Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшей группы. Тема:« Знакомство с почвой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Денисова Елена Алексеевна

Конспект образовательной деятельности  по экологическому воспитанию для детей старшей группы. Тема:« Знакомство с почвой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 по экологическому воспитанию для детей старшей группы.

Тема:   « Знакомство с почвой»

Цель:  Ознакомление дошкольников с понятием «почва» на основе опытов, её составом и необходимостью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.

Задачи:

Образовательные:

способствовать формированию у детей познавательного интереса;

 - формировать знания о значении почвы в растительном и животном мире;

- расширить знания о составе почвы, о ее свойствах.

формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать интерес к объектам живой и неживой природы.

-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- расширять словарный запас;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, экспериментирование.

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации: интеллектуально - познавательная деятельность.

Методы и приемы организации: погружение в игровую ситуацию, наглядные, словесные, практические, сюрпризный момент.

Форма работы: групповая.

Используемые технологии: игровая, личностно-ориентиванного обучения, здоровье сберегающие, сотрудничества, опытно-экспериментальной деятельности.

 

Организация образовательной среды:

Образцы почвы, пластиковые ложечки, листы бумаги, прозрачные стаканчики, лупы (на каждого), емкость с водой, салфетка бумажная,  проектор, горшок с кактусом.

Планируемый результат:

1.Дети имеют представление  о почве и ее пользе для живых организмов

2. Дети умеют проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.

3. Дети проявляют интерес к исследовательской деятельности.


Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

Пусть каждый становится

Добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

 

Слышится звук падения предмета.

Воспитатель обращает внимание детей на это и идет к двери. В дверях появляется инопланетянин.

Инопланетянин. Здравствуйте,  Подскажите, пожалуйста, я попала на планету Земля? Мои координаты оказались верными?

Восп.: Да, это планета Земля. Но кто Вы?

Инопл. Я житель планеты Альфа Центавра. А зовут меня Мирси    Я ученый, и прибыла на Землю с важной миссией. Я бывала на разных планетах, но ваша планета мне понравилась больше всего. Она такая красивая, на ней много деревьев и растений.  Мы пытались вырастить растения у себя на планете, но они почему-то не росли и погибали. Меня отправили  узнать, почему  у нас ничего не получается?

Воспит.: Ребята, давайте поможем Мирси разобраться, почему на их планете не живут растения. Для начала давайте вспомним, что нужно для роста растений?

Ответы детей (солнце, воздух, вода)

Вопросы детей: Мирси, у вас солнце светит?

Мирси: Да, на нашей планете светит солнце,

Ребенок: на вашей планете есть вода?

Мирси: Да, у нас бывают дожди.

Воспитатель: А еще необходима земля. Я предлагаю по подробнее изучить землю, в которую мы высаживаем растения, у нас для этого даже лаборатория есть.

  Уважаемая Мирси, хочешь ли ты поработать в нашей лаборатории?

Иноп.: Да, мне будет интересно.

Воспит: Тогда прошу всех в нашу лабораторию.

Воспит.: Мы живем на замечательной планете – Земля. Строим дома, в которых живем, изготавливаем машины, на которых ездим, выращиваем растения, плодами которых питаемся.

 Ребята, а вы знаете, как называется плодородный слой земли, на котором растут растения? Этот слой называется почва. Он является и домом для растений, вернее их корней, и домом для различных жучков, дождевых червей, кротов.

Уважаемая Мирси,   а не захватили ли вы случайно образец почвы со своей планеты?

 Иноп.: Да, конечно у меня он есть. (достает коробочку с песком и камушками). Вот он.

Воспит: Давайте мы подойдем к столу и  исследуем образцы.

Дети рассматривают образцы через лупу. Делают заключение, что в образце инопл. Находится песок и камушки.

Воспит:  А теперь предлагаю рассмотреть образцы нашей почвы.

Опыт 1. «Рассматривание почвы»

-У вас на столах есть небольшие емкости с почвой, посмотрите, понюхайте. Как можно назвать почву по-другому? (земля).

 Ребята возьмите немного почвы, положите на лист бумаги и посмотрите через лупу.

-Что вы увидели?

Ответы детей.

А теперь остановимся на составе почвы подробнее.

Опыт 2 «Состав почвы»

Воспитатель: В стакан с водой добавляем почву и размешиваем пластиковой ложечкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.

Вывод: Почва темного цвета, рыхлая, в ней есть камушки, глина, песок, остатки растений и насекомых.

А в почве Мирси мы увидели песок и камушки.

