Конспект занятия :"В мире материалов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Упражнять в умении узнавать материал, из которого сделан предмет, закреплять знания детей о свойствах и качествах материалов и их названиях, развивать умение размышлять, анализировать, делать выводы. Учить детей проводить элементарные опыты, делать выводы. Развивать мышление , речь, интерес к познавательной деятельности. Познакомить с процессом изготовления изделий из металла, стекла,дерева. Формировать готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношенин к вещам. Наводить порядок после проведенных опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 177.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №175»
Конспект занятия «В мире материалов»
Группа общеразвивающей направленности
для детей 6-7 лет
Подготовила: воспитатель Чикунова М.М.
1 кв. категория
Оренбург, 2024г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Обучающие: упражнять в умение узнавать материал, из которого сделан предмет, закрепить знания детей о свойствах и качествах материалов и их названиях, развивать умение размышлять, анализировать, делать выводы. Учить детей проводить элементарные опыты, делать выводы. Закреплять умение детей называть материал (стекло, металл, дерево, пластмасса, резина, называть предметы обобщающим словом по признаку материала. (образовательная область «Познавательное развитие»).
Развивающие: развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности. Познакомить с процессом изготовления изделий из металла, стекла, дерева. (образовательная область «Речевое развитие»).
Воспитательные: формировать готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к вещам.
Труд: наводить порядок после проведенных опытов. (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).
Методы и приёмы: рассказ, беседа, показ, сравнение, объяснение, обсуждение, элементарные опыты, дидактические игры, наглядный метод.
Оборудование: изделия из дерева - матрёшка, игрушечный стул, свистулька; изделия из металла - ложка, колокольчик, машина; изделия из стекла -ваза, стакан, лампочка; ноутбук, ширма; колокольчик, сундук, игрушки и предметы из различных материалов (пластмасса, дерево, металл, резина); надувные шарики, стеклянные пробирки (по 1 на каждого ребенка, две емкости, наполненные водой, полотенца на каждого ребенка.
Программное содержание:
Вступительная часть.
-Ребята, какое ваше настроение?
-Отличное!
-Вы хотите узнать нового и интересного о стекле, металле, дереве?
-Да.
В группу вбегает Незнайка, звонит в колокольчик.
-Что это у меня? (колокольчик)
-Из чего он сделан? (из металла)
Значит, он какой? (металлический)
А если бы колокольчик был из дерева? (он бы не звенел)
А если из стекла? (предположения детей).
И приглашает отправится в страну Мастеров. Узнать, чем же они там занимаются?
Путешествие в страну Мастеров.
-Я вас познакомлю с людьми, которые творят чудо!
Остановка Город Стёкол. (Рассказ воспитателя).
-Здесь мастера стекло делают из песка, но только не из обычного, которого много в песочнице на участке, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до очень высокой температуры, он расплавится, станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить и охлаждённое стекло сохранит её. Из жидкого стекла можно штамповать самые разные предметы (стаканы, вазы, чашки).
Из жидкого стекла можно выдувать разные формы. Люди, которые это делают, называются стеклодувами. Они опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму (например, вазы). Жидкое стекло можно резать специальными ножницами-вырезать разные украшения (например, цветок для вазы, ушки для стеклянных фигурок животных).
Загадка: Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь. (стекло.)
Незнайка подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель просит обобщить предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т. е. они стеклянные).
Опыт №1: Незнайка предлагает взять в руки стеклянные пробирки, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные).
Незнайка предлагает подуть в них. – Что вы услышали? (песенку).
- А вы догадались чья эта песенка? (песенка воздуха)
Незнайка предлагает превратить пробирки в кораблики.
Ты плыви, кораблик, по речке, ручейку
Ты вези, кораблик, песенку мою.
- Что нужно сделать, чтобы наш кораблик не утонул? (предположения детей).
Остановка Город Металлов.
-Здесь живут мастера, которые творят чудеса из металла. Мастера расплавляют металл в больших жарких печах. Жидкий металл разливают в нужные формы; когда этот металл, который называется «чугун», застынет, из него получатся сковородки, вагонные колёса и др. Чугун - очень крепкий металл, но он плохо гнётся и от сильного удара может расколоться. (Показ слайдов о изготовлении изделий из металла).
