Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История нашей деревни» с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ведерникова Людмила Владимировна

Цель: создать условия для ознакомления детей с  историей возникновения деревни Куватка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevnya.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  по познавательному развитию

«История нашей деревни» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: создать условия для ознакомления детей с  историей возникновения деревни Куватка

Задачи:

 - формировать элементарное представление об истории деревни;

 - закрепить названия и назначение учреждений, находящихся в деревне (библиотека, Дом культуры, магазины, почта, здание администрации    футбольное поле школа, детский сад  и медицинский пункт);

 - развитие координации движений;

 - развитие психического внимания;

 - воспитывать любовь к родному краю.

Материалы и оборудование:

  - презентация «Моя родная деревенька…»;

 -  сюжетные картинки («Сбор овощей», «На ферме» «В библиотеке», «У врача», «В школе»);

 - дидактическая игра «Раньше и теперь»;

 - мяч, фишки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

          Школа есть. библиотека,

Дом культуры и аптека,

Почта, ферма, детский сад,

Очень важный для ребят?

Где живем и ты, и я?

Отгадайте-ка, друзья?

Дети: наша деревня  Куватка

Воспитатель: что в загадке навело вас на мысль о нашей деревне?

Дети: В нашей деревне есть школа, библиотека, почта, больница, детский сад, Дом культуры, ферма, мы здесь живем.

Воспитатель: что еще вы знаете о нашей деревне? (ответы детей)

Воспитатель: А хотите узнать больше интересного о нашей деревне, например, как она появилась?

Воспитатель: Тогда послушайте мой рассказ.

(Рассказ воспитателя о возникновении деревни)

Воспитатель ведет рассказ и показывает презентацию «Моя родная деревенька» с видами родной деревни.

 Куватка – наша родная деревня, наша малая родина. У нее есть своя история.    Давным – давно царское правительство России поставило цель - заселить Сибирь и Дальний Восток, чтобы они развивались и экономически крепли Много людей переселились к нам в  Иркутскую область ,.появились  крупные села и деревни, сохранившиеся до нашего времени. К их числу относится и деревня Куватка. Но откуда же произошло название Куватка?
Искатели лучшей доли  белорусы, они  добрались по железной дороге до станции Тулун и двинулись вниз по течению реки Ия. Они были покорены природой сибирского края. Глушь первозданная!

Облюбовали угожее место недалеко от стрелки реки Оки и ее притока Ии. Кругом по берегам простиралась тайга, вековые сосны, могучие сибирские лиственницы, обширные березняки. Поставили дворы, раскорчевали тайгу под пашню, разодрали прилежащие к деревне косогоры под огороды, отгородили поскотины. Только трудись, успевай поворачиваться! 
«Райский уголок»,- так называли свое новое место пребывания переселенцы из Белоруссии, где у крестьян были лишь небольшие клочки земли, где люди жили в крайней нужде, голодали.

По плану переселения жителей из затопляемых сёл, жители Громов должны были переезжать в посёлки Новая Куватка и Южный. Но переезжали туда, где им казалось лучше. Старый посёлок Куватка располагался на затопляемом берегу реки Ия. Его перенесли на несколько километров от реки и назвали Новая Куватка, а затем — просто Куватка.   

Непосредственно перед затоплением, часть домов перевезли в другие населённые пункты. Оставшиеся дома сожгли. Шел 1959 год. Новая Куватка строилась. Прибывали все новые и новые семьи из зоны затопления Братским водохранилищем. Много было переселенцев с Ангары.
Жители ангарских деревень имели своеобразный выраженный местный диалект. Это для выходцев из старой Куватки, которые говорили чистым, литературно правильным русским языком, было непривычным и первое время резало ухо. Но это касалось, в основном, пожилых и престарелых переселенцев. Их же дети, обучаясь в школе, быстро перестраивались на общепринятую речь. 

