Картотека по лексической теме: "Рыбы".
картотека по окружающему миру (младшая группа) по теме
В картотеку входят: беседы, наблюдения, стихи, загадки, скороговорки, , художественное творчество, театрализованные, дидактические, подвижные, пальчиковые, сюжетно - ролевые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryby.docx | 49.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседы о рыбах.
Тема: «Знакомство с рыбкой».
М/л: Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» стр28
Цели: Познакомить с рыбкой; месте её обитания; её питании и строении.
Оборудование: аквариум с рыбкой, иллюстрации рыб.
*****
Первое знакомство. Рассмотреть рыб на картинке. Воспитатель привлекает детей к аквариуму (кто обитает там, что делает рыбка, нравиться ли она вам?)
Кормление рыб. Воспитатель показывает детям корм и объясняет, что это – корм для рыб. Дети с интересом наблюдают за кормлением рыбки, за тем, как она подплывает и ест корм.
Тема: «Что делают рыбы зимой?»
М/л: Корнилова В.М. «Экологическое окно» в д/с. Стр 69
Цель: Познакомить с жизнью рыб зимой.
*****
Х/С: «Карась».
Настали холода. Покрылась льдом вода.
Куда пропал карась? Карась зарылся в грязь. И так всю зиму в ней проспит до тёплых дней.
Проснётся наш карась, С боков отмоет грязь
И станет золотым, Как солнце, налитым.
В: Какое сейчас время года? (Зима)
Что стало с рекой?
Почему она замёрзла?
Как вы думаете вода холодная или тёплая?
Куда зарылся карась?
А куда делись рыбки? (Они опустились на дно) – Да, рыбки опускаются на дно, в ил, грязь, и их жизнь замирает. Они почти не двигаются и не питаются, только дышат и слегка двигают плавниками.
Когда же проснется карась? – Когда будет греть солнышко и согреется вода, все рыбки снова оживут, будут кушать, плавать, у них появятся мальки.
Так почему же уснули рыбки?
Тема: «Рыбы и водоём весной».
М/л: Корнилова В.М. «Экологическое окно» в д/с. Стр 108
Цель: Закрепить знания об обитателях водоёма.
*****
В: Стало тепло, проснулись реки.
Что было с рыбами зимой?
Росла ли трава на берегу?
Хватает ли сейчас корма рыбам?
Что они едят?
Как появляются рыбки? – Маленькие рыбки – мальки – появляются из икринок. Сначала они голые, потом обрастают чешуёй, у них вырастают плавники, появляется хвостик. Мальки очень пугливые и прячутся от врагов в темноту.
Где живут рыбки?
Кто у мальков враги?
Так как же мы узнаём рыбок?
Художественное творчество.
Тема: «Рыбки плавают в водице». (Рисование)
М/л: Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Стр88
Цель: Развивать сюжетно-игровой замысел; учить передавать формы линейным контуром, пятном.
Оборудование: мольберт, бумага голубого цвета альбомного формата, гуашь жёлтого и красного цвета, кисти.
*****
Воспитатель поёт песенку «Рыбка» М.Красева. Одновременно действует с игрушкой (рыбка плавает). На мольберте воспитатель показывает приёмы рисования рыбки пятном, контуром во всех частях листа (рыбки плавают в водице). Дети рисуют на бумаге разными способами. Воспитатель учит их находить сходство рисунка с образом.
Тема: «Улитка». (Лепка)
М/л: Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Стр97
Цель: Вызвать интерес к лепке; учить лепить улитку путём сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить лепить пальцами.
Оборудование: пластилин, доски.
*****
Воспитатель показывает приёмы лепки. Объясняет детям, что вначале комок раскатывают прямыми движениями рук в длинный столбик. Затем один конец столбика сворачивают, а из оставшейся части сплющиванием делается головка и оттягиванием или защипыванием маленькие рожки. Воспитатель помогает при необходимости.
Тема: «Рыбка». (Лепка)
М/л: Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Стр 52
Цель: Продолжать вдавливать детали в тесто, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с тестом; развивать м/м.
Оборудование: Основа из теста в форме рыбки любого яркого цвета; семена подсолнуха, горох.
*****
На дощечки небольшого формата положить рыбок, сделанных из теста. Предложить детям украсить рыбок семечками подсолнуха и горохом, как они хотят.
Тема: «Поменяем воду в аквариуме». (Рисование)
М/л: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во 2 мл. группе д/с.стр136.
Оборудование: трафареты аквариумов на каждого ребёнка с изображением рыбок,
Цель: Вызвать интерес к работе с гуашью; заинтересовать сплошным закрашиванием плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков; учить своевременно, насыщать ворс кисти краской, не допускать, чтобы дети тёрли кистью по бумаге.
*****
Воспитатель обращает внимание на аквариум и говорит: Аквариум – дом для рыбок твоих. Позаботьтесь сейчас вы о них! Предлагает поменять воду в аквариумах – налить свежую. Цвет краски дети выбирают сами (голубовато-зелено-желтые тона). Воспитатель показывает, как ворсом кисти нужно гладить бумагу, а не тереть её, как щеткой.
Тема: «Первый аквариум». (Коллективное творчество)
М/л: Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трёх лет.стр196.
Цель: развивать м/м рук, учить основам классификации предметов по размеру.
Оборудование: 3 маленьких и 3 больших рыбки, вырезанных из картона, лист голубой бумаги.
*****
В: Сейчас мы сделаем домик для маленьких рыбок – аквариум. Кладёт их на стол лист бумаги, рисует на нем водоросли, поясняя ребенку, что он делает, рассказывает, как живут рыбы в своих домиках. Просит найти маленьких рыбок и заселить их в аквариум. Рыбок размещают на аквариуме, а затем наклеивают.
Тема: «Подводное царство». (Рисование)
М/л: Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Стр.50
Цель: закрепить умение рисовать пальцем; формировать умение выполнять ритмические движения под музыку.
Оборудование: тонированные альбомные листы с изображением рыбок и камешков на дне; зелёная гуашь, влажные тряпочки, музыкальный фрагмент из сборника Бурениной «Топ-хлоп, малыши», игрушка-рыбка.
*****
Звучит музыка, появляется рыбка.
В: «Рыбонька – рыбка, золотой хвостик! Где ты бывала, что ты видала?»
Рыбка: Плавала в речке, плавала в пруду,
Видела я камешки, тинушку-траву.
Видела улиток, водоросль-траву
И красивых рыбок, лилии в пруду!
Воспитатель уточняет у детей, где плавала рыбка, что она видела, выясняет, что такое водоросли (трава, которая растёт в воде). Затем спрашивает у рыбки, зачем нужны водоросли. Оказывается, они нужны рыбкам, чтобы дышать: «Травка-водоросль дарит этот воздух рыбкам. А ещё травку можно кушать, можно в травке выводить маленьких деток. Очень полезная трава-водоросль, рыбки без неё погибнут.
Воспитатель предлагает рассмотреть аквариум, есть ли у рыбок водоросли, какие они цветом, длиной, расположение (они растут снизу вверх). Воспитатель с тревогой в голосе сообщает, что знает водоем, где у рыбок травки водоросли ещё не выросли и рыбкам там живется не очень хорошо, предлагает им помочь- нарисовать водоросли.
Воспитатель объясняет и показывает, как нарисовать водоросли. Нужно обмакнуть пальчик указательный в зелёную краску и поставить его на бумагу рядом с камешком, а потом вести его вверх, не отрывая, до верхнего края листа. Если краска закончится, нужно набрать ее снова, поставить пальчик у следующего камешка и снова вести его вверх, пока у рыбок не станет много водорослей. По окончании работы воспитатель хвалит детей, благодарит за помощь рыбкам.
Дети под музыку показывают, как плавают рыбки: они складывают ладошки перед собой и бегают по комнате, шевеля сложенными ладошками.
Тема: « Травка для рыбки». (Рисование)
Цель: Учить рисовать карандашами траву короткими штрихами по всему листу свободно; закрепить зеленый цвет, Вызвать желание помочь рыбке.
М/л: Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада». Стр111
Оборудование: игрушечные рыбки, банка с живой рыбкой; карандаши, бумага.
*****
Воспитатель предлагает нарисовать травку для рыбки штрихами, заполняя весь лист бумаги, Рыбка просит , чтобы травки было много. Рыбка довольна.
Тема: «Рыбка и улиточка». (Аппликация)
М/л: Н.В.Ершова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. РДВ». стр103
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.
Оборудование: альбомные листы с большим круглым аквариумом, подносы с готовыми формами золотой рыбки и улитки, клей, кисти, салфетки.
*****
Воспитатель раздает детям альбомные листы, на которых изображен круглый аквариум, подносы с готовыми формами. Предлагает детям рассмотреть картинку, спрашивает, кого нет в аквариуме. Дети «заселяют» аквариум. Затем наклеивают готовые формы на лист.
-Что это? (Аквариум. Это Аквариум )
-Какой аквариум? (Круглый, большой) Обвести изображение на листе и в воздухе.
- Где стоит аквариум? (На столе)
-Что в аквариуме? (Вода)
-Что растет в аквариуме? (Трава)
- Какая трава? (Зеленая трава)
-Кто живет в аквариуме? (Золотая рыбка. Улитка)
-Что делает золотая рыбка? (Рыбка плавает)
-Где плавает золотая рыбка? (В воде)
-Что делает улитка? ( Улитка ползает)
-Где ползает улитка? (По песку).
Физкультминутки и подвижные игры.
М/л: Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Стр.124
*****
Назначается водящий – «рыбак». «Рыбак» начинает ловить «рыб». Первая пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбаку», взяв его за руку. Образуется «невод», и они продолжают ловить «рыб» уже вдвоём. Если «рыбакам» удаётся догнать «рыбку» и схватить её свободными руками так, чтобы она оказалась в «неводе», «рыбка» считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний пойманный игрок – «золотая рыбка».
«Мы - стайка рыбок».
М\л: Борисенко Т.М. Комплексные занятия во 2мл.группе д/с. Стр 168
*****
В: Плывём молча, мы рыбки маленькие, нас может догнать щука и съесть. Вот она плывёт к нам (воспитатель в шапочке изображает щуку). Рыбки быстренько уплывают, щука старается поймать кого-нибудь.
«Рыбки».
М/л: Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Стр133
Рыбки плавали, ныряли плавное попеременное поворачивание кистей рук вверх-вниз
И плескались на воде. резкое движение рук вверх-вниз
То сойдутся, разойдутся, движения рук навстречу и от себя
То зароются в песке. круговые вращательные движения руками перед грудью.
«Ловля рыб».
М/л: Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. Стр 205
*****
Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии в несколько шагов. Одна группа «рыбаки» (их меньше), другая – «рыбы». Вначале между ними происходит разговор:
-Что вы вяжите? – спрашивают рыбы.
- Невод, - отвечают рыбаки, выполняя имитирующие движения.
- Что вы будете ловить?
- Рыбу.
- Какую?
- Щуку.
- Ловите!
Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыбак старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба. Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыбак касается её рукой.
«Рыбка и улиточка».
М/л: Н.В.Ершова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития.РДВ». стр103
*****
Рыбка золотая плывет, ныряет. Дети соединяют вместе ладошки рук.
Рыбка золотая хвостиком виляет. Имитируют плавательные движения
По песку улиточка медленно ползет, Двигаются на корточках
Не спеша, тихонько домик свой везет.
Дидактические игры.
Тема: «Посели животное».
М\л: Борисенко Т.М. «Комплексные занятия во 2мл.группе д/с». Стр 168
Цель: Познакомить детей с представителями водных животных.
Рассмотреть с детьми набор карточек с животными и рисунок водоёма. Восп.: Ребята, водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, помогите им. Выберите из набора карточек водных жильцов (лягушка, лебедь, гусь, рак, рыба, и т.п.) и поместите их на рисунок водоёма.
Тема: «Маленький рыболов».
М/л: Стрбелева Е.А. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями». Стр 66
Цель: Учить образовывать множества из непрерывных веществ.
Оборудование: аквариум, игрушечные рыбки, кружки, таз с водой.
Воспитатель предлагает ребёнку набирать воду кружкой из таза и выливать в аквариум. После каждой вылитой кружки воды воспитатель обращает внимание ребёнка: «Ещё кружка воды, ещё кружка воды. Стало много воды в аквариуме».
Тема: «Ловись рыбка».
М/л: Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Стр161
Цель: Продолжать анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование: аквариум, целлулоидные рыбки, палочка с колечком, палочка с сачком, палочка с крючком.
В аквариуме находятся целлулоидные рыбки, воспитатель предлагает поймать рыбок. Недалеко от аквариума находятся предметы, перечисленные выше. Ребёнок должен выбрать сачок, но если он не догадается, педагог даёт возможность попробовать все средства для ловли рыбки.
Тема: «Где спряталась рыбка?»
М/л: Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Стр 47.
Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Оборудование: Голубая ткань (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
Воспитатель показывает детям маленькую рыбку, которая «захотела поиграть с ними в прятки», и просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит , на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Тема: «Маленький рыболов».
М/л: Громова О.Е. «ФЭМП у детей раннего возраста».стр.33
Цель: формировать у ребёнка умение выполнять речевую инструкцию со словами «один» , «ещё один», «все», «ни одного», «больше нет» и понимание слов «тонуть», «плавать».
Оборудование: черпачок с отверстиями для слива воды или сачок, миска или тазик, наполовину заполненный водой, речные камешки, набор плавающих игрушек для ванны.
*****
Воспитатель просит ребёнка бросить в воду один камешек, затем ещё один и наконец, все камешки: «Ты бросил все камешки в воду. У меня в руке не осталось ни одного камешка. А у тебя есть камешки или нет?» (Нет.)
Вариант вопроса: «У меня камешков больше нет! А у тебя?». Желательно, чтобы ребёнок повторил за воспитателем выражение «больше нет» или воспользовался соответствующим выразительным жестом. Посмотрите внимательно в воду и спросите у ребёнка: «А где же все камешки?». (Ребёнок может ответить, используя указательный жест и любое короткое слово типа «там» или «вот».) Прокомментируйте: «Камешки тяжёлые, они утонули. Камешки не плавают в воде, камешки тонут, они тяжёлые».
Затем попросите ребёнка опустить в воду рыбок (одну, ещё одну, всех рыбок). Спросите, где рыбки (там, вот, в воде). Уточните: «Плавают все рыбки или одна рыбка? А у меня в руках есть рыбка или в руках рыбок больше нет?». Прокомментируйте: «Рыбки не тонут, они плавают в воде. А камешки утонули. Камешки не плавают в воде, камешки тонут».
Покажите ребёнку, как можно поймать плавающую в воде рыбку сачком и попросите его повторить это действие с другой рыбкой. «Я поймал одну рыбку сачком. А теперь ты поймай ещё одну рыбку. Молодец! Поймай всех рыбок! В тазике остались ещё рыбки или рыбок больше нет?» «Попробуем достать камешки из воды? Трудно! Давай выльем воду из тазика. Вот так! Теперь дай мне один камешек. Дай ещё один. Дай все камешки! В тазике камешков больше нет. А где камешки?»
В конце игры повторите ребёнку: «Рыбки не тонут, они плавают в воде. А камешки тонут в воде. Камешки не плавают в воде, камешки тонут».
Тема: «Разрезные картинки».
М\л: Е,А,Стрбелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр». Стр186
Цель: Формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путём примеривания.
Оборудование: Разрезные картинки из 2-6 частей с разной конфигурацией разреза; Предметы, игрушки и картинки, соответствующие изображениям на картинках.
*****
Перед ребёнком на столе лежит разрезная картинка с изображением рыбки Ребёнку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена (любой результат), воспитатель выкладывает перед ребёнком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой – посторонний, например кубик. Ребёнок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Затем предмет называется. При повторной игре ребенку дают картинки того же предмета, разрезанные по-другому.
Тема: «Рыбалка»,
М/л: О.А.Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». Стр46.
Цель: Продолжать анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели, развивать координацию движения рук.
Оборудование: Рыбки с металлическими серединками, удочка с магнитом.
*****
Рыбок бросить в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребёнок ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объяснить ребенку, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке.
Тема: «Рыбка и улитка».
М/л: Н.В.Ершова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития РДВ». стр102
Цель: пополнение номинативного, предикативного и атрибутивного словаря, совершенствование умения повторять и договаривать фразу, развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.
Оборудование: рыбки в аквариуме.
*****
Воспитатель, показывая жителей аквариума, предлагает детям сравнить их, по возможности повторить фразу или досказать слово.
-Золотая рыбка большая. Улитка маленькая.
-У золотой рыбки есть хвост и плавники. У улитки есть рожки.
-Улитка ползает. Рыбка плавает.
- Рыбка плавает быстро. Улитка ползет медленно.
Игры на развитие мелкой моторики.
Тема: «Поймай рыбку».
М/л: Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Стр44.
Цель: Развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: Пластмассовые рыбки, аквариум, сачки.
Дети ловят сачком рыбок и переносят в аквариум.
Тема: «Спасаем рыбок».
М\л: Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трёх лет.стр173
Цель: развивать координацию движений.
Оборудование: таз, широкая глубокая тарелка, емкость с водой.
*****
Поставить таз, положить в него рыбок и сказать: « В озере пересохла вода и рыбкам нечем дышать, нужно принести воды и заполнить ею таз-озеро. При этом нужно воду носить осторожно, чтобы не пролить.
+Тема: «Рыбка, плыви!»
