образовательный проект ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: познакомить детей Красной Книгой России и Рязанской области. Познакомить с понятиями: Заповедник и Национальный парк. Расширять знания детей о том, что надо бережно относиться к животным и природе. Познакомить детей с работой эколога, лесника. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САСОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД N 3»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
в подготовительной группе
Тема: «ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКОВ и НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ»
Воспитатель высшей категории:
Русанова Наталья Анатольевна
г. САСОВО
2025 г
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы.
В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы.
Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы.
А человеку нужна родина и охранять природу - значит охранять родину!»
Михаил Пришвина
Проект «День Заповедников и Национальных парков»
Цель проекта: Познакомить детей Красной Книгой России и Рязанской области. Познакомить с понятиями: Заповедник и Национальный парк. Расширять знания детей о том, что надо бережно относиться к животным и природе. Познакомить детей с работой эколога, лесника. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Материалы для проекта: Красная Книга России и Рязанской области; тематические иллюстрации «Животные и птицы России».
Организация проекта
1 этап. Подготовительный.
Подобрать методическую и художественную литературу, демонстрационный материал по данной теме, а так же животный мир Рязанской области (иллюстрации, картинки, фотографии).
Донести до участников проекта важность данной темы в воспитании дошкольников.
2 этап. Основной.
Проведение с детьми бесед о животных, которые занесены в Красную Книгу России и Рязанской области.
Чтение художественной литературы детям о животных.
Рассматривание иллюстраций и картин.
Беседы «Как нужно себя вести в природе»
Проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр.
3 этап. Результаты проекта.
Изготовление Красной Книги Рязанской области с детьми и родителями.
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Основные формы реализации проекта. Продуктивная деятельность:
Выставка совместных работ «родители – дети» на тему: «Животные и птицы Рязанской области, занесенные в Красную книгу».
Коммуникация.
Рассказ воспитателя о Красной Книге.
Беседы с детьми о животных, «Что такое Заповедник?», «Почему важно беречь лес», «Знакомство с профессией Эколог».
Чтение художественных произведений: Е. И. Чарушин, В. В. Бианки, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Г. Я. Снегирев, К. Д. Ушинский; Любовь Винс «Сказки алмазной красавицы» («Почему лисицы разного цвета», «Как у лосей рога появились», «Горностай»,
«Сказка о белках» и др.).
Рассматривание иллюстраций «Животные Красной Книги России» и «Животные Красной Книги Рязанской области».
Отгадывание загадок о животных и птицах.
Знакомство с понятием «Пищевая цепочка».
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры: «Ветлечебница»; «Зоопарк»; «Мы едет на пикник».
Дидактические игры: «Где мой домик?»; «Узнай по описанию»; «Кто, где живет?»; «Отгадай, что это за животное?», «Необычное лото», «Соберем пищевую цепочку».
Подвижные игры: «Охотники и звери», «Непопадись», «Найди по следу».
Работа с родителями:
Создание групповой Красной книги с иллюстрациями и информацией о животных и птицах Рязанской области.
Предполагаемый результат.
Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, к животному миру.
Вместе с детьми прийти к выводу, что в природе все взаимосвязано.
Знакомство с профессией Эколог.
Пополнение активного и пассивного словаря: заповедник, национальный парк, эколог, охраняемая зона, Красная книга.
Приобщение родителей к участию в жизни группы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Ребята, кто знает, что такое природа? (солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека)
- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
А всегда ли человек помогает природе, может ли человек губить природу?
(загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
11 января 1916 года в России был создан первый в нашей стране заповедник - Баргузинский в Забайкальской области. И ежегодно с 1997 года, по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы, в нашей стране именно в этот день отмечается День Заповедников и Национальных парков. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории, где работают экологи, и осуществляется охрана, наблюдение и уход за животными, которые занесены в Красную Книгу. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Была создана Красная книга, в которую записывают редкие и исчезающие виды животных.
В Рязанской области необыкновенно богатая фауна. На территории области обитают 67 видов млекопитающих, 279 видов птиц, 6 видов рептилий, 10 видов амфибий, 25 видов круглоротых рыб и десятки тысяч беспозвоночных. В лесах можно встретить белок, лисиц, зайцев, волков, кабанов и лосей. Кроме того, в реках и озёрах обитают плотва, лещ, щука, карась, язь, судак, окунь, жерех и другие виды рыб. 281 вид животных внесён в Красную книгу области. А почему красная?