        Школа, детский сад,  медпункт, Дом культуры, почта, несколько магазинов и ларьков, сельская администрация — вот и весь рынок труда.  Деревенские дома с приусадебными участками скупают горожанами под дачи. Деревенская жизнь глохнет. Куватка превращается в дачный посёлок. Наступит время, когда придётся разворачивать новую целинную кампанию по   возрождению пашни, по освоению уже заброшенных и одичавших деревенских земель.

Воспитатель:
1. Чем является для вас деревня Куватка?

2. Для чего был организован совхоз?

Дети: чтобы обеспечить людей овощами, молоком, хлебом

3. Что располагалось в совхозе?

Дети: фермы с коровниками, поля, трактора, автомашины

4. Что было построено для рабочих совхоза?

Дети: жилые дома, столовая, магазин, детский сад, ателье

  Воспитатель: Давайте поиграем в игру с мячом «По деревне мы пойдем» (дети встают в круг). Мы с вами будем передавать мяч из рук в руки, и говорить фразу «По деревне мы пойдем и туда, где не были, зайдем» на ком фраза закончиться должен ответить.

Воспитатель: по деревне мы пойдем и туда где не были мы зайдем (дети передают мяч)

Ребенок: на почту

Воспитатель: по деревне мы пойдем и туда где не были мы зайдем (дети передают мяч)

Ребенок: в библиотеку

Воспитатель: по деревне мы пойдем и туда где не были мы зайдем (дети передают мяч)

Ребенок:  в  контору

Воспитатель: по деревне мы пойдем и туда где не были мы зайдем (дети передают мяч)

Ребенок: в Дом культуры

Воспитатель: по деревне мы пойдем и туда где не были мы зайдем (дети передают мяч)

Ребенок: в детский сад

Воспитатель: по деревне мы пойдем и туда где не были мы зайдем (дети передают мяч)

Ребенок: в  школу

Воспитатель: по деревне мы пойдем и туда где не были мы зайдем (дети передают мяч)

Ребенок: в больницу

Воспитатель: по деревне мы пойдем и туда где не были мы зайдем (дети передают мяч)

Ребенок: в магазин

Воспитатель: по деревне мы пойдем и туда где не были мы зайдем (дети передают мяч)

Ребенок: на футбольное поле

(после игры дети садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы!

Игра «Закончи предложение» (воспитатель начинает, а ребенок заканчивает предложение, например, я пойду в аптеку покупать лекарства)

Я пойду на футбольное поле… (играть в футбол)

Я пойду в библиотеку…. (брать книги, журналы, читать книги)

Я пойду на почту…. (отправлять посылку, платить за свет, покупать конверт)

Я пойду в магазин (покупать продукты)

Я пойду в кафе… .(покушать, пообедать)

Я пойду в музыкальную школу… .(учиться играть на пианино)

Я пойду в амбулаторию (лечиться)

Я пойду на станцию… .(чтобы уехать на электричке)

Я пойду в ателье… .(шить одежду)

Я пойду в Дом культуры (учиться петь, танцевать, играть в шахматы, смотреть концерт)

Воспитатель: Ребята, о чем я вам сегодня рассказывала?

Дети: О деревне, о нашей малой родине, о совхозе, о том, что в нашей деревне есть много мест нужных людям.

Воспитатель: Предложить нарисовать любимое место в деревне.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»

Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятел...

Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...

Конспект образовательной деятельности «познавательное развитие» Тема: «Путешествие в математическую галактику» (старший дошкольный возраст)

Тематическое занятие в виде игры-путешествия, направленное на формирование математических способностей в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия (познавательное и художественно- эстетическое развитие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Скоро, скоро Новый год!»

Представляю вашему вниманию конспект интегрированного занятия (познавательное и художественно- эстетическое развитие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Скоро, скоро Новый год!&raqu...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мы память о подвигах свято храним».

Тема: «Мы память о подвигах свято храним».Цель: познакомить детей с историей военных подвигов.Задачи:образовательные- познакомить детей со школьным музеем  имени Николая Яковлевича Гр...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Мы – туристы, альпинисты»

Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте....