Технологическая карта наблюдения
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: «Путешествие в лес»
Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
Цель: Актуализировать знания детей по теме лес посредством создания условий для познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания детей о лесе (упражнять в умении различать породы деревьев, по цвету коры и форме листьев; выделять характерные признаки лесных ягод, животных); Закреплять умение правильно вести себя в природе(не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники, не шуметь и т.д.)
Развивающие: Развивать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности, развивать умение делать умозаключения и выводы , память, речь
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру
и мышление
Этап, | Цель, задачи этапа | Деятельность педагога (прямая речь) | Деятельность воспитанников |
Методы, приемы |
1 этап - подготовительный. | Цель: вызвать интерес к объекту наблюдения | Приветствие: Станем рядышком по кругу, Скажем: Здравствуйте друг другу. Нам здороваться не лень! Если каждый улыбнется- Утро доброе начнется! Ребята, давайте скажем доброе утро! Установление контакта. В записи звучат звуки леса. Ребята, откуда слышны звуки? Кому они принадлежат? Как здорово очутиться в лесу, правда? Прилетел кленовый листочек с текстом, воспитатель читает « Жил-был маленький зайчик по имени Русачок, и был у него знакомый Головастик. Зайчик жил на лесной опушке, а головастик в пруду. Бывало встретятся – Головастик хвостом виляет, Русачок лапками барабанит. Русачок ему – про морковку, а головастик – про водоросли. Весело! Вот как-то приходит Русачок к пруду – глядь-поглядь, а Головастика нет, как в воду канул! Опечалился зайчик. Ребята, от чего же зайчик опечалился? Как мы можем помочь зайчику? Молодцы! Мы поедем с вами в лес и найдем Головастика и обрадуем зайчика. Но как мы с вами в лес попадем? Проще всего в лес доехать на паровозике, но его у нас пока нет, что же нам делать? Здорово придумали! Мы его построим, сделаем, но я не могу понять из чего? Что нам может понадобиться, чтобы найти Головастика? Под песню «Паровозик из Ромашково» все отправляются в лес. На SMART-доске выводятся картинки полей, лесов. | Дети приветствуют друг друга, говоря «доброе утро»! Приветствие Включаются в игровую ситуацию.
Дети высказывают предположения Да!
Ответы детей Варианты детей Предложения детей Предложения детей Дети предлагают использовать стулья, мягкие модули Ответы детей
| Художественное слово Беседа Рассказ вопросы и указания |
2 этап. Начало процесса наблюдения 1-2 мин | Цель: направить и сосредоточить произвольное внимание на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный на 1 этапе. Организация направленного внимания | На смарт доске выводится интерактивная картинка «Лес». Ребята, вот мы и в лесу. Что вы знаете про лес? А сейчас я хочу проверить знаете ли вы правила поведения в лесу?(на SMART- доске появляются различные правила поведения в лесу, а также другие картинки). Молодцы! А теперь я предлагаю вам отправится на прогулку по лесу. Отправляемся? (Смотрим фрагмент фильма о лесе и диких животных). Когда фильм заканчивается воспитатель предлагает детям по очереди изобразить тех животных, которых они встретили ,а другой группе детей угадать животных, которых изображают. Дид.игра «Кто где живет?» с исп.SMART-доски. | Знаем! Дети называют различные правила. Дети по очереди подходят к доске и выбирают только те правила ,которые нам подходят.
Да! Дети изображают животных, задействовав мимику, жесты, описательный рассказ. Дети отвечают и соединяют жилище и животного: Медведь в берлоге, волк в логове, лиса в норе, заяц под кустом, белка в дупле, ёж под корнями, бобёр в хатке, лось в лесу. Дети отвечают.
| Показ диафильма, иллюстраций показ и пояснение, вопросы и указания обследования, игры, задания |
3 этап - основной момент наблюдения | Цель: Обследование предмета и развитие четкого представления о нем. Цель: формирование интереса к содержанию; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого | (На доске появляются картинки различных пород деревьев на которых нарисованы листья других деревьев) Ребята, посмотрите, всё ли в нашем лесу правильно? Умнички! Справились с заданием. Отправляемся дальше. Сначала мы пройдём мимо места, где растут одни березы. Как называется такой лес? Давайте отберем предметы, которые сделаны из древесины березы, бересты? Молодцы! Отправимся дальше. Ребята, а вот и мы подошли с вами к пруду, только что-то я не вижу головастиков, а вы? Может нам помогут лягушки? А лягушки просят нас с вами решить задачу: В пруду жили 10 головастиков: 5 превратились в лягушек, сколько головастиков осталось в пруду? Решили мы задачу, а вот и Русачок появился, ой смотрите ребята! В воде на листе лилии сидит лягушонок, а на берегу пруда табличка стоит (таблица превращения головастика в лягушонка). Что же нам расскажет эта табличка? Ребята, но а нам пора отправляться обратно в детский сад.(Все дружно паровозиком едем обратно). | Дети совместно с воспитателем идут к столу с предметами из бересты. По пути проходят болото(прыгают по кочкам из обручей,), под низкими ветвями деревьев(наклоняются низко),через ветки(перелезая или поднимая ноги высоко) Березовая роща. Дети выбирают из различных предметов быта березовую посуду, сувениры, корзины, короба.
