Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе ДОУ
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Татьяна Фалилеева

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые годы — практически единственным способом познания мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-fokusy.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ФОКУСЫ

«Кристаллы сахара»

Материалы: стакан с очень горячей водой, сахар, канцелярская скрепка, карандаш, толстая хлопчатобумажная нить длиной 10 см.

Ход

Добавьте в стакан с горячей водой сахар, размешивайте ложкой, пока он не перестанет растворяться. Нужно делать это быстро, чтобы растворить большое количество сахара. Привяжите к одному концу нити карандаш, а к другому -  скрепку. Поместите карандаш на краях стакана так, чтобы нить со скрепкой погрузилась в раствор в натянутом виде. Стакан поставьте в прохладное место на несколько дней. Нить обрастет кристаллами сахара.

«Кристаллы соли»

Материалы: два стакана, поваренная соль мелкого помола, хлопчатобумажная нить, блюдце.

Ход

В оба стакана налейте горячую воду и, постоянно помешивая, добавляйте в каждый стакан соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Поставьте стаканы на некотором расстоянии друг от друга и соедините их нитью так, чтобы ее большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Подставьте блюдце под провисающую нить. Оставьте сооружение в таком положении на несколько дней. На нити нарастут кристаллы соли.

«Бумага и ветер»

Материалы: два листа бумаги.

Ход

Расположите два листа бумаги так, чтобы они были параллельны. Если резко дуть между ними, то концы листов сходятся, но как только прекратить дуть – расходятся.

«Радуга»

Материалы: лист фольги с маленьким отверстием, небольшой блестящий предмет.

Ход

Положите на освещенный солнцем или лампой стол небольшой блестящий предмет и посмотрите на него сквозь крохотное отверстие в фольге. Будут отлично видны разноцветные кольца и овалы.

«Мыло и блюдце»

Материалы: фарфоровое блюдце, кусок мыла.

Ход

Ополосните фарфоровое блюдце водой и поставьте на стол. Положите на дно блюдца кусок мыла и прижмите, а затем поднимите мыло, не сдвигая его. Вместе с мылом будет подниматься и блюдце.

«Центробежная сила»

Материалы: зонт, небольшой мяч.

Ход

Раскройте зонт, уприте его концом в пол, раскрутите (как юлу) и одновременно бросьте внутрь мячик (или скомканную бумагу, какой-нибудь легкий неломкий предмет). Мяч «выползет» вверх.

«Башня плотности»

Материалы: высокий узкий стеклянный сосуд, ¼ стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда, пищевой краситель любого цвета, ¼ стакана водопроводной воды, ¼ стакана растительного масла, ¼ стакана медицинского спирта, разные мелкие предметы (пробки, игрушки, шурупы).

Ход

Аккуратно налейте в сосуд мед – так, чтобы он занимал ¼ объема. Растворите в воде несколько капель пищевого красителя. Налейте воду в сосуд до половины. Обратите внимание, что добавлять каждую жидкость надо аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем. Медленно влейте в сосуд такое же количество масла. Долейте сосуд доверху спиртом. По одному аккуратно опускайте в сосуд мелкие предметы.

Разные предметы будут плавать на разном уровне. Некоторые «зависнут» прямо посередине сосуда

«Сломанный карандаш»

Материалы: стакан, водопроводная вода, карандаш.

Ход 

Наполните стакан примерно на 2/3 водопроводной водой. Опустите карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды. Держите карандаш в задней части стакана, подальше от ребенка. Поводите карандашом туда сюда в воде, держа его вертикально.  Ребенку покажется, что карандаш сломался. С его точки зрения та часть карандаша, что находится над водой, слегка смещена относительно той части, что под водой.

«Исчезающая монетка»

Материалы: стеклянная банка емкостью 1 литр, водопроводная вода, монета.

Ход

Налейте в банку воды и закройте крышку. Покажите ребенку монету, чтобы он мог убедиться в том, что это действительно самая обычная монета и здесь нет никакого подвоха. Положите монету на стол, поставьте на нее банку с водой. Попросите ребенка посмотреть сквозь воду сбоку банки и спросите, видит ли он монету. Монета стала невидимкой. Когда вы ставите на монету банку с водой, кажется, что монета исчезла.

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»

Материалы: воздушный шар, скотч, игла.

Ход 

Если проткнуть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. Проткнит шарик через скотч. Шарик остался цел.

«Как достать монету из воды, не замочив рук?»

Материалы: тарелка, монета, газета, полулитровая банка, спички, вода.

Ход

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте его в полулитровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет, нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взят монету не замочив рук.  

«Цветы лотоса»

Материалы: цветная бумага, ножницы, карандаш, емкость с водой.

Ход

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. Опустите разноцветные бумажные цветы вна воду, налитую в емкость. Лепестки цветов начнут «распускаться». Бумага намокает и постепенно становится тяжелее – лепестки «раскрываются».

«Водяной подсвечник»

Материалы: недлинная стеариновая свеча, стакан воды, гвоздь.

Ход

Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) и опустите свечу в стакан с водой так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью воды. Зажгите фитиль. Кажется, что свеча догорит до воды и погаснет, но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. Кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара – фитиль будет погашен водой.

«Куда делись чернила?»

Материалы: чернила, емкость с водой, активированный уголь.

Ход

В емкость с водой капните чернила или тушь, чтобы раствор стал бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля и размешайте.

Смесь посветлеет: активированный уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя. Уголь осядет в осадок, а вода станет прозрачной.

«Вареное или сырое?»

Материалы: сырое и вареное куриные яйца.

Ход

предложите ребенку определить, какое из двух лежащих на столе  яиц вареное, а какое сырое, не разбивая их.

Затем предложите ребенку раскрутить каждое яйцо. Вареное раскрутится, а сырое – нет. Объясните , что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

«Стой, руки вверх!»

Материалы: небольшая пластмассовая баночка из-под лекарства, витаминов и др., шипучая таблетка.

Ход

Налейте в баночку немного воды, положите любую шипучую таблетку и прикройте ее крышкой (не завинчивающейся). Поставьте баночку на стол, перевернув крышкой вниз, и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, подбросит баночку вверх.

«Волшебные зеркала»

Материал: два зеркала, яблоко.

Ход

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90⁰. В угол положите одно яблоко. Яблок стало три! А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок увеличивается. Чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

«Куда делся запах?»

Материалы: кукурузные палочки, одеколон, небольшой сосуд.

Ход

Кукурузные палочки положите в сосуд, в который заранее был капнут одеколон, и закройте его плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек.

«Меняем цвет капусты»

Материалы: краснокочанная капуста, соль, уксус, емкость, нож, разделочная доска.

Ход

Приготовьте салат из тонко нашинкованной краснокочанной капусты, перетертой с солью и сахаром, и полейте его уксусом. Понаблюдайте, как изменился цвет капусты, превратившись из фиолетового в ярко-красный. Это влияние уксусной кислоты. Однако по мере хранения салат опять может стать фиолетовым или посинеть.

Происходит это потому, что постепенно уксусная кислота разбавляется капустным соком, концентрация ее понижается, и окраска красителя краснокочанной капусты меняется.

«Как из соленой рыбы добыть питьевую воду»

Материалы: глубокая емкость с водой, соль, ложка, пищевая пленка, пластиковый стакан, галька.

Ход

В емкость с водой добавьте две столовые ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакан положите промытую гальку, поставьте его в емкость с водой так, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в емкости. Сверху натяните пленку, закрепив ее вокруг емкости. Продавите пленку в центре на стаканом и положите в углубление еще один камень. Поставьте стакан на солнце. Через несколько часов в стакане накопится несоленая чистая питьевая вода. Вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же испаряется и остается в емкости.

«Живые дрожжи»

Материалы: кувшин, теплая вода, пищевые дрожжи, сахар, стакан, ложка, пластиковая бутылка, воздушный шар, емкость с теплой водой.

Ход

Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (микробы бывают не только вредными, но и полезными). Питаясь они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, разрыхляет тесто, делает его пышным и вкусным. Сухие дрожжи похожи на маленькие шарики.

Налейте в кувшин 2 столовые ложки теплой воды, добавьте в нее 2 чайные ложки дрожжей, затем 1 чайную ложку сахара и перемещайте. Смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в емкость с теплой водой. Когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

«Греет ли шуба?»

Материалы: 2 мороженных в бумажных стаканчиках, блюдце, полотенце, шуба.

Ход

Один из стаканчиков мороженного разверните и положите на блюдце. А второй заверните в чистое полотенце и хорошо укутайте шубой. Через 30 минут разверните укутанное мороженное и выложите его из бумажного стаканчика на блюдце. Сравните обе порции. Одно мороженное растаяло, а второе – нет. Шуба перестала пропускать к мороженному комнатное тепло, вот оно и не растаяло.

«Гибкая вода»

Материалы: воздушный шарик, лоскут шерстяной ткани.

Ход

Для проведения опыта выберите место, где у вас будет доступ к водопроводному крану. Откройте кран так, чтобы вода текла тонкой струйкой. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шарик о лоскут шерстяной ткани и поднесите к струйке воды – она отклонится в сторону шарика.

«Забавная игрушка»

Материалы: баночка из-под йогурта с пластиковой крышкой, небольшие фигурки обезьянок, вырезанные из бумаги, лоскут шерстяной ткани.

Ход

В баночку поместите фигурки обезьянок из бумаги, закройте крышкой. Если потереть крышку баночки куском шерстяной ткани, то обезьянки будут прыгать.

«Спички – лакомки»

Материалы: спички, емкость с водой, кусок мыла, кусок сахара.

Ход

В емкость с водой положите несколько спичек. Расположите их звездой  в центре дотроньтесь до воды заостренным кусочком мыла – спички тотчас разбегутся в стороны. Чтобы собрать «беглецов», окуните в воду в центре кусок сахара – спички соберутся вокруг него.

«Послушное яйцо»

Материалы: сырое куриное яйцо, песок, воск (или гипс), шило.

Как сделать так, чтобы яйцо стояло на своем кончике? Перед началом эксперимента попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Не получится!

Проткните шилом яйцо с тупого и острого концов. Выдуйте содержимое. Внутренность промойте и высушите. Насыпьте в скорлупу сухого песка примерно на 1/4. Дырочки аккуратно

залепите воском или гипсом, чтобы было незаметно. Потрясите немного яйцо именно в том положении, в каком будете устанавливать, чтобы центр тяжести оказался внизу.

«Птичка в клетке»

Материалы: круг любого диаметра из плотного картона, иголка, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки.

Ход

Иголкой проколите в круг два отверстия, расположенные на диаметре. Сквозь них проденьте нитку длиной 50 см. на лицевой стороне круга нарисуйте клетку для птиц, а на оборотной стороне – маленькую птичку. Вращайте картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь растяните нитки за концы, нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создается эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка оказывается в клетке.

«Невидимые чернила»

Материалы: лимонный сок, сок луковицы, молоко, тонкая палочка, лист белой бумаги, утюг, небольшая емкость.

Ход

  В небольшой емкости смешайте лимонный, луковый сок и молоко. Предложите детям окунуть в полученную жидкость тонкую палочку и что-либо нарисовать на листе бумаги. Когда «чернила» высохнут, лист будет совершенно белым. Прогладьте лист утюгом – изображение проявится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Спасение рыбки»

Цель НОД:Развивать познавательно - исследовательскую активность детей,  формировать навыки экспериментирования с водой, вызвать желание заботиться о подводном животном мире....

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности  по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...