Рабочая программа по ознакомлению с родным краем
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Луговская Надежда Александровна

Программа составлена для ознакомления детей с Приморским краем 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПДС МОБУ «Галенковская СОШ»

Программа нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста в рамках выполнения регионального компонента программы дошкольного образования «Мой родной Приморский край»

Составила

 воспитатель первой квалификационной категории

Луговская Н.А.

с.Галенки Приморский край

2023г

Паспорт программы «Мой край родной»

Целевые группы

Группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет

Срок реализации

4 года

Уровень реализации

Дошкольное образование

Цель программы

   Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному селу, к Приморскому краю, к природе, к истории, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего села, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Задачи программы

1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным селом , районом и краем.
2. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Расширять представления детей об истории, культуре, людях, профессиях, социально-экономической значимости родного края.
4. Воспитывать чувства уважения к профессиям, к традициям и обычаям нашего края.
5. Формировать бережное отношение к природе родного края.
6. Создать условия в ДОУ: материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические.
7. Повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях).
8. Создать условия для сотрудничества педагогов  ДОУ и родителей.

Срок
реализации

4 года

Нормативно-правовая база

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ МОиН РФ № 1155 от 17.10.2013г.;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155  (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776);
  • Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП), утверждённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2022г. №1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2022г., регистрационный №71847)
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Организация
контроля над
реализацией
Программы

Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года.

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • Наличие знаний об истории с.Галенки и Приморского края, их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике;
  • возникновение стойкого интереса к будущему родного села и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Для родителей:

  • Обогащенные и систематизированные знания об историисел и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Для педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • наличие публикаций, обобщение опыта работы, отражающего результаты работы по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Программа «Наш край родной» (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основе накопленного в детском саду методического материала по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Понимание «родной край» у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одно из важных и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его природе, истории, культуре, традициях народа, населяющего его.  

Актуальность программы 

       В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Правительством Российской Федерации предложен проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.

Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что организация краеведческой работы в ДОУ, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, достопримечательностями, традициями родного села и края. Работая в таком направлении, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при ознакомлении с настоящим и прошлым  села, Приморского края, во время видео-экскурсий, просмотра презентаций, бесед и рассказов педагогов.

1.1.1Цели и задачи реализации программы.

Цели: Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к жизни родного села, к Приморскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства, гордости, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Задачи Программы:

1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным поселком, городом и краем.

2. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, города и края, чувства гордости за свою малую Родину.

3. Расширять представления детей об истории, культуре, людях, профессиях, социально-экономической значимости родного края.

4. Воспитывать чувства уважения к профессиям, к традициям и обычаям нашего края.

5. Формировать бережное отношение к природе родного края.

6. Создать условия в ДОУ: материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические.

7. Повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях).

8. Создать преемственные связи ДОУ и родителей.

Новизна и теоретическая значимость Программы заключается в:

  • формировании интереса у дошкольников к культурному наследию Приморского края;
  • воспитании у ребенка любви к природе, достопримечательностям родного села,района  и края;
  • внедрение краеведения в образовательный процесс;
  • расширении кругозора детей, развития социального и эмоционального интеллекта.

Отличительной особенностью Программы является ее практическая значимость, вовлечение детей и родителей в совместную созидательную деятельность по приобщению к основам краеведения, традициям и культуре,к  природе родного края.

1.1.2 Основные принципы Программы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком, городом и краем положены следующие принципы:

Принцип историзма-реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к родному селу, родному краю.

Принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о малой Родине и крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности - Реализуется в сотрудничестве с семьёй, сельской библиотекой, музеем школы. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Приморского края.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Наличие знаний об истории возникновения села, района и края, их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике;
  • Наличие знаний о столице Приморского края – город Владивосток, символики города и края;
  • Возникновение стойкого интереса к будущему родного села и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
  • Наличие знаний о природе Приморского края, его обитателях.
  • Наличия знаний о заповедниках, Красной книге.
  • Возникновение стойкого интереса к умению пользоваться глобусом и картой.