Воспитатель показывает таблицу превращения головастика в лягушку. Дети высказывавают свои предоложения,а затем воспитатель объясняет схему превращения головастика в лягушку. После этого Дети составляют рассказы по мнемо-таблице. | Вопросы, обследования, задания показ и пояснение, вопросы и указания
|
4 этап - заключительный. | Цель: подведение итогов, закрепление полученных представлений о предметах и явлениях, оценка способов обследования. | Вот и закончилось наше путешествие, мы помогли зайчику найти друга. Что бы вы рассказали дома родителям про наше путешествие? Лес дарит нам подарки. | Групповая рефлексия – по кругу высказываются одним предложением, используя начало фразы: сегодня я узнал/а…, было интересно…, было трудно…, я понял, что…, теперь я могу…, меня удивило. | Краткая беседа.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_nablyudeniya.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта наблюдения
Тема: «Путешествие в лес»
Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
Цель: Актуализировать знания детей по теме лес посредством создания условий для познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания детей о лесе (упражнять в умении различать породы деревьев, по цвету коры и форме листьев; выделять характерные признаки лесных ягод, животных); Закреплять умение правильно вести себя в природе(не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники, не шуметь и т.д.)
Развивающие: Развивать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности, развивать умение делать умозаключения и выводы , память, речь
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру
и мышление
Этап, | Цель, задачи этапа | Деятельность педагога (прямая речь) | Деятельность воспитанников | Методы, приемы |
1 этап - подготовительный. | Цель: вызвать интерес к объекту наблюдения | Приветствие: Станем рядышком по кругу, Скажем: Здравствуйте друг другу. Нам здороваться не лень! Если каждый улыбнется- Утро доброе начнется! Ребята, давайте скажем доброе утро! Установление контакта. В записи звучат звуки леса. Ребята, откуда слышны звуки? Кому они принадлежат? Как здорово очутиться в лесу, правда? Прилетел кленовый листочек с текстом, воспитатель читает « Жил-был маленький зайчик по имени Русачок, и был у него знакомый Головастик. Зайчик жил на лесной опушке, а головастик в пруду. Бывало встретятся – Головастик хвостом виляет, Русачок лапками барабанит. Русачок ему – про морковку, а головастик – про водоросли. Весело! Вот как-то приходит Русачок к пруду – глядь-поглядь, а Головастика нет, как в воду канул! Опечалился зайчик. Ребята, от чего же зайчик опечалился? Как мы можем помочь зайчику? Молодцы! Мы поедем с вами в лес и найдем Головастика и обрадуем зайчика. Но как мы с вами в лес попадем? Проще всего в лес доехать на паровозике, но его у нас пока нет, что же нам делать? Здорово придумали! Мы его построим, сделаем, но я не могу понять из чего? Что нам может понадобиться, чтобы найти Головастика? Под песню «Паровозик из Ромашково» все отправляются в лес. На SMART-доске выводятся картинки полей, лесов. | Дети приветствуют друг друга, говоря «доброе утро»! Приветствие Включаются в игровую ситуацию. Дети высказывают предположения Да! Ответы детей Варианты детей Предложения детей Предложения детей Дети предлагают использовать стулья, мягкие модули Ответы детей | Художественное слово Беседа Рассказ вопросы и указания |
2 этап. Начало процесса наблюдения 1-2 мин | Цель: направить и сосредоточить произвольное внимание на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный на 1 этапе. Организация направленного внимания | На смарт доске выводится интерактивная картинка «Лес». Ребята, вот мы и в лесу. Что вы знаете про лес? А сейчас я хочу проверить знаете ли вы правила поведения в лесу?(на SMART- доске появляются различные правила поведения в лесу, а также другие картинки). Молодцы! А теперь я предлагаю вам отправится на прогулку по лесу. Отправляемся? (Смотрим фрагмент фильма о лесе и диких животных). Когда фильм заканчивается воспитатель предлагает детям по очереди изобразить тех животных, которых они встретили ,а другой группе детей угадать животных, которых изображают. Дид.игра «Кто где живет?» с исп.SMART-доски. | Знаем! Дети называют различные правила. Дети по очереди подходят к доске и выбирают только те правила ,которые нам подходят. Да! Дети изображают животных, задействовав мимику, жесты, описательный рассказ. Дети отвечают и соединяют жилище и животного: Медведь в берлоге, волк в логове, лиса в норе, заяц под кустом, белка в дупле, ёж под корнями, бобёр в хатке, лось в лесу. Дети отвечают. | Показ диафильма, иллюстраций показ и пояснение, вопросы и указания обследования, игры, задания |
