Лексическая тема: "Рыбы"
план-конспект занятия по окружающему миру

Лапина Александра Александровна

Дети должны знать: 

  • что  рыбы  живут  в  реке; 
  • основные  части тела рыбы,  чем покрыто тело  рыбы;
  • что рыба плавает, ловит корм ртом;
  • чем питаются рыбы.

Словарь:

Существительные:  река,  берег,  щука,  сом,  лещ,  карась, карп, окунь, плавник, хвост, жабры, туловище, чешуя, рыболов.

Глаголы:  плавать,  глотать,  клевать  (червяка,  наживку), метать (икру).

Прилагательные:  гладкий,  шершавый,  зубастый, усатый, большой,  маленький,  хищный,  хитрый,  быстрый,  медленный, осторожный,  чистый,  легкий,  тяжелый,  ленивый,  проворный, ловкий, сонный.

Наречия: глубоко, мелко, быстро, медленно, осторожно, проворно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_tema_ryby.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«РЫБЫ»

Дети должны знать:  

  • что  рыбы  живут  в  реке;  
  • основные  части тела рыбы,  чем покрыто тело  рыбы;
  • что рыба плавает, ловит корм ртом;
  • чем питаются рыбы.

Словарь:

Существительные:  река,  берег,  щука,  сом,  лещ,  карась, карп, окунь, плавник, хвост, жабры, туловище, чешуя, рыболов.

Глаголы:  плавать,  глотать,  клевать  (червяка,  наживку), метать (икру).

Прилагательные:  гладкий,  шершавый,  зубастый, усатый, большой,  маленький,  хищный,  хитрый,  быстрый,  медленный, осторожный,  чистый,  легкий,  тяжелый,  ленивый,  проворный, ловкий, сонный.

Наречия: глубоко, мелко, быстро, медленно, осторожно, проворно.

Дидактические игры и упражнения.

1. Д/и «Запомни и повтори».

Цель:  развивать  слуховую  память  и  внимание; активизировать предметный словарь по  теме.

Ты слова запоминай,

По порядку называй.

(4-5 слов по теме).

2. Упражнение «Найди ошибку».

Цель: развивать мышление, внимание; закреплять умение самостоятельно употреблять в речи простые предложения из 4-5 слов с нужным предлогом.

Наш художник -  озорник,

Путать всё всегда привык.

А ты смотри, не зевай,

Путаницу разгадай.

(Рыбу ловят в реке.  Грибы растут в лесу.  Рыбу ловят удочкой. У рыбы петушиный хвост).

3. Д/и «Кот-озорник»

Цель: активизация существительных; закрепление употребления притяжательных прилагательных.

Мама рыбу купила

И на полку положила.

Кот тихонько рыбу съел,

Но немножко не доел.

Чьи остались части там,

Назовите, дети, нам.

/Сомовый ус, окуневый плавник, карповый хвост, щучьи жабры, лещовая чешуя/.

4. Д/и «Загадай загадку».

Цель: активизировать словарь прилагательных.

Загадку нам о рыбе загадай,

Но рыбу саму не называй.

Внешний вид, повадки опиши,

Какая она, поточнее скажи.

Длинная, зубастая, проворная, хищная /щука/.

Большой, усатый, гладкий, ленивый, сонный /сом/.

Маленький, хитрый, осторожный, проворный /карась/.

Маленький, шершавый, колючий, проворный, хищный /окунь/.

5. Д/и «Закончи предложение одним словом»

Цель: активизировать глаголы, закрепить употребление приставочных глаголов, развивать языковую догадку.

Наступила весна. Река ожила. Проснулись рыбы. Стали они по  всей реке...  (плавать).  Вот окунь  к  камышам...  (подплыл),  а там  зубастая  щука  икру...  (метала).  Тогда  окунь  от  камышей... (отплыл),  чтобы  щука его  не съела.  Окунь до поворота реки  ... (доплыл),  видит  червяк  в  воде...  (шевелится).  Окунь  червяка... (проглотил).  А это оказалась наживка рыбака.  Так окунь в уху попал.