М\л: Е,А,Стрбелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Стр53
Цель: Учить детей выполнять действия руками по подражанию взрослому, развивать внимание.
*****
Восп. говорит , что сейчас они поиграют ручками: «У вас ручки смелые и умелые, они умеют многое». Восп. соединяет обе ладони, кладёт их на стол перед собой и выполняет движения то в правую, то в левую сторону. При этом он говорит: «Посмотрите на мои руки. Я соединила ладони вместе – и получилась рыбка, она плывет. Вот так, плыви, рыбка! Теперь вы соедините обе ладони и делайте, как я. Рыбки плывите!»
Тема: «Волшебные пальчики».
М/л: Н.В.Ершова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития.РДВ». стр103
Цель: развитие мелкой моторики, координации речи с движениями.
*****
Выполнять движения соответствующие тексту.
Рыбка плывет, ныряет
И с улиточкой играет.
А улиточка ползет
И на спинке дом везет.
Тема: «Рыбка».
М/л: Е.В.Валюжинич «Увлекательная моторика, или Наши энергичные пальчики». Стр69
Цель: развитие мелкой моторики, координации речи с движениями.
*****
Сложить руки ладонями друг к другу. Показать, как плывет рыбка, как она перепрыгивает через волну, как ныряет.
Рыбка хвостиком быстро вильнула,
В море шумное смело нырнула,
Поднялась из пучины морской,
Пролетела над синей волной.
Так ныряла она и ныряла…
Наверное, что-то искала.
Дыхательные упражнения.
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывёт ко мне.
Наблюдения.
Тема: «Золотая рыбка в аквариуме».
М/л: Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. Стр.88
Цели: Учить детей узнавать и называть золотую рыбку. Видеть некоторые особенности внешнего вида: красивая, золотая, большая. Выделять некоторые части тела: у рыбки есть хвост, глаза, рои. Познакомить с некоторыми особенностями поведения: живет в воде, плавает, хватает корм ртом. Дать знания о том, что рыбку нужно кормить. Воспитывать бережное отношение к рыбам.
Оборудование: аквариум, закрытый ширмой с золотой рыбкой.
*****
Открыть ширму и показать рыбку. Дети некоторое время рассматривают её молча. Воспитатель спрашивает: «Кого я вам принесла?» Дети отвечают, воспитатель подтверждает правильность ответов. Затем предлагает нескольким детям повторить, ставя вопросы: «Кто это? Кого ты видишь? Кого я вам принесла?» Спрашивает, нравится ли им рыбка, почему, Воспитатель побуждает детей к высказыванию разнообразными приёмами.
Далее выясняют, какого цвета рыбка, большая она или маленькая, при помощи чего она плавает.
Воспитатель сообщает о том, что рыбка живёт в аквариуме, в него налита вода. Вопросами: «Как называется домик, в котором живёт рыбка? Где она живёт?» - побуждает детей произносить новое слово – аквариум. Затем повторяют его хором. После этого внимание детей обращает на то, что рыбку нужно покормить. Показывает корм, объясняя, как кормить рыбку, просить детей сделать это. Во время кормления спрашивает: «Что делает рыбка? Чем хватает корм?» Обращает внимание, как в это время ведёт себя рыбка: «Что делает рыбка? К кому поплыла? На кого посмотрела?» Занятие можно закончить музыкально - динамической паузой под песенку «Рыбка».
Тема: «Рассматривание игрушки – рыбки и живой рыбки в банке».
М/л: Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада». Стр111
Цель: Вызвать радость от наблюдения за рыбкой, способствовать развитию наблюдательности; помочь детям осознать, что рыбка живая и нуждается в уходе и бережном обращении. Учить рисовать карандашами траву короткими штрихами по всему листу свободно; закрепить зеленый цвет, вызвать желание помочь рыбке.
Оборудование: игрушечные рыбки, банка с живой рыбкой.
*****
Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку-рыбку. Рассматривая рыбку дети называют и показывают голову, глаза, рот, хвост. Хвост помогает ей плавать. «Может ли плавать игрушечная рыбка?» Воспитатель ставит её в разные места, обращает внимание на то, что она не двигается. Это игрушечная рыбка, она сама плавать не может, с ней можно играть.
Воспитатель ставит банку с живой рыбкой. В ней, как в аквариуме, есть песок, камешки, травка. Просит обратить внимание на движение живой рыбки. Дети наблюдают за рыбкой (рыбка плавает, махнула хвостом, раскрыла рот, глотает корм). «Рыбка живая: она ест, плавает, махнула хвостиком, рыбка видит травку в аквариуме». Воспитатель обращает внимание детей, что нельзя толпиться возле аквариума, толкаться, стучать по стеклу, и руками ловить рыбку; она может напугаться.
