Познавательно-информационный проект в старшей группе "Хлеб - всему голова"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_vsemu_golova.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Архангельская СШ»

Группа дошкольного образования

Подготовила воспитатель:

 Медведева Н. А.

2024 год

Проект «Хлеб – всему голова»

Тип проекта: экологический, познавательно-исследовательский.

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 14.10.24- 18.10.24г.

Актуальность.

Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Дошкольники имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. Дети плохо употребляют в пищу хлеб, небрежно относятся к нему. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Идея возникновения исследовательского проекта:

• Небрежное отношение детей к хлебу

• Отсутствие понимания ценности хлеба в жизни человека

В ходе дидактической игры «Что где растет?», у детей возникли вопросы: «Что такое злаковые растения? Как из них получается хлеб?»

Так была сформулирована проблема проекта: «Что мы знаем о хлебе? Кто его выращивает?»

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Цель проекта: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего возраста.

Задачи:

Образовательные: расширять знания у детей об истории хлеба, значении и многообразии хлебных продуктов

Развивающие:  развивать творчество, мышление. Обогащать словарь детей 

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу к труду людей, которые его выращивают.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

- определение объектов изучения;

- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;

- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе;

- определение уровня знаний детей о хлебе;

- постановка целей и задач проекта.

Основной этап.

Беседы:

  • «История хлеба» - познакомить детей с историей возникновения хлеба, со старинными русскими обычаями, связанные с хлебом.
  •  «Как обращаться с хлебом» - разработать совместно с детьми правила обращения к хлебу
  • «Хлеба к обеду в меру бери» Цель: о бережном отношении к хлебу.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе - помочь детям понять  смысл пословиц; воспитывать бережное отношение к хлебу

«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»

«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»

 «Какой бывает хлеб»;

Занятия:

  •  «В чем выпекают хлеб» Цель: рассмотреть электроприборы в которых выпекают хлеб; вспомнить правила безопасности с электроприборами.
  • Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;
  • Рисование «Золотые колоски»  - формировать умение изображать колоски.  Развивать творческие способности детей
  • Аппликация. «Золотые колосья хлеба» - вспомнить правила безопасного использования ножниц; продолжать учить детей путем срезания уголков прямоугольника получать овал; закреплять приемы аккуратного наклеивания; развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Рассматривание иллюстраций и репродукций:

  • Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
  • Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

Просмотр видеофильмов:

  • «Как растет пшеница»;
  • «Труд комбайнера»;
  • «По секрету всему свету. Как получается хлеб».

Просмотр мультфильмов:

  • «Золотые колосья» белорусская сказка;
  • «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х. Андерсена;
  • «Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:

• Агроном;

• Комбайнер;

• Пекарь;

• Кондитер;

• Продавец.

Исследовательская деятельность:

  • Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
  • Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;

Опытно – экспериментальная деятельность:

  • Превращение зерна в муку (кофемолка ручная, электрическая).
  • Замешивание теста.

Чтение художественной литературы о хлебе:

• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок» «Три ржаных колоса» - побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа

• Пришвин «Лисичкин хлеб». Цель: внимательно слушать произведение; отвечать на вопросы по тексту полным предложением.

• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;

• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

• И. Токмакова «Что такое хлеб»;

• С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»

• С. Михалков «Булка»

• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Хлебный магазин» - учить детей объединять игровые действия в единый сюжет. Формировать умение брать на себя определенную роль, подбирать предметы - заместители.
  • «Булочная». Цель: Формировать умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре, договариваться о последовательности совместных действий
  • «Пашня». Цель: углубление представлений о работе по уборке злаковых.

Дидактические игры:

  • «Что нужно для работы хлебороба?» - закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память
  • «Разрезные картинки» (хлебобулочные изделия) - учить собирать изображения различных видов хлебных изделий.
  • «Узнай и назови» - формировать умение отличать хлеб по зёрнышкам, колоскам.
  • «Назови продукты» - закрепить знание продуктов изготовленных из пшеницы, ржи, овса.

Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»,  «Хлеб» - развитие мелкой моторики и координации речи с движениями

Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки»

Подвижная игра «Каравай» - координировать речь с движением. Поздравить Машу с днем рождения.

Работа с родителями.

  • Консультация для родителей «Хлеб для всех»
  • Памятка для родителей правила обращения с хлебом

Заключительный этап:

• Обобщение результатов работы;

•Оформление мини-музея «Хлеб всему голова»;

• Создание альбома «Хлеб – всему голова».

                                            Список используемой литературы:

1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016.- 80с.

2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный проект на тему: «Хлеб - всему голова».

Обогащение знаний о хлебе и труде людей его выращивающих от зерна до колоска. Знакомство со способами приготовления муки и теста. Обобщение и систематизация полученных знаний и отражение их...

Проект иследовательно-творческий : «Хлеб — всему голова»

Проект: «Хлеб — всему голова» Полное название проекта: «Хлеб - всему голова»Авторы проекта: Вокуева О.В. Дерябина С. А.Город, представивший проект: Нарьян – Мар Вид, тип проекта:...

Проект на тему: "Хлеб - всему голова!"

Информационно, практико-ориентированный проект: "Хлеб - всему голова"...

Проект на тему: «Хлеб - всему голова».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Проект на тему: "Хлеб- всему голова"

Проект для подготовительной группы...

Экологический информационно-исследовательский проект в ДОУ «Хлеб – всему голова»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Приобщение дошкольников к истокамнациональной культуры через экологическое образование» « Хлеб – всему голова!»       Актуальность опытаПрирода – это наш...