Открытое занятие "Путешествие тучки в страну "Времена года"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Яковлева Любовь Валерьевна

Представленная совместная деятельность с детьми призвана обобщить и обогатить знания детей о временах года, их характерных признаках, а так же рассказать о сезонной цикличности в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_tuchki_po_vremenam_goda.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми по экологическому развитию детей 4-5 лет

                         (Открытое занятие)

        

     «Путешествие Тучки в страну «Времена года»

                                                             Подготовила: воспитатель Яковлева Любовь Валерьевна

Цель: обобщить знания детей о временах года и их характерных признаках; о сезонных изменениях в природе и их цикличности.

Задачи:

Образовательные: закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён года;

Развивающие: развивать связную и устную речь через рассказывание по картинке и чтение стихов; развивать кругозор.

Предварительная работа: беседы о временах года; ежедневное наблюдение за погодой на прогулках и по календарю; разучивание новых стихов и повторение уже ранее выученных; создание коллективных поделок: «Снежинка», «Ёлочка».

Материалы к занятию: макет «Тучка со снежинками»; магнитная доска, дид.пособие «Времена года»; дидактическое пособие-поделка «Букет для матушки-Природы»;

                                                       Ход совместной деятельности

Приветственное вступление:

Внимание! Внимание!
Дорогие зрители.
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!

1 часть – Вступительная:

Дети встают полукругом. Воспитатель кратко рассказывает о текущем времени года -  Зиме.  Обращает внимание детей на украшенную по зимнему группу. Дети отвечают на появляющиеся в процессе рассказа вопросы воспитателя (спонтанные вопросы о времени года: приметы, с каким цветом ассоциируется зима и  т.д.).

Часть вторая - Основная

             

             Сказочный рассказ «Путешествие Тучки в страну «Времена года»

Воспитатель: В первые зимние дни родилось у мамы-тучки много дочек-снежинок. Они веселились, кружа в воздухе, а  ветерок  играл с ними, то закружа весёлый хоровод, а то, подняв их в воздух, весело закручивался со снежинками. Ветерок любил играть. Летом он играл с листочками на деревьях, а осенью подхватывал их и разносил далеко-далеко от родного дерева. Но вот наступила зима, и теперь он стал играть со снежинками, которые родились у мамы-тучки. Весело им было. Но вдруг налетел совсем другой ветер, злой и колючий. Подхватил он наши снежинки и унёс в свою волшебную страну «Времена года», где он хозяин. Ведь только от него зависит, какая будет погода на Земле. Поплакала мама-тучка, да делать то нечего, слезами горю не поможешь и надо лететь, искать своих дочек-снежинок. И отправилась Тучка в далёкий путь. Летела она, летела и вдруг, видит, показались внизу четыре волшебные полянки.

(Разместить на магнитной доске заготовки пособия «Времена года»).

А у каждой такой  полянки стоят свои охранники, имя которым -  Приметы.

Холодно Тучке лететь. А мы с вами знаем, что наверху намного-намного холоднее, чем на земле. Летит тучка и вдруг почувствовала она, что стало  намного теплее. Солнышко ей пригревает, ласточки высоко в небе её приветствуют, листочки нежные весело ей шелестят! Как вы думаете, ребята, к какой полянке подлетела наша Тучка?

Дети: (Весна).

В: Правильно, это полянка Весна! Но не пускают охранники-Приметы нашу Тучку, просят назвать приметы весны. Давайте поможем Тучке-маме и соберём лепестки к весенней полянке.

                                             Упражнение «Собери приметы весны»

Ход упражнения:

Дети, совместно с воспитателем, выбирают из общего количества лепестков  картинки с весенней тематикой и прикладывают на магнитную доску, собирая цветочек. В ходе подбора проговаривают, что они видят на каждом лепестке и почему именно этот лепесток они считают подходящим к полянке Весна.

В: Молодцы ребята, помогли Тучке назвать все приметы весны. Охранники Приметы пропустили Тучку на свою полянку. Полетала Тучка над полянкой Весна, но видит, что нет среди тёплых весенних деньков её дочек. И собралась наша тучка в дорогу дальше, надо же искать своих дочек-снежинок. Полетела Тучка к следующей полянке и стало ей совсем жарко-жарко, птички около неё летают, стрекозы и пчёлки вьются, и цветов внизу много-много. Скажите, к какой полянке подлетела наша Тучка?

Д: (Лето)

В: Но опять не пускают Тучку охранники-Приметы на свою полянку, требуют назвать приметы лета.

Давайте поможем Тучке-маме и соберём лепестки к нашей полянке.

                                             Упражнение «Собери приметы лета»

Ход упражнения:

Дети, совместно с воспитателем, выбирают из общего количества лепестков  картинки с летней тематикой и прикладывают на магнитную доску, собирая цветочек. В ходе подбора проговаривают, что они видят на каждом лепестке и почему именно этот лепесток они считают подходящим к полянке Лето.

В: Молодцы ребята, помогли Тучке назвать все приметы лета и собрали летнюю полянку. И вот, Охранники-Приметы пропустили Тучку. Полетала Тучка над полянкой Лето, но видит, что нет среди жарких летних деньков её дочек. Заплакала она  горько-горько. Но долго плакать плохо ведь, правда? Давайте поможем тучке побыстрей вылить все свои слёзки, чтобы вновь засияло солнышко!

               Физ. минутка с элементами пальчиковой гимнастики «Тучка по небу ходила»

В: Наша Тучка поплакала, но надо лететь дальше, искать своих дочек-снежинок. Летит она по небу, но уже не жарко ей, а прохладно становится. И дождик моросит, и листочки летят мимо неё, и птичьи стаи косяками улетают в тёплые края. Видит она, что люди внизу убирают урожай.  Какое время года наступает после лета?

Д: (Осень)

В: Подлетела Тучка к полянке Осень. Но опять встречают её охранники-Приметы, требуют назвать приметы своей поляны.

Давайте поможем Тучке-маме справиться с заданием охранников-Примет и соберём лепестки к нашей осенней полянке.

                                          Упражнение «Собери приметы осени»

Ход упражнения:

Дети, совместно с воспитателем, выбирают из общего количества лепестков  картинки с осенней тематикой и прикладывают на магнитную доску, собирая цветочек. В ходе подбора проговаривают, что они видят на каждом лепестке и почему именно этот лепесток они считают подходящим к полянке Осень.

В: Молодцы, ребята, помогли Тучке попасть на поляну Осени.  Впустили её охранники-Приметы. Полетала Тучка, позвала своих снежинок, но никто не откликнулся на её призыв. Ничего, кроме холодного моросящего дождика, ветра, листопада и улетающих птиц не нашла Тучка на этой поляне. Улетела мама-Тучка оттуда. Летит, плачет опять Тучка, но заметила она, что её слёзы от холода начали превращаться в снежинки и разлетаться в разные стороны. Это тоже были её дочки, но не те снежинки, которые  потерялись. Подлетает наша Тучка к последней, четвёртой поляне Зима. Холодно там. Всё бело кругом, ребятишки на санках катаются и в снежки играют. Как вы думаете, к какому времени года подлетела мама-Тучка?

Д: (Зима)

В: Конечно. Это поляна Зима.

 И опять охранники просят назвать зимние приметы своей поляны. Давайте снова поможем маме-Тучке справиться и с этим заданием.

                                                Упражнение «Собери приметы зимы»

Ход упражнения:

Дети, совместно с воспитателем, собирают лепестки с зимней тематикой и прикладывают на магнитную доску, собирая последний цветочек. В ходе подбора проговаривают, что они видят на каждом лепестке и почему именно этот лепесток они считают подходящим к полянке Зима.

В: Молодцы, ребята, собрали все лепестки-поляны. А как вы думаете, чем же наша сказка должна закончиться?

(Выслушать ответы детей)

В: Конечно, мама-Тучка нашла своих деток-снежинок, когда Ветер нагнал серых туч, и все снежинки-дочки посыпались, закружа в весёлом хороводе, летя к своей маме! Мама-тучка обняла своих деток, и полетели они в свою, настоящую, страну, под названием – Зима!

Давайте вспомним про ветерок, который любил играть с нашими снежинками и пригласим его к нам.

                                                         Физкультурная минутка                                    

                         Дыхательная гимнастика «Ветерок играет со снежинками»

Материалы: бумажные снежинки.

Ход: Дети подбрасывают и дуют на снежинки.

В: Ребята, а вы любите получать подарки? Давайте вспомним, какие подарки вообще существуют?

Д: (Перечисляют возможные варианты)

В: А ещё, есть такой подарок – букет цветов. Только сегодня не вам будут дарить букет, а мы с вами подарим на прощанье букет Природе. И букет этот будет необычный.

                                        Дидактическая игра «Букет матушке Природе»

Материалы: дид.пособие «Букет для матушки Природы», атрибуты по временам года.

Часть 3 – Заключительная

Рефлексия:

В: Ребята, каких героев нашей волшебной сказки мы с вами сегодня встретили? С кем познакомились? Какие времена года участвовали в сказке?

(Ответы детей)

Давайте встанем в хоровод и вспомним стихотворение про времена года

(Одеть девочкам заколки-символы по временам года)

                         Стихотворение А. Кузнецовой «Придумала мать дочерям имена»

Придумала мать дочерям имена,        (Дети и воспитатель водят хоровод.  
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.          
Мальчик читает первые две  строчки)

Приходит Весна — зеленеют леса,    (Девочка-Весна читает две строчки и машет рукой)
И птичьи повсюду звенят голоса,
А Лето пришло — всё под солнцем цветёт,   (
Девочка-Лето читает две строчки и машет рукой)
И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,     (Девочка-Осень читает две строчки и машет рукой)
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.            
Зимой отдыхает и дремлет земля
.          (Девочка-Зима читает заключительные две строчки и

                                                                     машет рукой)

Дети не расходятся, а встают в полукруг для заключительного прощания. Хором читаем стихотворение.

Соберемся в полукруг    (встаем в полукруг)
Будем рядом мы стоять
И руками  всем махать (
машут руками)
Мы трудились, занимались
И немножко баловались
А теперь, взрослые и детвора 
Отдыхать нам всем пора!

Ну а нам, друзья, на прощанье
Осталось сказать: «До свиданья!» (
хором)

                                                      Открытое занятие закончено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для конкурса воспитатель года

Медовое путешествие подготовила Ахмедгалиева В.В...

Открытое занятие на тему "Времена года"

                                                    ...

«Открытие зимних олимпийских игр 2014 года»

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста...

Разработка открытого урока на конкурс "Воспитатель года-2016"

Открытое занятие по теме "Орук шимчээшкининин дурумнери" в старшей группе...

Конспект открытого занятия для детей третьего года жизни.Тема:"Игрушки"

Конспект открытого занятия для детей третьего года жизни.Тема:"Игрушки"...

Открытое занятие для конкурса: "Воспитатель года"

Открытое занятие для конкурса: «Воспитатель года» Тема: Изготовление народной куклы-Куватки со старшими дошкольниками.Цель:Прививать любовь к русской народной культуре через изготовление тря...

Конспект занятия по физической культуре на открытом воздухе «Подготовка к Новому Году» для детей подготовительной к школе группе

Цель:  Совершенствование умения ориентироваться на местностиПрограммное содержание:1.       Образовательные задачи – обучать попеременному двухшажному ходу на лыжах ...