Красный цвет обозначает «СТОП!». Остановись! Не губи животных, растения. В эту книгу заносят редких и исчезающих животных, насекомых, растения. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.
Что же такое заповедник?
Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу,
охотиться на птиц и животных. В лес проходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
Воспитатель: Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. Что же это? (солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, мед, рыба и т.д.).
Воспитатель: Правильно, человек живет в природе, и она отдает человеку всё. А, как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу? (человек загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных).
Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества не раз с лица земли исчезали многие виды животных и растений. Сюда приходят люди только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
Поле, речка, чистый воздух Трели птиц, в лесах густых.
Это всё дары природы, Не губите люди их!
Не ломайте гнёзд напрасно Не губите муравьёв,
Ведь природа так прекрасна, Каждый подтвердить готов!
Водоёмы берегите со студёною водой,
Они в жизни пригодятся нам для отдыха душой!
Воспитатель: Давайте вспомним еще раз правила охраны природы:
- Не ломать ветки деревьев.
- Не топтать цветы, травы.
- Не кричать, не включать громко музыку.
- Не разорять птичьих гнезд.
- Не ловить птиц, насекомых и зверей.
- Не разрушать грибницы.
- Не ловить мальков и лягушек.
- Не оставлять на природе мусор.
- Не разжигать костров.
- Не разорять муравейники.
Воспитатель: Скажите, как называются профессии людей, которые работают в заповедниках? (ученые-биологи, лесники, экологи, лаборанты)
Воспитатель: Как вы думаете, в чём заключается их работа? Что они делают? (охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц)
Физкультминутка
Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)
Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)
Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)
Здесь хозяин – дуб и лось.
(руки на пояс, ладони подставить к голове в виде рог лося)
Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)
Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)
Физкультминутка
Мы сегодня не скучали, заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели, на ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали, все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла, молча хвостиком виляла.
(ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках) И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу) Мы скакали, мы играли, наши ноженьки устали.
(идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра, возвращаться нам пора. (ходьба на месте, лицом в круг)
Физкультминутка
Мы в заповеднике, друзья! Шагаем
И все мы дружная семья. Шагаем, обнимаем себя
Деревья выстроились в ряд, Стойка смирно
И каждый встрече с нами рад. Киваем головой Вот это гибкостью своею тешит взгляд! Поклоны А это - высится сурово, как солдат! Руки вверх
Одно - раскидистые ветки простирает, Руки в стороны
Другое по ветру трепещет и играет! Руки качаются, как ветки
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/28/whatsapp_image_2025-01-27_at_14.58.06.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/28/whatsapp_image_2025-01-27_at_14.58.07_4.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-218250-1365235286.jpg)
Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «День заповедников и национальных парков». 2016год. Подготовительная группа.
Программное содержание: Расширять представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных мест...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/28/picture-904173-1551369977.jpg)
Конспект занятия"День Заповедников и национальных парков. Керженский заповедник"
День заповедников и национальных парков — официальный праздник, который отмечается в Российской Федерации по инициативе ряда экологических организаций. Эта дата отмечает...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-478714-1458561092.jpg)
"День Заповедников и Национальных парков"
По всей стране отмечается «День заповедников и национальных парков» в подготовительной группе «Очаровашки» были организованы и проведены «экологические часы&ra...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-1132395-1611575412.jpg)
Конспект НОД с применением культурных практик по познавательному развитию в подготовительной группе "День заповедников и национальных парков"
Формирование представления детей о заповедных местах и национальных парках. Расширять представления детей о природе родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1153333-1612801014.jpg)
Конспект занятия по окружающему миру в смешанной дошкольной группе на тему День заповедников и национальных парков
Цель: Формирование представления о заповедных местах, национальных парках Краснодарского края.Задачи:• расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1289962-1605529765.jpg)
11 января - День заповедников и национальных парков
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-1298218-1615794120.jpg)
Конспект занятия по окружающему миру "День заповедников и национальных парков "
Природа дает человеку, то без чего он не может прожить. Ребята, как вы думаете, без чего человек не может прожить?- Правильно, «солнце, воздух и вода» очень важны для жизни чело...