любовь к морским обитателям, бережное отношение к природе. |
Май | 1) ОД «Прогулка по весеннему селу» | Познакомить детей с понятием «малая родина», учить называть родное село. Подвести детей к пониманию того, что в селе много улиц, домов, машин. Воспитывать любовь к родному селу. |
Средняя группа
МЕСЯЦ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
Сентябрь | 1) ОД «Наше любимое село» | Познакомить дошкольников с названием села . Развивать познавательный интерес к изучению села, в котором мы живем, к социальной жизни села. |
Октябрь | 1) ОД - экскурсия «Деревья рядом с нами» 1. Рассматривание иллюстраций о деревьях и кустарниках. | Познакомить с названиями и разновидностями деревьев парка; объяснить детям, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений; вызвать интерес к деревьям нашего края; воспитывать бережное отношение к природе; дать детям сведения о той незаменимой роли, которую играют деревья; вызвать желание сажать и растить деревья. |
Ноябрь | 1) ОД «Я живу в селе Галенки». | Дать первоначальные знания о селе, как о малой Родине. |
Декабрь | 1) ОД «В нашем селе много интересного». | Дать детям представление о значимых и интересных местах в селе. |
Январь | 1) ОД «Природа Приморского края». | Дать первоначальные знание природе нашего леса, его обитателях (животные) Воспитывать бережное отношение к природе. |
Февраль | 1) ОД «Мир Моря» | Создать условия для ознакомления детей с самыми большими водоёмами – морями и океанами – разными средами обитания живых организмов. Объяснить детям, что водная среда обитания была и остаётся малодоступной и загадочной для человека, что существуют солёные и пресные водоёмы – разные среды обитания живых организмов. Формировать эмоциональное отношение к миру моря. |
Март | 1) ОД «Транспорт в городе». | Расширить знания детей о транспорте нашего города о профессии водитель (шофер). Дать представление о воздушном транспорте, продолжить знакомить с городами Уссурийск, Владивосток. |
Апрель | 1) ОД Аппликация «Птицы Приморского края» | Обогащать представления о птицах нашего края. Воспитывать бережное отношение к птицам. |
Май | 1) ОД «Цветущий май» | Продолжить знакомство с родным селом, его красотой во время цветения. Воспитывать чувство любви к родной природе. |
Старшая группа
МЕСЯЦ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
Сентябрь | 1) ОД «Знакомство с историей села» | Познакомить дошкольников с историей села. Углубить знания детей о родном селе (объяснить, почему оно так называется). Развивать познавательный интерес к изучению родного города, к истории и культуре. |
Октябрь | 1) ОД «Что делали в старину осенью» 1. Рассказ воспитателя. | Знакомить детей с бытом русского народа, с основными занятиями крестьян. |
Ноябрь | 1) ОД «Где мы гуляли с мамой» | Продолжить знакомить с селом, его инфраструктурой. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине. |
Декабрь | 1) ОД «Памятники и достопримечательности нашего села». | Познакомить детей с памятниками и достопримечательностями села, их историей и значимостью. Воспитывать чувство гордости и уважения к историческим ценностям. Продолжить знакомить детей с зимующими птицами, особенностями их поведения, передвижения, питания. Рассказать, какую помощь дети вместе с родителями могут оказать птицам зимой. |
Январь | 1) ОД «Дикие животные Уссурийской тайги». | Расширить представления детей о жизни диких животных Приморского края. Закреплять название взрослого животного и детёныша. Познакомить детей с названиями жилищ диких животных (нора, гнездо, дупло, берлога). Формировать экологическую культуру и экологическое сознание детей. |
Февраль | 1) ОД «Что такое заповедник?». | Показать детям, что заповедник – это территория, охраняемая государством. Познакомить детей с представителями флоры и фауны заповедников (выборочно) |
Март | 1) ОД «Красная книга Приморского края». | Дать понятие о Красной книге Приморского края. |
Апрель | 1) ОД «Растительный мир Приморского края» | Дать детям представление о растительном мире: лимоннике, заманихе, лилейнике, приморском винограде, клён Моне, женьшене. Развивать экологическое мышление, творческое воображение. воспитывать любовь к природе и прекрасному. |
Май | 1) ОД «Я хочу тебе рассказать …»
| Закрепить знания детей о крае, городах, памятниках, достопримечательностях, природе и т.д. Развивать разносторонние качества личности ребенка, память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. Закрепить знания детей об истории родного села, о его достопримечательностях. Развивать у дошкольников умение применять имеющиеся знания. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, стремление сделать село красивее. |
Подготовительная группа
МЕСЯЦ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
Сентябрь | 1) ОД «Знакомство с историей Приморского края» | Познакомить дошкольников с историей Приморского края. Углубить знания детей о родном крае (объяснить, почему он так называется – Приморским). Развивать познавательный интерес к изучению родного края, к истории и культуре. |
Октябрь | 1) ОД «Коренное население Приморья» | Познакомить дошкольников с коренным населением; изучить культурное наследие коренных народов. Закреплять знания о памятниках, достопримечательностях. Познакомить с историей города Владивостока. О его многонациональности и культуре. |
Ноябрь | 1) ОД «Города Приморского края» 1 часть» | Познакомить дошкольников с городами Приморского края. Расширить знания детей о том, что в Приморском крае много разных городов со своей историей. |
Декабрь | 1) ОД «Символика Приморского края, городов края» | Продолжать знакомить детей с символами Приморского края, разных городов. Познакомить детей с Уссурийской тайгой. Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к ней. |
Январь | 1) ОД «Редкие животные, птицы, морские обитатели и растения Приморского края» | Продолжить знакомить детей с флорой и фауной Приморского края. Развивать познавательную и речевую активность детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ее обитателях, понимание её неповторимости и красоты. Познакомить детей с животным и растительным миром озера Ханка, подчеркнуть уникальность водно-болотного комплекса озера. Воспитывать любовь к родной природе и чувства единения с ней. |
Февраль | 1) ОД «Заповедники» | Расширить знания детей о заповедниках, об их значимости для сохранения флоры и фауны нашего края. Продолжить знакомить дошкольников с Красной книгой, какие животные и растения занесены в нее, дать понятия для чего существует Красная книга. |
Март | 1) ОД «Знакомство с картой Приморского края» | Учить работать с картой, ориентироваться по ней. Продолжить знакомство с городами, заповедниками Приморского края. Закрепить знания детей о растительном и животном мире заповедных мест. |
Апрель | 1) ОД «Путешествие в сафари-парк» 2) ОД «Спортивные комплексы Приморского края» 1. Видеофильм. | Уточнить и закрепить знаний детей о животном мире сафари-парке, его значимости в России. Воспитывать у детей интерес к животным, умение внимательно слушать друг друга, чувство любви и гордости за свой край. Дать детям знания о спортивных комплексах Приморского края. Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного края, вызвать желание заниматься спортом. |
Май | 1) ОД «Приморский край, я хочу о тебе рассказать» | Закрепить знания детей о Приморском крае, его городах, памятниках, достопримечательностях, природе и т.д. Развивать разносторонние качества личности ребенка, память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. Формировать патриотические чувства; учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города. Закрепить знание детей об истории родного края, о его достопримечательностях. Развивать у дошкольников умение применять имеющиеся знания. |
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
В ходе работы по программе «Наш край родной» воспитателями в группах создаются тематические выставки, связанные с изучением темы.
В группе имеется ноутбук и проектор для просмотра фото и видеоматериалов о родном селе, городах края, достопримечательностях и природе Приморского края.
Имеются карты, глобус, Красная книга, фотографии, книги, Альбомы, фото и видеоматериалы, энциклопедии, карта Приморского края, символика края, перспективное планирование, конспекты занятий, бесед, экскурсий, викторины.
3.2. Методическое обеспечение
- Г.Н.Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России»
- М.Д.Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
- Шорыгина Т.А. Беседы о Дальнем Востоке Москва «ТЦ Сфера» 2015.
- Шорыгина Т.А. Наша Родина Россия Москва «ТЦ Сфера» 2015
- Зеленова Н.Г. «Мы живем в России»,Москва,2015
- М.В.Маркина «Путешествия по родному краю»
- Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».
- ТимофееваЛ.О., Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.
- Т.В. Черных «Уроки моря». В. ПИППКРО, 2006.
- О.Ю. Вальдшмидт «Детям о море» , «Люби и знай родной город», «Первое знакомство с птицами Приморского края», «Деревья нашего города»,«Использование регионального компонента в воспитательно – образовательной работе с детьми дошкольного возраста», «Животный и растительный мир Уссурийской тайги». Б.К., 2007.
- «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет»
Электронные образовательные ресурсы
1. http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России. Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"
Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-558699-1570361062.jpg)
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-152427-1515403592.jpg)
Рабочая программа по НРК "Мой родной край - Ямал"
примерная рабочая программа по национальному компоненту для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/05/picture-1154890-1565019082.jpg)
Дополнительная программа по ознакомлению с родным краем "Мой поселок. Мой район. Моё Подмосковье". Для детей 4-7 лет
В течение последних 3 лет, в МДОУ реализуется программа "Мой посёлок. Мой район. Моё Подмосковье." Данная программа реализуется в рамках регионального компонента ООП МДОУ.Программа расс...
Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»
Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохра...