Конструкт организации непрерывной совместной образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конструкт организации непрерывной совместной образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни.
Тема: «Лесное царство».
Используемые педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие (физминутка), элементы самостоятельного детского исследования.
Форма организации: групповая, мини - группы.
Учебно-методический комплект: ООП ДО, картотека физкультминуток,
интернет ресурсы: http://planetadetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-podgotovitelnoj-logopedicheskoj-gruppe-lesnoe-carstvo.html Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Лесное царство»
Средства:
Наглядные: картинки лесных животных (волк, мышь, лиса, еж, белка); лесных птиц (сова, глухарь, тетерев); лесных растений (Иван – чай, Иван – да Марья, Кислица, земляника); насекомых (комар, оса, божья коровка, жук-носорог, стрекоза); лесных ягод (малина, ежевика, брусника, клюква, черника); грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, мухомор, рыжики, лисички, сыроежки); вырезные листья разных деревьев; картинки с изображением разных деревьев; карта «семантическое поле слова «Лес»»; картина-схема «Лес»; конверты с игровыми заданиями; корзинка; мячик.
ТСО: магнитофон.
Музыкальные: фонограммы: «Тележурнал «Хочу всё знать», «Звуки леса».
Раздаточный материал: кисточки, краски, карандаши, вода, влажные салфетки (по количеству детей), 3 листа ватмана.
Оборудование: мольберт 2 штуки
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением леса, деревьев, лесных грибов, ягод и цветов, животных, насекомых и птиц, сравнение и выделение их характерных признаков. Беседы «Лес и здоровье», «Мы – часть природы», «Кто заботится о лесе». Отгадывание загадок, заучивание пословиц о лесе. Наблюдение за деревьями и насекомыми во время прогулок. Рисование, лепка и аппликация на лесную тематику. Чтение рассказов: Верзилина «Деревья в лесу», «В лесу»; Дмитриева «Кто охраняет поляну», «Враги леса», Соколова-Микитова «Сосна»
Цель: Создание условий для формирования у детей обобщенного представления о лесе и его обитателях.
Задачи | Задачи индивидуальной работы с детьми | ||||
1. Обучающие:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
| Формирование умения работать в команде (Никита). | ||||
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, приводящая к результату | Планируемый результат | |
Мотивация на совместную деятельность. мелодия из тележурнала «Хочу, всё знать!» Четверостишие. Актуализация знаний детей Целеполагание
загадка Основной этап совместной деятельности Семантическая карта слова «Лес» картина-схема «Лес» загадки семантическая карта слова «Лес» стихотворение картина-схема «Лес» дидактическая игра «Корзинка с грибами». семантическая карта слова «Лес» Физкультминутка «Здравствуй лес». семантическая карта слова «Лес» семантическая карта слова «Лес» дидактическая игра «Расскажи о животном» Промежуточный итог Практические действия свободное коллективное рисование Рефлексия Дидактическая игра «Кому – что?» Открытость
| Ребята, как вы догадались, сегодня мы, как всегда, открываем какую-то тайну: Ведь в жизни нашей часты чудеса. Секрет лесных чудес необычайных Узнаем мы за полчаса, Орешек знанья тверд, но все же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его помогут Волшебные слова Хотим все знать! Готовы к открытиям? Но прежде я Вам предлагаю вспомнить очень нужные нам для сегодняшних открытий вещи. Я загадаю вам загадку, отгадав её, вы поймете, о чем пойдет речь. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт, Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем. Догадались? Сегодня поговорим о лесе. А что же это такое, лес? Лес, это то место, где растёт много цветов, грибов, трав, ягод и, конечно же деревьев, где живут разные животные, насекомые и микроорганизмы. Ребята, дедушка лесник нам прислал волшебную картину леса, чтобы вы полюбовались таинственной лесной красотой и всем богатством леса. А ведь я сказала, что это необычная картина, волшебная. Увидеть её можно только тогда, когда вы представите лес в своём воображении. От вашего воображения картина оживёт. Лес – это часть природы всей нашей земли, а деревья, трава, грибы, ягоды, насекомые, птицы и звери – это часть леса. Чтобы побольше узнать о лесе, что входит в понятие «лес», и чтобы всё хорошо запомнить, мы с вами сегодня создадим карту слова «лес». У вас на столах находятся такие же пустые листы и наборы картинок. Мы с вами, будем заполнять карту вместе. В лесу по соседству живут самые разнообразные растения и животные, как в доме. Согласны? Дом начинается с коридора, а лес начинается с опушки. Опушка леса – это коридор. На опушке мало деревьев, зато много солнца. Входим в лес и идём по мягкому, пёстрому, разноцветному ковру. Что это за ковёр такой, кто догадался? Это трава, цветы. Если представить, что лес – это дом, то как вы думаете, сколько этажей в этом доме? У каждого обитателя леса есть свои отдельные комнаты, их жилища. Как вы думаете на каком этаже будет располагаться трава и цветы? Они будут располагаться на нижнем этаже нашей многоэтажки. А кто будет на самом последнем этаже многоэтажки? Самый верхний этаж – это самые высокие деревья, Какие? Пониже этаж – это рябины и берёзы, ещё ниже этажом располагаются кусты. Ребята, вот мы говорим, что в лесу много деревьев и располагаются они на разных этажах, а названия деревьев то вы знаете, как они называются? Сейчас проверим.
Потом загорела,
Молодцы, ребята много деревьев вы знаете. Деревья – это часть леса, значит, их мы поместим вокруг картинки леса? Есть такой лес, где растут только ёлки, сосны и ели. Что это за лес? А что за лес, где растут берёзы, рябины, клёны, осины? А что за лес, где растут и хвойные и лиственные деревья вперемешку?
Ребята, как мы с вами теперь знаем, деревья – это верхние этажи леса. Давайте вспомним, что находится на нижнем этаже? Правильно, на нижнем этаже растут цветы, ягоды, грибы. Вы можете мне назвать знакомые вам цветы, которые растут в лесу? Посмотрите, на столе у вас есть подсказки- картинки. А ягоды? В лесу растёт много-много разных грибов, с очень интересными и необычными названиями. А теперь я предлагаю вам немного поиграть. По лесной дорожке осень к нам пришла Нет грибов дружней, чем эти, - Вдоль лесных дорожек
Позвольте, мне с вами не согласиться, потому что мы собирали лесную корзинку, а в лесу растут как съедобные, так и несъедобные грибы. А вот есть мухомор, действительно нельзя, поэтому грибники не собирают мухоморы. А зачем нужны ягоды, грибы, травы и цветы? Ребята, ягоды, грибы, травы и цветы - это тоже важная часть леса, они являются пищей для животных, птиц и насекомых. разместим их на нашей карте леса Ребята, а мы никого не забыли? Звери, птицы и насекомые – это жители лесного царства, они все друг Кто живёт на нижнем этаже среди травы и цветов? Над цветами можно заметить порхающих бабочек и трудящихся пчёл. Каких ещё насекомых можно встретить в лесу? Ребята, а для чего в лесу нужны насекомые? Насекомые – это тоже часть леса, разместим их на карте Здравствуй, лес, прекрасный лес Ребята, какие опасные для насекомых соседи живут на верхних этажах леса? Птиц, которые живут в лесу как называют? Как вы думаете лесные птицы – это часть леса? Конечно, поэтому тоже разместим их на нашей карте Ребята, есть в лесу ещё жители, у них по четыре лапы, есть хвосты и зубы, их тело покрыто шерстью, они бывают хищники и травоядные. О ком это я говорю? - Лесные звери – это часть леса, разместим их на нашей карте. Давайте я вам буду называть какое-нибудь животное, а вы называть мне его признаки, т. е. то, что отличает его от других животных
Карта леса готова, мы с вами вместе её создали. Что можно сказать, глядя на эту карту?
