Проект для младшей группы на тему: "Экологический проект"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Ильина Софья Андреевна

Проект создан для того, чтобы сформировать у детей представление о разнообразии растений, и использовании их человеком в целях украшения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx785.39 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект "Клумба радости"

Долгопрудный

2022 г.

Тема проекта: «Клумба радости»

Цель проекта: 

- сформировать у детей представление о разнообразии растений, и использовании их человеком в целях украшения.

Задачи проекта:

- дать детям знания о цветах, как о полезных растениях (издают хороший запах, очищают воздух от бактерий);

- познакомить детей с приемами посадки; вызвать интерес к посадке семян;

- формировать у детей интерес и бережное отношение к цветам, желание помочь педагогу в уходе за ними;

- упражнять ребят в умении описывать растения и сравнивать их между собой;

- вызвать радость от красоты цветущих цветов;

- учить детей замечать красоту цветов на клумбе, воспитывать чувство восхищения;
- расширить представления о декоративных растениях;

- развивать речь, память, внимание, восприятие и мышление.
Актуальность проекта: 

Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.
Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу нашего участка.

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также и полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами. Воспитатель предложил детям помочь взрослым с оформлением клумб и выбрать цветы для посадки.

 

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Срок реализации проекта: апрель- сентябрь 2023г.

Тип проекта: познавательно – творческий - социальный

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

 

- у детей расширится представления о цветущих растениях, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе;

- сформирована экологическая воспитанность детей;
- расширены представления детей о декоративных растениях;
- сформирована активная позиция деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем (клумбы на территории детского сада и во дворе своего дома);
- сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой


Работа над проектом осуществлялась в три этапа.

I. Подготовительный этап – апрель.

 

- Диагностика «Представление ребенка о цветах». Определение уровня знаний детей по теме.

- Подбор художественной и методической литературы, игр и дидактических пособий для реализации проекта;

- Разработка конспектов организованной образовательной деятельности;

- Целевая экскурсия по территории детского сада;

- Обогащение развивающей среды группы по теме цветы.
II. Основной этап – апрель– май.

Беседа на тему «Цветы – красота природы»

Беседа «Какие бывают цветы? »
Беседа «Что нужно цветам? »

Беседа на тему: «Клумба» (с просмотром презентации)

Рассказы воспитателя по темам: «Чем полезны цветы»

Опытно-экспериментальная деятельность:

Экспериментальная работа: «Посадка семян цветов: бархацев, сальвии»

(Приложение 1)

Опыт: «Где семена быстрее взойдут?»

Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой»

Опыт: «Если долго не поливать цветок»

Чтение художественной литературы
«Цветик - семицветик» В. Катаев
«Волшебные цветы Иды» Х. К. Андерсен
«Аленький цветочек» А. Аксаков

Заучивание стихотворений о цветах. «Посадили мы цветы небывалой красоты» «Катя леечку взяла» Н. Нищеева

«Колокольчики» А. Толстой

Загадывание загадок, ребусов

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов

Слушание музыки:

В. Моцарт «Цветы»

И. Чайковский «Вальс цветов».

Художественное творчество:
Рисование: «Подснежники»;
Лепка: «Цветы в вазе»;
Ручной труд: Поделки из бумаги: «Подснежники»;

Аппликация.

Дидактические игры: «Собери цветок»;«Угадай цветок по описанию»; «Укрась цветами ковер».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов»; «Дизайнер»;«Цветовод».

Подвижные игры: «Мы – цветы»;«Живая клумба»;«Садовник».


III. Заключительный этап июнь– сентябрь
«День добрых дел». Привлечение детей к созданию клумбы на территории детского сада;
Высадка рассады в клумбы, оформление клумб; (приложение 2)

Уход за цветником;

Сбор семян цветов для следующего года;
Обмен впечатлениями по итогам работы;

Презентация проекта.

