ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ 2023-2024г.
материал по окружающему миру
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
В инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-tehn.int_.zanyatiya.docx | 769.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
В данном материале представлен опыт работы
воспитателя МБОУ СОШ ДО №9 (корпус №2)
Самусенко Екатерины Рашидовны
за период 2023-2024гг.
(Этот материал может быть использован воспитателями детских садов и родителями, интересующимися вопросами развития мелкой моторики детей 3-7 лет в процессе использования тестопластики и бросового материала)
г. Мытищи
Методическая копилка
Введение
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
В инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Актуальность интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Цель: С помощью интеграции образовательных областей сформировать у ребёнка целостное понимание окружающего мира и себя в этом мире.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью в зависимости от возрастной группы.
Вторая младшая группа – (15-20 мин.); средняя и старшая группы – (20-25 мин.); и подготовительная – (28-35 мин.).
Количество занятий – 26 в год.
Численность детей от (8-10) человек.
Возраст детей 3-7 лет.
Методические рекомендации
Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.
Физиологические основы интеграции. Разработанная И.П. Павловым и И.М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования В.М. Бехтерева, П.Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М.В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.
Психологическими основами интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д.), включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.
В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.
Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой.
Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.
Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.
Технологическая матрица сравнения и планирования
интегрированных и комплексных занятий
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
- эмоционально развивают детей, так как основаны элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Трудности проведения интегрированного занятия.
- сложность отбора учебного материала;
- подробное структурирование занятия;
- проблема личной совместимости педагогов;
- общий подход к оценке знаний и умений детей;
- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Алгоритм подготовки интегрированного занятия:
- Выбор объекта интеграции.
- Отбор компонентов интеграции.
- Отбор материала.
- Выбор структуры занятия.
- Отбор методов интегрирования.
Отбор компонентов интеграции. В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.
Сочетание задач образовательных областей в интегрированном занятии:
- музыка + познание (математика);
- коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;
- коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература;
- познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;
- Познание (математика) + изобразительная деятельность;
- здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;
- познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь).
Примерный вариант структуры занятия в интеграции задач таких образовательных областей как «Познание» + «Художественное творчество»
Требования к организации занятий
- педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;
- место в режиме дня определяется исходя из требований СанПиН 2.4.1.2660-10 к работе с детьми дошкольного возраста;
- проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам
- связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.
Задача воспитателя при проведении интегрированного занятия
- Задать логику
все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от например, тематического, когда после рисования идет игра)
- Не упускать познавательную линию
весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,
- Стимулировать детскую активность
методика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры
- Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности
- Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей
подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.
Формы проведения интегрированных занятий
Интегрированные занятия можно проводить в различных формах. Например:
- занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с использованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;
- занятие-беседа «Звук в музыке и звуки речи»; занятие-беседа: «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П.И. Чайковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;
- занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;
- занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»
- занятие - праздник
- занятие - проект
- занятие - эксперимент
Анализ интегрированного занятия
В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Критерии оценки эффективности интегрированного занятия:
- качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность;
- умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;
- отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию
Анализ интегрированного занятия (по С.В. Кульневичу)
- Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
- Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?
- Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Какую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Облегчают ли эти занятия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?
- Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
- Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
- Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит мне наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного мной. Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы.
Список используемой литературы
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издат. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014г.
- О.В. Дыбина «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ». Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2012.
- Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия. Методическое пособие. «ТЦ Сфера», 2008.
- Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина «Интеграция в воспитательно – образовательной работе детского сада» для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2015.
- М.Б. Зацепина, Л.В. Быстрюкова, Л.Б. Липецкая «Интегрированные развлечения в детском саду»
- И.А. Лыкова Сюжетная лепка. ИД «Карапуз». 2005г.
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
- Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. М. «Просвещение». 1982г.
- Г.Н. Давыдова «Пластилинография» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008г.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.
- Фигурки из солёного теста для новичков / Е.С. Рубцова. – Ростов н/Д: Владис ; М. : РИПОЛ классик, 2011. – 64 с. – (Школа рукоделия для новичков).
- Картина из теста / Юлия Ленгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 62 с.: ил. – (Волшебная мастерская. Мои первые шедевры).
- УРОКИ ТВОРЧЕСТВА. Поделки из природных материалов. Тетрадь. (для детей 5-7 лет ). – Екатеринбург: ООО «Литер-К», 2015. – 48с.
- Поделки из солёного теста /А.Л. Романовская, Е.М. Чезлов. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2009. – 96 с.: ил.
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»;
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
- С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог»;
- Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»;
- Т. Н. Зенина «Циклы наблюдений за объектами природы»;
- О. А. Соломенникова ««Ознакомление с природой в детском саду»;
- О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интегрированного занятия
Материал подготовлен на основе методического пособия Сажиной С.Д. "Технология интегрированного занятия в ДОУ...
Технология интегрированных занятий
Опыт использования интегрированных занятий в работе с детьми дошкольного возраста....
Технология интегрированного занятия в ДОУ компенсирующего вида
Проблема интеграции важна и современна. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу в коррекционном дошкольном образовании позволяет сформировать у детей ...
НОД по ФЭМП с технологией интегрированного занятия для подготовительной группы
Путешествие с мишкойв страну "Геометрия"...
Мастер-класс с использованием проекта RWCT на тему: «Технология интегрированного занятия в детском саду»
Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель акти...
Консультация для воспитателей "Технология интегрированного занятия в ДОУ"
консультация для воспитателей...
Нод по технологии интегрированного занятия с приоритетным направлением речевого развития с использованием информационно -коммуникационной технологии в средней группе по теме: "По дорогам сказок"
Целью занятия является развитие познавательных и речевых умений детей на примере любимых сказок, развитие всех компонентов устной речи детей.Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текс...