У нас с вами как у настоящих исследователей есть карты, в которых мы будем записывать свои наблюдения. Давайте отметим в них, что мы обнаружили в образцах.

Воспитатель на доске, а дети в карточках отмечают, что они обнаружили в образцах (песок, глину, камушки, остатки растений)

Воспит. Проведем следующий опыт.

Опыт 3 «Есть ли в почве воздух?»

В стакан с водой бросаем кусочек земли, если входят пузырьки и поднимаются к верху-это и есть воздух. Дети проделывают сами.

Вывод: в почве есть воздух, значит, там могут жить подземные жители.

А теперь проверим образец Мирси

Насыпаем песок в стакан с водой и наблюдаем.

Выводы детей (Песок осел на дно стакана пузырьков нет)

Воспит. Зафиксируем результат в карте:( в почве есть воздух, а у Мирси нет)

Воспитатель: Как вы думаете, в какой почве будет больше воздуха в рыхлой  или в плотной? Что бы это узнать давайте проделаем следующий опыт

Опыт 4 (Проводится как дополнительный к предыдущему.) 

Воспитатель раздает детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Воспитатель обращает их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предлагает сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? 

Рассуждения детей.

Воспит. Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел» : для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.
После проведения опыта воспитатель задает вопросы.
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ — в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

• Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
• На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Рассуждения детей (чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть)
Мирси: О, как у вас интересно!

Воспит. Да а сейчас я предлагаю немного отдохнуть давайте сделаем физкульт- минутку.

Мирси: Отдыхать мне тоже нравится  у меня есть любимая зарядка. Хотите, сделаем её в се вместе? Сейчас я настрою передатчик.

Включить физкультминутку про космос.

Воспит. О спасибо замечательная зарядка! Мы отдохнули и готовы к следующим опытам.

Опыт 5 «Есть ли в почве вода»

Нам нужно проверить, есть ли в почве вода для роста растений.
Берем салфетку и помакаем об почву. Что случилось с салфеткой? Она намокла. Значит, в почве есть вода.
- Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вовнутрь и сохраняется между частицами почвы.

А теперь проверим образец Мирси.

Насыпаем песок в бумажную салфетку и скручиваем ее в узелок. Что то изменилось?

Рассуждения детей (нет, салфетка осталась сухой)

Вывод: Салфетка с почвой намокла, значит, в почве есть вода, а салфетка с образцом Мирси осталась сухой, значит, там нет воды.

Восп. Давайте занесем свои результаты в карту наблюдений

Ребята, мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
- Скажите, пожалуйста, кто там может обитать?
- Дам вам небольшую подсказку. Кто живет под землей? (ответы детей)
Почва - дом многим растениям и животным. Это крот, дождевой червь , муравьи, полевая мышь (полевка),медведка .
Они разрыхляют почву, обогащают ее кислородом, участвуют в получении перегноя.
 Почва, в которой содержится много перегноя, называется чернозем.
- В черноземе содержится много полезных питательных веществ. В черноземе растения лучше всего растут и развиваются.

Воспит : Давайте ребята подведем итог нашим исследованием.

Дети с помощью карточек подводят итог.(на планете Мирси не смогут жить разные растения)

Воспит. Да Мирси, к сожалению, на вашей планете не смогут расти разные растения, но не огорчайся, у нас на планете Земля есть места, где очень скудная почва. Это пустыни, но даже там есть растения и одно из таких растений мы  хотим тебе подарить. Возможно, вы сможете вырастить кактусы у себя на планете.

Мирси: Спасибо большое за подарок, но мне пора возвращаться. До свидания.

Восп. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали сегодня? Чем вам запомнилось оно? Какие выводы мы с вами можем сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Уход за комнатными растениями"

Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь ме...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы, тема «День Земли».

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы, тема «День Земли».Программное содержание. Образовательные задачи: * Оживить знания детей о природе, полученные в рамках...

конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы

с помощью данного конспекта в игровой непренужденной форме с детьми старшего дошкольного возраста можно закрепить знания о птицах, животных, насекомых Среднего Поволжья....

Конспект занятия по экологическому воспитанию (краеведение) в старшей группе. Тема НОД: «Заповедники Крыма».

Аннотация. Данный конспект занятия имеет цель: воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за родную природу. Формировать экологическую культуру у детей, сознание того, что природу нужно беречь. Рас...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: « Знакомство с понятием «пара»

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеТехнологии и...

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы Тема: «В царстве грибов и ягод»

Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах лесов средней полосы России.О.О. «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуни...