Мастер-класс с использованием проекта RWCT на тему: «Технология интегрированного занятия в детском саду»
методическая разработка на тему

Серикова Наталья Сергеевна

Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.  Данный материал познакомит педагогов с технологией интегрированного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_serikova.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс с использованием проекта RWCT на тему:

«Технология интегрированного занятия в детском саду»

Цель: Познакомить педагогов с технологией проведения интегрированных занятий. Продолжить работу по формированию у педагогов интереса к постоянному расширению и обновлению содержания учебно-воспитательного процесса.

Форма: интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Ход занятия:

1) А) Вступительное слово: Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

В связи с введением нового Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий.

Б) Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность. На занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно-волевые усилия в достижении учебно-познавательных целей, формируются навыки самооценки.

К сожалению, сегодня в ДО существует тенденция увеличения  количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей, уменьшении времени организации их самостоятельной деятельности в режиме дня, времени прогулок и отдыха.

Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников мы считаем процесс интеграции.

В) Стратегия «Ассоциации» ( проект RWCT)

Задание: Подберите ассоциации к словосочетанию «интегрированное занятие» - Заполнение карты, обмен мнениями.

Г) Стратегия

«Интегрированные занятия в детском саду»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Задание: Заполните первую графу таблицы, указывая то, что вы уже знаете про интегрированные занятия. (ответы) Заполните вторую графу таблице вопросами, ответы на которые вы хотели бы узнать в ходе нашего занятия.

  1. Теоретический этап.

А) В новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования в формировании конкурентоспособной личности. Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, самобытной, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Способность к созданию нового, потребность в креативной деятельности в настоящее время признаются атрибутами психически зрелой, нормальной личности.

Развиваясь в процессе творческой учебной деятельности, творческий потенциал проявляется как способность к продуктивному изменению личностью самой себя и созданию ею субъективно или объективно качественно нового продукта.

Таким образом, в настоящее время творческий потенциал определяется как интегративная характеристика личности, представляющая меру ее возможностей осуществлять деятельность творческого характера, и, следовательно, развитие творческого потенциала обучаемых есть раскрытие заложенных в них возможностей осуществлять творческую деятельность.

В связи с введением нового Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Основной акцент приходится не столько на усвоение знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия предполагают обязательное развитие творческой активности студентов.

Б) Работа со схемой

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.

Н.Е.Васюкова, О.И.Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.

                         

Характеристика занятий.

В) Потребность в возникновении интегрированных занятии объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. (например, тема «Овощи и фрукты»: на занятии по ознакомлению с окружающим  знакомим  с местом произрастания, на валеологии говорим о их пользе для организма человека, на рисовании закрепляем их образ )

Во-вторых, интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных занятий нестандартна и интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интеграция раскрывает значительные педагогические возможности. Такие занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, чему и способствует интеграция в ДО.

В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются  часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности воспитанников.

В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его педагогических способностей.

Г) Работа со схемой «Примерная структура интегрированного занятия»

Структура интегрированных занятий отличается: четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала, продуманностью и  логической взаимосвязью изучаемого материала разделов программы на каждом занятии, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью учебного материала, систематичностью и доступностью изложения материала.

Методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятий необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:

  •  сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
  •  проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному;
  •  разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталнами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в собственных силах.

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности:

  • необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
  • логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;
  • свободное размещение наглядного материала;
  • смена динамических поз;
  • привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

Д) Работа со схемами «Содержание интегрированного занятия»

    Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

Содержание интегрированного занятия на тему: «Поможем Федоре»

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

  •  социальные, в том числе нравственно-этические;
  •  эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;
  •  логико-математические;
  •  естественно-научные.

Это хорошо видно на примере занятия «Сказочная птица-лебедь»

Содержание занятия на тему «Сказочная птица»

Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы, так теме «Нос» посвящено занятие «Путешествие в Носарию».

Этапы реализации содержания занятия по теме «Нос»

Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Е)  Тематика занятий разнообразна.

Занятие «Репортаж с золотого луга» - посвящено мёду, «В гостях у пряничных человечков» - изготовлению пряников, «Автосервис» - транспорту. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности.