3 этап - основной момент наблюдения | Цель: Обследование предмета и развитие четкого представления о нем. Цель: формирование интереса к содержанию; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого | (На доске появляются картинки различных пород деревьев на которых нарисованы листья других деревьев) Ребята, посмотрите, всё ли в нашем лесу правильно? Умнички! Справились с заданием. Отправляемся дальше. Сначала мы пройдём мимо места, где растут одни березы. Как называется такой лес? Давайте отберем предметы, которые сделаны из древесины березы, бересты? Молодцы! Отправимся дальше. Ребята, а вот и мы подошли с вами к пруду, только что-то я не вижу головастиков, а вы? Может нам помогут лягушки? А лягушки просят нас с вами решить задачу: В пруду жили 10 головастиков: 5 превратились в лягушек, сколько головастиков осталось в пруду? Решили мы задачу, а вот и Русачок появился, ой смотрите ребята! В воде на листе лилии сидит лягушонок, а на берегу пруда табличка стоит (таблица превращения головастика в лягушонка). Что же нам расскажет эта табличка? Ребята, но а нам пора отправляться обратно в детский сад.(Все дружно паровозиком едем обратно). | Дети совместно с воспитателем идут к столу с предметами из бересты. По пути проходят болото(прыгают по кочкам из обручей,), под низкими ветвями деревьев(наклоняются низко),через ветки(перелезая или поднимая ноги высоко) Березовая роща. Дети выбирают из различных предметов быта березовую посуду, сувениры, корзины, короба. Воспитатель показывает таблицу превращения головастика в лягушку. Дети высказывавают свои предоложения,а затем воспитатель объясняет схему превращения головастика в лягушку. После этого Дети составляют рассказы по мнемо-таблице. | Вопросы, обследования, задания показ и пояснение, вопросы и указания |
4 этап - заключительный. | Цель: подведение итогов, закрепление полученных представлений о предметах и явлениях, оценка способов обследования. | Вот и закончилось наше путешествие, мы помогли зайчику найти друга. Что бы вы рассказали дома родителям про наше путешествие? Лес дарит нам подарки. | Групповая рефлексия – по кругу высказываются одним предложением, используя начало фразы: сегодня я узнал/а…, было интересно…, было трудно…, я понял, что…, теперь я могу…, меня удивило. | Краткая беседа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта дидактической игры «Окно наблюдений за явлениями природы»
В данной методической разработке представлено поэтапное изготовление игрушки-самоделки «Окно наблюдений за явлениями природы» для детей раннего возраста....
Технологическая карта образовательной деятельности по физическому развитию Прогулка с детьми 2 младшей группы «Наблюдение за ветром»
Программное содержание:1.Формировать элементарные представления детей о ветре.2.Учить детей определять направление ветра.Учить детей двигаться в п/игре в соответствии с текстом; быстро менять направле...
Технологическая карта прогулки в старшей группе по теме: "Наблюдение за снежинками"
Цель: Обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность.Компонент прогулкиРеализуемые задачиХудожественное словоОдевание на про...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по экологии в средней группе "Наблюдение за морской свинкой"
Возрастная группа: средняяВид деятельности и тема: наблюдение за морской свинкойЦель занятия: создание условий для взаимодействия детей с живым объектом и формирования понимания, что за ним необходимо...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности наблюдение за длинношерстным кроликом
Создание условий для взаимодействия детей с живым объектом и формирования понимания, что за ним необходимо ухаживать, заботиться о нём...
Технологическая карта НОД по экологии в средней группе "Наблюдение за морской свинкой"
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по экологии в средней группе "Наблюдение за морской свинкой"...
Технологические карты наблюдения и опыта для детей подготовительной группы
Данная методическая разработка содержит две технологические карты для детей 6-7 лет (подготовительной к школе группы) — опыт с магнитом и компасом и наблюдение за направлением и силой ветра. Её педаго...