Для родителей:

  • Обогащенные и систематизированные знания об истории села и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Для педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

наличие публикаций, обобщение опыта работы, отражающего результаты работы по

проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

и государства.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Возраст 3-4 года

Планируемый результат:

  • Знает название села, где живет.
  • Знает диких и домашних животных нашего края.
  • Знает воздушный и наземный транспорт. Знает, что такое аэропорт.
  • Узнает и называет птиц, прилетающих на участок.
  • Имеет первоначальные представления о правилах поведения в природе.

Возраст 4- 5 лет

Планируемый результат:

  • Знает достопримечательности и общественные учреждения микрорайона, на котором живет.
  • Называет домашний адрес, знает название села, в котором живёт, его достопримечательности.
  • Знает название некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
  • Знает птиц, обитающих в Приморском крае.
  • Знает диких животных, живущих в лесу Приморского края.
  • Отмечает характерные изменения в природе; называет растения, растущие в Приморье.

Возраст 5-6 лет

Планируемый результат:

  • Знает названия некоторых городов Приморского края.
  • Знает о том, Владивосток – город моряков.
  • Знает символику района, края.
  • Знает представителей растительного и животного мира Приморского края.
  • Может показать и рассказать о достопримечательностях родного села.
  • Знает о заповедниках Приморского края.
  • Называет лекарственные и редкие растения, произрастающие в крае; применяет простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения.

Возраст 6- 7 лет

Планируемый результат:

  • Знает имена некоторых героев- земляков, их подвиги.
  • Знает о памятниках, площадях, улицах родного села, района, края.
  • Знает символику района, Приморского края.
  • Знает людей, прославивших наш край.
  • Знает историю возникновения села, городов,края.
  • Знает представителей растительного и животного мира Приморского края.
  • Знает о принципах создания Красной книги Приморского края и России, её значимости.

II. Содержательный раздел

2.1. Структура и содержание Программы

Программа предназначена для реализации в работе  детьми дошкольного возраста (с 3-х до 7 лет) и обеспечивает формирование знаний о родном крае у детей дошкольного возраста. Система работы рассчитана на 4 календарных года.

Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод используется во время проведения следующих видов деятельности:

  • чтение педагогом рассказов с показом иллюстраций;
  • просмотре виртуальных экскурсий, презентаций, целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • инсценировки  сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр и др.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести  опытно-исследовательскую деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
  • оформить гербарий, альбомы;
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Место реализации программы – детский сад и семья.

Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия и т.д.

2.2. Комплексно-тематическое планирование

Младшая группа

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

1) ОД «Мой дом, моя улица»
1. Дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом», «Мой дом», «Где чей дом?», «Какие бывают дома», «Дострой дом».
2. Рассматривание иллюстраций: «О чём рассказали фотографии»; рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами села.

Расширить представление детей знания о доме, как о месте, где живёт семья, учить называть свой домашний адрес. Способствование развитию в ребенке чувства защищенности со стороны взрослых, уверенности, что его любят, в любой момент помогут и посочувствуют.
Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому.

Октябрь

1) ОД «Знакомство с деревьями на территории детского сада. Елочка- зеленая иголочка»
1. Чтение стихотворений И.Токмаковой о деревьях.
2. Сбор листьев деревьев
3. Чтение рассказов: М. Пришвин «Разговор деревьев», «Осенние листики», И. Семенова «Березка», П. Воронько «Берёзка».

Познакомить детей с деревьями родного края (береза, клен,); знакомство с елкой, как представителем хвойных деревьев Приморского края; учить различать их по характерным признакам (ствол, листья, кора и т. д.).

Ноябрь

1) ОД «Дикие и домашние животные».
1. Д/и «Как зимуют дикие животные».
2. Рассматривание иллюстраций о диких и домашних животных.

