Проект для младшей группы на тему: "Экологический проект"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Проект создан для того, чтобы сформировать у детей представление о разнообразии растений, и использовании их человеком в целях украшения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 785.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект "Клумба радости"
Долгопрудный
2022 г.
Тема проекта: «Клумба радости»
Цель проекта:
- сформировать у детей представление о разнообразии растений, и использовании их человеком в целях украшения.
Задачи проекта:
- дать детям знания о цветах, как о полезных растениях (издают хороший запах, очищают воздух от бактерий);
- познакомить детей с приемами посадки; вызвать интерес к посадке семян;
- формировать у детей интерес и бережное отношение к цветам, желание помочь педагогу в уходе за ними;
- упражнять ребят в умении описывать растения и сравнивать их между собой;
- вызвать радость от красоты цветущих цветов;
- учить детей замечать красоту цветов на клумбе, воспитывать чувство восхищения;
- расширить представления о декоративных растениях;
- развивать речь, память, внимание, восприятие и мышление.
Актуальность проекта:
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.
Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу нашего участка.
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также и полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами. Воспитатель предложил детям помочь взрослым с оформлением клумб и выбрать цветы для посадки.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Срок реализации проекта: апрель- сентябрь 2023г.
Тип проекта: познавательно – творческий - социальный
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
- у детей расширится представления о цветущих растениях, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе;
- сформирована экологическая воспитанность детей;
- расширены представления детей о декоративных растениях;
- сформирована активная позиция деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем (клумбы на территории детского сада и во дворе своего дома);
- сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой
Работа над проектом осуществлялась в три этапа.
I. Подготовительный этап – апрель.
- Диагностика «Представление ребенка о цветах». Определение уровня знаний детей по теме.
- Подбор художественной и методической литературы, игр и дидактических пособий для реализации проекта;
- Разработка конспектов организованной образовательной деятельности;
- Целевая экскурсия по территории детского сада;
- Обогащение развивающей среды группы по теме цветы.
II. Основной этап – апрель– май.
Беседа на тему «Цветы – красота природы»
Беседа «Какие бывают цветы? »
Беседа «Что нужно цветам? »
Беседа на тему: «Клумба» (с просмотром презентации)
Рассказы воспитателя по темам: «Чем полезны цветы»
Опытно-экспериментальная деятельность:
Экспериментальная работа: «Посадка семян цветов: бархацев, сальвии»
(Приложение 1)
Опыт: «Где семена быстрее взойдут?»
Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой»
Опыт: «Если долго не поливать цветок»
Чтение художественной литературы
«Цветик - семицветик» В. Катаев
«Волшебные цветы Иды» Х. К. Андерсен
«Аленький цветочек» А. Аксаков
Заучивание стихотворений о цветах. «Посадили мы цветы небывалой красоты» «Катя леечку взяла» Н. Нищеева
«Колокольчики» А. Толстой
Загадывание загадок, ребусов
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов
Слушание музыки:
В. Моцарт «Цветы»
И. Чайковский «Вальс цветов».
Художественное творчество:
Рисование: «Подснежники»;
Лепка: «Цветы в вазе»;
Ручной труд: Поделки из бумаги: «Подснежники»;
Аппликация.
Дидактические игры: «Собери цветок»;«Угадай цветок по описанию»; «Укрась цветами ковер».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов»; «Дизайнер»;«Цветовод».
Подвижные игры: «Мы – цветы»;«Живая клумба»;«Садовник».
III. Заключительный этап июнь– сентябрь
«День добрых дел». Привлечение детей к созданию клумбы на территории детского сада;
Высадка рассады в клумбы, оформление клумб; (приложение 2)
Уход за цветником;
Сбор семян цветов для следующего года;
Обмен впечатлениями по итогам работы;
Презентация проекта.
