Конспект занятия по экспериментированию: "Волшебные камни" для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Задачи:
Образовательные: поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам, познакомить с вулканами.
Развивающие: развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объем памяти.
Воспитательные: воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 858.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Образовательный комплекс «Перспектива».
Конспект занятия по экспериментированию:
«Волшебные камни».
Старшая группа.
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Романова Мария Альбертовна.
г.о. Химки
Московская область
Май 2024г.
Задачи:
Образовательные: поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам, познакомить с вулканами.
Развивающие: развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объем памяти; продолжать формировать навыки общения; развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Воспитательная: воспитывать любознательность, познавательный интерес; воспитывать усидчивость; проявлять терпение дослушивать ответы товарищей до конца.
Приоритетная образовательная область «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: фотографии, карточка-схема, посылка с камнями, шкатулка.
Практические: физминутка, исследование предметов.
Оборудование: посылка с камнями, шкатулка с камнями, кукла – Хозяйка гор, макет вулкана, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, пластилин, деревянные брусочки, камни разной величины, гранит, родонит, каменный уголь.
Ход:
Воспитатель: «Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие».
Дети с воспитателем заходят в экологический мини-музей «Такие разные камни» и встают около панно «Горы».
Воспитатель: «В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стояли высокие горы. Вот такими они были. Там было много богатств и сокровищ. За порядком в горах зорко следила Хозяйка гор. Вот такой она была (Показ куклы – Хозяйки гор). И вот однажды, когда я убиралась в музее, Хозяйка гор поинтересовалась у меня: «А правда ли, что дети с кружка «Юный эколог» любят все рассматривать и изучать. Я сказала: «Да, это правда». Тогда я приглашаю вас в свои владения (в горы)».
Хозяйка гор приготовила для вас посылку, положила туда свои богатства. Предлагаю отгадать, что там?»
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Давайте сядем и посмотрим, что же прислала Хозяйка гор.
Дети садятся на ковер в мини-музее, воспитатель открывает посылку.
Воспитатель достает из посылки каменный уголь.
Послушайте, что говорит Хозяйка гор:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластом,
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать,
Под землею огоньки – это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень.
Показ фото шахтеров.
Дети отгадывают: это каменный уголь.
-Какой он? (черный, блестящий).
-Не очень крепкий. От удара рассыпается на мелкие кусочки.
-Он хорошо горит и дает много тепла. От этой энергии в давние времена двигались пароходы и паровозы.
-Но этот камень лежит глубоко под землей. Хозяйка гор хитрит, в ее владениях, в горах такого камня нет. А откуда он взялся под землей?
Выслушать мнения детей.
Оказывается, давным-давно, древние растения и деревья погибали, сгнивали, разлагались и превращались в рыхлую черную землю – торф. А потом за много-много лет торф превратился в каменный уголь.
Далее воспитатель достает из посылки гранит.
Еще один интересный камень – гранит. Это настоящая горная порода и живет он в горах. Этот камень очень прочный и долговечный.
Где его используют люди? (Мнения детей).
-Применяется при строительстве зданий, мостов, при изготовлении памятников, для украшения станций метро.
Показ фотографий.
Но есть у Хозяйки гор особые камни. Это ее настоящие сокровища. Это камни драгоценные. Что из них делают? (Украшения). Какие? (бусы, браслеты и т.д.)
Показ родонита и украшений, сделанных из поделочных камней.
Далее физкультминутка «Гора».
Стоит гора-старушка,
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора, страдает, камешки теряет.
Каждый день и каждую ночь
Катятся камешки прочь.
Раскатились камешки и с той поры
Ничего не осталось от нашей горы.
(Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту, «катятся камешки прочь» - воспитатель дотрагивается до нескольких детей, и они «катятся» на свои места. Потом текст повторяется и так до тех пор, пока «ничего не осталось от той горы»).
Далее Хозяйка гор передает воспитателю волшебную шкатулку, и дети переходят в другое помещение, где приготовлено все для опытов.
-Хозяйка гор дала нам необычную шкатулку.
Каждый ребенок достает себе что-то из шкатулки, но никому не показывает, все сидят с зажатыми кулачками. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – покажи» дети раскрывают ладошки (у каждого – камни разной формы и величины).
-Хозяйка гор хочет, чтобы мы узнали о свойствах камней. Она дала нам специальные карточки, чтобы мы их заполнили, как настоящие ученые.
Далее экспериментальная деятельность.
1.Дети рассматривают свой камень под лупой. (Видят: точки, пятнышки, вмятинки, царапинки).
2. Какой формы твой камень? (Круглый , овальный и т.д.)
В карточке обвести карандашом круг, если камень круглый.
3.Какой камень – гладкий или шершавый?
В карточке обвести зеркало, если камень гладкий; и обвести щетку, если камень шершавый.
4. Какой камень – твердый или мягкий?
Смять в руках кусочек пластилина, а потом попробовать сделать то же самое с камнем.
В карточке обвести карандашом кирпич, если камень твердый и платок, если камень мягкий.
5. Тонет или плавает?
Опустить в стаканчик с водой деревянный брусочек (плавает), затем камень (тонет).
Отметить в карточке.
Воспитатель: «Хозяйка гор сказала, что обычно в ее владениях порядок и тишина. Но иногда там начинается непонятное беспокойство. Земные плиты, на которых стоят горы, начинают свое подземное движение, и в горах начинается ….извержение вулкана.
Хозяйка гор не любит этого, потому что это страшное и опасное зрелище. Но познакомить детей с этим явлением все же решила.
Далее выставляется макет вулкана, и дети смотрят извержение вулкана.
(Использовать для опыта: уксус, сода, красная гуашь, моющее средство для посуды).
Далее спросить у детей, где мы побывали и что им больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-996204-1516046259.jpg)
конспект НОД по экспериментированию "Волшебный воздух" в средней группе
изучение свойств воздуха с помощью экспериментальной деятельности в средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/18/picture-1110398-1571395759.jpg)
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования "Волшебная соль" в старшей группе
с помощью опытов дать детям знания об особенности соли, её свойства, качества и применения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-1100797-1566742981.jpg)
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебное мыло» (ранний возраст)
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебное мыло» (ранний возраст)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-1360191-1635877957.jpg)
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебные краски» в старшей группе
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебные краски» в старшей группе (смешивание красок)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055826-1536566786.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/26/picture-1377090-1679828336.jpg)
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебное чудо» во второй младшей группе
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебное чудо»во второй младшей группеВоспитатель: Саратовская Н.В.Цель:развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе э...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-1418609-1662277127.jpg)
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебные превращения» (смешивания цветов).
Цели: познакомить с процессом смешивания красок; уметь выделять главное, а также признаки предметов и разложить их на составляющие.Задачи:-закрепить знания о цвете красок;-активизировать словарный зап...