Познакомить дошкольников с дикими и домашними животными нашего края. Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к ним. Учить правилам безопасности при общении с животными.

Декабрь

1) ОД «Что такое аэропорт? Самолеты».
1. Просмотр презентации по теме НОД.
2. Д/и «Четвертый лишний».
3. Рисование «Самолеты».

Познакомить детей с понятием аэропорт. Дать знания о воздушном транспорте. Знакомить с профессиями: пилот, стюардесса.

Январь

1) ОД «Птицы у кормушки».

 1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай птицу».
3. Беседа о птицах.

Познакомить детей с зимующими птицами Приморского края. Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к ним.

Февраль

1) ОД «Город Уссурийск»

1. Беседа с детьми о посещение города с родителями.

2. Рассматривание фотографий.

Познакомить с  Уссурийском, как одним из городов Приморского края.

Март

1) ОД «Транспорт на улицах города».
1. Презентация по теме НОД.
2. Рисование транспорта.

Дать представление о транспорте .Расширить знания о профессиях.

Апрель

1) ОД «Морские обитатели»
1. Просмотр иллюстраций «Рыбы».
2. Загадывание загадок об обитателях моря.

Дать представление о понятии море и океан. Продолжить знакомить с обитателями морских глубин Японского моря. Воспитывать у детей любовь к морским обитателям, бережное отношение к природе.

Май

1) ОД «Прогулка по весеннему  селу»
1. Беседа с детьми о полученных знаниях на прогулке.

Познакомить детей с понятием «малая родина», учить называть родное село. Подвести детей к пониманию того, что в селе много улиц, домов, машин. Воспитывать любовь к родному селу.

Средняя группа

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

1) ОД «Наше любимое село»
1. Выставка фотографий «Гуляем по селу».
2. Экскурсия на площадь
3. Беседа на тему ОД.

Познакомить дошкольников с названием села .

Развивать познавательный интерес к изучению села, в котором мы живем, к социальной жизни села.

Октябрь

1) ОД - экскурсия «Деревья рядом с нами» 1. Рассматривание иллюстраций о деревьях и кустарниках.
2. Беседа о значимости растений вокруг нас.
3. Чтение стихов о деревьях.

Познакомить с названиями и разновидностями деревьев парка; объяснить детям, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений; вызвать интерес к деревьям нашего края; воспитывать бережное отношение к природе; дать детям сведения о той незаменимой роли, которую играют деревья; вызвать желание сажать и растить деревья.

Ноябрь

1) ОД «Я живу в селе Галенки».
1. Рассматривание фотографий.

Дать первоначальные знания о селе, как о малой Родине.

Декабрь

1) ОД «В нашем селе много интересного».

Дать детям представление о значимых и интересных местах в селе.

Январь

1) ОД «Природа Приморского края».
1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай животное».
3. Беседа о диких животных и их месте обитания.

Дать первоначальные знание природе нашего леса, его обитателях (животные) Воспитывать бережное отношение к природе.

Февраль

1) ОД «Мир Моря»
1. Презентация «Животный мир морей и океанов»
2. Д/и «Собери правильно», «Кто здесь лишний».

Создать условия для ознакомления детей с самыми большими водоёмами – морями и океанами – разными средами обитания живых организмов. Объяснить детям, что водная среда обитания была и остаётся малодоступной и загадочной для человека, что существуют солёные и пресные водоёмы – разные среды обитания живых организмов. Формировать эмоциональное отношение к миру моря.

Март

1) ОД «Транспорт в городе».
1. Рассматривание иллюстраций о транспорте.
2. Рисование транспорта.

Расширить знания детей о транспорте нашего города о профессии водитель (шофер). Дать представление о воздушном транспорте, продолжить знакомить с городами Уссурийск, Владивосток.