Работа с родителями
Участие родителей в высадки цветов и уходу за ними

Приложение 1

Конспект коллективного труда  «Посадка семян цветов»

Цель: Формировать у детей представления о том, что растения можно выращивать рассадой в ящичках для последующей посадки на клумбе. Задачи: Дать знания о том, что цветы выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы; Прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду; Закрепить знания об условиях роста растений;

Закрепить навыки последовательности посева цветов, используя схему; Прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;

Воспитывать аккуратность, умение трудиться в парах, самостоятельно планировать предстоящие трудовые действия.

Словарная работа: семена, посадка, рассада, полив, бархатцы, сальвия, лобелия, почва, оборудование.

Материал и оборудование: горшки с землей, палочки, совочки, лейки, семена цветов, фартуки, клеенка, тарелка для семян, тряпочки, карточки – схемы, перчатки.

ХОД проведения трудовой деятельности:

Воспитатель: - Посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках. - Как Вы думаете, что в них? (семена цветов). - Как догадались? (на конвертах нарисованы цветы). - Где растут цветы? (в лесу, в саду, в поле, на лугу). - Как называют цветы, которые растут в поле (на лугу, в саду, в лесу)? (полевые, луговые, садовые, лесные).

- Для чего люди выращивают цветы? (для красоты). Высыпаем семена на тарелочки и рассматриваем их через лупу. Это семена бархатцев. Какие они? (тонкие, длинные). Это семена сальвии. Какие они? (мелкие, круглые). Это семена лобелии. Какие они? (мелкие как мак).

- Чтобы на клумбах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди сажают рассаду. - Давайте вместе узнаем, как сажают семена. Воспитатель: (выставляет первую карточку).

- Мы взяли ящик с землей. Палочкой проведем на земле линии – это бороздки. Они помогут нам ровно посадить семена. Найдите соответствующую карточку. (Дети находят).

- Что будем делать дальше? (класть семена, поливать). Далее польем эти бороздки. (Поливает и дети находят соответствующую карточку).

- Теперь бросаем семена. Близко не кладем, ведь когда рассаду будем сажать на участки, то корни можно повредить. Далее засыпаем бороздки землей. (Дети находят соответствующую карточку).

- Кто расскажет по карточкам, как будем сажать семена растений? (рассказ одного ребенка). Работать будем в парах. Договоритесь, друг с другом, кто какую работу будет выполнять. Приступайте к работе.

- Что нужно, чтобы семена хорошо росли? (полив, свет, тепло). Спасибо ребята, теперь будем ждать, когда появятся ростки и ухаживать за ними.

Высадка семян:  

Конспект коллективного труда  «Высадка рассады в грунт»

Программное содержание:

Познавательное развитие: обобщить представление детей о труде в весенний период, об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, свет, тепло).

Трудовое развитие: формировать трудовые навыки и умения при высадке рассады цветов, умение трудиться в коллективе.

Социально - моральное развитие: воспитать трудолюбие, желание участвовать в общем деле, учить работать сообща, помогать друг другу; уважительно относиться к результатам труда других детей и взрослых; учить любить природу.

Физическое развитие: способствовать развитию мелкой моторики рук, координации движений. развитие: активизировать словарь детей: сальвия, бархатцы (чернобривцы, рассада, лунка.) Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы предложениями

Художественно-эстетическое развитие: учить любоваться красотой; прививать эстетический вкус к художественному слову

Предварительная работа:

1. С детьми: Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов художественной литературы: Высадка семян в контейнеры; уход за рассадой.

Беседы

2. Подготовка воспитателя:

Изучение литературы.

Написание конспекта занятий. Подбор материала и оборудования к занятию. 3. Работа с родителями:

Заготовка земли для рассады. Приобретение лотков (контейнеров) для рассады; семян. Методические приемы:

Вопрос. Указание. Художественное слово.

Показ.

Объяснение. Индивидуальная помощь.

Работа детей (практическая деятельность).

Оснащение педагогического процесса:

Рассада цветов.

Лопатки для посадки. Лейки с водой. Влажные салфетки.