Так, часть занятий проводится совместно с музыкальными руководителями, это такие занятия, как «Ярмарка», «Зимняя сказка», «Весенняя капель».

Занятия с преподавателями по изодеятельности включают задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию. На занятии «Чудо на ладони» обобщаются знания о насекомых, а в заключение дети рисуют бабочку.

На занятии «Полёт в космос» решаются  задачи познавательного и математического характера, а с преподавателями дети выполняют коллективную аппликацию «Космическое пространство».

«Сочетание предметов для проведения интегрированных занятий»

- МУЗЫКА + МАТЕМАТИКА

- ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ + МАТЕМАТИКА

- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА + РАЗВИТИЕ РЕЧИ + ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

- РАЗВИТИЕ РЕЧИ + МУЗЫКА + РИСОВАНИЕ

- МАТЕМАТИКА + ТРУД

- ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ + МУЗЫКА + РИСОВАНИЕ + ТРУД

- ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ + ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.

  1. Практический этап

А) Просмотр интегрированного занятия по математике и английскому языку

Б) Обмен мнениями. Заполнение оценочных листов.

Положительные стороны интеграции

Отрицательные стороны интеграции

В) Работа в микрогруппах.

Задание: Продумать содержание интегрированного занятия на предложенную тематику: «Строительная фирма», «Слава хлебу на земле», «Волшебница вода»,  «Русская зима».

 Обмен мнениями

Г) Стратегия

«Интегрированные занятия в детском саду»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Задание: Заполните последнюю графу таблицы, указывая то, что вы узнали в ходе нашего занятия.

  1. Заключительный этап.

А) Блиц – опрос

  •  Назовите отличительные особенности интегрированного занятия.
  •  Назовите сочетание предметов для проведения интегрированных занятий.
  •  Определите формы интегрированных занятий. (занятие – беседа, занятие – путешествие, занятие – праздник, занятие – игра и др.)
  •  В чем проявляется интегративное влияние содержания образования на ребенка и его развитие?
  •  Какими качествами должен обладать педагог строящий работу на основе интеграции?

Б) Написание эссе на тему «Построение учебного процесса на основе интеграции»

В) Предложить участникам высказать мнение о проведенном мастер-классе

Г) Выработка рекомендаций.

        Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

      Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДО, а также родителей воспитанников.

Рекомендации

на тему «Технология интегрированного занятия в ДО»

При планировании и организации интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия:

  • обязательный учет содержания базовой программы детского сада;
  • в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только  те сведения, которые необходимы для ее реализации;
  • при разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;
  • при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;
  • интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии;
  • при планировании и проведении интегрированного занятия педагогами (ведущими занятия по разным разделам программы) требуется тщательная координация действий;
  • необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
  • на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в детском саду в старшей группе по ФЭМП и художественному творчеству (аппликации).Тема «Путешествие по сказкам».

Элементарное представление о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 мину; умеет работать коллектив...

Конспект интегрированного занятия в детском саду по ФГТ в старшей группе по ФЭМП и художественному творчеству (аппликации).Тема «Путешествие по сказкам».

учить ориентироваться по плану. Закрепить счет до 10. Обратный счет; умение соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в решение задач на уменьшение числа на единицу. Закрепить знания геометр...

Сообщение на педсовете на тему: "Подготовка и проведение интегрированных занятий в детском саду."

Доклад на тему: "Подготовка и проведение интегрированных  занятий в детском саду."...

Интегрированное занятие в детском саду на тему «Что мне нравится?».

Формировать у детей представления о любимых блюдах, игрушках, состоянии погоды, телепередачах; развивать умение составлять описательный рассказ по картинке или предмету, передавать состояние погоды с ...

Конспект интегрированного занятия в детском саду с детьми второй младшей группы на тему: «Правила дорожные, знать каждому положено»

Цель: Формировать представление об элементарных правилах дорожного движения, правильном переходе проезжей части.Задачи:-  учить различать цвета светофора, знать их значение...

Технология интегрированного занятия в детском саду

Мастер-класс для педагогов на тему:«Технология интегрированного занятия в детском саду»...

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»

laquo;Лучшая игрушка – это кучка песка»К.Д. Ушинский Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и...