Воспитатель предлагает нарисовать травку для рыбки штрихами, заполняя весь лист бумаги, Рыбка просит , чтобы травки было много. Рыбка довольна.
Тема: «Сменим воду в аквариуме».
М/л: С.А.Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой». Стр199.
Цель: Способствовать развитию наблюдательности; помочь детям осознать, что рыбка живая и нуждается в уходе и бережном обращении.
Оборудование: ведро с чистой водой, воронка, сачок, корм, аквариум, рыбка, банка, пустое ведро.
*****
Воспитатель: «Дети, скажите, кто живёт у нас в аквариуме? Какая красивая у нас рыбка! Посмотрите, как она блестит! Где живет наша рыбка? Мы сейчас перенесем рыбку в таз с водой и посмотрим, что она там будет делать. Что делает рыбка в воде? Надо еще покормить рыбку червячками. Посмотрите, как рыбка ест. Чем рыбка ловит червячков? Все видели, как рыбка плавает и ест червячков?
Рыбы любят свежую воду, поэтому нужно следить, чтобы в аквариуме всегда была чистая вода. Посмотрите дети, как я буду выливать воду из аквариума и наливать туда свежую . Посмотрите как льётся вода, послушайте как она журчит. Теперь налью свежей воды через воронку. Вот теперь перенесём обратно в аквариум рыбку».
Тема: «Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида».
М/л: С.Н.Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Стр14.
Цель: Дать детям представление о строении рыбы, основных частях её тела.
Оборудование: рыбка в аквариуме, игрушки-рыбки.
*****
Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задаёт вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина? Где брюшко? Что есть у рыб ещё? Воспитатель раздает игрушечных рыб, предлагает рассмотреть их со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвести все части тела. Воспитатель уточняет: «Голова спереди, хвост сзади, плавники на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жабры». Спрашивает, чем рыбка - игрушка отличается от рыбок в аквариуме? Предлагает поиграть с рыбками.
Тема: «Рыбки живые и игрушечные: сравнение поведения».
М/л: С.Н.Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Стр15.
Цель: выявить с детьми главные различия: живые рыбки живут в воде, самостоятельно плавают и едят корм, игрушечные рыбки – неживые, они стоят на полке, в шкафу, самостоятельно плавать не могут. Определить различные способы взаимодействия с живыми и игрушечными рыбками: игрушечных можно брать в руки, по-разному с ними играть (кормить понарошку, укладывать спать, заворачивать, за них разговаривать). Живых рыб вынимать из воды нельзя – они погибнут. Их надо кормить, чистить для них аквариум, за ними можно наблюдать.
Оборудование: рыбка в аквариуме, игрушки-рыбки, таз с водой
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за аквариумными рыбками, спрашивает, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что в группе живут и другие рыбки. Предлагает их найти, рассказать, какие это рыбки и где их место обитания (игрушечные, живут на полках в шкафу, в игровом уголке).
Все наблюдают за рыбками в аквариуме. Воспитатель просит рассказать, что делают рыбы. Подчеркивает: рыбки плавают самостоятельно, без чьей-либо помощи. Так ведут себя только живые рыбы. Предлагает выяснить: могут ли плавать игрушечные рыбки? Наливают в таз воды, пускают игрушки, наблюдают. Воспитатель уточняет: рыбки самостоятельно не плавают, а лежат на воде: они не могут плавать самостоятельно, т.к. не живые – игрушечные.
Затем кормят аквариумных рыб, наблюдают, как они поедают корм. Воспитатель предлагает тоже покормить игрушечных рыб в тазу, сыплют корм игрушкам, наблюдают. Воспитатель уточняет: они не едят, потому что не могут есть по-настоящему, они – неживые. Но их можно покормить понарошку – сварить для них в кукольном уголке кашу. С ними можно поиграть – они игрушки. Их можно держать в руках и не беспокоиться за их жизнь: они неживые. С рыбками в аквариуме играть нельзя: на них можно смотреть, им можно сыпать корм, но не вытаскивать их из воды: они живые животные – могут умереть. Воспитатель предлагает поиграть с рыбками-игрушками или понаблюдать самостоятельно за живыми.
Тема: «Наблюдение за карасиком».
М/л: Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» стр28.