6. Д/и «Умелые пальцы»

Цель: формировать зрительно-моторную координацию; развивать  тонкую  моторику  пальцев  рук;  учить  соотносить слово с движением.

Наши пальцы упражняем,

Речь и память развиваем.

Щука День рожденья отмечала,

(Поочередно загибаем пальцы, начиная с мизинца.)

Всех соседей в гости приглашала.

Тут карп, карась, сом, окунь, лещ.

За столом сидят все вместе,

Червячков глотают в тесте.

7. Д/и «Ответь на вопрос».

Цель: учить детей отвечать на сложноподчиненным предложением с союзом; развивать память.

Сказку о Емеле и щуке вспоминай,

Предложения со словом «чтобы» составляй.

1. Зачем Емеля пошел на речку?

2. Что щука попросила Емелю сделать?

3. Что велел Емеля ведрам сделать?

4. Что король приказал сделать слугам?

5. Что Емеля велел топору сделать?

6. Что Емеля попросил печь сделать?

Вопрос «чтобы» ….

8. Д/и «Исправь ошибку»

Цель: учить детей слышать логические, и синтаксические ошибки в речи других;  развивать внимание, мышление.

Послушаешь внимательно

Исправишь обязательно.

1. Емеля набрал воды, чтобы пойти на речку.

2. Емеля отпустил щуку, чтобы она попросила.

3. Емеля велел ведрам, что они сами шли домой.

4. Емеля велел топору, что он сам дрова рубил.

5. Емеля велел печке, что она отвезла его во дворец.

6.  Бочка выкинула Емелю и дочь короля на берег, чтобы они попросили щуку.

9. Д/и «Доскажи сказку»

Цель: учить детей рассказывать знакомую сказку с опорой  на  сюжетные  картинки;  закрепить  употребление сложноподчиненных предложений с союзом  «чтобы».

Королю донесли о Емеле, и...

Королевские гонцы пошли за ним

Звать его к царю.......

На картинки посмотри,

Что было дальше, вспомни ты,

По порядку расскажи,

Ничего не пропусти.

Слово «чтобы» не забудь,

Отправляйся быстро в путь.

1.  Емеля велел печке, чтобы она отвезла его во дворец. Печка так и сделала.

2.  Королевская дочь увидала Емелю и полюбила его. Она стала просить отца, чтобы тот отдал её за Емелю замуж.

3.  Король рассердился, приказал посадить Емелю и принцессу в бочку. Слуги засмолили бочку и пустили в воду.

4.  Емеля попросил щуку, чтобы она выкинула его на берег. Щука так и сделала. Потом Емеля попросил щуку, чтобы она построила мраморный дворец. Щука построила дворец.

5.  Король увидел дворец.  Он послал за хозяином дворца. Емеля и принцесса поехали во дворец. Король простил их, и они стали жить счастливо вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль занятия по лексической теме "Рыбы"

Расширила знания детей о реке, море и их обитателях через все образовательные области....

Материал для родительского уголка по лексической теме "Рыбы".

Родителям в понятной и доступной форме раскрывается содержание лексической темы "Рыбы", предложен литературный материал, а также лексико-грамматические игры и упражнения (согласование прилагательного ...

Материал для развития общеречевых навыков по лексической теме "Рыбы"

Предлагаю подборку чистоговорок и стихов  для автоматизации звуков и развития общеречевых навыков у детей с ОНР и ФФНР (старшей и подготовительной групп). Сочетание лексического материала с матер...

Логопедическое занятие по лексической теме "Рыбы" (вторая младшая группа)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического стоя речи по лексической теме: "Рыбы" во второй младшей группе...

Картотека по лексической теме: "Рыбы".

В картотеку входят: беседы, наблюдения, стихи, загадки, скороговорки, , художественное творчество, театрализованные, дидактические, подвижные, пальчиковые, сюжетно - ролевые игры....

«Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе

«Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе...

Планирование по лексической теме "Рыбы и водоёмы"

Данное планирование материала составлено по лексической теме "Рыбы и водоёмы" для детей старшего дошкольного возраста....