Апрель

1) ОД Аппликация «Птицы Приморского края»

Обогащать представления о птицах нашего края. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Май

1) ОД «Цветущий май»
1. Раскрашивание картинок, рисование по теме ОД.

Продолжить знакомство с родным селом, его красотой во время цветения. Воспитывать чувство любви к родной природе.

Старшая группа

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

1) ОД «Знакомство с историей села»
1. Выставка книг.
3. Просмотр альбомов.
4.
 «День рождения  села»

Познакомить дошкольников с историей села. Углубить знания детей о родном селе (объяснить, почему оно  так называется). Развивать познавательный интерес к изучению родного города, к истории и культуре.
Углубить и обобщить знания детей о родном селе. Приобщать к социальной жизни села.

Октябрь

1) ОД «Что делали в старину осенью»

1. Рассказ воспитателя.
2. Рисование на тему «Что можно делать осенью?».
3. Рассматривание сюжетных картин.

Знакомить детей с бытом русского народа, с основными занятиями крестьян.
Расширять знания детей об овощах и фруктах, которые выращивали наши предки

Ноябрь

1) ОД «Где мы гуляли с мамой»
1. Просмотр видеофильма «Рождение села».
2. Рисование «Наше село»

Продолжить знакомить с селом, его инфраструктурой. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине.

Декабрь

1) ОД «Памятники и достопримечательности нашего села».
1. Просмотр презентации по теме НОД.
2. Рисование «Мое любимое место в селе».
2) ОД «Зимующие птицы нашего леса»
1. Презентация «Зимующие птицы».
2. Беседа «Как человек помогает птицам пережить Приморскую зиму».
3. Рисование «Птичий обед».

Познакомить детей с памятниками и достопримечательностями села, их историей и значимостью. Воспитывать чувство гордости и уважения к историческим ценностям.

Продолжить знакомить детей с зимующими птицами, особенностями их поведения, передвижения, питания. Рассказать, какую помощь дети вместе с родителями могут оказать птицам зимой.

Январь

1) ОД «Дикие животные Уссурийской тайги».
1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай животное».
3. Беседа о диких животных и их месте обитания.
2) ОД «С кем дружит ель?»
1. Беседа о хвойных деревьях.
2. Выставка рисунков "Елочка-красавица".

Расширить представления детей о жизни диких животных Приморского края. Закреплять название взрослого животного и детёныша. Познакомить детей с названиями жилищ диких животных (нора, гнездо, дупло, берлога). Формировать экологическую культуру и экологическое сознание детей.
Продолжать знакомство с растительностью тайги, её разнообразием. Знакомство с разнообразием мест где произрастает ёлка.

Февраль

1) ОД «Что такое заповедник?».
1. Беседа о заповедниках (общее понимание заповедник)
2. Рассматривание альбома про Приморские заповедники.
2) ОД «Дальневосточный морской заповедник»
1. Рассматривание альбома «Дальневосточный морской заповедник».
2. Просмотр познавательного видеофильма «Дальневосточный морской заповедник»
3. Рисование «Обитатель морского заповедника»

Показать детям, что заповедник – это территория, охраняемая государством. Познакомить детей с представителями флоры и фауны заповедников (выборочно)
Познакомить детей с одним из значимых заповедниках Приморского края. С его обитателями. Воспитывать уважение к природе родного края.

Март

1) ОД «Красная книга Приморского края».
1. Рассматривание карты Приморского края.
2) ОД «Глобус и карта»
1. Обучение работе с глобусом и картой.
2. Рассматривание и нахождение Приморского края на карте.

Дать понятие о Красной книге Приморского края. 
Развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни.

Апрель

1) ОД «Растительный мир Приморского края»
1. Просмотр фотографий о растениях Приморского края.
2. Загадывание загадок о растениях.
2. Презентация «Растительный мир Приморского края».
2) ОД «Лекарственные растения»
1. Рассматривание альбомов с иллюстрациями лекарственных растений.
2. Дидактическая игра: «Зелёная аптека».