Цели: Продолжать анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники, хвост), отличительные её признаки (чешуя). Закрепить, что рыбке для жизни нужна вода и пища. Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.
Оборудование: аквариум с рыбкой, игрушка Незнайка, схема строения рыбки.
*****
Дети стоят возле стола, на столе стоит аквариум, накрытый покрывалом. Появляется незнайка, который говорит, что принёс посылку с птичкой. Снимается покрывало. Дети спорят с Незнайкой, что перед ними рыбка, а не птичка. Воспитатель предлагает детям объяснить Незнайке, что перед ним рыбка.
Обсуждают строение тела рыбки с использованием схемы. Воспитатель объясняет детям, зачем рыбке нужна чешуя.
Незнайка предлагает достать рыбку из аквариума и погладить её. Воспитатель вместе с детьми объясняет, что рыбке для жизни необходима вода. Незнайка предлагает угостить рыбку конфеткой, воспитатель и дети объясняют, чем нужно кормить рыбку. Воспитатель кормит рыбку, а дети наблюдают.
Тема: «Рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика».
М/л: Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» стр34
Цели: Дать общее представление о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб; уточнить и закрепить знания о внешних признаках рыб; использовать схемы-модели; учить отличать карасика от золотой рыбки по характерным признакам (окрас, величина); активизировать словарь детей: аквариум, плавники, плавает, хватает корм.
Оборудование: Игрушка Незнайка, аквариум с карасиком, банка с золотой рыбкой, модели – схемы.
*****
Входит Незнайка, плачет.
В: Здравствуй, Незнайка! Что ты так плачешь? Даже забыл поздороваться.
Незнайка: Как же мне не грустить, не плакать? Я сегодня целое утро наблюдал за нашим карасиком – он не играет, плохо кушает. Я уж думал, что он заболел, а карасик говорит, что это от того, что у него нет друзей и ему скучно. Вот я и не знаю, как ему помочь. Я же не могу в аквариуме жить, я же не рыба.
В: Да, это действительно грустно. Ребята, а как можно помочь карасику? Правильно, ребята, у меня есть такая рыбка! Вносит банку с золотой рыбкой.
Незнайка: А это действительно рыбка? Что-то она не похожа на карасика. Она такая яркая, красная, желтая, а наш карасик серенький (перечисляет все признаки различия)
В: Дети, а как вы думаете, это рыбка? Давайте докажем ему, что это рыбка. Вот здесь на наборном полотне, у нас модели - схемы, они нам помогут в этом.
Идёт рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика по моделям – сначала различия, а затем сходства. Детям помогает воспитатель. В конце воспитатель уточняет, что рыбка называется золотой. Спрашивает, согласен ли Незнайка, что это действительно рыбка. Когда истина устанавливается, Незнайка предлагает выпустить золотую рыбку в аквариум, чтобы посмотреть, как они будут играть с карасиком.
Театрализованные игры.
Игра - инсценировка.
Тема: «На рыбалке».
М/л: Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Стр19.
Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений и речи.
Все дети изображают рыбаков, сосредоточенно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению ( кладут в ведро, отпускают на свободу, отдают кошке, насаживают червяка на крючок) пустая банка, или крючок без червяка.
Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке».
М/л: Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Стр.125
Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений и речи.
*****
В: Сейчас мы с вами побываем в сказке Пушкина – «О рыбаке и рыбке». И порыбачим вместе со стариком в синем море. Раз он в море закинул невод, Пришел невод с одною тиной.
Давайте забрасывать невод. Закинуть надо далеко, а невод тяжелый. Ноги слегка согнуты в коленях, одну поставьте чуть впереди. Поднимаем тяжелый невод, напрягая руки. А теперь бросаем его и сразу расслабляемся, опустив плечи и руки. Отдыхаем. Он в другой раз закинул невод,- Пришел невод с травою морскою. (дети забрасывают невод во второй раз). В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой – золотою. (дети забрасывают невод в третий раз, воспитатель показывает золотую рыбку из бумаги). Как взмолилась золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь». Удивился старик, испугался: Он рыбачил 30 лет и 3 года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. (дети разбиваются на пары. Один в паре- «старик», другой –«рыбка». «Рыбка» обращаясь к «старику», с мольбой в голосе произносит.) Отпусти ты старче меня в море! ( «старик» изображает глубокое удивление: широко открывает глаза, поднимает брови, приоткрывает рот, а руки разводит в стороны)
Затем пары меняются ролями. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе» Уплыла рыбка в синее море, Лишь хвостом по воде плеснула… (дети показывают как работает хвостик: локти прижмем к туловищу, трудиться будет только кисть руки. Бьем «Хвостиком» по воде. Поочередно: одна рука, другая…Быстрее, быстрее… теперь можно отдохнуть. Свесили кисти рук, расслабили)
Сюжетно – ролевые игры.