Ход занятия:

(Дети стоят около воспитателя в кругу)

Вместе: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие – на участке Воспитатель: С приходом весны работы на наших участках много, нужно обрезать сухие ветки; обкапать и побелить деревья; убрать клумбы и приготовить их для высадки рассады цветов. Для чего нужны цветы? (предполагаемые ответы: дают кислород, очищают воздух; приятный запах; любуемся их красотой)

Что это? (Рассада цветов). Рассада, каких цветов выросла у нас в группе на подоконнике? (предполагаемые ответы: бархатцы (чернобривцы), сальвии, лобелии)

Воспитатель: Какую работу мы с вами провели, чтобы выросла рассада этих цветов? (предполагаемые ответы: заполнили контейнеры землей, посадили семена цветов, поливали их).

 Воспитатель: Какие условия нужны, чтобы выросла рассада? (предполагаемые ответы: почва, влага, свет, тепло).

Воспитатель: Как вы думаете, выросли бы наши цветы, если бы мы их поставили в темное или холодное место? (предполагаемые ответы: они завяли)

Воспитатель: Сегодня мы будем высаживать рассаду цветов на клумбы. Зачем? (предполагаемые ответы: чтобы на участке было красиво, уютно; было хорошо и приятно играть) Показ воспитателем последовательности высадки рассады в грунт.

Воспитатель: Чтобы посадить рассаду нужно:

 1. Сначала лопаткой сделать лунку – углубление в земле

2. Беру осторожно рассаду цветка и опускаю в ямку так, чтобы половинка стебелька опустилась в землю и корни глубоко были в земле.

Что будет с цветком, если его корень будет выходить из земли? (предполагаемые ответы: засохнет, унесет ветром, погибнет)

 3. Аккуратно рукой засыпаю ямку. Прижимаю к стебельку землю и слегка придавливаю; ласково, с любовью разговариваю с цветочком: расти большой, цветочек мой, ты такой маленький, а вырастешь большой и красивый»

 4. Беру лейку с водой и осторожно поливаю цветочек водой вокруг стебля так, чтобы не повредить его.

 Воспитатель: Работать будете в парах – мальчик и девочка. Мальчики сильнее – они будут копать ямки, а девочки аккуратно высаживать рассаду в землю. Пока девочки засыпают ямку землей, мальчики принесут воду и польют цветы. Помогайте друг другу, работайте дружно. А сейчас определитесь, кто с кем будет работать.

Работа детей. Воспитатель оказывает помощь, дает указания по мере необходимости. По окончании работы дети вытирают руки влажными салфетками.

Подведение итога: Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (предполагаемые ответы: высаживали рассаду цветов на клумбу)

Какие цветы высаживали? (предполагаемые ответы: высаживали рассаду цветов сальвии, бархатцев, лобелии)

Посмотрите, как красиво стало у нас на клумбе! Сегодня вы очень хорошо потрудились. (уточнить кто работал дружно, помогал другим)

Воспитатель читает стихотворение:

Посадили мы цветы небывалой красоты.
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие – все цветы красивые.
Как прекрасен каждый цвет – лучше нашей клумбы нет!

 

Высадка в грунт. В один из прекрасных майских дней мы высадили рассаду: Портулак, Остеосперум эклона, Катарантус, Циненария, Алиссум, Газания, Крупка, Бархатцы, Петунья. Вербена.

 

Посадка рассады.

 

IMG-20201203-WA0010.jpg

IMG-20201203-WA0004.jpg

C:\Users\иринка\Desktop\Новая папка\Улубабов\20210326_152608.jpg

Результаты деятельности занятий

 

C:\Users\иринка\Desktop\Новая папка\Улубабов\IMG-20210330-WA0006.jpeg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие в первой младшей группе на тему " Экологическое воспитание". "Наблюдение за рыбкой".

Конспект познавательного занятия в первой младшей группе на тему экологического воспитания " Наблюдение за рыбкой"....

Проект по окружающему миру (подготовительной группы) на тему: Экологический проект «Рыбье царство»

Этот проект нацелен на развития познавательных и творческих способностей детей....

Родительское собрание во 2-ой младшей группе на тему "Экологическое воспитание"

Сценарий родительского собрания с исльзованием дидактических игр, рассматривание картин, иллюстраций о лесе....

Конспект занятия по окружающему миру для 2 младшей группы по теме: Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

Цель.- Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.- Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.- Дост...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»...