Дать детям представление о растительном мире: лимоннике, заманихе, лилейнике, приморском винограде, клён Моне, женьшене. Развивать экологическое мышление, творческое воображение. воспитывать любовь к природе и прекрасному.
Дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Май

1) ОД «Я хочу тебе рассказать …»
1. Беседа с детьми о поездках по краю.
2. Видеоэкскурсия  по краю
2) ОД-викторина «Знатоки родного села»


1. Беседа о селе (обобщающая перед викториной)
2. Фотовыставка «Знатоки родного села»

Закрепить знания детей о крае, городах,

 памятниках, достопримечательностях, природе и т.д.

Развивать разносторонние качества личности ребенка, память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. Закрепить знания детей об истории родного села, о его достопримечательностях. Развивать у дошкольников умение применять имеющиеся знания. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, стремление сделать село красивее.

Подготовительная группа

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

1) ОД «Знакомство с историей Приморского края»
1. Выставка книг.
2. Видео-экскурсия в «Как заселяли Приморье».
3. Просмотр альбомов.
2) ОД «Первооткрыватели Приморского края»-
презентации.
2. Беседа о первооткрывателях.

Познакомить дошкольников с историей Приморского края. Углубить знания детей о родном крае (объяснить, почему он так называется – Приморским). Развивать познавательный интерес к изучению родного края, к истории и культуре.
Познакомить дошкольников с первооткрывателями края. Побуждать детей к желанию получать новые знания. Воспитывать уважение к людям, которые прославили наш край.

Октябрь

1) ОД «Коренное население Приморья»
1. Просмотр презентация по теме НОД.
2. Беседа на тему «Коренное население Приморья»
2) ОД «Столица Приморского края- Владивосток»
1. Рассматривание иллюстраций о Владивостоке.
2. Беседа об основных его достопримечательностях.
3. Оформление альбома «Владивосток».

Познакомить дошкольников с коренным населением; изучить культурное наследие коренных народов.

Закреплять знания о памятниках, достопримечательностях. Познакомить с историей города Владивостока. О его многонациональности и культуре.

Ноябрь

1) ОД «Города Приморского края» 1 часть»
1. Просмотр презентации.
2. Беседа о городах Приморского края.

Познакомить дошкольников с городами Приморского края. Расширить знания детей о том, что в Приморском крае много разных городов со своей историей.

Декабрь

1) ОД «Символика Приморского края, городов края»
1. Просмотр презентация по теме НОД.
2. Д/и «Собери правильно».
3. Рисование «Символы Приморского края».
2) ОД «Природа Приморского края (Уссурийская тайга)»
1. Видеофильм «Путешествие по Уссурийской тайге».
2. Беседа «Наш красивый край».
3. Рисование «Природа нашего края, какая она».

Продолжать знакомить детей с символами Приморского края, разных городов.

Познакомить детей с Уссурийской тайгой. Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к ней.

Январь

1) ОД «Редкие животные, птицы, морские обитатели и растения Приморского края»
1. Презентация по теме
2. Д/и «Угадай животное».
3. Беседа о редких животных и их месте обитания.
2) ОД «Озеро Ханка и его обитатели»
1. Познавательный фильм «Озеро Ханка».
2. Рассматривание альбома про обитателей озера.

Продолжить знакомить детей с флорой и фауной Приморского края. Развивать познавательную и речевую активность детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ее обитателях, понимание её неповторимости и красоты.

Познакомить детей с животным и растительным миром озера Ханка, подчеркнуть уникальность водно-болотного комплекса озера. Воспитывать любовь к родной природе и чувства единения с ней.

Февраль

1) ОД «Заповедники»
1. Рассматривание альбома «Заповедники Приморского края»
2. Д/и «Угадай заповедник по описанию».
3. Оформление стенда «Заповедники края»
2) ОД «Красная книга Приморского края»
1. Рассматривание Красной книги.
2. Просмотр познавательного видеофильма «Красная книга Приморского края»
3. Рисование «Страничка из Красной книги»

Расширить знания детей о заповедниках, об их значимости для сохранения флоры и фауны нашего края.