Игра: «Рыбаки».
Цель: Закрепить представления детей о рыбной ловле, развивать интерес к игре, формировать положительные взаимоотношения между детьми.
М/л: Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Стр113
Игровой материал: Конструктор, прутики, нитки, предметы – заместители, игрушечные рыбки.
*****
Рассмотреть иллюстрации про рыбную ловлю, Обсудить вопросы: на чем передвигаются рыбаки по реке, какие бывают лодки, что ловит рыбак, чем он ловит рыбу, какие для этого нужны приспособления.
Затем совместно с детьми можно соорудить лодки и весла из строительного материала, из длинных прутиков сделать удочки.
Когда все приготовлено восп. предлагает детям поиграть самостоятельно. Во время игры он должен поддерживать возникший интерес детей к игре в «рыбаков» и направлять развитие сюжета, используя советы, вопросы, напоминания. Вопросы: На чем это вы плывете? Куда плывет ваша лодка? Что вы в ней везете? Совет: «Договоритесь с капитаном, погрузите рыбу на пароход и везите в соседний город, в магазины». Обращаясь к девочкам: «Там на пристани привезли свежую рыбу. Не нужно ли вам купить рыбы?» и т.д.
Стихи.
В банке - чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять,
Крошки хлеба подбирать.
Рыбка плавает в водичке,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Корку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком вильнула,
Рыбка быстро уплыла.
Наша Клаша не ленива,
К речке с вёдрами ходила:
-Речка, дай поскорей
Два ведра пескарей!
Будут гости к нам,
Я уху подам!
Вышел Петя в море на рассвете.
Тянет-потянет шёлковые сети.
А из шелковых сетей вынимает окуней.
Ещё первый окунёк – золотой хвосток,
А второй окунёк – изумрудный бочок,
А последний окунёк – алмазный глазок.
Рыбонька – рыбка, золотой хвостик!
Где ты бывала, что ты видала?
Плавала в речке, плавала в пруду,
Видела я камешки, тинушку-траву,
Видела улиток, водоросль-траву
И красивых рыбок, лилии в пруду!
Вот какой чудесный дом,
Круглый и большой.
Очень много в нем воды,
Тишина,покой.
Травка здесь на дне растет,
Камешки лежат,
Рыбка и улиточка радуют ребят.
Эта рыбка не простая,
Эта рыбка золотая.
Рыбка золотая плывет, ныряет.
Рыбка золотая хвостиком виляет.
По песку улиточка медленно ползет,
Не спеша, тихонько домик свой везет.
Загадки.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)
Вильнёт хвостом туда - сюда –
И нет её, и нет следа. (Рыбка)
В воде жива – на суше мертва. (Рыбка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбки)
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть да не говорю,
Глаза есть – не мигаю, крылья есть – не летаю. (Рыба)
Скороговорки.
В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.
В драке был взъерошен ёрш.
На кого он стал похож?
На колючку, щётку, шишку,
На ершистого мальчишку.
Над рекою тучи гуще,
Дождик хлещет ещё пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и пащи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модуль занятия по лексической теме "Рыбы"
Расширила знания детей о реке, море и их обитателях через все образовательные области....
Материал для родительского уголка по лексической теме "Рыбы".
Родителям в понятной и доступной форме раскрывается содержание лексической темы "Рыбы", предложен литературный материал, а также лексико-грамматические игры и упражнения (согласование прилагательного ...
Материал для развития общеречевых навыков по лексической теме "Рыбы"
Предлагаю подборку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков и развития общеречевых навыков у детей с ОНР и ФФНР (старшей и подготовительной групп). Сочетание лексического материала с матер...
Конспект занятия по теме "Составление описательного рассказа по лексической теме "Рыбы"" в логопедической группе
Совместная образовательная деятельность для детей с ОНР...
Картотека игр и упражнений по лексической теме РЫБЫ
Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме "Рыбы" для старшего дошкольного возраста....
Картотека стихов, загадок по лексической теме: "Рыбы"
Картотека стихов, загадок по лексической теме: "Рыбы"...
Картотека игр по лексической теме "Рыбы" для детей 3-4 лет
Картотека игр по лексической теме "Рыбы" для детей 3-4 лет...