Конспект занятия по экспериментированию: "Волшебные камни" для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Романова Мария Альбертовна

Задачи:

Образовательные: поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам, познакомить с вулканами.

Развивающие: развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объем памяти.

Воспитательные: воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                          «Образовательный комплекс «Перспектива».

 

Конспект занятия по экспериментированию:

               «Волшебные камни».

                    Старшая группа.

                           Воспитатель высшей

                           квалификационной категории:  

                           Романова Мария Альбертовна.

                                                               

                                 

     

                                г.о.  Химки

                                       Московская область

                                           Май 2024г.

Задачи:

Образовательные: поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам, познакомить с вулканами.

Развивающие: развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объем памяти; продолжать формировать навыки общения; развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательная: воспитывать любознательность, познавательный интерес; воспитывать усидчивость; проявлять терпение дослушивать ответы товарищей до конца.

Приоритетная образовательная область «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: фотографии, карточка-схема, посылка с камнями, шкатулка.

Практические: физминутка, исследование предметов.

Оборудование: посылка с камнями, шкатулка с камнями, кукла – Хозяйка гор, макет вулкана, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, пластилин, деревянные брусочки, камни разной величины, гранит, родонит, каменный уголь.

Ход:

Воспитатель: «Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие».

Дети с воспитателем заходят в экологический мини-музей «Такие разные камни» и встают около панно «Горы».

Воспитатель: «В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стояли высокие горы. Вот такими они были. Там было много богатств и сокровищ. За порядком в горах зорко следила Хозяйка гор. Вот такой она была  (Показ куклы – Хозяйки гор). И вот однажды, когда я убиралась в музее, Хозяйка гор поинтересовалась у меня: «А правда ли, что дети с кружка «Юный эколог» любят все рассматривать и изучать. Я сказала: «Да, это правда». Тогда я приглашаю вас в свои владения (в горы)».

Хозяйка гор приготовила для вас посылку, положила туда свои богатства. Предлагаю отгадать, что там?»

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый,  большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Давайте сядем и посмотрим, что же прислала Хозяйка гор.

Дети садятся на ковер в мини-музее, воспитатель открывает посылку.

Воспитатель достает из посылки каменный уголь.

Послушайте, что говорит Хозяйка гор:

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластом,

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать,

Под землею огоньки – это в шахте горняки.

Молотками отбивают этот очень нужный камень.

Показ фото шахтеров.

Дети отгадывают: это каменный уголь.

-Какой он? (черный, блестящий).

-Не очень крепкий. От удара рассыпается на мелкие кусочки.

-Он хорошо горит и дает много тепла. От этой энергии в давние времена двигались пароходы и паровозы.

-Но этот камень лежит глубоко под землей. Хозяйка гор хитрит, в ее владениях, в горах такого камня нет. А откуда он взялся под землей?

Выслушать мнения детей.

Оказывается, давным-давно, древние растения и деревья погибали, сгнивали, разлагались и превращались в рыхлую черную землю – торф. А потом за много-много лет торф превратился в каменный уголь.

Далее воспитатель достает из посылки гранит.

Еще один интересный камень – гранит. Это настоящая горная порода и живет он в горах. Этот камень очень прочный и долговечный.

Где его используют люди? (Мнения детей).

-Применяется при строительстве зданий, мостов, при изготовлении памятников, для украшения станций метро.

Показ фотографий.

Но есть у Хозяйки гор особые камни. Это ее настоящие сокровища. Это камни драгоценные. Что из них делают? (Украшения). Какие? (бусы, браслеты и т.д.)

Показ родонита и украшений, сделанных из поделочных камней.

Далее физкультминутка «Гора».

Стоит гора-старушка,

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора, страдает, камешки теряет.

Каждый день и каждую ночь

Катятся камешки прочь.

Раскатились камешки и с той поры

Ничего не осталось от нашей горы.

(Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту, «катятся камешки прочь» - воспитатель дотрагивается до нескольких детей, и они «катятся» на свои места. Потом текст повторяется и так до тех пор, пока «ничего не осталось от той горы»).

Далее Хозяйка гор передает воспитателю волшебную шкатулку, и дети переходят в другое помещение, где приготовлено все для опытов.

-Хозяйка гор дала нам необычную шкатулку.

Каждый ребенок достает себе что-то из шкатулки, но никому не показывает, все сидят с зажатыми кулачками. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – покажи» дети раскрывают ладошки (у каждого – камни разной формы и величины).

-Хозяйка гор хочет, чтобы мы узнали о свойствах камней. Она дала нам специальные карточки, чтобы мы их заполнили, как настоящие ученые.

Далее экспериментальная деятельность.

1.Дети рассматривают свой камень под лупой. (Видят: точки, пятнышки, вмятинки, царапинки).

2. Какой формы твой камень? (Круглый , овальный и т.д.)

В карточке обвести карандашом круг, если камень круглый.

3.Какой камень – гладкий или шершавый?

В карточке обвести зеркало, если камень гладкий; и обвести щетку, если камень шершавый.

4. Какой камень – твердый или мягкий?

Смять в руках кусочек пластилина, а потом попробовать сделать то же самое с камнем.

В карточке обвести карандашом кирпич, если камень твердый  и платок, если камень мягкий.

5. Тонет или плавает?

Опустить в стаканчик с водой деревянный брусочек (плавает), затем камень (тонет).

Отметить в карточке.

Воспитатель: «Хозяйка гор сказала, что обычно в ее владениях порядок и тишина. Но иногда там начинается непонятное беспокойство. Земные плиты, на которых стоят горы, начинают свое подземное движение, и в горах начинается ….извержение вулкана.

Хозяйка гор не любит этого, потому что это страшное и опасное зрелище. Но познакомить детей с этим явлением все же решила.

Далее выставляется макет вулкана, и дети смотрят извержение вулкана.

(Использовать для опыта: уксус, сода, красная гуашь, моющее средство для посуды).

Далее спросить у детей, где мы побывали и что им больше всего понравилось?

C:\Users\777\Desktop\фото\IMG-20240527-WA0005.jpg

C:\Users\777\Desktop\фото\IMG-20240527-WA0014.jpg

C:\Users\777\Desktop\фото\IMG-20240527-WA0010.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по экспериментированию "Волшебный воздух" в средней группе

изучение свойств воздуха с помощью экспериментальной деятельности в средней группе...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования "Волшебная соль" в старшей группе

с помощью опытов дать детям знания об особенности  соли, её свойства, качества и применения...

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебное мыло» (ранний возраст)

Конспект занятия по  экспериментированию «Волшебное мыло» (ранний возраст)...

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебные краски» в старшей группе

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебные краски» в старшей группе (смешивание красок)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебное чудо» во второй младшей группе

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебное чудо»во второй младшей группеВоспитатель: Саратовская Н.В.Цель:развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе э...

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебные превращения» (смешивания цветов).

Цели: познакомить с процессом смешивания красок; уметь выделять главное, а также признаки предметов и разложить их на составляющие.Задачи:-закрепить знания о цвете красок;-активизировать словарный зап...