Использование адвент-календаря в познавательной активности старших дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Печкова Ирина Владиславовна

Новые веяния требует от педагогов поиска новых, наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-календарь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon advent-kalendar.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.

 Формирование познавательной активности одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. Известно, что познавательная активность детей развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

Новые веяния требует от педагогов поиска новых, наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-календарь.

 Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности, развитие самостоятельности и повышения самооценки ребенка.

«Адвент-календарь» - это универсальный инновационный подход к образованию в рамках ДОУ, который включает в себя целый органичный калейдоскоп деятельностей таких как игровая, познавательная, проектная и т.д. Все это идет под общей эгидой – мероприятия, приуроченного к какому-либо событию.

 Использование адвент-календаря как инновационной игровой технологии развития познавательной активности детей дошкольного возраста позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса.

Изобретен этот календарь был еще в 1903 году в Германии и носил предпраздничный характер. В современном мире подобный Адвент-календарь вызвал эмоциональный, и позитивный отклик в сфере образования. В педагогической деятельности календарь пользуется большим успехом.

Адвент-календарь удобен тем, что он достаточно универсальный по использованию и наполнению. Он помогает развивать у дошкольников – визуализировать и озвучивать причинно-следственные связи между предметами, привлекает детей к участию в совместной деятельности, развивает любознательность, формирует понимание планирования действий.  

Так как, адвент-календарь учит детей планированию и последовательности, одним из важных правил является определённый порядок действий – одно задание в день (возможно состоящее из подзаданий). Таким образом, дошкольники учатся ждать и сосредотачивается на одной поставленной цели.

Адвент-календарь прекрасно сочетается с любой тематикой, в частности – тема экологии, которая позволяет сформировать систему практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде.

 Технология

Работа по данной теме состоит из трех этапов:

- подготовительного

- практического

- заключительного.

Подготовительный этап заключается в следующем:

·     Анализ и подбор научно-практической, методический литературы;

·     Создание предметно-развивающей среды для применения технологии адвент-календаря;

·      Изготовление адвент – календаря;

·     Знакомство детей с адвент-календарем, правилами его использования;

·     Разработка перспективного плана для реализации проекта;

· Ознакомление и приобщение родителей к совместной работе по изготовлению адвент-календаря.

Изготовление адвент – календаря

Адвент-календарь может состоять из разных деталей – всё это зависит от

фантазии, возраста и увлечений ребенка. Макетом адвент-календаря может

быть простое полотно с четко определенными днями на неделе и визуальными кармашками с творческими заданиями. Так, нами был разработан адвент-календарь в виде карты Чувашской Республики, где на ее территории располагались конверты с датой и заданиями. Задания были сотавлены в рамках подготовки празднования 555-летия нашего города.

Практический этап. Работа с детьми, родителями по использованию данной технологии развития познавательной активности дошкольников: включение адвент-календаря в образовательную деятельность, игры, праздники и развлечения; создание адвент-календарь выходного дня, где дети вместе с родителями были увлечены, и имели возможность отслеживать результаты нашей общей работы.

  Дети старшего дошкольного возраста в течение 2-х недель выполняли задания, спрятанные в конвертах: знакомились с родным краем, городом, выполняя задания - сюрпризы: “узнай о животных Красной книги Чувашии”, “Какие растения, деревья растут в ЧР”, нарисуй животное, растение, обитающее в нашем краю, посети парк, сквер; прочитай чувашские сказки о природе; подготовь поздравление ко Дню города Чебоксары т.д.

Заключительный этап.

В рамках подготовки к празднованию 555-летия города Чебоксары в нашем детском саду было проведено итоговое мероприятие с использованием адвент-календаря “Книга знаний”, где были собраны все открытия, полученные детьми в течение выполнения заданий.

Наша работа по использованию технологии адвент-календаря будет продолжаться. Мы планируем расширить область изучения в рамках данной технологии. Дети пожелали узнать побольше о городах нашей Республики, о его животном , растительном мире, достоприечательностях.

 Таким образом, в процессе использования адвент-календарь позволяет педагогам решать неограниченное количество образовательных задач, причем сделать это ненавязчиво, в игровой, занимательной форме.

1.  повышается познавательная  активность детей;

2. Формируется экологическая культура у детей, расширяется кругозор;

3. развивается умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца.

Адвент-календарь для педагога – это своеобразный план деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать р...

«Адвент-календарь, как форма познавательной активности детей младшего дошкольного»а

адвент-календарь как форма познавательной активности детей младшего дошкольного возраста...