Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бурятская юрта и значение орнаментов в её оформлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bosyakova_konspekt_buryatskaya_yurta.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 150 города Иркутска

Открытое занятие

В старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Бурятская юрта, значение орнаментов в ее оформлении»

Выполнил воспитатель:

Босякова Н.В.

Бурятская юрта, значение орнаментов в ее оформлении

Цель: Познакомить детей с особенностями бурятской юрты, ее конструкцией и значением орнаментов.

Задачи

  1. Рассказать детям о традиционном жилище бурят – юрте;
  2. Объяснить особенности конструкции юрты и ее значение для кочевого образа жизни;
  3. Познакомить с основными видами орнаментов, используемых в оформлении юрты;
  4. Раскрыть символическое значение орнаментов, используемых в оформлении юрты;
  5. Развивать интерес к истории и искусству Бурятии;
  6. Способствовать развитию творческих способностей детей.

Материалы: презентация с изображениями бурятских юрт, образцы орнаментов, раскраски с изображением юрты для детей

Ход:

Ребята я к вам пришла в красивом наряде, посмотрите, вам нравиться?

Кто знает чей это национальный костюм?

Правильно, это национальный бурятский костюм. Мне его привезла подруга из Бурятии, и я решила вам его показать. И познакомить с некоторыми традициями и бытом бурят. 

Ребята, а кто знает, как называется жилище бурят?

Дети: Юрта

Воспитатель: Верно, каждый человек имеет свой дом, свое жилище. У всех народов жилище разные. Я вам предлагаю найти среди этих жилищ бурятскую юрту.

Молодцы, правильно определили. (достает из сундучка макет юрты). И хотя сейчас современные люди живут в домах и квартирах, раньше они отдавали предпочтение именно этим видам жилья.

Воспитатель: как вы думаете, почему?

Дети (рассуждают, высказывают)

Хотите узнать подробнее?

Дети: да

Чтобы это узнать, мы совершим путешествие на много лет назад с помощью большого экрана и попадем в культуру и быт бурятского народа.

1 слайд

Юрта

Ребята, а юрта похожа на обычные деревянные дома, которые мы привыкли видеть вокруг?

Дети: ответы детей.

Давайте сравним дом и юрту. Чем они отличаются друг от друга. (У юрты нет углов, она имеет круглую форму, чтоб её не снесло ветром. А у дома 4 угла. Дом деревянный, а юрта покрыта войлоком. У дома есть окна, а у юрты нет окон). У юрты на самом верху крыши имеется специальное круглое отверстие – тооно. Через него в юрту проникал свет. Кроме того, тооно служило дымоходным отверстием. Оно необходимо для того, чтобы дым от огня не задерживался в юрте, а выходил на улицу.

Скажите, чем служило тооно? (ответы детей)

Что было бы, если бы дым не выходил на улицу?

Воспитатель: как вы думаете юрту строят или ставят?

Дети: ставят

2 слад

Воспитатель: Верно, юрту ставят в определенном порядке. Для начала буряты выбирали место, где она будет стоять. Так как они занимались скотоводческим хозяйством и часто перекочевывали вслед за стадом с места на место. Они выбирали места где рядом вода, речка. Поэтому удобнее было иметь юрту, которая легко собиралась и разбиралась, и её легко можно было перевозить на лошадях.

3-4 слайд

Юрта состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрывают войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (из этого материала катают валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. Я вам предлагаю рассмотреть кусочки волока, вы можете потрогать войлок

(Дети рассматривают)

Воспитатель: Какой войлок на ощупь, на что он похож?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Самыми лучшими кусками войлока покрывали северную сторону, от холодного ветра. А пол покрывался досками, кожей и войлоком.

Слайд 5

Ребята посмотрите, что вы идите на этом слайде?

Ответы детей

А что они делают? Стоят в хороводе.

Они не просто стоят в хороводе они исполняют народны бурятский танец Ёхор. Хотите попробовать станцевать этот танец.

Воспитатель совместно с детьми исполняют танец.

Ребята вы обратили внимание как красиво украшен мой костюм орнаментом.

А кто знает, что такое орнамент? Это узор. Бурятский народ очень любит украшать не только свои костюмы, но и свое жилище.

Давайте посмотрим на экран.

6-8 слайд

Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. У каждого народа сложены свои орнаменты. Бурятский орнамент играет роль оберега, талисмана им украшают многие вещи, мебель, одежду. Любой такой узор содержит определённый смысл, например, пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.

Сейчас я вам расскажу об основных видах орнаментов, которые используются в оформлении бурятских юрт.

9 слад

К геометрическим (главным) узорам бурятов относится круг, символизирующий Солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда и главный танец бурят Ёхор.

10 слад

Зооморфный узор - символ удачной охоты, приносящий изобилие и процветание.

11 слад

Ещё один распространённый в бурятской культуре узор - «плетенка» - символ счастья, благополучия и долголетия.

Давайте мы свами сейчас поиграем, я вам показываю узор, а вы мне говорите, как он называется. (Играем).

Ребята я нарисовала бурятскую юрту, как вы думаете похоже. А как вы определи, что она бурятская. У других народов тоже есть юрты. А чем они отличаются, как можно понять, что это бурятская юрта.

Дети: отвечают анализируют.

Давайте мы с вами вместе украсим наши юрты орнаментом. Проходите за столы.  

          На столах лежат листы с изображением юрт на каждого ребенка, контейнеры с готовыми орнаментами, клей, клеенка.

Дети выполняют задание под музыку.

Вывешиваем юрты. Теперь это настоящие бурятские юрты.

Рефлексия.

          - Ребята что мы сегодня узнали нового? Что мы делали? Какие орнаменты мы использовали? Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...