Итак, ребята, лес – это большой многоэтажный дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – дедушка лесник. А теперь ребята, попробуйте нарисовать лес, каким вы его видите, но помните, что он может стать мертвым лесом, если вы что-то посчитаете не нужным. Обсудите у себя в команде, что вы буде избрать, и кто за какое выполнение работы отвечает Посмотрите какие интересные работы у нас получились Для кого вы нарисовали траву? Для кого нужны грибы, ягоды? Для кого нужны деревья? Для кого насекомые в лесу? Кому нужны птицы и животные в лесу? Я предлагаю разместить наши работы в раздевалке для родителей, которые наверняка зададут вам вопрос, что вы изобразили, а вы всё им очень подробно расскажите. Согласны? | включает знакомую мелодию для привлечения детей к исследовательской деятельности пытается вовлечь детей в совместную деятельность загадывает загадку задаёт вопрос, актуализирующий знания детей подводит итог высказываниям детей поворачивает мольберт, на котором пустой белый лист ответы детей крепит в середину листа картинку леса поворачивает мольберт, на котором схематично изображен лес-многоэтажный дом задаёт вопросы, стимулирующие мышление показывает на схеме картине и заполняет пустое место задаёт вопросы, стимулирующие мышление загадывает загадки о деревьях (тополь, ёлка, сосна, берёза, рябина, дуб) задаёт вопросы, побуждающие активизацию ранее полученных знаний приклеивает картинки деревьев на свою карту читает наизусть стихотворение, позволяющее запомнить видовое различие деревьев призывает к рассуждению загадывает загадки Подводит итог задаёт вопрос, способствующий формированию умения устанавливать причинно-следственные связи работает с картой, приклеивает картинки ягод, грибов, цветов задаёт вопрос, активизирующий уже имеющиеся у детей знания задаёт вопрос, способствующий формированию умения устанавливать причинно-следственные связи работает с картой, приклеивает картинки ягод, грибов, цветов показывает движения располагает картинки птиц на своей карте располагает картинки птиц на своей карте располагается в центре с мячом. По очереди каждому ребёнку воспитатель кидает мяч и называет животное обращает внимание на готовые карты, стимулирует обсуждение и подведение промежуточных итогов предлагает нарисовать лес, используя знания о лесе как живом организме задаёт вопросы, позволяющие построить элементарные причинно-следственные связи в природе | дети заняты своими делами дети обращают внимание на знакомый звук с интересом слушают педагога дети отвечают Анализируют. Отвечают. дают свои варианты ответа на вопрос педагога дети рассаживаются на заранее подготовленные места, разделившись на 3 мини-группы высказывают свои предположения высказывают свои предположения высказывают свои предположения анализируют, размышляют, дают ответы Анализируют Обобщают Сравнивают Классифицируют Работают параллельно с педагогм с интересом слушают воспитателя высказывают желание поиграть отвечают дети высказывают мнение, что этот гриб не должен быть в корзинке соглашаются с мнением педагога размышляют, обсуждают отвечают. работают с картой, параллельно с педагогом, приклеивают картинки ягод, грибов, цветов размышляют, обсуждают отвечают. работают с картой, параллельно с педагогом, приклеивают картинки ягод, грибов, цветов стараются правильно выполнить движения за педагогом параллельно работают со своими картами, рассуждая, выбирая птиц, вспоминая их повадки и анализируя пользу каждой птицы для леса параллельно работают со своими картами, становятся в круг, ребёнок кидает мяч обратно педагогу и называет признаки животного. . вступают в активный диалог друг с другом и педагогом обсуждают выбирают изобразительные материалы, рисуют делают выводы, отвечают на вопросы | привлечение внимания к предстоящей совместной деятельности вовлечены в совместную деятельность поддержание интереса детей к предлагаемой деятельности актуализированы знания детей о растительном и животном мире леса определяют дерево по нескольким признакам классифицируют и обобщают деревья по виду дают обобщающее понятие (хвойный, лиственный, смешанный) знают название грибов лисички, опята, сыроежки, подберёзовики, мухоморы классифицируют на съедобные и несъедобные делают попытки установить важнейшие взаимосвязи в природе называют насекомых делают попытки установить важнейшие взаимосвязи в природе дети эмоционально заряжены на дальнейшую деятельность могут определить место птиц в лесном сообществе и их пользу для сохранения здорового леса могут определить признак животного, то что отличает его от других заяц – длинноухий, трусливый, белый или серый, прыгучий короткохвостый; лиса – рыжая, хитрая, остромордая, плутовка и т. д делают вывод что находится на карте, относится к лесу, и деревья, и цветы, и ягоды, и грибы, и насекомые, и птицы, и звери. Всё это части одного целого, которое называется лес. Всё это между собой взаимосвязано и не может друг без друга существовать, а поэтому лес надо беречь способны работать в команде умеют анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, умеют устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев и объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект Образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни на тему: «Весеннее чудо».
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни "Я СЧИТАЮ СЕБЯ ХОРОШИМ"
Цель: воспитание гуманистической направленности поведения, социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности....

Конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни «Автомобиль для Вити» (технология лего-конструирования)
Конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни «Автомобиль для Вити» (технология лего-конструирования)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Спасём Буратино»
Цель занятия: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действи...

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Спасём Буратино»
Непосредственно образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Спасём Буратино»...

План-конспект Образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни. Тема: Знаки +, –, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой.
План-конспект Образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни. Тема: Знаки +, –, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предм...
Конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни тема: математический квест «Детективное агентство «Капитошка»
Формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. Упражнять в прямом и обратном счете от названного числа в пределах 20; в назывании последующего и предыдущего числа, назывании соседей числа; ...