Работа с родителями
Участие родителей в высадки цветов и уходу за ними
Приложение 1
Конспект коллективного труда «Посадка семян цветов»
Цель: Формировать у детей представления о том, что растения можно выращивать рассадой в ящичках для последующей посадки на клумбе. Задачи: Дать знания о том, что цветы выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы; Прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду; Закрепить знания об условиях роста растений;
Закрепить навыки последовательности посева цветов, используя схему; Прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;
Воспитывать аккуратность, умение трудиться в парах, самостоятельно планировать предстоящие трудовые действия.
Словарная работа: семена, посадка, рассада, полив, бархатцы, сальвия, лобелия, почва, оборудование.
Материал и оборудование: горшки с землей, палочки, совочки, лейки, семена цветов, фартуки, клеенка, тарелка для семян, тряпочки, карточки – схемы, перчатки.
ХОД проведения трудовой деятельности:
Воспитатель: - Посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках. - Как Вы думаете, что в них? (семена цветов). - Как догадались? (на конвертах нарисованы цветы). - Где растут цветы? (в лесу, в саду, в поле, на лугу). - Как называют цветы, которые растут в поле (на лугу, в саду, в лесу)? (полевые, луговые, садовые, лесные).
- Для чего люди выращивают цветы? (для красоты). Высыпаем семена на тарелочки и рассматриваем их через лупу. Это семена бархатцев. Какие они? (тонкие, длинные). Это семена сальвии. Какие они? (мелкие, круглые). Это семена лобелии. Какие они? (мелкие как мак).
- Чтобы на клумбах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди сажают рассаду. - Давайте вместе узнаем, как сажают семена. Воспитатель: (выставляет первую карточку).
- Мы взяли ящик с землей. Палочкой проведем на земле линии – это бороздки. Они помогут нам ровно посадить семена. Найдите соответствующую карточку. (Дети находят).
- Что будем делать дальше? (класть семена, поливать). Далее польем эти бороздки. (Поливает и дети находят соответствующую карточку).
- Теперь бросаем семена. Близко не кладем, ведь когда рассаду будем сажать на участки, то корни можно повредить. Далее засыпаем бороздки землей. (Дети находят соответствующую карточку).
- Кто расскажет по карточкам, как будем сажать семена растений? (рассказ одного ребенка). Работать будем в парах. Договоритесь, друг с другом, кто какую работу будет выполнять. Приступайте к работе.
- Что нужно, чтобы семена хорошо росли? (полив, свет, тепло). Спасибо ребята, теперь будем ждать, когда появятся ростки и ухаживать за ними.
Высадка семян:
Конспект коллективного труда «Высадка рассады в грунт»
Программное содержание:
Познавательное развитие: обобщить представление детей о труде в весенний период, об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, свет, тепло).
Трудовое развитие: формировать трудовые навыки и умения при высадке рассады цветов, умение трудиться в коллективе.
Социально - моральное развитие: воспитать трудолюбие, желание участвовать в общем деле, учить работать сообща, помогать друг другу; уважительно относиться к результатам труда других детей и взрослых; учить любить природу.
Физическое развитие: способствовать развитию мелкой моторики рук, координации движений. развитие: активизировать словарь детей: сальвия, бархатцы (чернобривцы, рассада, лунка.) Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы предложениями
Художественно-эстетическое развитие: учить любоваться красотой; прививать эстетический вкус к художественному слову
Предварительная работа:
1. С детьми: Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов художественной литературы: Высадка семян в контейнеры; уход за рассадой.
Беседы
2. Подготовка воспитателя:
Изучение литературы.
Написание конспекта занятий. Подбор материала и оборудования к занятию. 3. Работа с родителями:
Заготовка земли для рассады. Приобретение лотков (контейнеров) для рассады; семян. Методические приемы:
Вопрос. Указание. Художественное слово.
Показ.
Объяснение. Индивидуальная помощь.
Работа детей (практическая деятельность).
Оснащение педагогического процесса:
Рассада цветов.
Лопатки для посадки. Лейки с водой. Влажные салфетки.
