образовательный проект ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Русанова Наталья Анатольевна

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: познакомить детей Красной Книгой России и Рязанской области. Познакомить с понятиями: Заповедник и Национальный парк. Расширять знания детей о том, что надо бережно относиться к животным и природе. Познакомить детей с работой эколога, лесника. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САСОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД N 3»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

в подготовительной группе

 Тема: «ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКОВ и НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ»

Воспитатель высшей категории:

Русанова Наталья Анатольевна

г. САСОВО

2025 г

 «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы.

В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы.

Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы.

А человеку нужна родина и охранять природу - значит охранять родину!»

Михаил Пришвина

Проект «День Заповедников и Национальных парков»

Цель проекта: Познакомить детей Красной Книгой России и Рязанской области. Познакомить с понятиями: Заповедник и Национальный парк. Расширять знания детей о том, что надо бережно относиться к животным и природе. Познакомить детей с работой эколога, лесника. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

Материалы для проекта: Красная Книга России и Рязанской области; тематические иллюстрации «Животные и птицы России».

Организация проекта

1 этап. Подготовительный.

Подобрать методическую и художественную литературу, демонстрационный материал по данной теме, а так же животный мир Рязанской области (иллюстрации, картинки, фотографии).

Донести до участников проекта важность данной темы в воспитании дошкольников.

2 этап. Основной.

Проведение с детьми бесед о животных, которые занесены в Красную Книгу России и Рязанской области.

Чтение художественной литературы детям о животных.

Рассматривание иллюстраций и картин.

Беседы «Как нужно себя вести в природе»

Проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр.

3 этап. Результаты проекта.

Изготовление Красной Книги Рязанской области с детьми и родителями.

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

Основные формы реализации проекта. Продуктивная деятельность:

Выставка совместных работ «родители – дети» на тему: «Животные и птицы Рязанской области, занесенные в Красную книгу».

Коммуникация.

Рассказ воспитателя о Красной Книге.

Беседы с детьми о животных, «Что такое Заповедник?», «Почему важно беречь лес», «Знакомство с профессией Эколог».

Чтение художественных произведений: Е. И. Чарушин, В. В. Бианки, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Г. Я. Снегирев, К. Д. Ушинский; Любовь Винс «Сказки алмазной красавицы» («Почему лисицы разного цвета», «Как у лосей рога появились», «Горностай»,

«Сказка о белках» и др.).

Рассматривание иллюстраций «Животные Красной Книги России» и «Животные Красной Книги Рязанской области».

Отгадывание загадок о животных и птицах.

Знакомство с понятием «Пищевая цепочка».

Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевые игры: «Ветлечебница»; «Зоопарк»; «Мы едет на пикник».

Дидактические игры: «Где мой домик?»; «Узнай по описанию»; «Кто, где живет?»; «Отгадай, что это за животное?», «Необычное лото», «Соберем пищевую цепочку».

Подвижные игры: «Охотники и звери», «Непопадись», «Найди по следу».

Работа с родителями:

Создание групповой Красной книги с иллюстрациями и информацией о животных и птицах Рязанской области.

Предполагаемый результат.

Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, к животному миру.

Вместе с детьми прийти к выводу, что в природе все взаимосвязано.

Знакомство с профессией Эколог.

Пополнение активного и пассивного словаря: заповедник, национальный парк, эколог, охраняемая зона, Красная книга.

Приобщение родителей к участию в жизни группы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  • Ребята, кто знает, что такое природа? (солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека)
  • А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
  • А всегда ли человек помогает природе, может ли человек губить природу?

(загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)

11 января 1916 года в России был создан первый в нашей стране заповедник - Баргузинский в Забайкальской области. И ежегодно с 1997 года, по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы, в нашей стране именно в этот день отмечается День Заповедников и Национальных парков. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории, где работают экологи, и осуществляется охрана, наблюдение и уход за животными, которые занесены в Красную Книгу. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Была создана Красная книга, в которую записывают редкие и исчезающие виды животных.

В Рязанской области необыкновенно богатая фауна. На территории области обитают 67 видов млекопитающих, 279 видов птиц, 6 видов рептилий, 10 видов амфибий, 25 видов круглоротых рыб и десятки тысяч беспозвоночных. В лесах можно встретить белок, лисиц, зайцев, волков, кабанов и лосей. Кроме того, в реках и озёрах обитают плотва, лещ, щука, карась, язь, судак, окунь, жерех и другие виды рыб. 281 вид животных внесён в Красную книгу области. А почему красная?

Красный цвет обозначает «СТОП!». Остановись! Не губи животных, растения. В эту книгу заносят редких и исчезающих животных, насекомых, растения. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.

  • Что же такое заповедник?

Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу,

охотиться на птиц и животных. В лес проходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

Воспитатель: Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. Что же это? (солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, мед, рыба и т.д.).

Воспитатель: Правильно, человек живет в природе, и она отдает человеку всё. А, как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу? (человек загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных).

Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества не раз с лица земли исчезали многие виды животных и растений. Сюда приходят люди только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

Поле, речка, чистый воздух Трели птиц, в лесах густых.

Это всё дары природы, Не губите люди их!

Не ломайте гнёзд напрасно Не губите муравьёв,

Ведь природа так прекрасна, Каждый подтвердить готов!

Водоёмы берегите со студёною водой,

Они в жизни пригодятся нам для отдыха душой!

Воспитатель: Давайте вспомним еще раз правила охраны природы:

  • Не ломать ветки деревьев.
  • Не топтать цветы, травы.
  • Не кричать, не включать громко музыку.
  • Не разорять птичьих гнезд.
  • Не ловить птиц, насекомых и зверей.
  • Не разрушать грибницы.
  • Не ловить мальков и лягушек.
  • Не оставлять на природе мусор.
  • Не разжигать костров.
  • Не разорять муравейники.

Воспитатель: Скажите, как называются профессии людей, которые работают в заповедниках? (ученые-биологи, лесники, экологи, лаборанты)

Воспитатель: Как вы думаете, в чём заключается их работа? Что они делают? (охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц)

Физкультминутка

Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)

Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)

Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)

Здесь хозяин – дуб и лось.

(руки на пояс, ладони подставить к голове в виде рог лося)

Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)

Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)

Физкультминутка

Мы сегодня не скучали, заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)

Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)

Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)

Нам деревья песни пели, на ветру листвой шумели.

(поднимают руки вверх и качаются в стороны)

Птицы часто подлетали, все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)

Рыба в озере играла, молча хвостиком виляла.

(ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)

Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках) И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу) Мы скакали, мы играли, наши ноженьки устали.

(идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)

На прогулке мы с утра, возвращаться нам пора. (ходьба на месте, лицом в круг)

Физкультминутка

Мы в заповеднике, друзья! Шагаем

И все мы дружная семья. Шагаем, обнимаем себя

Деревья выстроились в ряд, Стойка смирно

И каждый встрече с нами рад. Киваем головой Вот это гибкостью своею тешит взгляд! Поклоны А это - высится сурово, как солдат! Руки вверх

Одно - раскидистые ветки простирает, Руки в стороны

Другое по ветру трепещет и играет! Руки качаются, как ветки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «День заповедников и национальных парков». 2016год. Подготовительная группа.

Программное содержание: Расширять представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных мест...

Конспект занятия"День Заповедников и национальных парков. Керженский заповедник"

День заповедников и национальных парков — официальный праздник, который отмечается в Российской Федерации по инициативе ряда экологических организаций. Эта дата отмечает...

"День Заповедников и Национальных парков"

По всей стране отмечается «День заповедников и национальных парков» в подготовительной группе «Очаровашки»  были организованы и проведены «экологические часы&ra...

Конспект НОД с применением культурных практик по познавательному развитию в подготовительной группе "День заповедников и национальных парков"

Формирование представления детей о заповедных местах и национальных парках. Расширять представления детей о природе родного края....

Конспект занятия по окружающему миру в смешанной дошкольной группе на тему День заповедников и национальных парков

Цель: Формирование представления о заповедных местах, национальных парках Краснодарского края.Задачи:• расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они...

11 января - День заповедников и национальных парков

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы...

Конспект занятия по окружающему миру "День заповедников и национальных парков "

Природа дает человеку, то без чего он не может прожить. Ребята, как вы думаете, без чего человек не может прожить?- Правильно, «солнце, воздух и вода» очень важны для жизни чело...