Незнайка - А как мы можем проверить металлические ли это предметы? (металл притягивается магнитом).
Опыт № 2. Дети берут магниты и притягивают предметы, выясняя при этом, какие из них металлические, а какие нет. Вывод: металл притягивается магнитом.
Незнайка – мне сказали, что металл обладает теплопроводностью. Что значит теплопроводность? (металл может нагреваться, проводит тепло).
Опыт № 3. Дети берут ложки, лежащие на столе и ложки, лежащие на батарее, и сравнивают их.
Вывод: металл проводит тепло.
Незнайка достает из своего сундука шарики и раздает детям и спрашивает из чего они сделаны, какие они? (из резины, резиновые).
Остановка Город Дерева.
-В этом городе из дерева строят железнодорожные вагоны, речные суда и лодки. Почти всю мебель, многие музыкальные инструменты, ящики радиоприемников и телевизоров делают из дерева. Древесина нужна для изготовления ученических ручек и карандашей, инструментов, игрушек и множества самых разнообразных вещей.
Древесина — выгодный и дешевый материал. По весу она легче многих других материалов, прочна, легко и хорошо обрабатывается, окрашивается и соединяется при помощи клея, гвоздей, болтов и шурупов. Деревянные сооружения хорошо удерживают тепло и защищают от звуков.
Опыт № 4:
- Потрогайте руками стекло и дерево, что тёплое, а что холодное?
Дети:
- Стекло холодное, дерево тёплое.
Берём ёмкость с водой. Дети кладут предметы на воду (ложка деревянная и железная). Смотрят, какой из них тонет и какой не тонет.
Дети:
-Деревянная ложка не тонет, а железная ложка тонет.
Физминутка «Улыбнитесь».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
Незнайка: посмотрите, у меня есть сундук в нем много всякого добра. Высыпает все предметы на пол и предлагает проверить из чего сделаны предметы. Но я забыл названия материалов, помню только их свойства. Помогите мне вспомнить названия.
• Этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Что это?
• Этот материал легкий, гладкий, непрочный, цветной, непрозрачный (пластмасса).
• Шероховатый, прочный, легкий (дерево)
• Холодный, тяжелый, прочный, теплопроводный (металл)
• Мягкий, эластичный, легко растягивается, мнется, но принимает свою форму (резина).
Дети находят предметы из соответствующих материалов и называют их, например, из пластмассы, пластмассовые и т. д.
Незнайка - Скажите, из какого материала предмет самый легкий? Как нам это узнать? (предположения детей).
Игры на определение нужного материала и предмета.
Игра «Узнай по звуку».
Все предметы находятся за ширмой, рядом с воспитателем. Воспитатель поочерёдно извлекает звуки из предметов. Дети должны назвать материал, из которого сделан предмет.
Игра «Что лишнее?».
Карточки с изображением четырёх предметов; три предмета изготовляются из одного и того же материала, а один - из другого (например, ваза, зеркало, флакон, карандаш)
Итог:
Воспитатель:
- Дети, о чём мы с вами говорили, что нового узнали?
Дети:
- Узнали, как изготавливают изделия из металла, дерева, стекла. Сравнивали материалы, делали опыты, научились определить качества предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с дидактическим материалом "Дорожка для сороконожки"
Занятие с играми Воскобовича...

Конспект занятия на фольклорном материале в подготовительной группе " Веселые посиделки"
Задачи: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; развивающие: восп...

Конспект занятий с дидактическим материалом для второй младшей группе. Тема: «Кто в домике живет?»
1. Побуждать находить и показывать игрушки по названию.2. Понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией....

Конспект занятия со строительным материалом в ясельной группе.
Конспект игры-занятия со строительным материалом раннего возрастаТема: «Башня»Цель: Учить строить башню из кубиков, накладывать кубик на кубик.Задачи:-Побуждать к конструированию.-При...

Конспект занятия ( с наглядным материалом) по развитию речи " Кто как готовится к зиме"
Кто по елкам ловко скачет, И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)...
КОНСПЕКТ занятия с дидактическим материалом в первой группе раннего возраста «Неваляшки» Тема: «Как медвежонок познакомился с геометрическими фигурами»
Цель: развитие сенсорного восприятия детей, формирование логического и математического мышления....

Конспект занятия «В мире материалов»
Тема: «В мире материалов»Цель: Расширять представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы: металле, дереве, пластмассе. Развивать умение устанавливат...