Ход занятия:
(Дети стоят около воспитателя в кругу)
Вместе: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие – на участке Воспитатель: С приходом весны работы на наших участках много, нужно обрезать сухие ветки; обкапать и побелить деревья; убрать клумбы и приготовить их для высадки рассады цветов. Для чего нужны цветы? (предполагаемые ответы: дают кислород, очищают воздух; приятный запах; любуемся их красотой)
Что это? (Рассада цветов). Рассада, каких цветов выросла у нас в группе на подоконнике? (предполагаемые ответы: бархатцы (чернобривцы), сальвии, лобелии)
Воспитатель: Какую работу мы с вами провели, чтобы выросла рассада этих цветов? (предполагаемые ответы: заполнили контейнеры землей, посадили семена цветов, поливали их).
Воспитатель: Какие условия нужны, чтобы выросла рассада? (предполагаемые ответы: почва, влага, свет, тепло).
Воспитатель: Как вы думаете, выросли бы наши цветы, если бы мы их поставили в темное или холодное место? (предполагаемые ответы: они завяли)
Воспитатель: Сегодня мы будем высаживать рассаду цветов на клумбы. Зачем? (предполагаемые ответы: чтобы на участке было красиво, уютно; было хорошо и приятно играть) Показ воспитателем последовательности высадки рассады в грунт.
Воспитатель: Чтобы посадить рассаду нужно:
1. Сначала лопаткой сделать лунку – углубление в земле
2. Беру осторожно рассаду цветка и опускаю в ямку так, чтобы половинка стебелька опустилась в землю и корни глубоко были в земле.
Что будет с цветком, если его корень будет выходить из земли? (предполагаемые ответы: засохнет, унесет ветром, погибнет)
3. Аккуратно рукой засыпаю ямку. Прижимаю к стебельку землю и слегка придавливаю; ласково, с любовью разговариваю с цветочком: расти большой, цветочек мой, ты такой маленький, а вырастешь большой и красивый»
4. Беру лейку с водой и осторожно поливаю цветочек водой вокруг стебля так, чтобы не повредить его.
Воспитатель: Работать будете в парах – мальчик и девочка. Мальчики сильнее – они будут копать ямки, а девочки аккуратно высаживать рассаду в землю. Пока девочки засыпают ямку землей, мальчики принесут воду и польют цветы. Помогайте друг другу, работайте дружно. А сейчас определитесь, кто с кем будет работать.
Работа детей. Воспитатель оказывает помощь, дает указания по мере необходимости. По окончании работы дети вытирают руки влажными салфетками.
Подведение итога: Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (предполагаемые ответы: высаживали рассаду цветов на клумбу)
Какие цветы высаживали? (предполагаемые ответы: высаживали рассаду цветов сальвии, бархатцев, лобелии)
Посмотрите, как красиво стало у нас на клумбе! Сегодня вы очень хорошо потрудились. (уточнить кто работал дружно, помогал другим)
Воспитатель читает стихотворение:
Посадили мы цветы небывалой красоты.
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие – все цветы красивые.
Как прекрасен каждый цвет – лучше нашей клумбы нет!
Высадка в грунт. В один из прекрасных майских дней мы высадили рассаду: Портулак, Остеосперум эклона, Катарантус, Циненария, Алиссум, Газания, Крупка, Бархатцы, Петунья. Вербена.
Посадка рассады.
Результаты деятельности занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие в первой младшей группе на тему " Экологическое воспитание". "Наблюдение за рыбкой".
Конспект познавательного занятия в первой младшей группе на тему экологического воспитания " Наблюдение за рыбкой"....
Проект по окружающему миру (подготовительной группы) на тему: Экологический проект «Рыбье царство»
Этот проект нацелен на развития познавательных и творческих способностей детей....
Родительское собрание во 2-ой младшей группе на тему "Экологическое воспитание"
Сценарий родительского собрания с исльзованием дидактических игр, рассматривание картин, иллюстраций о лесе....
Конспект занятия по окружающему миру для 2 младшей группы по теме: Экологическая сказка «Про маленькую капельку»
Цель.- Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.- Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.- Дост...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»
Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»...
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему: "Экологическая тропа"
Конспект занятия по окружающему миру...