Продолжить знакомить дошкольников с Красной книгой, какие животные и растения занесены в нее, дать понятия для чего существует Красная книга.

Март

1) ОД «Знакомство с картой Приморского края»
1. Рассматривание карты Приморского края.

Учить работать с картой, ориентироваться по ней. Продолжить знакомство с городами, заповедниками Приморского края. Закрепить знания детей о растительном и животном мире заповедных мест. 

Апрель

1) ОД «Путешествие в сафари-парк»
1. Просмотр фотографий из сафари-парка.
2. Загадывание загадок об обитателях сафари-парка.
2. Беседа «Как я был в сафари-парке».

2) ОД «Спортивные комплексы Приморского края»

1. Видеофильм.
2. Презентация «Приморский край спортивный».

Уточнить и закрепить знаний детей о животном мире сафари-парке, его значимости в России. Воспитывать у детей интерес к животным, умение внимательно слушать друг друга, чувство любви и гордости за свой край.

Дать детям знания о спортивных комплексах Приморского края. Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного края, вызвать желание заниматься спортом.

Май

1) ОД «Приморский край, я хочу о тебе рассказать»
1. Беседа с детьми  о Приморском крае.
2. Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций о городах, природе, памятниках, достопримечательностях и т.д.
2) Викторина  «Знатоки родного края»
1. Фотоэкскурсия.
2. Фотовыставка «Знатоки родного края».

Закрепить знания детей о Приморском крае, его городах, памятниках, достопримечательностях, природе и т.д.

Развивать разносторонние качества личности ребенка, память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. Формировать патриотические чувства; учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города. Закрепить знание детей об истории родного края, о его достопримечательностях. Развивать у дошкольников умение применять имеющиеся знания.

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение

    В ходе работы по программе «Наш край родной» воспитателями в группах создаются тематические выставки, связанные с изучением темы.

     В группе имеется ноутбук и проектор для просмотра фото и видеоматериалов о родном селе, городах края, достопримечательностях и природе Приморского края.

    Имеются карты, глобус, Красная книга, фотографии, книги, Альбомы, фото и видеоматериалы, энциклопедии, карта Приморского края, символика края, перспективное планирование, конспекты занятий, бесед, экскурсий, викторины.

     

3.2. Методическое обеспечение

  1. Г.Н.Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России»
  2. М.Д.Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о Дальнем Востоке Москва «ТЦ Сфера» 2015.
  4. Шорыгина Т.А. Наша Родина Россия Москва «ТЦ Сфера» 2015
  5. Зеленова Н.Г. «Мы живем в России»,Москва,2015
  6. М.В.Маркина «Путешествия по родному краю»
  7. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  8. Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».
  9. ТимофееваЛ.О., Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.
  10. Т.В. Черных «Уроки моря». В. ПИППКРО, 2006.
  11. О.Ю. Вальдшмидт «Детям о море» , «Люби и знай родной город», «Первое знакомство с птицами Приморского края», «Деревья нашего города»,«Использование регионального компонента в воспитательно – образовательной работе с детьми дошкольного возраста», «Животный и растительный мир Уссурийской тайги». Б.К., 2007.
  12.  «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет»

Электронные образовательные ресурсы

1. http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России. Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Рабочая программа по НРК "Мой родной край - Ямал"

примерная рабочая программа по национальному компоненту для воспитателей...

Дополнительная программа по ознакомлению с родным краем "Мой поселок. Мой район. Моё Подмосковье". Для детей 4-7 лет

В течение последних 3 лет, в МДОУ реализуется программа "Мой посёлок. Мой район. Моё Подмосковье." Данная программа реализуется в рамках регионального компонента ООП МДОУ.Программа расс...

Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»

Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохра...