Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности "Волшебная вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебная вода».

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет цвета, прозрачная).

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования у детей представлений о свойствах воды;
  • Способствовать расширению словарного запаса детей
  • Развивающие:
  • Создавать условия для развития диалогической речи у детей;
  • Развивать общую и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Побуждать детей к познавательному интересу, активности и любознательности.
  • Побуждать детей к бережному отношению к окружающей среде, к доброжелательным взаимоотношениям друг с другом.

Предварительная работа: просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде», чтение стихов и пословиц о воде.

Материал и оборудование:

Игрушка – Незнайка; фартуки с нарукавниками и шапочка (на каждого ребенка), комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, тарелки из детской посуды на каждого ребенка, краски (гуашь), кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка), пипетка (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды).

Дети. Воды.

Воспитатель. Правильно.

- Скажите, зачем нам нужна вода?

Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

- А кому нужна вода?

Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.

Воспитатель:- Да, верно, и птицам, и растениям, всем живым существам.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Буратино и принес комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Буратино не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Буратино?

Дети. Да!

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение высохло и завяло.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Правильно, растения также, как и мы с вами, пьют воду. Ребята, что мы должны сделать, чтобы помочь растению и Буратино?

Дети. Полить растение.

Воспитатель. Правильно, растение нужно полить. Давайте возьмем лейку и польем наш цветок. Марк, Таисия, помогите полить.

(Дети поливают из лейки комнатное растение).

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Буратино и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, я предлагаю вам, отправится в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты.

(звучит волшебная музыка)

Но сначала я вам расскажу, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (фартуки и шапочки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот)

Воспитатель: А сейчас закрыли глаза и повторяем вместе со мной

Раз, два, три, волшебство скорей приди!

(воспитатель надевает халат и очки с колпаком волшебника)

Основная часть:

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. (На спинке каждого стула висит фартук, нарукавники и шапочки, помогает одевать пом. воспитателя). И наденьте фартуки и шапочки, представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.

Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. 

Воспитатель: Итак, дети, давайте еще раз вспомним, где мы с вами сейчас оказались? (ответы детей: в лаборатории). Правильно, а в лаборатории проводят опыты, и мы с вами тоже сейчас будем проводить опыты. Посмотрите, что перед вами находится на столе и попробуйте определить с чем мы будем проводить опыты? (ответы детей) Правильно, ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «У воды нет вкуса и запаха»

Воспитатель. Однажды два ученых поспорили между собой: есть ли у воды вкус, какая вода на вкус? Один говорил, что у воды нет вкуса, а другой утверждал, что есть! Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт и  определим есть ли у воды вкус? Перед вами стаканы с чистой водой. Возьмите один стакан с водой, стоящий справа от вас и добавьте в него кусочек сладкого сахара и размешайте сахар в воде ложечкой. А теперь возьмите другой стакан с чистой водой. Сначала попробуйте чистую воду, а потом попробуйте воду из стакана, где вы добавляли сладкий сахар. Скажите, ребята, в каком стакане вода вкуснее? (ответы детей: там, где сахар) Какая она на вкус? (сладкая.

Правильно, дети, ведь сахар имеет сладкий вкус, именно он придал воде вкус – сладкий. А в стакане с чистой водой вкуса нет. Значит какой вывод мы сделаем? Есть ли у чистой воды вкус? (нет)

Молодцы. Значит, у воды нет вкуса.

Воспитатель: Ребята, а если мы с вами положим в воду соль, какая вода станет на вкус?

Дети: Соленая

Воспитатель. А если мы с вами добавим в воду что-то кислое, попробуйте какая она станет на вкус? (добавляем сок лимона в чистую воду)

Дети. Кислая

Воспитатель. Правильно. А теперь, поднесите стакан к носу и понюхайте воду. Скажите, вода имеет запах?

Дети. Да! Она пахнет лимоном.

Воспитатель. А сейчас возьмите стакан с чистой водой и понюхайте воду. Она имеет запах?

Дети. Нет

Воспитатель. Молодцы. Тогда делаем вывод, что чистая вода не имеет запаха.

 

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).


Надо, надо нам помыться (умываемся)

Где тут чистая водица? (повороты туловища вправо-влево)

Кран откроем – ш – ш – ш … (вращение кистями)

Руки моем – с – с – с … (трем ладошки)

Щечки, шейку мы потрем (трем лицо, шею)

И водичкой обольем. (руки вверх, через стороны опускаем)

 

Молодцы, ребята. Проходите на свои места и садитесь поудобнее.

 

Опыт № 2 «Вода прозрачная»

Воспитатель. Ребята, я знаю еще один очень интересный опыт с водой, который вам точно понравится. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску и опустите ее в воду. Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет.

Воспитатель. Каким цветом стала вода?

Дети. Красная.

Воспитатель. Давайте посмотрим на стакан с чистой водой. Какая там вода?

Дети. Прозрачная.

Воспитатель. Давайте мы это проверим. У вас на столе лежат камушки. Возьмите камушки и один опустите в стакан с чистой водой, а второй в стакан с краской. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А мы видим камни в воде?

Дети. Да, видим в стакане с чистой водой

Воспитатель. А в стаканчике с краской мы видим с вами камень?

Дети. Нет

Воспитатель. Правильно, тогда какой вывод мы можем сделать? Чистая вода имеет цвет?

Дети. Нет

Воспитатель. Какая она? (Прозрачная)

 

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы сегодня были самыми настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Буратино.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты.

Воспитатель. Что это были за опыты?

Дети. Опыты с водой.

Воспитатель. Что вы узнали из опытов?

Дети. Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха.

Воспитатель: Молодцы. Ну что Буратино, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Буратино внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса и запаха. Поэтому я хочу вам подарить талисманы в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать ее бережно.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Дети. Да!

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Буратино, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Буратино вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Буратино. До свидания! До новых встреч!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnaya_voda.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебная вода».

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет цвета, прозрачная).

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования у детей представлений о свойствах воды;
  • Способствовать расширению словарного запаса детей
  • Развивающие:
  • Создавать условия для развития диалогической речи у детей;
  • Развивать общую и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Побуждать детей к познавательному интересу, активности и любознательности.
  • Побуждать детей к бережному отношению к окружающей среде, к доброжелательным взаимоотношениям друг с другом.

Предварительная работа: просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде», чтение стихов и пословиц о воде.

Материал и оборудование:

Игрушка – Незнайка; фартуки с нарукавниками и шапочка (на каждого ребенка), комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, тарелки из детской посуды на каждого ребенка, краски (гуашь), кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка), пипетка (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды).

Дети. Воды.

Воспитатель. Правильно.

- Скажите, зачем нам нужна вода?

Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

- А кому нужна вода?

Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.

Воспитатель:- Да, верно, и птицам, и растениям, всем живым существам.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Буратино и принес комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Буратино не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Буратино?

Дети. Да!

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение высохло и завяло.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Правильно, растения также, как и мы с вами, пьют воду. Ребята, что мы должны сделать, чтобы помочь растению и Буратино?

Дети. Полить растение.

Воспитатель. Правильно, растение нужно полить. Давайте возьмем лейку и польем наш цветок. Марк, Таисия, помогите полить.

(Дети поливают из лейки комнатное растение).

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Буратино и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, я предлагаю вам, отправится в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты.

(звучит волшебная музыка)

Но сначала я вам расскажу, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (фартуки и шапочки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот)

Воспитатель: А сейчас закрыли глаза и повторяем вместе со мной

Раз, два, три, волшебство скорей приди!

(воспитатель надевает халат и очки с колпаком волшебника)

Основная часть:

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. (На спинке каждого стула висит фартук, нарукавники и шапочки, помогает одевать пом. воспитателя). И наденьте фартуки и шапочки, представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.

Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно.

Воспитатель: Итак, дети, давайте еще раз вспомним, где мы с вами сейчас оказались? (ответы детей: в лаборатории). Правильно, а в лаборатории проводят опыты, и мы с вами тоже сейчас будем проводить опыты. Посмотрите, что перед вами находится на столе и попробуйте определить с чем мы будем проводить опыты? (ответы детей) Правильно, ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «У воды нет вкуса и запаха»

Воспитатель. Однажды два ученых поспорили между собой: есть ли у воды вкус, какая вода на вкус? Один говорил, что у воды нет вкуса, а другой утверждал, что есть! Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт и определим есть ли у воды вкус? Перед вами стаканы с чистой водой. Возьмите один стакан с водой, стоящий справа от вас и добавьте в него кусочек сладкого сахара и размешайте сахар в воде ложечкой. А теперь возьмите другой стакан с чистой водой. Сначала попробуйте чистую воду, а потом попробуйте воду из стакана, где вы добавляли сладкий сахар. Скажите, ребята, в каком стакане вода вкуснее? (ответы детей: там, где сахар) Какая она на вкус? (сладкая.

Правильно, дети, ведь сахар имеет сладкий вкус, именно он придал воде вкус – сладкий. А в стакане с чистой водой вкуса нет. Значит какой вывод мы сделаем? Есть ли у чистой воды вкус? (нет)

Молодцы. Значит, у воды нет вкуса.

Воспитатель: Ребята, а если мы с вами положим в воду соль, какая вода станет на вкус?

Дети: Соленая

Воспитатель. А если мы с вами добавим в воду что-то кислое, попробуйте какая она станет на вкус? (добавляем сок лимона в чистую воду)

Дети. Кислая

Воспитатель. Правильно. А теперь, поднесите стакан к носу и понюхайте воду. Скажите, вода имеет запах?

Дети. Да! Она пахнет лимоном.

Воспитатель. А сейчас возьмите стакан с чистой водой и понюхайте воду. Она имеет запах?

Дети. Нет

Воспитатель. Молодцы. Тогда делаем вывод, что чистая вода не имеет запаха.

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).


Надо, надо нам помыться (умываемся)

Где тут чистая водица? (повороты туловища вправо-влево)

Кран откроем – ш – ш – ш … (вращение кистями)

Руки моем – с – с – с … (трем ладошки)

Щечки, шейку мы потрем (трем лицо, шею)

И водичкой обольем. (руки вверх, через стороны опускаем)

Молодцы, ребята. Проходите на свои места и садитесь поудобнее.

Опыт № 2 «Вода прозрачная»

Воспитатель. Ребята, я знаю еще один очень интересный опыт с водой, который вам точно понравится. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску и опустите ее в воду. Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет.

Воспитатель. Каким цветом стала вода?

Дети. Красная.

Воспитатель. Давайте посмотрим на стакан с чистой водой. Какая там вода?

Дети. Прозрачная.

Воспитатель. Давайте мы это проверим. У вас на столе лежат камушки. Возьмите камушки и один опустите в стакан с чистой водой, а второй в стакан с краской. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А мы видим камни в воде?

Дети. Да, видим в стакане с чистой водой

Воспитатель. А в стаканчике с краской мы видим с вами камень?

Дети. Нет

Воспитатель. Правильно, тогда какой вывод мы можем сделать? Чистая вода имеет цвет?

Дети. Нет

Воспитатель. Какая она? (Прозрачная)

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы сегодня были самыми настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Буратино.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты.

Воспитатель. Что это были за опыты?

Дети. Опыты с водой.

Воспитатель. Что вы узнали из опытов?

Дети. Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха.

Воспитатель: Молодцы. Ну что Буратино, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Буратино внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса и запаха. Поэтому я хочу вам подарить талисманы в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать ее бережно.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Дети. Да!

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Буратино, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Буратино вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Буратино. До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»

Программное содержание:                                                   ...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на прогулке « СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ВОДЫ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на прогулке                             ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему: "Мы изучаем воду"

Конспект занятияпо опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Мы изучаем воду»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" во второй младшей группе

Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...